Научная статья на тему 'Развитие института семьи в системе образования взрослых'

Развитие института семьи в системе образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ СЕМЬИ / СЕМЬЯ КАК РОДОВАЯ СИСТЕМА / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / FAMILY AS AN OBJECT OF SOCIAL LIFE / RESTITUTION OF A DYNAMIC FAMILY / FAMILY AS A GENERIC SYSTEM / PERINEAL PSYCHOTHERAPY / FAMILY CONSULTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко Наталья Петровна

В статье исследуются глубинные психологические связи в семейной системе, предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей. Показано, что консультирование молодой семьи особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам перинатальной психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a family institution in the adults' education system

The article studies deep psychological links in a family system, proposes practical diagnostic methods for a young family and young parents. It is shown that consulting a young family is a specific type of work of a professional consultant or a psychotherapist requiring special training on perineal psychology programs

Текст научной работы на тему «Развитие института семьи в системе образования взрослых»

АМООПРЕДЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. П. Коваленко

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В статье исследуются глубинные психологические связи в семейной системе, предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей. Показано, что консультирование молодой семьи - особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам перинатальной психологии

Современная семья и её проблемы служат объектом исследования ряда наук -психологии, медицины, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и её распада, особенности периода вынашивания и рождения ребенка и особенности семейного воспитания.

Как объект исследования семья начинает фигурировать в науке с 60-х годов XIX века. Известные американские ученые-социологи У. Гуд, П. Бергер [1] и др. отмечали необходимость пристального внимания к этому объекту социальной жизни. И только во второй половине XIX века появляются серьезные исследования, сфокусированные на семье как социальном институте. Это работы Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Б. Малиновского и П. Сорокина [1].

Важно отметить, что период построения семьи и ее развития для каждого человека связан с периодом взрослости, самостоятельности и требует определенных знаний и умений, не менее важных и об-

ширных, чем профессиональные. Если в XVШ-XIX веках семейные знания передавались из поколения в поколение в больших многодетных семьях, то во второй половине XIX века появилась тенденция к разрушению традиций больших патриархальных семей, демократизации общества и расслоения семейных систем, т.е. прервались и нивелировались традиции семейного обучения, передачи коренных семейных знаний будущему поколению. Только в клановых семьях сохранились до сих пор эти традиции.

Несмотря на распространенность нук-леарной семьи, в современном обществе продолжают существовать династические браки, только о них не так часто можно услышать и иметь полную достоверную информацию. Чаще всего это семьи «сильных мира сего», где династия базируется на законе наследования больших материальных ценностей.

Акцент на индивидуализацию и самореализацию в общественных отношениях и в социуме вытесняет человека из семьи. Опыт построения социалистического обще-

ства сделал свое дело, и люди отвыклл жить большими семьями, перестали чувствовать свои корни, заботиться о них. Семья во все времена опиралась на имущество, семейный капитал и только при наличии его могла существовать. Люди бедные не имели возможности строить настоящую семью, так как не могли позволить себе отдельное жилище и содержание детей и женщин. Так и сегодня позволить себе организовать большую семью могут только богатые люди. Средний и малый достаток ограничивает стремление к семейной жизни. Многие выбирают беззаботную необремененную зависимостью и ответственностью за потомство жизнь, так как знают, что не смогут справиться с такой серьезной задачей.

В современной России, возможно, именно среди богатых людей и сможет начаться процесс восстановления династических семей. Однако надо понимать, что организация семейной системы - это процесс, который может быть реализован только при учете общечеловеческого, тысячелетнего опыта. Одной финансовой базы здесь недостаточно, всегда в основе жизнеустройства семьи лежали еще и моральные законы. Иначе семейная система всегда тяготела к развалу и разрушению.

Домострой, патриархат - это неписан-ные законы для наших предков, они просуществовали не одну сотню лет в России и были действительно основой государства.

В настоящее время династические законы (после их разрушения) еще не сформированы или не реконструированы. А если они существуют, то в виде не российских традиций.

Задача нашего времени - восстановить знания, законы семейного жизнеустройства для укрепления Российской государственности.

Формирование финансовых династий -это нормальный, своевременный процесс, который говорит о том, что наша государственность укрепляется. Важно, чтобы этот процесс распространялся не только на финансовые династии, но и на другие слои населения.

