Научная статья на тему 'Развитие инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти'

Развитие инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / PROJECT / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT TOOLS / NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Артем Игоревич

В данной статье сфокусировано внимание на развитии системы методических и технических приемов управления проектами в федеральном органе исполнительной власти на примере Федерального казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of project management tools in the federal executive authority

This article focuses on the development of the system of methodological and technical methods of project management in case of Federal treasury.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти»

Развитие инструментария проектного управления в федеральном органе

исполнительной власти Development of project management tools in the federal executive authority

Ь А московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^J ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046X-2019-10006 Васильев Артем Игоревич,

аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, avasilev@roskazna.ru Vasilev Artem Igorevich,

postgraduate student, Department of Government and municipal administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, avasilev@roskazna.ru Аннотация. В данной статье сфокусировано внимание на развитии системы методических и технических приемов управления проектами в федеральном органе исполнительной власти на примере Федерального казначейства.

Summary. This article focuses on the development of the system of methodological and technical methods of project management in case of Federal treasury.

Ключевые слова: проект, проектное управление, управление проектами, инструменты управления проектами, национальные проекты.

Keywords: project, project management, project management, project management tools, national projects.

На современном этапе развития государственного управления критически важной становится способность исполнительного аппарата реализовать запланированные проекты и задачи и достичь поставленных целей в срок, а также в рамках установленных бюджетов. Закрепившаяся в государственных органах власти традиционная организация деятельности, ориентированная на решение проблем на основе формализованных алгоритмов, функционального подхода и личного опыта, не обеспечивает достаточную эффективность проектной деятельности. Современные технологии проектного управления призваны структурировать и мобилизовать ресурсы организации на достижение целей проектов. Начиная с 2010-х годов интерес сектора государственного управления к методологии проектного управления с каждым годом возрастает. К концу 2016 г. уже была сформирована комплексная нормативно-правовая база, включающая в себя концептообразующие положения системы управления государственными проектами. И сегодня проектное управление в государственном управлении находится в перманентном поиске новых путей и направлений совершенствования. Одним из таких направлений является расширение представления федеральных органов исполнительной власти об инструментарии управления проектами.

Инструментарий проектного управления мы определили как систему методических и технических приемов осуществления управления организацией, охватывающая сферы деятельности организации, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требования, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого результата.

В теории управления проектами развитие с середины XX века методических и технических приемов и средств управления комплексами работ послужило толчком к становлению самой теории и дисциплины управления проектами как таковой. Систематизировав зарубежный и отечественный опыт развития теории управления проектами, мы пришли к следующим выводам:

1. различные управленческие концепции создали основу для динамичного развития управления проектами в XX веке;

2. аккумулировав в себе опыт предыдущих учений, основы теории управления проектами, как в России, так и за рубежом, зародились в процессе проектирования и реализации крупных государственных проектов;

3. с развитием методов и инструментов происходит смена парадигмы - управление проектами становится междисциплинарной сферой деятельности с институционально-методологической основой, происходит стандартизация и универсализация методов проектного управления, разрабатываются стандарты по управлению проектами.

4. компьютеризация и развитие информационных технологий способствовали расширению сфер и отраслей применения методов проектного управления, созданию программных решений и корпоративных информационных систем по управлению проектами; одновременно идет поиск альтернативных методологий;

5. в секторе государственного управления проектное управление внедряется как ответ на изъяны функционирующих программно-целевых методов и встраивается в существующую систему программно-целевого планирования, при этом предполагаются изменения организационной структуры как на уровне Правительства Российской Федерации, так и на ведомственном уровне.

В середине 2018 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами, представленная на рисунке 1.

Уровень проекта С^Бъект управления Координирующий орган управления проектом Органы. оБеспечпва ющ ие у п р а в л ение проектом

Национальные проекты Президент Российской Федерации Совет при Президенте РФ по стратегиче жому развитию и национальным проектами

Председатель Пра вит ель ст ва Российской Федерации Президиум Совета

Федеральные проекты Правительство Российской Федерации Проектный ко мит ет Фе дера ль ный проектный офис

Ведомственные проекты Федеральные органы и сполнит ельной власти В едомст венный проектный комитет В едомст венные проектные офисы Органы управления проект ами

Региональные проекты И спо лните льны е органы власти субъекта Российской Федерации Региональный проектный комитет Региональ ны е проектные офисы Органы управления проект ами

Рисунок 1. Модель системы управления проектами в системе органов исполнительной власти

Ключевым новшеством в организации управления проектной деятельностью в системе органов исполнительной власти является установление чёткой иерархии проектов: от национального до ведомственного (регионального). Такой подход обеспечивает более органичные структуру и процесс управления.

