Развитие интеграционных процессов в сфере миграции на пространстве СНГ
Н. И. Власова
По оценкам экспертов, ежегодно на территории государств
Содружества мигрирует порядка 10 млн человек. Миграционная подвижность населения данного региона существенно
ют: наличие безвизового пространства между большинством государств СНГ, различия в уровнях экономического и демографического развития, сохранение хозяйственных связей и общего менталитета, культурно-исторические факторы и политические причины. Значительную долю мигрантов составляют трудовые мигранты. В связи с чем трудовая миграция является одним из важнейших факторов интеграционных процессов на пространстве СНГ.
Создание Евразийского экономического союза, предусматривающего, как отметил в своей статье В.В.Путин1 «снятие для граждан миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот» будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться», обусловит еще большую миграционную подвижность населения этого региона и возрастание значимости миграции в его становлении и развитии.
Учитывая, что государства-участники СНГ составят основу Евразийского союза, целесообразно проанализировать современную миграционную ситуацию в этом регионе. Среди государств СНГ выделяются государства, принимающие трудовых мигрантов, к числу которых относятся Россия, Казахстан и Белоруссия, и остальные государства - доноры рабочей силы. Развитие интеграционных процессов в миграционной сфере этого региона в значительной мере зависит от миграционной
1 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня// http://www.izvestia.ru/news/502761
УДК 339.923:325 ББК 65.5 В - 581
возросла с распадом Советского Союза. Столь высокому уровню здесь миграционной подвижности населения способству-
политики России, являющейся основным принимающим трудовых мигрантов государством, а также от создания общего рынка труда и единого миграционного пространства государств-участников СНГ. В то же время развитие интеграционных процессов в миграционной сфере СНГ имеет особое значение для Российской Федерации, где на долю трудовых мигрантов из СНГ приходится свыше 78% всей легально привлекаемой иностранной рабочей силы:
График 1
Легальное привлечение иностранных работников в экономику Российской Федерации в 2005-2010 годах2
3 ООО ООО
В экономике России трудится около 10-123 миллионов трудовых мигрантов -более 13% всех трудовых ресурсов страны. В некоторых регионах страны и отраслях экономики эта величина составляет более 30%, особенно в строительстве и ЖКХ. Значительная часть мигрантов - это представители различных национальностей и конфессий, следовательно, их присутствие определяет межнациональные и межконфессиональные отношения.
При этом необходимо отметить, что легальная составляющая трудовой миграции в Россию в 3-6 раз меньше, чем нелегальная,4 что хорошо видно из следующего графика5:
2 Подготовлено на основании данных Росстата и ФМС России
3 См. Власова Н.И., Матвеева И.Г, Кравцов В.В. под общей редакцией Поставнина В.А. «Временная трудовая миграция: надо ли сохранять квоты?», Москва, 2011 год
4 В связи с существованием безвизового пространства между Россией и подавляющим большинством государств СНГ преимущественную часть нелегальных мигрантов составляют мигранты, на законном основании пребывающие в Российской Федерации, но осуществляющие трудовую деятельность без разрешения на работу.
5 См. Власова Н.И., Матвеева И.Г, Кравцов В.В. под общей редакцией Поставнина В.А. «Временная трудовая миграция: надо ли сохранять квоты?», Москва, 2011 год
График 2
Оценочная численность иностранных работников в России за 1994-2011 гг. с учетом нелегальной миграции
^численность нелегальных ИР (по экспертной оценке)
1994199519961997 19981999200020012002 20032004200520062007 200820092010 2011
Отсутствие достоверной информации о потоках трудовой миграции приводит к столь существенным различиям в оценках этого показателя экспертами.
Вместе с тем, данные только об учтенных денежных переводах трудовых мигрантов являются ярким подтверждением роста их нелегальной занятости:
График 3
Денежные переводы трудовых мигрантов из России за 2009-2010 годы6
6 Власова Н.И., Матвеева И.Г., Кравцов В.В. под общей редакцией Поставнина В.А. «Предложения по институциональной модернизации российской миграционной политики», Москва, 2011 год.
