Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОБОРОТ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕДУРА РЕОРГАНИЗАЦИИ / ИНСТИТУТ ПРАВОПРЕЕМСТВА / ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лашков Андрей Павлович

Институт реорганизации юридических лиц обусловлен осуществлением важнейших гражданско-правовых действий, которые будут воздействовать на саму организационную структуру и взаимосвязанных с ней субъектов (кредиторов, инвесторов, поставщиков). При этом с позиции законодательных норм значимость приобретает обеспечение равновесия между интересами взаимосвязанных с организационной структурой субъектов, поскольку они в некоторой степени принимают участие в процедуре реорганизации. Поднимаемая в статье проблематика выступает крайне актуальной для современных реалий, поскольку в научном и гражданско-правовом обороте следует выработать единый теоретико-прикладный подход к содержанию процедуры реорганизации юридических лиц, кроме того, нужно обратить внимание и на необходимость проработки результативного механизма обеспечения интересов и гражданско-правовых основ, возложенных на участников при правоприменении процедуры реорганизации. В статье представлена систематизация мнений авторов в рамках теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации, обозначена авторская позиция к дефиниции категории «реорганизация юридического лица», выделены ключевые сущностные обстоятельства процедуры реорганизации организационных структур, приведены стадии практической реализации процедуры реорганизации, которые предопределены возникающими гражданско-правовыми последствиями, обозначена необходимость исключения преобразования из установленных в ГК РФ форм процедуры реорганизации в силу снижения её актуальности и несоответствия экономической направленности ведения организационной деятельности, предложено внедрение в отечественную практику гражданско-правового оборота такой категории, как «принудительная процедура реорганизации организационных структур», которая может способствовать уменьшению числа банкротств среди организационных структур на стадии наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF REORGANIZATION OF LEGAL ENTITIES: GENERALIZATION OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

The institution of reorganization of legal entities is conditioned by the implementation of the most important civil legal actions that will affect the organizational structure itself and the subjects interconnected with it (creditors, investors, suppliers). At the same time, from the standpoint of legislative norms, it becomes important to ensure a balance between the interests of subjects interconnected with the organizational structure, since they participate to some extent in the reorganization procedure. The problems raised in the article are extremely relevant for modern realities, since in scientific and civil law circulation it is necessary to develop a unified theoretical and applied approach to the content of the procedure for the reorganization of legal entities, in addition, it is necessary to pay attention to the need to work out an effective mechanism for ensuring the interests and civil law bases assigned to participants in the enforcement of the reorganization procedure. The article presents the systematization of the authors’ opinions within the framework of theoretical and legal approaches to the identification of the reorganization procedure, the author’s position on the definition of the category «reorganization of a legal entity» is indicated, the key essential circumstances of the reorganization procedure of organizational structures are highlighted, the stages of the practical implementation of the reorganization procedure are given, which are predetermined by the arising civil consequences, the necessity of excluding transformation from the forms of reorganization procedure established in the Civil Code of the Russian Federation due to its reduced relevance and inconsistency with the economic orientation of organizational activity is indicated, the introduction of such a category as «compulsory procedure for reorganization of organizational structures» into domestic practice of civil law turnover is proposed, which can help reduce the number of bankruptcies among organizational structures at the observation stage.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

Развитие института реорганизации юридических лиц: обобщение правоприменительной практики

Лашков Андрей Павлович,

аспирант, кафедра фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия» E-mail: andrinho_90@mail.ru