Благосостояние семьи базируется и на культуре взаимоотношений членов семьи. Благо не всегда измеряется материальным

эквивалентом, а связано с переживанием счастья, радости, умиротворения, удовлетворения - такие чувства прежде всего возможны только в семейных родственных связях.

В наше время, к сожалению, включенность в семью и семейную жизнь перестала быть необходимой, узаконенной, популярной. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. Такой стереотип представлений о семейной жизни является весьма распространенным и ослабляюще действует на силу семейных взаимосвязей, способствует распаду института семьи, нивелирует традиции семейного уклада, характерного для российской ментальности [2].

Назрела необходимость восстановления значимости института семьи как родовой системы, статуса фамилии и фамильного наследия, которым могут выступить прежде всего семейные традиции, достижения, качество эмоциональных взаимоотношений. В настоящее время формируется представление о перинатальной психологии и психотерапии как новом подходе к изучению семейной системы в период образования семьи, ожидания и рождения ребенка и в другие актуальные для семьи периоды.

В перинатальной психологии и психотерапии исследуются глубинные психологические связи в семейной системе в период ожидания и рождения ребенка и причины, влияющие на качество психического здоровья ребенка и успешность родоразре-шения матери. Предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей и методики работы с проблемными темами этого периода: неустойчивость взаимоотношений, неосведомленность об особенностях периода беременности и родов, неумение регулировать динамичные эмоциональные переживания в период беременности и родов (особенно в ситуации семейного конфликта), тревоги и страхи по поводу родовых страданий и др.

Эти важные и сложные вопросы, которые должны решать молодые родители, продвигают их к взрослому мировоззрению, поведению, ответственной жизненной позиции. В норме помогают решать все эти вопросы старшие родители. Но в наше время отношения «отцов и детей» чаще всего конфликтны и не предполагают сотрудничества, поэтому взрослые люди, вступившие на путь родительства, должны где-то получать необходимые знания и умения. Консультирование молодой семьи, ожидающей ребенка, - особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам семьеведения [3].

Молодая семья, ожидающая ребенка, обычно прибегает к консультациям врачей акушеров-гинекологов, акушерок. И действительно особенно волнующей темой для молодых родителей является тема здоровья матери и ребенка, успешных родов. Однако часто не уделяется внимание психологической готовности к родам и родительской грамотности, которая так же, как и грамотность вообще, является залогом жизненного успеха семьи.

Современная культура, при всех ее достижениях, разрушающе повлияла на институт семьи и разрушает семейные ценности и семейные традиции и сейчас. Семейственность и родительство - не модные темы в среде молодежи в репродуктивном возрасте, гораздо популярнее - свобода, развлечения, безответственность. Все это приводит к серьезным проблемам для молодежи, решившейся на семейную жизнь и ожидающей ребенка. Разобщенность в семейных отношениях, отсутствие поддержки между поколениями порождают беспомощность и безысходность у молодых супругов в период образования своей семьи, хотя на первых порах им кажется, что на гребне влюбленности они смогут преодолеть все семейные тяготы и заботы. Но жизнь и особенно беременность актуализирует новые, неизвестные темы, и без поддержки родителей молодой паре зачастую не справиться.

Перинатальная психология и психотерапия занимаются исследованием развития семейной системы прежде всего во имя

обеспечения базы для формирования основы психического здоровья ребенка начиная с внутриутробного периода жизни [3].

Перинатальная психология развивается и как теоретическая и практическая наука. Исследованы закономерности влияния эмоциональной жизни матери и отца на психический потенциал ребенка, особенности психо-эмоциональной жизни женщины в период беременности и родов, условия и методы, позволяющие благоприятно выносить и родить ребенка. Причем все практические модели не имеют отношения к медикаментозным методам сопровождения беременности и родов, а состоят из психологических, педагогических и культурологических элементов.

Перинатальная психотерапия развивается прежде всего в форме семейного и индивидуального консультирования. Цель семейного консультирования в связи с этим может быть следующей: подготовить молодую семью к рождению ребенка. При этом психологические проблемы в этот период обычно бывают самыми распространенными: отношения с родителями, страх за жизнь ребенка, неуверенность в своих возможностях и силах, взаимоотношения в молодой семье, неготовность к родам и кормлению ребенка, потеря супруга во время беременности, измена супруга, неуправляемые спонтанные эмоции во время беременности, психосоматические расстройства здоровья, страх боли и др.

