Научная статья на тему 'Развитие инструментов регулирования ликвидности организаций регионального банковского сектора'

Развитие инструментов регулирования ликвидности организаций регионального банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
éTABLISSEMENT DE CRéDIT / RISQUE DE CRéDIT / KLEINES GESCHäFT / КРЕДИТНЫЙ ИНСТИТУТ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ИНВЕСТИЦИИ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / CREDIT INSTITUTIONS / BANKING / INVESTMENT / CREDIT RISKS / SMALL-SCALE BUSINESS / SECTEUR BANCAIRE / INVESTITIONS / PETITE ENTREPRISE / KREDITINSTITUT / BANKENSEKTOR / INVESTITIONEN / KREDITRISIKO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русавская А. В.

Рассмотрена модель совершенствования нормативно-правовой базы кредитных институтов для реализации инвестиционных проектов, внедрение которых позволит в ближайшие годы предприятиям различных секторов экономики, деятельность которых зависит от инвестиционных ресурсов, в том числе малому и среднему бизнесу и инновационному предпринимательству, выйти на совершенно иной уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMEMT OF LIQUIDITY REGULATION INSTRUMENTS OF REGIONAL BANK SECTOR ORGANIZATIONS

Discussed in the article is a model of an improved regulatory framework for credit institutions dealing with investment projects implementation of which will make it possible for business enterprises of various economy sectors whose activities are dependent on investment resources, such as small-scale and medium-scale as well as innovation business enterprises, to reach in the coming years an entirely different level of development. On examine un modèle de l'amélioration du cadre réglementaire valable pour les établissements de crédit qui ont l'affaire aux projets d'investissement dont l'application donnera la possibilité aux petites et moyennes entreprises, entreprises d'innovation dans beaucoup de secteurs de l'économie dont les activités dépendent de l'investissement de ressources à atteindre dans les prochaines années un niveau entièrement différent de développement.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов регулирования ликвидности организаций регионального банковского сектора»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МИР

чЗг

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА DEVELOPMEMT OF LIQUIDITY REGULATION INSTRUMENTS OF REGIONAL BANK SECTOR ORGANIZATIONS

А. В. Русавская,

соискатель

Рассмотрена модель совершенствования нормативно-правовой базы кредитных институтов для реализации инвестиционных проектов, внедрение которых позволит в ближайшие годы предприятиям различных секторов экономики, деятельность которых зависит от инвестиционных ресурсов, в том числе малому и среднему бизнесу и инновационному предпринимательству, выйти на совершенно иной уровень развития.

Discussed in the article is a model of an improved regulatory framework for credit institutions dealing with investment projects implementation of which will make it possible for business enterprises of various economy sectors whose activities are dependent on investment resources, such as small-scale and medium-scale as well as innovation business enterprises, to reach in the coming years an entirely different level of development. On examine un modele de l'amelioration du cadre reglementaire valable pour les etablissements de credit qui ont l'affaire aux projets d'investissement dont l'application donnera la possibility aux petites et moyennes entreprises, entreprises d'innovation dans beaucoup de secteurs de l'economie dont les activites dependent de l'investissement de ressources a atteindre dans les prochaines annees un niveau entierement different de developpement.

Betrachtet in der Artikel ist ein Modell der verbesserten Rechtsrahmen fur Kreditinstitute die mitsolchen Investitionsprojektezu tun haben, deren Umsetzung wirdin den kommenden Jahren derkleinen undmittleren Unternehmen, Innovationsunternehmertum in vielen Wirtschaftsbereichen, deren Aktivitaten von der Investition von Ressourcen abhangig sind, Moglichkeitgeben, ein ganz anderes Entwicklungsniveauzu erreichen. Ключевые слова: кредитный институт, банковский сектор, инвестиции, кредитный риск, малый бизнес.

Key words: credit institutions, banking, investment, credit risks, small-scale business.

Mots clefs: etablissement de credit, secteur bancaire, investitions, risque de credit, petite entreprise.

Schlusselworter: Kreditinstitut, Bankensektor, Investitionen, Kreditrisiko, kleines Geschaft.

