Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / СТ. 322 УК РФ / НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ СТ. 18.1 КОАП РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов-Егиянц Владимир Георгиевич

Актуальность охраны границ России как самого большого государства мира сложно переоценить. Законодательство РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, несут уголовную или административную ответственность В статье рассматриваются вопросы уголовно-правовой охраны государственной границы Российской Федерации нормами ст. 322 Уголовного кодекса РФ и ее отграничения от ст. 18.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в процессе квалификации. Автор на основе данных официальной статистики обращает внимание на двукратное снижение за последние 5 лет количества лиц, ежегодно осуждаемых по ст. 322 УК РФ. Изучение судебной практики применения ст. 322 УК РФ и ст. 18.1 КоАП РФ показало наличие сложностей в отграничении преступлений от административных правонарушений при переходе государственной границы вне установленных пунктов пропуска. Формулировки объективной стороны указанных статей не позволяют провести их четкое отграничение. Автор предлагает внести изменения в диспозицию ч. 1 ст. 322 УК РФ в целях ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

The importance of protection of the borders of Russia as the largest state in the world is difficult to overestimate. The legislation of the Russian Federation establishes that persons guilty of violating the rules of the state border regime, the border regime and the regime at checkpoints across the state border bear criminal or administrative responsibility The article deals with the issues of criminal law protection of the state border of the Russian Federation by the norms of Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation and its delimitation from Article 18.1 of the Code on Administrative violations of the Russian Federation in the process legal qualification. An author, based on official statistics, shows that the number of persons convicted annually under Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation has decreased twofold over the past 5 years. The study of judicial practice for Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 18.1 of the Administrative Code of the Russian Federation showed the presence of difficulties in distinguishing crimes from administrative offenses in crossing the state border outside the established checkpoints. The formulations of the actus reus of these articles do not allow them to be clearly distinguished. The author proposes amendments to the disposition of Part 1 of Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation in order to improve it.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Развитие института уголовно-правовой охраны государственной границы Российской Федерации

Степанов-Егиянц Владимир Георгиевич,

доцент, д.ю.н., LL.M, кафедра уголовного права и криминологии Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» E-mail: 02041981@mail.ru

Актуальность охраны границ России как самого большого государства мира сложно переоценить. Законодательство РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, несут уголовную или административную ответственность В статье рассматриваются вопросы уголовно-правовой охраны государственной границы Российской Федерации нормами ст. 322 Уголовного кодекса РФ и ее отграничения от ст. 18.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в процессе квалификации. Автор на основе данных официальной статистики обращает внимание на двукратное снижение за последние 5 лет количества лиц, ежегодно осуждаемых по ст. 322 УК РФ. Изучение судебной практики применения ст. 322 УК РФ и ст. 18.1 КоАП РФ показало наличие сложностей в отграничении преступлений от административных правонарушений при переходе государственной границы вне установленных пунктов пропуска. Формулировки объективной стороны указанных статей не позволяют провести их четкое отграничение. Автор предлагает внести изменения в диспозицию ч. 1 ст. 322 УК РФ в целях ее совершенствования.

Ключевые слова: государственная граница, незаконное пересечение государственной границы, ст. 322 УК РФ, нарушение режима государственной границы ст. 18.1 КоАП РФ.

S2

см см о см I—

Для нормального функционирования государства необходимо обеспечение неприкосновенности его территории, так как она напрямую связана с государственным суверенитетом. Российская Федерация является самым большим государством в мире с точки зрения количественных характеристик ее территории. Россия граничит с 18 государствами, общая протяженность ее границ составляет 61 110 км. При этом из 23 115,2 км государственной границы рф, подлежащих международно-правовому оформлению, не оформлены 13 658,3 км [1].

Понятие государственной границы закреплено в Законе «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон № 4730-1), который определяет ее как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [2].

Ст. 43 Закона № 4730-1 устанавливает, что лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Правовая охрана государственной границы осуществляется, в том числе, путем установления уголовной ответственности за посягательства против общественных отношений в связи с функционированием государственной границы. Уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы установлена в ст. 322 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) [3].

