УДК: 82-92; 070
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_75
Благов Ю.В.
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Blagov Yu.V.
THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED COMMUNICATIONS IN INFORMATION
AND COMMUNICATION SPACE
Ключевые слова: интегрированные коммуникации, массовые коммуникации, информационно-коммуникативное пространство, мультимедийность, гипертекстуальность, мас-смедиа, медийный продукт, конвергентный контент, коммуникационный акт, интернет-коммуникации.
Keywords: integrated communications, mass communications, information and communication space, multimedia, hypertextuality, mass media, media product, convergent content, communication act, Internet communications.
Аннотация: Статья посвящена описанию процесса развития интегрированных коммуникаций в информационно-коммуникативном пространстве. Современный этап развития общества характеризуется тем, что во все сферы жизни активно проникают новые информационно-коммуникационные технологии, меняются способы донесения информации и взаимодействия с потребителем. Интернет объединил в себе интерактивный характер коммуникации, свойства гипертекстуальности, мультимедийности, сетевой навигации, эффекта присутствия и возможности построения индивидуального взаимодействия. Глобальная сеть явилась одновременно и новой средой общения, и рынком с десятками миллионов потенциальных клиентов. Сегодня, безусловно, одним из ключевых трендов работы с потребителем становится все большая ориентация на развитие коммуникативной активности компании в виртуальной среде и новых медиа.
На сегодняшний день когнитивная и эмоциональная значимость средств массовой информации зависит как от обработки знаний, полученных в процессе взаимодействия с мас-смедиа, так, и, опираясь на психологическую уникальность личности, СМИ формируют для нас реальный мир в новых пространственных и когнитивных сферах. Таким, образом, анализ понятия коммуникации позволяет подчеркнуть его междисциплинарную природу и прогрессивный характер.
В современных условиях различные модели коммуникации, пересекаясь, и дополняя друг друга, объединяются, создавая новую модель - интегрированные коммуникации, а, следовательно, новое пространство для коммуникационного поля, где главная роль отводится сетевым технологиям и новым медиа. Дальнейшие исследования коммуникации могут продолжиться именно в направлении комплексного изучения интегрированных коммуникаций.
Таким образом, основные средства интегрированных коммуникаций в полной мере реализуются в современном информационно-коммуникативном пространстве. При этом существует тенденция диверсификации интернет-коммуникации с потребителями и персонали-зации взаимодействия с ними. Этому способствует развитие информационно-коммуникационных технологий, бурно растущая сетевая электронная экономика и создание различных видов новых медиаплощадок.
Abstract: The article is devoted to the description of the process of development of integrated communications in the information and communication space. The modern stage of development of society is characterized by the fact that new information and communication technologies are actively penetrating into all spheres of life, the ways of delivering information and interacting with the consumer are changing. The Internet has combined the interactive nature of communication, the
properties of hypertextuality, multimedia, network navigation, the effect of presence and the possibility of building individual interaction. The global network has become both a new medium of communication and a market with tens of millions of potential customers. Today, undoubtedly, one of the key trends in working with consumers is becoming more and more focused on the development of the company's communication activity in the virtual environment and new media.
Today, the cognitive and emotional significance of the media depends both on the processing of knowledge gained in the process of interaction with the media and, relying on the psychological uniqueness of the personality, the media form the real world for us in new spatial and cognitive spheres. Thus, the analysis of the concept of communication allows us to emphasize its interdisciplinary nature and progressive nature.
In modern conditions, various communication models, intersecting and complementing each other, unite, creating a new model - integrated communications, and, consequently, a new space for the communication field, where the main role is given to network technologies and new media. Further research of communication can continue precisely in the direction of a comprehensive study of integrated communications.
Thus, the main means of integrated communications are fully implemented in the modern information and communication space. At the same time, there is a tendency to diversify Internet communication with consumers and personalize interaction with them. This is facilitated by the development of information and communication technologies, the rapidly growing network electronic economy and the creation of various types of new media platforms.