Обеспечение максимальной доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для всех финансово устойчивых региональных кредитных организаций требует, чтобы на законодательном уровне был предусмотрен переход процедуры оптимизации механизма рефинансирования (кредитования) Банком России этих организаций к единому механизму рефинансирования (кредитования), который позволит любой финансово устойчивой региональной кредитной организации получить кредит Банка России, обеспеченный активами, входящими в «единый пул обеспечения».

Кроме того, необходимо законодательно расширить перечень активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения его кредитов.

Также целесообразно продолжить работу по совершенствованию нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке, в том числе механизмов проведения Банком России операций РЕПО с региональными кредитными организациями в рамках системы рефинансирования. В частности, организовать проведение Банком России операций РЕПО на «корзину» обеспечения, что позволит региональным кредитным организациям при

получении рефинансирования в Банке России более эффективно управлять своим портфелем ценных бумаг. Соответственно, необходимо внедрять сервис в сфере управления обеспечением сделок РЕПО (трехстороннее РЕПО) для участников регионального финансового рынка.

В ближайшие годы необходимо на законодательной основе рассмотреть возможность использования нормативов обязательных резервов (резервных требований) в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности регионального банковского сектора.

Указанные выше меры, на наш взгляд, будут способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы региональных кредитных институтов, регулирующей финансирование инвестиционной деятельности.

Банковский сектор Калужского региона сохранил свою устойчивость; даже несмотря на прошедший финансовый кризис, наметились позитивные тенденции развития на ближайшие годы. На сегодняшний день банковские услуги предоставляют 313 пунктов обслуживания, включая 4 региональных кредитных учреждения и 23 филиала иногородних банков и отделения Сбербанка.

А. В. Русавская

Развитие инструментов регулирования ликвидности организаций регионального банковского сектора

Калужские банки в прошлом году вновь стали активно кредитовать реальный сектор экономики. Достаточно сказать, что более 60% банковских активов составляют кредитные ресурсы. Всего в 2010 году было выдано кредитов на 62 млрд. рублей. По сути дела, это - два годовых консолидированных областных бюджета. Продолжается процесс снижения процентной ставки (в среднем с 14 до 11 % годовых). Малому и среднему бизнесу выдано почти 21 млрд. рублей, что в два раза выше показателей 2009 года \

Необходимо отметить, что Стратегия развития банковского сектора до 2015 года предполагает увеличение числа региональных кредитных организаций, повышение минимального уставного капитала банков до 300 млн. рублей, расширение рынка кредитования, повышение качества и расширение перечня услуг, рост транспарентности банковского бизнеса, создание условий по недопущению использования кредитных организаций для нелегального отмывания денег.

Пока что лидером по кредитованию инвестиционных проектов в Калужской области остается Сбербанк РФ. К слову сказать, Сбербанк вернул свои позиции на региональном рынке: его доля составила 55%. Заместитель управляющего Калужским отделением Вячеслав Федотов сообщил, что в прошлом году Сбербанк увеличил кредитный портфель на 40% - до 21 млрд. рублей. Всего предприятиям области было выдано 1 200 кредитов. Банк стал проявлять интерес и к длинным деньгам со сроком кредитования до 10 лет, а по ряду проектов - до 15 лет. Среди крупнейших проектов

- строительство первого международного бизнес-отеля TUI Hotel Kaluga. Общий объем инвестиций

- 37,5 млн. евро, из них кредитные средства - 20 млн. евро 2.

В этом году Калужское отделение Сбербанка РФ запускает на рынок стандартные продукты для малого бизнеса, а основное кредитование (38 млрд. рублей) будет направлено на строительство жилья в Калужской области в рамках соглашения, подписанного с региональным правительством.

В текущем году прогнозирует рост кредитного портфеля на 25% и еще один крупнейший игрок -ОАО Банк ВТБ. В 2010 году банк уже выдал пред-

приятиям кредитов на 3 млрд. 900 млн. рублей, а ставки снизил до 8-12% 3.

Кроме перечисленных ранее мер, направленных на совершенствование механизма инвестиционной деятельности в регионе, считаем необходимым также более активно внедрять практику использования региональных страховых фондов с учетом следующих предложений:

• Сформировать региональный страховой фонд по гарантированию возврата ссуд с целью снижения рисков и повышения заинтересованности банков в кредитовании малого бизнеса.