За время действия УК РФ законодателем вносились определенные изменения в ст. 322 УК РФ. Так, Федеральным законом от 04.07.2003 года № 98-ФЗ были устранены несоответствия и неточности между уголовным законом и нормами Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [4]. В частности, в диспозицию статьи были добавлены такие формулировки объективной стороны деяния как «без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ» и «без надлежащего разрешения».

В 2012 году Федеральный закон от 30.12.2012 года № 312-ФЗ [5] внес изменения в УК РФ, в соответствии с которыми ст. 322 УК РФ была дополнена частью 2 и частью 3 с квалифицирующими при-

знаками. В ч. 2 ст. 322 УК РФ было предусмотрено, что деяние совершается иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию запрещен. В части 3 был закреплен квалифицирующий признак - деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а также деяние с применением насилия или угрозой его применения.

Сейчас основной состав незаконного пересечения государственной границы РФ в ч. 1 ст. 322 УК РФ сформулирован как пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Число лиц, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы в РФ за последние 5 лет снизилось в два раза. В 2017 г. по ст. 322 УК РФ было осуждено 2187 человек; в 2018 г. - 1838, в 2019 г. - 1576, в 2020-976, в 2021-950 лиц [6]. Думается, что количество привлекаемых к уголовной ответственности лиц несопоставимо с реальным количеством случаев ежегодного незаконного пересечения государственной границы РФ. Ла-тентность данного преступления предопределяется не только протяженностью и незавершенностью процесса обустройства всей государственной границы РФ, но и сложностями, возникающими при отграничении преступлений от административных правонарушений.

Кодекс об административных правонарушениях РФ [7] (далее - КоАП РФ) в главе 18 предусматривает различные составы правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В частности, ст. 18.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил пересечения границы, порядка следования от границы к контрольно-пропускным пунктам и предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа от двух до пяти тысяч рублей.

Вопрос разграничения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК РФ, и административного правонарушения по ст. 18.1 КоАП РФ на практике вызывает сложности. КоАП РФ использует термин «нарушение правил пересечения границы» в то время, как УК РФ оперирует сходной по содержанию формулировкой «незаконное пересечение границы». Квалифицируя деяние как административное правонарушение, суды нередко используют предусмотренную уголовным законодательством формулировку «незаконное пересечение государственной границы» или используют указанные формулировки одновременно, что не добавляет ясности в вопрос разграничения указанных составов [8].

Административная практика по ст. 18.1 КоАП РФ показывает, что под нарушение правил пересечения границы подпадают следующие действия:

- прибытие на паспортный контроль без действительных документов, дающих право на пересечение государственной границы [9];

- пересечение государственной границы гражданином РФ при отсутствии заграничного паспорта [10];

- предъявление недействительного паспорта при прохождении пограничного контроля [11];

- несоблюдение обязательных условий при пересечении государственной границы без прохождения пограничного, к которым относятся, в частности, необходимость уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу судами [12];

- пересечение государственной границы вне установленных мест пересечения границы (гражданка РФ вместе с друзьями на личном автомобиле въехала в Россию из Республики Беларусь вне установленного пункта пропуска и была оштрафована на 2000 рублей) [13]. Квалифицируя деяние как административное правонарушение, суды нередко используют предусмотренную уголовным законодательством формулировку «незаконное пересечение государственной границы», вместо предусмотренного Ко-АП «нарушения режима государственной границы», либо используют указанные формулировки одновременно, что не добавляет ясности в вопрос разграничения указанных составов [14].

По ч. 1 ст. 322 УК РФ правоохранительные органы и суды квалифицировали следующие действия:

- незаконное пересечение границы по поддельным документам (изменение национального паспорта в части срока его действия и получение на этом основании российской визы) [15];

- незаконное пересечение границы без действительных документов на право въезда и без надлежащего разрешения, полученного в установленном законом порядке [16];

- незаконное пересечение государственной вне пунктов пропуска без действительных документов на право выезда (гражданин РФ без паспорта в пешем порядке в обход установленных пунктов пропуска проследовал из населенного пункта Шебекино Белгородской области в сторону населенного пункта Гатище Харьковской области и был задержан до фактического пересечения им границы Украины. Его действия были квалифицированы по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 322 УК РФ) [17].