В современных условиях с каждым днем возрастает внимание к такому феномену, как коммуникация. Коммуникация является объектом исследования на разных уровнях и в различных концептах, таких как философский, социологический, политологический, культурологический, психологический, лингвистический, и т. д. Сложившая ситуация объясняется, происходящими в современном мире глобальными трансформациями индустриального общества в информационно-коммуникативное, сопровождающимися использованием коммуникации во всех сферах жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, что приводит к глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности1. Несомненно, происходящие изменения не могут не оказывать влияния и на изменения социально-коммуникативной сферы, переосмысления места и роли коммуникаций в развитии общества, их воздействия на характер общественных отношений.
Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.
Коммуникация является объектом изучения многих наук, таких как социология, семиотика, этнография, риторика, психология, педагогика, а также кибернетика, и других естественно-научных дисциплин.
В русском языке слово «коммуникация» в похожих значениях используется с развитием взаимоотношений с Западной Европой примерно с конца XVII - начала XVIII века. Первый российский словарь иностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», составленный с личным участием Петра I, включал статью, раскрывающую понятие «коммуникация» как «переговор», «сообщение». Анализ документов петровской эпохи также подтверждают использование термина «коммуни-кация»2. Термин использовался в речи отдельных групп населения, владеющих европейскими языками и приближенных к престолу. С одной стороны, отражает общение людей и их информационное взаимодействие. С другой стороны - само сообщение.
В «Кратком психологическом словаре» коммуникация определяется как смысловой аспект социального взаимодействия.
2 Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. - Л.: ЛГИТМиК, 1976. С. 12.
Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект; как понятие, близкое к понятию общения, но расширенное, это -связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе1; как путь сообщения, связь одного места с другим; общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка2.
«Современный словарь социологии», изданный в 1969 году в Нью-Йорке, определяет коммуникацию как «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством симво-лов»3.
Автор теории виртуальной коммуникации Ф.И. Шарков отмечает, что сегодня понятие коммуникация применяется в двух значениях: 1) путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации); 2) общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи4.
Исследования коммуникации начались ещё в античные времена. Одно из первых исчерпывающих определений коммуникации в 1928 году было сформулировано английским литературным критиком И. Ричардсом. Он отмечал, что «коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое
1 Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко // под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. С. 223.
2 Большой Российский энциклопедический словарь - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 716.
3 Theodorson S. A., Theodorson A. G. A Modern Dictionary of Sociology. -- N. Y.: Cassell, 1969. -469 p.
4 Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый
курс). Серия: Интегрированные маркетинговые
коммуникации - Издательство: РИП-холдинг, 2004
С. 9.
человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом»5.
Принято считать, что научные определения коммуникации в работах зарубежных ученых широко рассматриваются в 5060-е годы XX века. В 1969 г. Ж. Д'Арси впервые во Франции обращает внимание общественности на необходимости признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий 6
коммуникации .
В 1970-е годы Ф. Дане было выявлено и проанализировано 95 определений ком-муникации7. Анализ позволил сделать вывод о разных 10 подходах к пониманию «коммуникации» и необходимости представления коммуникации в комплексе родственных понятий, что позволило бы избежать разногласий в теоретическом плане. В 1976 году зарубежными исследователями Ф. Дане и К. Ларсон в список определений был увеличен до 126 определений. По настоящее время число определений постоянно увеличивается.
С каждым годом увеличивается, и количество ученых, предпринимаемых попытки дать определение категории коммуникации. К 2014 году количество определений составляло свыше 300.
В современном английском языке communication понимается в трех основных значениях:
- человеческое общение, контакты, связи между людьми;
- связь, осуществляемая посредством технических устройств, средства сообщения;
- процесс передачи информации8.
Пономарев С.В. Вербальные коммуникации в системе паблик рилейшнз канд дисс. - М., - 2001. -http:// ponomariov 2002.narod.ru /disser.html.
6 Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада - 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2000. С. 197.
