Научная статья на тему 'Развитие института таможенных платежей в Российской Федерации'

Развитие института таможенных платежей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сокольникова О.Б.

Деятельность таможенных органов по сбору таможенных платежей является одним из направлений таможенного регулирования, осуществляемого в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Их активное развитие в последние годы является основой для развития института таможенных платежей. Институт таможенных платежей активно развивается вместе с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и таможенным законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сокольникова О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие института таможенных платежей в Российской Федерации»

17 (257) - 2007

Таможенное регулирование

развитие института таможенных платежей в российской федерации

О.Б. СОКОЛЬНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент

Налоги и таможенные платежи являются основой государственного бюджета любой страны.

Система таможенных платежей в Российской Федерации с 1991 г. развивается, изменяется вместе с экономической ситуацией в стране. Совершенствование таможенного обложения происходит вместе с изменениями в экономике и внешней торговле страны. Проводимая в России экономическая реформа предполагает переход от административных методов управления к экономическим, в соответствии с этим резко усиливается роль таможенной службы в реализации мер таможенно-тарифного и налогового регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федерации.

Одной из функций таможенных органов РФ является взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, а также осуществление контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей и применением мер по их принудительному взысканию.

Деятельность таможенных органов по сбору таможенных платежей является одним из направлений таможенного регулирования, осуществляемого в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Их активное развитие в последние годы является основой для развития института таможенных платежей. Институт таможенных платежей активно развивается вместе с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и таможенным законодательством РФ.

С 2004 г. в таможенном законодательстве появилось новое понятие «таможенное регулирование», включающее в себя целый набор правил, которые являются обязательными условиями для

перемещения участниками ВЭД товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Эти правила определены Таможенным кодексом РФ и направлены на реализацию мер государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации, но при этом применяются практически в полном соответствии с нормами международного права и международной практикой.

Важное место в системе таможенного регулирования занимает институт таможенных платежей. В последние годы он претерпел значительные изменения, и в первую очередь в части правового регулирования:

так, с 01.01.2004 система таможенных платежей в России сократилась по составу групп платежей, в ней остались те группы, применение которых не противоречит международным правилам таможенного регулирования, это таможенные пошлины, налоги с ввозимых товаров и таможенные сборы;

с 01.01.2005 таможенные пошлины и таможенные сборы выведены из состава федеральных налогов и сборов и отнесены к доходам федерального бюджета неналогового характера;

с 01.01.2005 введена в действие новая глава Таможенного кодекса РФ под названием «Таможенные сборы», в настоящее время идет работа по созданию системы таможенных сборов в соответствии со стандартами ВТО/ГАТТ1, изменились принципы установления ставок таможенного сбора за таможенное оформление, упростился порядок их применения, в результате этого объем таможенных сборов в 2006 г. уменьшился почти в 2 раза по сравнению с 2005 г., также снизилась и доля таможенных сборов в структуре таможенных платежей;

1 Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство / Под ред. Дэвида Г. Тарра. — М.: Издательство «Весь мир», 2006. — С. 399.

финансы и кредит

47

Таможенные платежи в Российской Федерации

— Пошлины

■ Таможенные пошлины

Особые пошлины

_ Налоги с ввозимых товаров

-Ввозные пошлины Вывозные пошлины . Антидемпинговые пошлины

- Компенсационные пошлины Специальные пошлины

- Акцизы

Налог на добавленную стоимость

— Таможенные сборы

_Таможенные сборы за таможенное оформление

_Таможенные сборы за таможенное сопровождение

-Таможенные сборы за хранение на складах,

учрежденных таможенными органами

Рис. 1. Система таможенных платежей в Российской Федераци

с 01.07.2006 система таможенных платежей претерпевает изменения теоретико-правового характера, заключающиеся в том, что Законом РФ «О таможенном тарифе» введено новое понятие «пошлина», и теперь пошлинами в соответствии с названным законом являются таможенные и особые пошлины (рис. 1). Это изменение вносит существенное преобразование в систему таможенных платежей и, одновременно, снимает вопрос о том, особые пошлины — это таможенные пошлины? — это особый вид таможенных платежей? Эти вопросы возникли потому, что в соответствии с Законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ввозные и вывозные таможенные пошлины являются мерами таможенно-тарифного регулирования ВЭД, а особые пошлины относятся к мерам нетарифного регулирования. Таможенный кодекс РФ тоже особые пошлины только называет по видам, не относя их непосредственно к таможенным платежам. И вот новое понятие «пошлина» в трактовке Закона РФ «О таможенном тарифе» дает ответы на вопросы, рассмотренные выше.