Анализ правоприменительной практики по ст. 18.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 322 УК РФ показывает, что четкое разграничение указанных статей по объективной стороне в тех случаях, когда пересечение границы осуществляется вне установленных пунктов пропуска, отсутствует. Подобный незаконный переход границы формально может образовывать как состав административного правонарушения, так и преступления. При этом выбор

5 -о

сз

<

вида юридической ответственности, применяемой к нарушителю, зависит исключительно от личного усмотрения уполномоченных должностных лиц. Действующие редакции ст. 18.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 322 УК РФ содержат практически идентичные формулировки объективной стороны, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения при квалификации пересечения границы в неустановленных местах, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ можно оценить как корруп-циогенный фактор. [18]

В доктрине нет однозначного подхода к квалификации случаев, когда лицо имеет необходимые документы, но осуществляет переход государственной границы вне пограничных пунктов пропуска. Так, Т.Д. Устинова полагает, что такое деяние следует рассматривать в качестве административного правонарушения [19]. В свою очередь, М.Н. Ахмедов[20], М.А. Елисеев [21] и А.В. Щерба-ков[22] считают, что подобные действия образуют состав незаконного пересечения государственной границы РФ по ст. 322 УК РФ.

П.А. Филиппов высказывает мнение, что пересечение границы вне пунктов пропуска или минуя пограничный контроль при наличии действительных документов на въезд(выезд) в(из) Российской Федерации не достигает необходимого уровня общественной опасности и должно рассматриваться как административное правонарушение [23]. В обоснование своей позиции он приводит Кассационное определение Верховного суда РФ от 29 апреля 2009 г. по делу № 25-009-18, которым оставлен без изменения оправдательный приговор по ч. 2 ст. 322 УК РФ в отношении лиц, покинувших РФ вне пунктов пропуска с действительными паспортами. Суд отметил, что нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, выразившееся в пересечении ее вне установленных пунктов пропуска, не носило злостного характера, было обусловлено исключительно бытовыми мотивами и не преследовало цель нарушить суверенитет и неприкосновенность государства и его границ. Оправданные являлись жителями приграничной с Республикой Казахстан территории и имели в своих паспортах соответствующие отметки о регистрации по месту проживания.

Отметим, что диспозиция ст. 322 УК РФ не предусматривает «нарушения суверенитета и неприкосновенности государств и его границ» как цели совершения преступления, а также не упоминает о злостном характере, бытовых или иных мотивах поведения преступника. В связи с этим данные обстоятельства не могут выступать как основания отграничения преступления от административного правонарушения по ст. 18.1 КоАП РФ.

Думается, что указанное определение Кассаци-^ онной коллегии Верховного суда не может служить 2 универсальным правилом для квалификации каж-й дого пересечения Государственной границы РФ еЗ с действительными документами, но вне пункта ав пропуска как административного правонарушения,

поскольку оно основано на фактических обстоятельствах конкретного дела. Определение судебной коллегии не является постановлением Пленума Верховного суда РФ, ни постановлением Президиума Верховного суда РФ, которые могут изменять или определять практику применения нормы права, и в силу этого не содержит в себе указаний на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по аналогичным делам.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» в п. 4 устанавливает, что состав ч. 1 ст. 322 УК РФ наличествует в трех случаях: при пересечении границы с поддельными документами, с действительными, но принадлежащими другому лицу документами, а также без каких-либо документов. К сожалению, в указанном постановлении не затронут вопрос, как квалифицировать действия лица, незаконно пересекающего границу с действительными документами.

Представляется справедливой позиция ученых, усматривающих состав преступления в незаконном переходе границы вне установленных для этого мест и при наличии у лица действительных документов. Пандемия COVID-19 наглядно подтверждает, что, общественная опасность равно присутствует в действиях лица-носителя коронави-руса, пересекшего границу РФ вне установленного пункта пропуска с действительными документами или без них. Для коронавируса безразлично пересек ли его носитель границу РФ с действительными документами на въезд или без таковых.