7 Dance F. Е. X. The «concept» of communication // Journal of Communication. - 1970. - №20. - P. 201-210.
8 Communication // ABBYY Lingvo 6.0. Система электронных словарей. Электронный англо-русский и русско-английский словарь. ABBYY Software House (BIT Software).
На основании представленных дефиниций можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день нет единого определения коммуникации. Авторы подчеркивают отдельные характеристики данного понятия, выделяя те из них, которые соответствуют их представлениям и концепциям, разрабатываемым в русле данной проблематики. Такое разнообразие понятий связано с разными способами словесной и знаковой фиксации передаваемой информации, с параметрами ее передачи, восприятия, а также способом ее адресованности: массовая и конкретно направленная.
Федоров А.В. отмечает, что с помощью коммуникации выполняется передача различной информации, в том числе и медийной, а именно «вербальной, невербальной, визуальной, аудиовизуальной, групповой, массовой, межличностной, внутрилич-ностной, дистанционной, тактильной, контактной, конфликтной, культурной, межкультурной, социальной, педагогической и других видов информации»1.
В современной теории коммуникации сложились разные подходы к ее типологии. Анализ позволяет выделить различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, межкультурная, массовая и маркетинговая коммуникации. Имеются различные подходы к типологии коммуникаций. Рассмотрим различные типы коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям.
По масштабности процесса коммуникации и массовости, вовлекаемых в него лиц, различают: массовую (на уровне социальной системы); среднего уровня (ограниченную в масштабах социальную группу и организаций - внутриорганизационные коммуникации); локальную (внутрисемейная, триадная и др.); внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы); межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). По отношению к каждому из
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиагра-мотности, медиакомпетентности - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с.
внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер - внешние коммуникации. Межличностная коммуникация осуществляется между отдельными людьми - диадные, а внутриличностные представляют собой общение с самим собой2. Внутриорганизаци-онные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации. Внешние коммуникации представлены системой связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек сам с собой обсуждает свои проблемы, ищет решения, задает себе вопросы и сам отвечает на них.
Массовая коммуникация является системой взаимосвязей, позволяющей получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Данная коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Такие коммуникации выполняются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).
Под массовыми коммуникациями также подразумевается и одновременное наличие большого числа людей в ограниченном пространстве, что позволяет им осуществлять взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях) (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.
По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосре-
2 Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Серия: Интегрированные маркетинговые коммуникации - Издательство: РИП-холдинг, 2004 г. С. 41.
дованные 12 (дистанционные)1. Непосредственная коммуникация является коммуникацией, выполняемой напрямую с применением вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия. Опосредованная коммуникация - это коммуникация, при которой взаимодействие, осуществляется через посредника. При таком взаимодействии коммуникация осуществляется посредством посредников, и различных средств коммуникации, при этом используются технические средства массовой информации и рекламы, такие как телефон, видеосвязь, рупор, громкоговоритель, радио, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера.
По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные коммуникации. По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные).
Коммуникации могут подразделяться по направлениям потоков информации коммуникации на горизонтальные и вертикальные. В свою очередь вертикальное направление, подразделяется на нисходящее и восходящее.
В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации делятся на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникативные средства представлены словесным взаимодействие сторон и выполняются с помощью знаковых систем, символов, главным из которых является язык. Невербальная коммуникация предусматривает использование невербальных коммуникативных средств, которые выполняют базовые функции коммуникации, такие как информационную, прагматическую и экс-прессивную2.
Появление интернета и его интенсивное развитие внесли принципиальные изменения в деятельность компаний по использованию средств интегрированных маркетинговых коммуникаций. Сегодня комму-
1 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: Рефлбук, К.: Ваклер, 2001. С. 19.
2 Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Серия: Интегрированные маркетинговые коммуникации - Издательство: РИП-холдинг, 2004 г. С. 42.
никативные характеристики интернета требуют нового взгляда на организацию процессов коммуникации и осмысления используемых подходов.