Институт реорганизации юридических лиц обусловлен осуществлением важнейших гражданско-правовых действий, которые будут воздействовать на саму организационную структуру и взаимосвязанных с ней субъектов (кредиторов, инвесторов, поставщиков). При этом с позиции законодательных норм значимость приобретает обеспечение равновесия между интересами взаимосвязанных с организационной структурой субъектов, поскольку они в некоторой степени принимают участие в процедуре реорганизации. Поднимаемая в статье проблематика выступает крайне актуальной для современных реалий, поскольку в научном и гражданско-правовом обороте следует выработать единый теоретико-прикладный подход к содержанию процедуры реорганизации юридических лиц, кроме того, нужно обратить внимание и на необходимость проработки результативного механизма обеспечения интересов и гражданско-правовых основ, возложенных на участников при правоприменении процедуры реорганизации. В статье представлена систематизация мнений авторов в рамках теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации, обозначена авторская позиция к дефиниции категории «реорганизация юридического лица», выделены ключевые сущностные обстоятельства процедуры реорганизации организационных структур, приведены стадии практической реализации процедуры реорганизации, которые предопределены возникающими гражданско-правовыми последствиями, обозначена необходимость исключения преобразования из установленных в ГК РФ форм процедуры реорганизации в силу снижения её актуальности и несоответствия экономической направленности ведения организационной деятельности, предложено внедрение в отечественную практику гражданско-правового оборота такой категории, как «принудительная процедура реорганизации организационных структур», которая может способствовать уменьшению числа банкротств среди организационных структур на стадии наблюдения.

Ключевые слова: реорганизация юридических лиц, организационная структура, гражданско-правовой оборот, прекращение деятельности, формы реорганизации, процедура реорганизации, институт правопреемства, теоретико-правовой подход

LO S Ое

со см о см

<2

Реорганизация подразумевает под собой основополагающую процедуру как для непосредственно юридического лица (коммерческой либо некоммерческой структуры), так и для взаимосвязанных с ним субъектов гражданского права, поскольку сам процесс реорганизации может в значительной степени воздействовать на имущественное и организационное положение. Ключевой задачей, преследуемой в рамках применения законодательных норм, выступает обеспечение равновесия между интересами, существующими у различных субъектов гражданского права, которые также принимают определённое участие в процедуре реорганизации.

В первую очередь, трудность процедуры реорганизации заключается в наличии противоречий, а также различий интересов субъектов гражданско-правового оборота. Одновременно с этим масштабность использования организационными структурами процедуры реорганизации в достижении противозаконной цели способствует возникновению нарушения гражданско-правовых основ существования субъектов нормативно-правового оборота.

Кроме того, крайне длительное отсутствие упорядоченной системы гражданско-правовой регламентации процедуры реорганизации организационной структуры, определённое несоответствие аспектов нормативно-правового поля и особенностей складывающихся гражданско-правовых отношений вызывает проблемы гражданского правоприменения и сложности теоретического характера, обусловленных, прежде всего, отсутствием единого подхода к идентификации термина «реорганизация юридического лица», ключевых сущностных характеристик рассматриваемой категории в научно-исследовательском сообществе.

В настоящее время текущая версия ГК РФ [1 ] не содержит чёткую дефиницию теоретической категории «реорганизация юридического лица», что породило проблему свободной формулировки рассматриваемого термина не только в рамках академических исследований, но и в процессе судебных разбирательств [2, с. 43]. Вместе с тем поднимаемая сложность обусловливает отсутствие чёткого содержательного понимания гражданско-правовой природы процедуры реорганизации организационных структур, так как в дефиницию теоретической категории «реорганизация юридического лица» могут быть включены конкретные свойства и признаки, характеризующие гражданско-правовую специфичность процедуры реорганизации организационных структур.

Теоретические вопросы категории реорганизации организационных структур в научно-

исследовательском сообществе выступают весьма дискуссионными. В процессе анализа положений доктринальной науки можно утверждать, что имеется разнообразие теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации организационных структур, её свойств и сущностных характеристик трансформации статуса таких организационных структур в рамках осуществления реорганизации.

Рассмотрим основные аспекты теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации организационных структур. С точки первого теоретико-правового подхода процедура реорганизации формулируется посредством установленных в ГК РФ [1] её форм. В данном случае реорганизация подразумевает под собой принятое участниками организационной структуры либо уполномоченным лицом решение, когда организационная структура может проходить любую из пяти установленных в ГК РФ форм процедуры реорганизации с целью дальнейшего преобразования в новую организационную модель [3, с. 22].

Обозначенный теоретико-правовой подход к идентификации процедуры реорганизации организационных структур выступает в определённой степени производным по отношению к установленным в ГК РФ её формам. При этом познать сущностные характеристики рассматриваемой гражданско-правовой категории можно благодаря законодательной регламентации форм процедуры реорганизации организационных структур.