Режим Государственной границы обеспечивается осуществлением пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фито-санитарного и транспортный контроля по пропуску через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Общественная опасность незаконного пересечения границы вне установленных пунктов пропуска состоит в неосуществлении ни одного из вышеуказанных видов государственного контроля, что может привести серьезным опасным последствиям (распространение инфекционных заболеваний, массовое отравление людей, ввоз заразных болезней животных и т.д.).

Для четкого разграничения административного правонарушения от преступления, а также формирования единообразной правоприменительной практики целесообразно внесение изменений в ч. 1 ст. 322 УК РФ, которую следует изложить в следующей редакции: «Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а равно с действительными документами, совершенное вне пределов пункта пропуска через Государственную границу».

Литература

1. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: Монография // «НОРМА», «ИН-ФРА-М», 2017. С. 116.

2. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 27.12.2019 г.) «О Государственной границе Российской Федерации // Российская газета. N 84, 04.05.1993.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»//Собра-ние законодательства РФ. 19.08.1996. N 34. ст. 4029.

5. Федеральный закон от 30.12.2012 N 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

6. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 2017-2021 г.г. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения 09.07.2022).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.

8. Решение Белгородского областного суда от 27.11.2016 по делу № 7 (2) -473/2016.

9. Решение Московского областного суда по делу N А-787/12//СПС Консультант Плюс.

10. Постановление Краснодарского краевого суда от 18.04.2017 г. N 4а-691/2017// СПС Консультант Плюс.

11. Решение Краснодарского краевого суда от 22.11.2012 по делу N 12-2048/2012// СПС Консультант Плюс.

12. Решение Севастопольского городского суда от 08.11.2017 г. по делу N 21-256/2017//СПС Консультант Плюс.

13. Решение Невельского районного суда Псковской области № 12-28/2020 от 21 сентября 2020 г. по делу № 12-28/2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/reg-ular/doc/zpQEHJDUpTYk/ (дата обращения 09.07.2022).

14. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2018 г. по делу N 33а-317/2018//СПС Консультант Плюс.

15. Решение Белгородского областного суда от 27.11.2016 по делу № 7 (2) -473/2016//СПС Консультант Плюс.

16. Постановление Амурского областного суда от 15.12.2015 по делу N 4А-773/2015// СПС Консультант Плюс.

17. Приговор Шебекинского районного суда Белгородской области № 1-197/2021 от 18 ноября 2021 г. по делу № 1-197/2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/ regular/doc/vkmgLC0V2WxC/ (дата обращения 09.07.2022).

18. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

19. Устинова Т.Д. Незаконное пересечение Государственной границы РФ // Законность. 2006. № 4.

20. Ахмедов М.Н. Противодействие нелегальной миграции: уголовно-правовой и криминологический аспект: дис. ... канд. юрид. Наук: М., 2015. С. 88.

21. Елисеев М.А. Уголовно-правовые меры противодействия незаконной миграции (компаративное исследование): дис. к-та юрид. наук. М., 2019. С. 6.

22. Щербаков А.В. Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение границы // Уголовное право. 2009. № 5. С. 106-111.

23. Филиппов П.А. Преступления против порядка управления в отечественном уголовном праве: монография. - Москва: Проспект,2020. С. 662663.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Stepanov-Egiyants V.G.

Lomonosov Moscow State University

The importance of protection of the borders of Russia as the largest state in the world is difficult to overestimate. The legislation of the Russian Federation establishes that persons guilty of violating the rules of the state border regime, the border regime and the regime at checkpoints across the state border bear criminal or administrative responsibility The article deals with the issues of criminal law protection of the state border of the Russian Federation by the norms of Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation and its delimitation from Article 18.1 of the Code on Administrative violations of the Russian Federation in the process legal qualification. An author, based on official statistics, shows that the number of persons convicted annually under Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation has decreased twofold over the past 5 years. The study of judicial practice for Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 18.1 of the Administrative Code of the Russian Federation showed the presence of difficulties in distinguishing crimes from administrative offenses in crossing the state border outside the established checkpoints. The formulations of the actus reus of these articles do not allow them to be clearly distinguished. The author proposes amendments to the disposition of Part 1 of Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation in order to improve it.