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей повседневности, а взаимодействие медиапользователей в социальных сетях все более усиливается и, если не порождает новую реальность, то уж точно на нее влияет. Социальные сети являют собой новую парадигму социальной общности, а их влияние на трансформацию социальной структуры заключается в новых социальных практиках, прозрачности нормативноцен-ностных установок и в возможности социального контроля над ними. Эффективность сетевой коммуникации как универсального социокультурного механизма является результатом генезиса и функционирования Интернета во взаимосвязи с социальными параметрами. Интернет, как техногенный объект, расположенный между субъектами взаимодействия, сам по себе не создает знаний, но дает доступ к информации и увеличивает возможности многовариативной коммуникации.
По своей сути, процесс интеграции (от лат. глагола integrare) - это создание целого путем соединения вместе его отдельных частей. Правильная интеграция элементов дает возможность синергетической связи и усиления действия друг друга.
Исследование характерных аспектов интеграции средств массовой информации в социальные сети показывает, что они в настоящее время стали неотъемлемой частью повседневной жизни, и получение и распространение информации для средств массовой информации происходит, в том числе, и через социальные сети. Это связано не только с личным общением, но и с профессиональным. Поддержание деловых контактов, оперативное информирование коллег, а также последние новости фирмы -все это доступно каждому пользователю социальных сетей. Но если для большинства работников из разных сфер деятельности иметь собственный аккаунт в любой из социальных сетей остается делом добровольным, то для журналистов - это не желание, а, скорее, необходимая часть профессиональной деятельности. Как утверждают
многие представители СМИ, не иметь доступа к социальным сетям и не использовать их в своей работе - значит «выпасть» из производства информационного контента.
В связи с интенсивным развитием современной информационно-коммуникативной системой возникает необходимость переосмысления классических категорий и определений коммуникативистики. Когда мы говорим, что интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения. Поскольку в традиционном представлении коммуникация в основе традиционного представления коммуникации лежит известная схема «коммуникатор - канал (передачи информации) - реципиент». Однако, в информационно-коммуникативном пространстве каждый из элементов данной цепочки претерпевает изменение. Интернет-поколения Web 2.0 дает возможность пользователям самим выбирать информацию для потребления, производить и распространять ее. Информация становится продуктом коллективного творчества непрофессиональных сообществ. Коммуникационные возможности с развитием сети 2.0 сделали аудиторию информационно активной и мобильной.
Интернет интегрирует множество различных форм коммуникации в одной системе.
Сегодня можно говорить о появлении новой модели коммуникации, в которой представлены четыре типа коммуникации, предложенные В.М. Морисом и К. Оганом:
1) асинхронная коммуникация «один на один»;
2) асинхронная коммуникация «многих ко многим»;
3) синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строится вокруг какой-либо конкретной темы, например, «ролевые игра, чаты»;
4) асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации; здесь можно встретить коммуника-
цию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы)1.
Данная модель коммуникации трансформируется, оказывая влияние на отношения с традиционными СМИ. Происходит замена на субъект-субъектные отношения, при которых коммуникация может проходить в формате один-к-одному, и в многие-многим, выстраиваются отношения, при которых отправитель информации и получатель коммуникации меняются ролями. В результате массовая коммуникация становится интерактивной. Н.С. Васильев отмечает, что «единицей информации в новом коммуникационном пространстве становится текст, который в результате дигитализа-ции (от digitalization - в пер. с англ. «преобразование данных в цифровую форму») наделяется более глубоким смыслом и становится многоуровневым за счёт «гипероблака» - системы ссылок, видео-, аудио-, фотоматериалов и графики»2.
Новые интерактивные технологии при осуществлении массовой коммуникации способствуют организации прямого обмена информацией и осуществления обратной связи участников коммуникационного акта. В этом процессе пользователь, в одном случае, по-прежнему остаётся частью массовой аудитории, потребляющей информационный продукт и распространённый с помощью СМИ, а в другом случае, обмениваясь информацией в социальных медиа, обсуждает новости и принимает участие в создании сообщения, а, следовательно, является активным пользователем (участником) коммуникационного акта.