Из этого перечня видно, что проблемы, с которыми чаще всего обращаются взрослые люди к семейному консультанту, имеют отношение к психологической жизни молодых супругов - будущих родителей и связаны с конкретными навыками адаптации и саморегуляции, с коммуникативной культурой, которые приобретаются прежде всего в семье [4].

Если же семья не является источником благоприятных жизненных навыков и в учебных заведениях эти знания не получены, то в период ожидания первого ребенка может возникнуть много вопросов.

Партнерство и сотрудничество в новой семье требуют от молодых, достаточно взрослых людей усилий и мобилизации своих ресурсов.

В перинатальной психологии предлагается комплексная программа «Глория» (Н. П. Коваленко) по подготовке семейной пары к родам. Хотя акцент ставится на беременной женщине, но подчеркивается роль отца и в период вынашивания, и в период рождения ребенка [5].

Семья здесь рассматривается как единый организм-система - «мать-отец-дитя», в которой все части одновременно независимы и взаимозависимы. Изучение семьи как единой системы, имеющей общие законы и закономерности, давно ведется специалистами в области семейной психотерапии.

Так, автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это утверждение сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции диф-ференцировки собственного Я, эмоциональных треугольников, семейных проекций и др. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция диффе-ренцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные способы взаимодействия. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомендациями, а вести совмест-

ный поиск. С этим трудно не согласиться: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.

Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиентов [6].

Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, -структурная семейная терапия С. Минухи-на.

В основе этого подхода лежат следующие положения.

- Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как её подсистема.

- Терапия семьи изменяет её структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

- Психолог, работая с семьей, присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

«Терапевтическое воздействие на семью является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С. Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий большое значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит, и изменить свою структуру.

С. Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурирова-нию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.

Не менее распространен ещё один из вариантов системного подхода - стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Ма-

данес, П. Вацлавик, Л. Хоффман и др.), где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.

С точки зрения перинатальной психологии семейная система - живой организм, имеющий генетическую основу. Образное сравнение семейной системы с деревом -распространенный прием в перинатальной психологии, так как хорошо иллюстрирует целесообразность и взаимосвязанность всех частей системы: предки, прародители-корни, реальные родители - ствол, дети-ветви и плоды. Этот образ (дерево) часто используется в перинатальной психологии для описания семейной системы и дает образное представление о глубинных связях членов семьи на основе генетического родства и зависимости от глубинных психологических и физиологических программ предков [6].

Для анализа семейной системы воссоздается «родовое дерево», которое в какой-то мере подобно «системе» в системном подходе, но отличается образно-наглядным характером и подчеркивает целостность семьи как живого организма, в котором все части обусловливают друг друга.

Причинные обусловливающие уровни взаимодействия в семейной системе: генетический, исторический (событийный), личностный (индивидуальный), психологический (эмоциональный).

При консультировании молодой семьи образ «родового дерева» становится особенно важным, так как помогает молодым людям почувствовать и осознать связи и преемственность поколений, ответственность за своих детей и важность родительских ролей. В связи с этим модель изучения семьи не как структуры, системы, а как живого организма дает естественное переживание семейных отношений не как уз, связей, ограничивающих свободу и уникальность членов семьи, а как способ проявления жизни, питающий и обуславливающий связь поколений.

Консультирование как информирование - известный метод в психологии и проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видео-

фильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. В программах Российской ассоциации перинатальной психологии и психотерапии (РАППМ) активно применяются эти методы работы. Просветительские консультации можно использовать в студенческих аудиториях, центрах молодежи, для любого контингента взрослых. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр. [4].

