Научная статья на тему 'Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников'

Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2512
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТ / КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Татьяна Олеговна

Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на решение проблем, умеющих работать с любыми информационными потоками. Однако, в детском саду в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Дети с ускоренным умственным развитием, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей не ведется, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается. Для развития творческих способностей дошкольников в нашем детском саду было решено своевременно выявить детей с предпосылками одаренности, и провести специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога и воспитателей. Создание развивающего кружка в ДОУ для детей, имеющих предпосылки одаренности, это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В кружке дети вместе с педагогомпсихологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности. Для решения этой задачи была разработана модифицированная программа познавательно-интеллектуальной направленности «Хочу все знать!» на основе программы В.И. Ковалева «10 шагов к успеху». Данная программа рассчитана на реализацию задач в течение одного учебного года, предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Планирование, организацию и работу кружка осуществляет педагог-психолог совместно с воспитателями подготовительных к школе групп. Цели и задачи Цель работы кружка: развитие творческих и интеллектуальны способностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенные образовательные потребности, посредством игр и упражнений. Задачи: развивать познавательную сферу, знакомя с окружающей действительностью, произведениями художественной литературы; развивать эмоционально-чувственную сферу, воспитывая адекватность эмоциональных проявлений на события с выраженной положительной и отрицательной окраской; формировать способность к самостоятельному творчеству в условиях произвольно данной деятельности. Основные принципы работы кружка: 1.Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается). 2.Принцип вовлеченности детей в работу, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается. 3.Принцип доступности. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании. 4.Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поду решаемой проблемы. Методические приемы 1.Совместная творческая деятельность. 2.«Подвязывание» одной сказки к другой. 3.Прием сквозного прохождения полюбившегося героя через сюжеты известных литературных произведений. 4.Использование схем, карточек, моделей, кроссвордов. Средства, условия достижения цели, выполнения поставленных задач: 1.Для определения базового уровня развития способностей детей, отслеживания динамики изменений проводится предварительная и итоговая скрининг-диагностика развития психических процессов, творческого мышления у детей. 2.Комплекс занятий (25) направлен на развитие творческого мышления, воображения, основных мыслительных операций у детей. 3.Групповые занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Воспитателям еженедельно дается «домашнее задание», которое выполняется с детьми в группе. 4.Групповые занятия проводятся в игровой форме, в форме интеллектуальнопознавательных викторин. 5.В структуру занятия включаются: Ритуал приветствия снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия. Игру на повышение двигательной активности. Ритуал прощания. Сначала подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем сам ритуал прощания, и вместе (дети с педагогомпсихологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. В группе детям и воспитателям дается домашнее задание. 6.Подведение итогов реализации данной программы возможно в форме сравнительного анализа результатов психологической диагностики познавательного развития и креативности ( на начало и конец учебного года). Прогнозируемые результаты: повышение уровня развития творческого мышления, воображения, активизация мыслительных способностей, повышение познавательной активности. Оценка результатов работы проводится на основе сравнительного анализа данных диагностического обследования креативных способностей детей по модифицированному варианту методики Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур» (модификация О.М. Дьяченко) и когнитивных способностей по методике Д. Векслера. Итоги диагностики результатов работы: Мониторинг итогов работы выявил увеличение количества детей с высоким уровнем развития интеллекта (с ОИП115 до ОИП -118) и коэффициента оригинальности мышления ( с Кор -27 до Кор 50). Выводы Анализ итогов работы позволил сделать вывод о том, что благодаря продуманному педагогическому воздействию у детей активизировалось развитие творческого воображения и мыслительных операций, возросло желание узнать новое и развивать свои способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников»

Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников

Евсеева Татьяна Олеговна

ГБОУ СОШ №1 СП-д/с "Сказка" пгт Суходол Сергиевский район Самарская область

Ключевые слова:

одаренность, творчество,интеллект, коммуникация, взаимодействие

Введение

Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на решение проблем, умеющих работать с любыми информационными потоками. Однако, в детском саду в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Дети с ускоренным умственным развитием, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей не ведется, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается.