По мнению Н.С. Васильева «характеристики информации как основополагающей категории СМИ кардинально трансформируются, если производство переходит от медийного продукта к конвергентному контенту»3.
Данный подход порождает наибольшие полемики исследователей. Ряд иссле-
1 Morris M., Ogan C. The Internet as Mass Medium // Journal of Communication. - 1996. - Vol. 46. - P. 3950.
2 Васильев Н.С. О перспективах появления новых коммуникационных моделей в условиях медиаконвергенции // Вестник МГУКИ. - 2013. -№ 6 (56). С. 217.
3 Там же.
дователей считает, что разумно говорить о подвиде все той же массовой коммуникации, а не о новом виде коммуникации. Другие исследователи прогнозируют, что с того момента как информационные сети станут общедоступными, наступит эра глобальной коммуникации.
Исследование различных аспектов проявления интегрированных коммуникаций в новых медиа, в том числе теоретическое изучение дефиниций феномена коммуникации позволило сделать вывод об отсутствии на сегодняшний день единого опре-
деления термина «коммуникация» - разные исследователи дают различные характеристики данного понятия в соответствии со своими представлениями и концепциями. Это связано с разными способами словесной и знаковой фиксации передаваемой информации, с разными параметрами ее трансляции и восприятия; различиями в адресной направленности информации, когда она может иметь массовый или конкретно направленный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Благов, Ю.В. Интеграция в журналистском образовании [Текст] / Ю.В. Благов // Вестник Волжского Университета имени В.Н. Татищева. Научный журнал. «Филологические науки» Том 1 - № 1, Тольятти, 2020. С. 102-109.
2. Благов, Ю.В. СМИ и межкультурная коммуникация [Текст] / Ю.В. Благов // Вестник Волжского Университета имени В.Н. Татищева. Научный журнал. «Филологические науки» Том 1 - № 1 (34), Тольятти, 2021. С. 118-125.
3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / [Текст] // П. Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. Е. Руткевич. - М.: «Медиум», 1995. -323 с.
4. Большой Российский энциклопедический словарь [Текст] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.
5. Васильев, Н.С. О перспективах появления новых коммуникационных моделей в условиях медиаконвергенции [Текст] / Н.С. Васильев // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 6 (56). С. 213-217.
6. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л. А. Карпенко / под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
7. Петров, Л.В. Массовая коммуникация и искусство / [Текст] // Л.В. Петров. - Л.: ЛГИТМиК, 1976. - 160 с.
8. Пономарев, С.В. Вербальные коммуникации в системе паблик рилейшнз. [Электронный ресурс] / С.В. Пономарев // канд дисс М., 2001. - - Режим доступа: http:// ponomariov 2002.narod.ru /disser.html.
9. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / [Текст] // Г.Г. Почепцов. - М.: Рефлбук, К.: Ваклер, 2001. - 656 с.
10. Терин, В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада [Текст] - 2-е изд., перераб. и доп. / В.П. Терин - М., 2000. - 223 с.
11. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиа-грамотности, медиакомпетентности [Текст] / А.В. Федоров - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с.
12. Шарков, Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Серия: Интегрированные маркетинговые коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарков - Издательство: РИП-холдинг, 2004 г. - 248 с.
13. Communication [Text] // ABBYY Lingvo 6.0. Система электронных словарей. Электронный англо-русский и русско-английский словарь. ABBYY Software House (BIT Software).
14. Dance, F.E.X. The «concept» of communication [Text] / F. E. X. Dance // Journal of Communication. 1970. - № 20. - P. 201-210.
15. Morris, M., Ogan, C. The Internet as Mass Medium [Text] / M. Morris, C. Ogan // Journal of Communication. - 1996. - Vol. 46. - P. 39-50.
16. Theodorson, S.A., Theodorson, A.G. A Modern Dictionary of Sociology [Text] / S.A. Theodorson, A.G. Theodorson - N. Y.: Cassell, 1969. - 469 p.
Дата поступления: 25.08.2021