При внешнем упрощении системы таможенных платежей значительно возрастает роль института таможенных платежей в обеспечении экономической безопасности РФ. Пошлины как инструмент государственного регулирования ВЭД не теряют своей актуальности даже при либерализации таможенного тарифа. Защита таможенным тарифом отдельных отраслей экономики России продолжается, но более сложным направлением в

регулировании ВЭД являются тарифные льготы, и именно стандарты ВТО заставляют пересмотреть отношение в России к освобождениям от уплаты таможенных пошлин. Так, тарифные льготы в ряде случаев из стимулятора экономического роста становятся сдерживающим фактором.

Использование государством пошлин как неналогового дохода бюджета является более широким по сравнению с налогами, и в отличие от них пошлины могут выступать источником финансирования конкретных программ.

Налог на добавленную стоимость и акцизы при ввозе товаров взимаются в России таможенными органами. В отличие от пошлин налоги изначально являются фискальным инструментом, но при ввозе товаров особенно ярко проявляется их регулирующее воздействие на внешнеэкономическую деятельность и экономику страны. Порядок применения акцизов и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ полностью соответствует принципу «национального режима».

Таможенные сборы применяются исключительно как фискальный инструмент. Их влияние на цены товаров минимально. Но для бюджета они остаются статьей дохода, размер которого в соответствии с требованиями ВТО должен быть сопоставим с затратами таможенных органов на проведение таможенного контроля при оформлении, сопровождении и хранении товаров и транспортных средств.

Таможенные платежи являются доходами федерального бюджета страны. В доходах федерального бюджета РФ таможенные платежи занимают особое место. В 2006 г. доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета превысила 45 % вместо запланированных 42 %2, хотя еще в 2005 г. она составляла 41,7 %. На рис. 2 приведены данные, которые позволяют сделать вывод об уровне таможенного обложения и о роли таможенных органов в обеспечении финансовой и, соответственно, экономической безопасности России.

2 http://www. акт. ru/ras/news/2007/january/18/nsl850797. Мт.

48

Финансы и кредит

Рис. 2. Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации в 1991 — 2006 гг.

щиками таможенных платежей мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также мер таможенного регулирования. Совершенствование таможенного контроля идет по множеству направлений, включая таможенные платежи, но в основе всех направлений выделяются три группы задач, предполагающих первоочередное развитие — это институциональное развитие, технологии таможенного контроля и информационные технологии. Совершенствование таможенного контроля и деятельности таможенных органов должно обеспечить реальное содействие торговле за счет введения процедур, направленных на уско-

36,1 (5)

425,6 (1)

341,6 (4) 19 (5) 559,5 (1) 395,3 (4) 19,9 (5)

1353,9 (3)

7,6 (2)

17,2 (2) 1

693,1 (1)

1895,8 (3)

1998,8 (3)

120,37 (2)

1 - ндс

2 — Акцизы

3 — Вывозная пошлина

4 — Ввозная пошлина

5 — таможеные сборы

Рис. 3. Сведения о поступлении таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2005 — 2006 гг.

и о прогнозе поступления на 2007 г. в млрд руб.

Основой роста поступлений таможенных платежей с 1999 г. является сбор вывозной таможенной пошлины. Ее доля в структуре таможенных платежей в 2006 г. составила 66 %3, но бюджет и ожидал этой пошлины не менее 60 %4. На рис. 3 приведены данные, которые показывают изменения в системе таможенных платежей в абсолютном выражении.

Прогноз поступления таможенных платежей на 2007 г. показывает дальнейший рост таможенных пошлин и налогов с ввозимых товаров. Следовательно, актуальность таможенных платежей в системе обеспечения экономической безопасности страны остается высокой. И, соответственно, деятельность таможенных органов должна быть направлена на усиление контроля за соблюдением платель-

3 По данным ФТС России.

4 По данным Закона РФ № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

рение оформления внешнеторговых операций с низким уровнем риска, а это может привести к повышению на 10 % уровня соблюдения таможенного законодательства участниками ВЭД. Но достаточно ли этого для того, чтобы участники ВЭД и таможенные органы выполнили прогноз на 2007 г. по таможенным платежам? Мы видим развитие внешнеэкономической деятельности. Но где же рост экономики, где налоги?

Стабильная работа таможенных органов по перечислению таможенных платежей в доход федерального бюджета является наглядным результатом реформирования таможенной системы и развития таможенного контроля, направленных на обеспечение доходов федерального бюджета и экономической безопасности Российской Федерации.

финансы и кредит

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.