Второй теоретико-правовой подход к идентификации процедуры реорганизации организационных структур предопределяет взаимосвязь анализируемой категории с институтом правопреемства. Дело в том, что процедура реорганизации может предполагать наличие универсального либо частичного правопреемства.

Например, в исследовательской работе [4, с. 169] представлен авторский подход к идентификации процедуры реорганизации организационных структур, согласно которому реорганизация подразумевает под собой многообразие определённых действий, сопровождаемых универсальными характеристиками правопреемства, когда гражданские права и обязанности первоначальной организационной структуры переходят к новой организации.

В данном случае реорганизация идентифицируется как гражданско-правовая процедура, которая предопределяет конкретный перечень последствий в гражданско-правовом обороте. Одновременно с этим новая организация, являющаяся правопреемником, приобретает активы реорганизационной организационной структуры, возложенные на неё права и обязанности.

Вместе с тем материальные обязанности и права включаются в совокупность активов организационной структуры, поэтому с учётом процесса универсального правопреемства к новой организации переходят существовавшие у предшественника активы, гражданско-правовые обязанности и права [5, с. 154].

Помимо вышеизложенного, некоторые авторы утверждают, что осуществление реорганизации обусловлено целью рассматриваемой гражданско-правовой процедуры, которая основана на прекращении одного статуса и возникновении другого статуса организационной структуры. Например, можно увидеть, что, с одной стороны, процедура реорганизации подразумевает под собой альтернативное решение первоначального образования организационной структуры, однако реорганизацию можно понимать в качестве инструмента, с помощью которого прекращается функционирование конкретной организационной структуры [6, с. 149].

Здесь в соответствии с мнением автора предполагается анализ процедуры реорганизации с точки зрения одновременного образования и прекращения организационной структуры (одной либо нескольких). При этом автор проводит исследование не содержательных признаков процедуры реорганизации в рамках характера применения правопреемства, а представляет общее понимание процедуры реорганизации без утверждения конкретных последствий гражданско-правового характера.

Необходимо подчеркнуть, что в разрезе академических исследований можно найти комбинированный теоретико-правовой подход к идентификации процедуры реорганизации организационной структуры. Например, в научно-исследовательском труде [7, с. 70] обозначено авторское мнение через юридическую позицию, в соответствии с которой реорганизация предопределяет прекращение одной организационной структуры и образование новой, которая, в свою очередь, получает обязанности и права предшествующей организации.

Тогда процедура реорганизации взаимосвязана с фактическим обстоятельством прекращения одной организационной структуры и образования новой при условии применения аспектов института правопреемства. В данном случае прекращение и ликвидация функционирования различаются между собой, поскольку в первой ситуации подразумевается переход гражданско-правовых обязанностей и имевшихся прав. По своей сути, прекращение организационной структуры через реорганизацию выступает предпосылкой к формированию новой организационной модели, а правопреемство является следствием осуществляемой процедуры реорганизации [8, с. 662].

Таблица 1. Систематизация мнений авторов в рамках теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации

Автор(коллектив авторов) Год исследования Трактовка процедуры реорганизации

Р.В. Гаври-люк, А.В. Ер-кин 2018 Прекращение организационной структуры через реорганизацию выступает предпосылкой к формированию новой организационной модели, а правопреемство является следствием осуществляемой процедуры реорганизации

Окончание

Автор(коллектив авторов) Год исследования Трактовка процедуры реорганизации

Е.Т. Капинос 2018 Процедура реорганизации подразумевает под собой альтернативное решение первоначального образования организационной структуры, однако реорганизацию можно понимать в качестве инструмента, с помощью которого прекращается функционирование конкретной организационной структуры

Н.В. Фирсо-ва, Д.С. По-доприхина 2018 Реорганизация подразумевает под собой многообразие определённых действий, сопровождаемых универсальными характеристиками правопреемства, когда гражданские права и обязанности первоначальной организационной структуры переходят к новой организации

А.М. Беля-лова 2019 Реорганизация предопределяет прекращение одной организационной структуры и образование новой, которая, в свою очередь, получает обязанности и права предшествующей организации