численность легальных ИР
Из данного графика видно, что денежные переводы в страны СНГ приблизились к 80 млрд долл. и составляют весомую долю дохода ряда из них (например, в Таджикистане - 38% ВВП, Молдове -28% ВВП7), они способствуют сокращению бедности в странах исхода, сглаживанию различий экономических потенциалов, что в конечном итоге является серьезным фактором стабилизации социальной обстановки в регионе СНГ. При этом, по мнению экспертов, соотношение средств, перечисляемых иностранными работниками в государства исхода и оседающих в российской экономике, составляет 1:6 в пользу России8.
Возможность восполнять дефицит труда рабочей силой близкой ментальности - огромное преимущество России. Интеграционная политика должна быть направлена, во-первых, на то, чтобы не только не упустить имеющиеся возможности, но и использовать их с максимальной выгодой для страны, не ущемляя при этом интересов партнеров, а во-вторых, на формирование позитивного имиджа России в глазах населения стран СНГ.
Интеграция в сфере миграции предполагает создание общего рынка труда и единого миграционного пространства. Несмотря на существенное увеличение миграционных потоков интеграционные процессы в сфере миграции на пространстве СНГ развиваются неудовлетворительно. И здесь можно выделить несколько основных причин:
- несогласованность миграционной политики принимающих трудовых мигрантов государств и их направляющих;
- существенные различия в нормативной правовой базе в сфере миграции;
- несовершенство механизма реализации миграционного законодательства, создающего административные барьеры на пути легализации трудовых мигрантов, обеспечения их прав в сфере труда и социальной защиты в государствах трудоустройства, прежде всего, в России;
- наличие значительного количества теневых посредников в сфере трудоустройства мигрантов как за пределами государства их постоянного проживания, так и на их родине, что зачастую приводит к их рабству и эксплуатации;
- отсутствие достоверной информации о реальных объемах миграционных потоков между государствами и денежных переводах мигрантов;
- все большие различия в системах профессиональной подготовки кадров;
- все меньшее распространение русского языка как языка общения между государствами СНГ
Что необходимо предпринять? Во-первых, необходимо повысить ответственность государств Содружества в проведении цивилизованной миграционной политики, что предусматривает усиление координации их деятельности на основе
7 Данные Всемирного банка
8 Журнал «Миграция XXI век» № 2 2011 год - интервью с Ромодановским К.О.
двухсторонних и многосторонних соглашений, а также повышение роли направляющих трудовых мигрантов государств в их предвыездной подготовке к работе в государстве трудоустройства. Необходимо предпринять и соответствующие институциональные и инфраструктурные изменения. Прежде всего, следует обеспечить создание и развитие специальных структур, оказывающих востребованные мигрантами услуги. Как показывает практика, создание мигрантской инфраструктуры возможно на основе широкого взаимодополняющего сотрудничества государственных, частных и общественных организаций. В условиях безвизового порядка въезда с большинством государств, создание мигрантских сервисов целесообразно как в государствах исхода трудовых мигрантов, так и в государствах их трудоустройства. Кроме того, необходимо ввести в правовое русло деятельность теневых посреднических структур в сфере зарубежного трудоустройства мигрантов.
Во-вторых, необходимо провести модернизацию и гармонизацию нормативной правовой базы в сфере миграции и сопряженных с ней сферах. Модернизация нормативной правовой базы должна отвечать партнерским интересам взаимодействующих сторон и быть направлена на расширение легитимного пространства для миграции и трудовой деятельности, введение дополнительных каналов натурализации, упрощение правил и процедур правового оформления статуса мигрантов. Это предполагает, прежде всего, формирование единого пространства в области профессионального обучения, применения единых программ профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся-мигрантов, разработки и применения единого порядка сертификации их профессиональных знаний, умений и навыков, повышению защищенности трудящихся-мигрантов в сфере труда, медицинского и пенсионного обеспечения, повышению информированности трудовых мигрантов о возможностях трудоустройства в государствах Содружества, снятия административных барьеров с этой процедуры при обеспечении одновременной защиты национальных рынков труда, недопущения роста безработицы среди местного населения государств - трудоустройства мигрантов.