Keywords: state border, illegal crossing of the state border, Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation, violation of the state border regime, Article 18.1 of the Administrative Code of the Russian Federation. 5

"O

s

la

References 4

m

1. Krasinsky V.V. Protection of state sovereignty: Monograph // К "NORM", "INFRA-M", 2017. p.116. g

2. Law of the Russian Federation of 01.04.1993 N 4730-1 (ed. of а 27.12.2019) "On the State border of the Russian Federation // К Rossiyskaya Gazeta. N 84, 04.05.1993. А

3. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 17.06.1996, N 25, Article 2954.

4. Federal Law No. 114-FZ of 15.08.1996 "On the Procedure for Leaving the Russian Federation and Entering the Russian Fed-eration"//Collection of legislation of the Russian Federation. 19.08.1996. N 34. article 4029.

5. Federal Law No. 312-FZ of 30.12.2012 "On Amendments to Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation and Articles 150 and 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation".

6. Report on the number of convicts for all elements of crimes of the Criminal Code of the Russian Federation for 2017-2021, the official website of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (accessed 09.07.2022).

7. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. of 01.04.2020) // Rossiyskaya Gazeta. N 256. 31.12.2001.

8. The decision of the Belgorod Regional Court of 27.11.2016 in case No. 7 (2) -473/2016.

9. The decision of the Moscow regional Court in the case N A-787/12//SPS Consultant Plus.

10. Resolution of the Krasnodar Regional Court of 18.04.2017 N 4a-691/2017// SPS Consultant Plus.

11. The decision of the Krasnodar regional Court of 22.11.2012 in the case N 12-2048/2012// SPS Consultant Plus.

12. The decision of the Sevastopol City Court of 08.11.2017 in the case N 21-256/2017// SPS Consultant Plus.

13. The decision of the Nevelsky District Court of the Pskov region No. 12-28/2020 of September 21, 2020 in case No. 12-28/2020 [Electronic resource]. Access mode: http://sudact.ru/regular/ doc/zpQEHJDUpTYk / (accessed 09.07.2022)

14. The appeal ruling of the Moscow City Court of 06.02.2018 in the case N 33a-317/2018//SPS Consultant Plus. 15. The decision of the Belgorod Regional Court of 27.11.2016 on the case № 7 (2) -473/2016// SPS Consultant Plus.

15. Decision of the Belgorod Regional Court dated November 27, 2016 in case No. 7 (2) -473/2016//SPS Consultant Plus.

16. Resolution of the Amur Regional Court of 12/15/2015 on case No. 4A-773/2015// SPS Consultant Plus

17. Verdict of the Shebekinsky District Court of the Belgorod Region No. 1-197/2021 of November 18, 2021 in case No. 1-197/2021 [Electronic resource]. Access mode: http://sudact.ru/regular/ doc/vkmgLC0V2WxC / (accessed 09.07.2022).

18. Federal Law No. 172-FZ of 17.07.2009 (as amended on 11.10.2018) "On Anti-Corruption expertise of Regulatory Legal Acts and Draft Regulatory Legal Acts";

19. Ustinova T.D. Illegal crossing of the State border of the Russian Federation // Legality. 2006. № 4.

20. Akhmedov M.N. Countering illegal migration: criminal law and criminological aspect: dis. ... cand. jurid. Sciences: M., 2015. p. 88.

21. Eliseev M.A. Criminal legal measures to counter illegal migration (comparative study): dis. k-ta yurid. M., 2019. p. 6.

22. Shcherbakov A.V. Problems of criminal liability for illegal border crossing // Criminal law. 2009. No. 5. pp. 106-111.

23. Filippov P.A. Crimes against the order of management in domestic criminal law: monograph. - Moscow: Prospect, 2020. pp.662-663.

S2

CM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.