Для развития творческих способностей дошкольников в нашем детском саду было решено своевременно выявить детей с предпосылками одаренности, и провести специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога и воспитателей.

Создание развивающего кружка в ДОУ для детей, имеющих предпосылки одаренности, - это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В кружке дети вместе с педагогом-психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности. Для решения этой задачи была разработана модифицированная программа познавательно-интеллектуальной направленности «Хочу все знать!» на основе программы В.И. Ковалева «10 шагов к успеху».

Данная программа рассчитана на реализацию задач в течение одного учебного года, предназначена для работы с детьми 6-7 лет.

Планирование, организацию и работу кружка осуществляет педагог-психолог совместно с воспитателями подготовительных к школе групп.

Цели и задачи

Цель работы кружка: развитие творческих и интеллектуальны способностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенные образовательные потребности, посредством игр и упражнений.

Задачи:

• развивать познавательную сферу, знакомя с окружающей действительностью, произведениями художественной литературы;

• развивать эмоционально-чувственную сферу, воспитывая адекватность эмоциональных проявлений на события с выраженной положительной и отрицательной окраской;

• формировать способность к самостоятельному творчеству в условиях произвольно данной деятельности.

Основные принципы работы кружка:

1.Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).

2.Принцип вовлеченности детей в работу, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.

3.Принцип доступности. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.

4.Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поду решаемой проблемы.

Методические приемы

1.Совместная творческая деятельность.

2.«Подвязывание» одной сказки к другой.

3.Прием сквозного прохождения полюбившегося героя через сюжеты известных литературных произведений.

4.Использование схем, карточек, моделей, кроссвордов.

Средства, условия достижения цели, выполнения поставленных задач:

1.Для определения базового уровня развития способностей детей, отслеживания динамики изменений проводится предварительная и итоговая скрининг-диагностика развития психических процессов, творческого мышления у детей.

2.Комплекс занятий (25) направлен на развитие творческого мышления, воображения, основных мыслительных операций у детей.

3.Групповые занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Воспитателям еженедельно дается «домашнее задание», которое выполняется с детьми в группе.

4.Групповые занятия проводятся в игровой форме, в форме интеллектуально-познавательных викторин.

5.В структуру занятия включаются:

° Ритуал приветствия - снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.

° Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и

задач каждого занятия. ° Игру на повышение двигательной активности.

° Ритуал прощания. Сначала подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем - сам ритуал прощания, и вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. В группе детям и воспитателям дается домашнее задание.

6.Подведение итогов реализации данной программы возможно в форме сравнительного анализа результатов психологической диагностики познавательного развития и креативности ( на начало и конец учебного года).

Прогнозируемые результаты: повышение уровня развития творческого мышления, воображения, активизация мыслительных способностей, повышение познавательной активности.

Оценка результатов работы проводится на основе сравнительного анализа данных диагностического обследования креативных способностей детей по модифицированному варианту методики Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур» (модификация О.М. Дьяченко) и когнитивных способностей по методике Д. Векслера.

Итоги диагностики результатов работы:

Мониторинг итогов работы выявил увеличение количества детей с высоким уровнем развития интеллекта (с ОИП- 115 до ОИП -118) и коэффициента оригинальности мышления ( с Кор -27 до Кор - 50).

Выводы

Анализ итогов работы позволил сделать вывод о том, что благодаря продуманному педагогическому воздействию у детей активизировалось развитие творческого воображения и мыслительных операций, возросло желание узнать новое и развивать свои способности.

Список литературы:

1. Ковалев В.И. 2000г. //Развивающие игры. 10 шагов к успеху / Москва. 50 с.

2. Королева С.Г. 2010г. //Развитие творческих способностей детей 5-7 лет / Волгоград. 126 с.

3. Куцакова Л. В., Губарева Ю.Н. 2003г. //1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет / Москва. 138 с.

5. Хухлаева О.В. 2005г. //Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / Москва. 84 с.

6. Гатанов Ю. 2000г. //Развиваю воображение / Санкт-Петербург. 58 с.

7. Гатанов Ю. 2000г. //Развиваю память / Санкт-Петербург. 90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.