В текущем году рабочей подгруппой по миграции, созданной в год председательствования России в СНГ, завершена подготовка проектов двух Соглашений:
- о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся-мигрантов по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда государств-участников СНГ, а также сертификации их профессиональных навыков;
- о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Учитывая особую актуальность вопросов сближения и совершенствования профессиональной подготовки трудящихся-мигрантов и сертификации их профессиональных знаний, умений и навыков, а также оказания квалифицированной
медицинской помощи целесообразно активизировать работу по их рассмотрению в заинтересованных ведомствах и экспертным сообществом.
Новые возможности для отработки нормативной правовой базы для интеграции в сфере миграции открывают Таможенный союз и Единое Экономическое Пространство России, Белоруссии и Казахстана. В рамках формирования правовой базы ЕЭП указанных трех государств уже принято прорывное Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, предполагающее свободное перемещение, трудоустройство и наем рабочей силы между тремя странами, не требующее получение специальных разрешений ни работодателю, ни мигранту. Одновременно принято Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, защищающее интересы общего рынка труда указанной тройки государств. Данные соглашения вступают в силу с 1 января 2012 года. На примере ЕЭП может быть отработана модель формирования единого миграционного пространства и общего рынка труда в рамках Общего экономического пространства СНГ и создания Евразийского экономического союза.
В-третьих, необходимо совершенствование методологии учета объемов трудовой миграции и денежных переводов мигрантов. Эти показатели играют важную роль в управлении миграционными потоками.
Однако на сегодняшний день в государствах СНГ отсутствует достоверная информация о количественном и качественном составе трудовых мигрантов и объемах денежных переводов трудовых мигрантов, что затрудняет проведение эффективной миграционной политики как в государствах приема трудовых мигрантов, так и в государствах их постоянного проживания. Значимость такой информации существенно возрастает в связи с созданием ЕЭП и особенно Евразийского союза, в котором предполагается не только свобода передвижения его участников, но и свобода выбора места жительства и трудоустройства. Даже в настоящее время ни Россия, ни Белоруссия не располагают информацией о потоках трудовых мигрантов между ними, поскольку в рамках Договора о Союзном государстве они трудоустраиваются на тех же основаниях, что граждане этих государств.
В связи с этим настоятельно необходимым является подготовка и проведение одномоментного обследования потоков трудовых мигрантов и их денежных переводов. В настоящее время в рамках проекта Всемирного банка МИРПАЛ9 начата работа по разработке методологии такого обследования.
В-четвертых, очень важным для координации создания общего рынка труда и единого миграционного пространства является создание соответствующей наднациональной структуры. В качестве такой структуры может выступать Между -
9 Данный проект реализуется с 2009 года и предусматривает создание сети практиков в сфере денежных переводов и трудовой миграции на пространстве СНГ. В настоящее время его участниками являются 9 государств СНГ -Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.
народная комиссия по миграции, состоящая из представителей миграционных ведомств, авторитетных экспертов и ученых в сфере миграции и представителей гражданского общества государств Содружества.
На наш взгляд, прообразом такой наднациональной структуры может стать упомянутая выше сеть практиков в сфере денежных переводов и трудовой миграции в 9 государствах на пространстве СНГ - МИРПАЛ. Основными задачами данной сети являются: совершенствование методологии учета объемов трудовой миграции и денежных переводов, управления потоками трудовой миграции и содействие проведению скоординированной миграционной политики в целях создания единого миграционного пространства в рамках СНГ.
Что даст развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ в сфере миграции?
Для принимающих трудовых мигрантов государств - России, Казахстана и Беларуси:
- восполнение дефицита рабочей силы;
- стабилизация /увеличение численности населения;
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития.
Для государств Содружества - доноров рабочей силы:
- снятие социальной напряженности в обществе на основе снижения уровня безработицы в связи с оттоком на работу трудовых ресурсов в другие государства, увеличения доходов семей за счет денежных переводов мигрантов;
- создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса за счет заработанных мигрантами денег, что способствует повышению уровня занятости населения, развитию экономики;
- приобретение трудовыми мигрантами профессиональных навыков во время осуществления ими трудовой деятельности в государстве трудоустройства;
- изучение в той или иной мере языка государства трудоустройства, обычаев и традиций местного населения.