Эффективность применения инструментов и методов проектного управления в конкретном в федеральном органе исполнительной власти обусловлено функционирующей в ведомстве проектной методологией, системой и культурой управления проектами. Процесс внедрения и развития управления проектной деятельностью в федеральном органе исполнительной власти сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На примере Федерального казначейства автором были сформулированы основные барьеры и проблемы реализации проектных методов в ведомстве:

1) фрагментарность элементов системы управления проектами;

2) недостаточный уровень зрелости методологии проектного управления;

3) отсутствие модели развития проектных компетенций государственных служащих;

4) проблема определения ключевых показателей выполнения проектов;

5) специфичный характер казначейских проектов создает сложности в формализации проектного подхода.

Роль инструментария проектного управления обусловлена возрастающей потребностью в повышении эффективности управления и преодолении выше упомянутых барьеров и проблем. Федеральному органу исполнительной власти, как организации, необходим гибкий, и в то же время, точный, профессиональный инструментарий управления проектами. Полагаем, что основным критерием формирования инструментария должна быть классификация проектов. Разными типами проектов необходимо управлять,

применяя разные, наиболее соответствующие данному типу проекта, методами и инструментами. Выбор типа управления напрямую влияет на успешность достижения целей проекта и выполнения его задач. В развитие классификации проектов Мамонтова С. и на основе системной парадигмы Клейнера Г. предложена перспективная процессная модель управления проектами в федеральном органе исполнительной власти (рисунок 2).

В предложенной модели ключевую роль занимает процесс управления проектом, в рамках которого происходит определение типа проекта и выбор соответствующего типа управления.

Функционирование предложенной модели инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти возможно при наличии достаточно зрелой систему проектного управления проектами. Внедрение системы проектного управления позволяет выработать общий стандартизированный подход, ввести единое понятийное и информационное «проектное пространство», что существенно повышает взаимодействие и взаимопонимание участников в процессе управления проектами. На рисунке 3 отображена модель развитой системы управления проектами, предлагаемая к внедрению в Федеральное казначейство.

Система управления проектами, как правило, включает в себя следующие базовые элементы:

- Собственная методология проектного управления (включает в себя инструментарий проектного управления);

- Проектный офис;

- Информационная система автоматизации проектной деятельности;

Развитая система проектного управления дополняется следующими элементами: проектный комитет, механизмы проектной мотивации, механизмы развития проектных компетенций, аудит проектной деятельности.

Список литературы Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р;

5. Project Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). — Pennsylvania: Fourth Edition. PMI Publications, 2008

6. Дополнение к Руководству PMBoK для государственных проектов — Третье издание (2006) / Government Extension to the PMBOK Guide — Third Edition (2006)

Научная литература:

1. Кривошеева, Т. Д. Инструментальный потенциал проектного подхода к развитию электронного правительства как фактор совершенствования системы публичного управления: дисс. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Кривошеева Теона Давидовна, — Ростов-на-Дону, 2015. — 217 с.

2. Красильников Д. Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №2.

3. Пенчук А. В., Бегчин Н. А. Реализация программно-целевых инструментов на федеральном уровне: анализ, проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. -2016. - № 2. - С. 343-348.

4. Разу М. Л. Управление проектом: основы проектного управления : М.Л. Разу под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 755 с.

Электронные ресурсы:

1. Аналитический центр при Правительстве РФ (официальный сайт) http://ac.gov.ru

2. Агентство стратегических инициатив (официальный сайт) http://asi.ru

3. Автономная некоммерческая организация «Центр оценки и развития проектного управления» (АНО «ЦОРПУ») (Интернет-сайт) http://www.isopm.ru/

4. Материалы сайта ООО «Проектные сервисы» http://www.pmservices.ru/

5. Материалы сайта ГК «Проектная практика» http://pmpractice.ru/

6. Федеральное казначейство (официальный сайт) http://roskazna.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.