Важной частью информирования молодых семей является передача информации, касающейся рождения первого ребенка, трансляция позитивных данных о рождении детей, которую часто они не могут получить в кругу семьи и друзей. Для этого возможны просмотры фильмов с успешным опытом молодых пар, родивших замечательных здоровых детей. Популяризация позитивного родительского опыта в настоящее время весьма своевременна и злободневна, если учесть, что СМИ заполнены информацией противоположного содержания с акцентом на патологиях и страданиях в родах. Но ведь рождение детей - это основа продолжения человеческого рода, и это прекрасно.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования - в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

Нами создан «Университет родительской культуры», в котором молодые пары и родители обучаются науке быть успешными родителями, науке быть здоровыми и растить здоровых детей. Здесь передается только позитивный родительский опыт и актуальная информация об укреплении семейных отношений и здоровья членов семьи.

В книге «Психологический практикум» [4] дана практическая модель, по которой могут работать и семейный консультант, и

сами супруги самостоятельно, ориентируясь на самые острые темы, которые чаще всего бывают проблемными в молодой семье: взаимоотношения, любовь, деньги, сексуальность и др. Прорабатывая эти темы по данной в этой книге схеме, можно моделировать развитие соответствующего ресурса члена семьи или семьи в целом. Основой для работы является выработка эффективных утверждений: Я хочу, Я верю, Я могу. Эти формулы отражают постепенный процесс развития желания в утверждении и принятии решения действовать, а это и означает взрослое решение. Этот процесс часто затруднен, особенно при осложненных жизненных обстоятельствах молодых супругов или членов семей.

Для того чтобы войти во взрослую роль, требуется зрелое решение и зрелое действие, которое должно накопить потенциал и вылиться в эффективный результат. Осознанное решение и действие - это проявление мудрости и опытности в житейских делах и семейных отношениях, которое требует терпения, знаний, внутренней культуры.

Структура данного метода позволяет провести через осознание ресурсные зоны личности и препятствующие успешности зоны личностных установок и стереотипов. Осознавая и находя новые решения человек или самостоятельно, или с помощью консультанта преодолевает свои ограничения. Так и формируется основа для нового ресурса.

Работая в рамках данного метода консультирования, психолог помогает выделить психосоматический комплекс, мешающий личностному росту, развитию, сотрудничеству. Обычно этот комплекс имеет историю из раннего детства и связан с системой взаимоотношений со своими родителями и закрепленными стереотипами эмоционального и соматического реагирования.

Выработка новых принципов и новых норм взаимоотношений, которые позволяют обрести новые формы отношений и новое качество самого себя -взрослого, родителя, - это и есть цель консультирования.

Важной частью семейного консультирования в перинатальной психологии является предбрачное консультирование и консультирование молодой семьи, ожидающей ребенка, и семьи, имеющей младенца. Переходя в новый статус, готовясь стать родителями, молодые супруги часто испытывают потребность в расширении своих знаний и возможностей относительно обеспечения благоприятного рождения ребенка, помощи друг другу в этот непростой для молодой пары период. Именно в этот период возникают психологические проблемы, связанные с новыми правами и обязанностями родительских ролей, а также проблемы эмоциональных конфликтов, с которыми молодым людям не всегда просто справиться самостоятельно. Поэтому семейное консультирование в перинатальной психологии включает следующие составляющие:

- психопрофилактика эмоциональных кризисов в молодой семье,

- психокоррекция внутрисемейных отношений и балансирование семейных связей,

- подготовка к родительству и родам ребенка,

- психокоррекция патологизирующих эмоций у беременной (тревога, страх, обида),

- помощь в освоении ролей матери и отца, научение родительским функциям,

- ресурсная терапия членов семьи, не справляющихся с психо-эмоциональным напряжением в период ожидания и рождения ребенка [3].

Особой зоной в семейном консультировании являются эмоциональные травмы, полученные в семье. Именно близкие, родные люди могут нанести сильный удар, после которого на всю жизнь остается незаживающая рана - обида, страх, разочарование и др. Именно эти травмы могут исказить адекватное восприятие мира, людей, повлиять на жизненную стратегию, выбор собственно партнера, супруга.

Возможности ресурсной психологии и консультирования в этой модели также весьма эффективны для решения таких проблем.

Литература

1. Голод С. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272 с.

2. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

3. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -345 с.

4. Коваленко Н. П. Психологический практикум. - СПб.: Изд-во ИТПП, 2006. - 230 с.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Артамонова, Е. В. Екжанова и др. ; под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

6. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: Когнито-центр, 2005.

- 496 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.