Участниками формирования такого фонда, наряду с органами власти Калужской области и её муниципальных образований, могли бы стать сами предприятия малого бизнеса, крупные предприятия региона, особенно входящие в различные профессиональные объединения (торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.).

• Снизить цену кредитов за счёт средств Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области.

Такой механизм уже работает в ряде регионов России. Выделенные бюджетом средства используются, в основном, для компенсации процентной ставки по кредитам банков. Тем самым значительно увеличивается доступ малым предприятиям на приемлемых для них условиях к кредитным ресурсам банков.

• Упростить систему открытия мини-банковских офисов в муниципальных образованиях субъектов РФ для обеспечения большей доступности банковских продуктов и услуг для клиентов.

• Исключить из налогооблагаемой базы банков доходы от кредитов, выданных малым предприятиям.

• Создать при Калужской ТПП с участием финансово-кредитных организаций, органов власти Калужской области и её структур, налоговой инспекции и предприятий. Региональное кредитное бюро с функциями методического и информационной центра по кредитованию малых предприятий, в том числе по ведению базы недобросовестных заёмщиков.

1 http://www.banki.ru/banks/bank/2|D=863 [Информационный портал Банки.ру]

2 http://[email protected] [Официальный сайт Среднерусского Банка Сбербанка РФ]

3 http://www.credits.ru/banks/desc/1191/[Официальный портал Кредиты ру.]

Научно-практический журнал

март-май 2012

МИР

чЛг

Кроме того, в целях совершенствования нормативно-правовой базы кредитных институтов, регулирующей финансирование инвестиционной деятельности, необходимо законодательно внедрять системы гарантии кредитов (СГК), которые мы уже рассматривали ранее.

Напомним, что СГК стали внедряться в практику отдельных европейских стран еще в начале 30-х годов прошлого века. В ходе дальнейшего развития менялась организационная структура, совершенствовались инструменты и методы оперативной работы гарантийных систем. Однако их основная задача - способствовать налаживанию активного взаимодействия между отдельными субъектами финансового рынка - практически не претерпела принципиальных изменений. В настоящее время системы гарантии кредитов представляют собой составную часть кредитно-финансовых структур как развитых, так и развивающихся стран.

В целом, эти меры можно рассматривать как составную часть инвестиционной политики по поддержке малого и среднего бизнеса и инновационного предпринимательства в регионе. Однако в данном случае речь должна идти не о прямом льготном кредитовании. Акцент должен делаться на то, чтобы с помощью СГК изменить поведение региональных кредитных институтов путем снижения кредитных рисков.

Модели предоставления гарантий в зарубежной практике делятся на государственные и смешанные (частные/государственные). Гарантии могут быть предоставлены Гарантийными фондами, Гарантийными программами и Гарантийными обществами. Эти учреждения отличаются друг от друга качеством, безопасностью, эффективностью и релевантностью.

По мнению Европейской сети бизнес-инновацион-ных центров, для успешной деятельности фондов гарантирования кредитов необходимы следующие условия 1:

• достаточный первоначальный капитал фондов;

• тщательное и детальное определение уровня допустимого риска;

• способность оценки риска;

• определенный уровень независимости;

• сегментация различных видов допустимых рисков;

• соответствующее помесячное наблюдение за риском;

• тесное сотрудничество и регулярные взаимоотношения с банками;

• максимальный уровень гарантирования инвестиций - 75%;

• участие заемщика в финансировании;

• наличие специализированной организации по управлению фондом.

В области финансирования малых и средних предприятий через систему гарантийных фондов помощь государственных и местных органов может выражаться в следующих формах:

• кредитные линии на специальных условиях;

• субсидии на расходы компаний по выплатам процентов;

• предоставление государством гарантий для получения кредита со стороны финансовых учреждений;

• поддержка специализированных организаций в предоставлении гарантий;

• создание системы перестрахования гарантий, предоставленных специализированным учреждениям.

Кроме того, государственные и местные органы могут оказывать поддержку гарантийным учреждениям посредством:

• развития законодательства в этой области;

• надзора и контроля функционирования систем гарантирования;

• установления льготного налогового режима;

• предложения льготной системы кредитования через государственные банки;

• поддержания системы гарантирования путем участия в капитале (или оказания прямой безвозмездной помощи гарантийным фондам), либо путем перестрахования и разделения рисков и потерь этих обществ.

Необходимо отметить, что механизм гарантий может представлять собой лишь составную часть кредитного механизма банковской системы той или иной страны. Поэтому эффективность этого

1 Columba Francesco, Gambacorta Leonardo, Mistrulli Paolo Emilio. Mutual Guarantee Institutions and Small Business Finance. - Bank for International Settlements, BIS Working Papers № 290, October 2009

ми

А. В. Русавская

Развитие инструментов регулирования ликвидности организаций регионального банковского сектора

механизма существенно возрастает, если он используется в рамках общей стратегии по ориентации банковских кредитов в сектор малого бизнеса. В связи с чем, необходимо изменить банковское регулирование таким образом, чтобы, наряду с СГК, у банков были и налоговые преференции при кредитовании малого и среднего бизнеса.

Указанное нововведение, наряду с уже рассмотренными законодательными нововведениями, поможет построить качественно новую нормативно-правовую основу для осуществления инвестиционной деятельности в России, как для развития инновационного предпринимательства, так и с точки зрения регионального развития банковской сферы.

В России пока процедура гарантирования инвестиций относится к числу непроработанных проблем. В процессе кредитования малых предприятий в России в настоящее время принимают участие четыре типа институтов, представляющих гарантии по кредитам:

• Коммерческие банки. Первоначально это происходило за счет средств из кредитных линий, выделяемых донорами, теперь они все больше используют собственные и привлеченные средства.

• Международные финансовые институты и двухсторонние программы, финансируемые донорами. Некоторые международные институты вовлечены в процесс кредитования малых предприятий либо напрямую, либо опосредованно, через коммерческие банки. Кроме того, некоторые из них также предоставляют гарантии по кредитам малым и средним предприятиям.

• Государственные фонды. Региональные фонды поддержки малого предпринимательства, пользующиеся как федеральными (полученными через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), так и региональными бюджетными средствами для кредитования малого и среднего бизнеса, а также иногда для участия в схемах гарантирования кредитов.

• Местные администрации, которые также иногда предоставляют гарантии по кредитам малым и средним предприятиям.

Необходимо отметить, что в России пока только начала складываться двухуровневая система бан-

ковского кредитования малого бизнеса. Системообразующие и международные финансовые организации выделяют средства для программ кредитования и принимают на себя значительную часть кредитного риска.

Банки-агенты второго уровня занимаются выдачей кредитов и поиском проектов финансирования. Зачастую, они могут использовать технологии и методики кредитования, заимствованные у бан-ков-организаторов первого уровня.

Однако такая модель не должна исключать реализацию самостоятельных программ кредитования региональными банками. В то же время, большинство из них пока не готово одновременно кредитовать малый бизнес и выступать организаторами программ кредитования для сторонних банков-провайдеров.

До последнего времени основными источниками банковского финансирования малых предприятий являлись международные финансовые институты и доноры, однако в последнее время региональные власти все больше проявляют интерес к этой форме поддержки малого бизнеса; активно расширяет свою деятельность и Внешэкономбанк. Вместе с тем, развитие подобных операций, как на региональном уровне, так и в общегосударственном масштабе, пока не предусматривает использования операций секьюритизации выданных кредитов, как это осуществляется в развитых странах.

Поэтому необходимо законодательно установить степень и формы участия государства в инициативах по гарантированию кредитов для малых и средних предприятий в регионах. Более эффективной моделью представляется создание общенациональной системы гарантирования обязательств негосударственного сектора.

Таким образом, предложенная нами многоступенчатая модель совершенствования нормативно-правовой базы кредитных институтов для реализации инвестиционных проектов позволит предприятиям малого и среднего бизнеса и инновационного предпринимательства, деятельность которых зависит от инвестиционных ресурсов, в ближайшие годы во многих секторах экономики выйти на совершенно иной уровень развития.

Русавская А. В. - соискатель Российский академии предпринимательства Roussavskaya A. V. - Competitor for Scientific Degree, Russian Entrepreneurship Academy e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.