А.А. Авшарян 2021 Материальные обязанности и права включаются в совокупность активов организационной структуры, поэтому с учётом процесса универсального правопреемства к новой организации переходят существовавшие у предшественника активы, гражданско-правовые обязанности и права

Д.А. Кириллов 2021 Реорганизация подразумевает под собой принятое участниками организационной структуры либо уполномоченным лицом решение, когда организационная структура может проходить любую из пяти установленных в ГК РФ форм процедуры реорганизации с целью дальнейшего преобразования в новую организационную модель

Источник: составлено автором на основе [2-8]

В таблице 1 систематизированы мнения авторов по выделенным теоретико-правовым подходам к идентификации процедуры реорганизации и изложенным в научных публикациях.

Следовательно, анализ обозначенных в исследовании теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации организационной структуры способствует обнаружении нескольких сущностных обстоятельств:

1. При практической реализации процедуры ре-= организации применяются установленные в ГК РФ © её формы, в частности, разделение, слияние, выЯ деление, присоединение, преобразование [1]; ~ 2. Процедура реорганизации взаимосвязана ^ с фактическим обстоятельством прекращения од-

ной организационной структуры и образования новой;

3. Реорганизация сопровождается универсальными характеристиками правопреемства либо его частичным характером, когда гражданские права и обязанности первоначальной организационной структуры переходят к новой организации.

В определённой степени вышеуказанные гражданско-правовые последствия осуществления процедуры реорганизации имеют место быть на различных стадиях её практической реализации:

- I стадия: осуществление уполномоченным лицом выбора формы из установленных в ГК РФ для реализации процедуры реорганизации;

- II стадия: принятие участниками организационной структуры либо уполномоченным лицом решения, когда организационная структура может проходить выбранную из установленных в ГК РФ форм процедуру реорганизации с целью дальнейшего преобразования в новую организационную модель;

- III стадия: обусловлена прекращением функционирования предшествовавшей организационной структуры;

- IV стадия: обусловлена образованием новой организационной модели в виде юридического лица;

- V стадия: образование новой организационной модели сопровождается характеристиками института правопреемства (универсального либо частичного характера).

Согласно приведённому обзору термина «реорганизация юридического лица (организационной структуры)», представленной в таблице 1 систематизации мнений авторов в рамках теоретико-правовых подходов к идентификации процедуры реорганизации мы можем предложить такую дефиницию рассматриваемой гражданско-правовой категории: реорганизация организационной структуры подразумевает под собой определённую процедуру, обусловленную алгоритмом последовательных гражданско-правовых действий, которые предусмотрены в рамках законодательной регламентации форм реорганизации по ГК РФ, подразумевающих процесс перехода материальных обязанностей, прав, активов организационной структуры к образованной организационной модели ведения деятельности.

Следует обратить внимание, что одной из законодательно регламентированных форм процедуры реорганизации является преобразование. В содержательном смысле преобразование как форма реорганизации подразумевает под собой трансформацию организационно-правовой формы юридического лица [9].

При этом мы предлагаем усовершенствовать гражданско-правовой институт реорганизации посредством исключения из перечня форм процедуры реорганизации преобразование, так как обозначенная форма в некоторой степени не соответствует возможным гражданско-правовым послед-

ствиям и организационно-экономическом направленности ведения деятельности через новую организационную модель.

Начиная с сентября 2014 года, согласно ст. 57 ГК РФ [1 ] в отечественной практике возможна смешанная процедура реорганизации, подразумевающая использование одновременно нескольких закрепленных в гражданском законодательстве РФ форм. Помимо этого, стало возможным осуществление процедуры реорганизации, даже если её участниками выступает двое и более юридических лиц, образованных с различными организационно-правовыми формами ведения деятельности. При этом необходимо учитывать, что ГК РФ предусмотрена законодательная возможность преобразования организационных структур.

Несмотря на вышесказанное, в настоящее время практическое осуществление смешанных процедур реорганизации внутри российского гражданско-правового поля достаточно ограничено по причине того, что до сих пор доктринальная наука не содержит единого подхода к сущностным характеристикам смешанных процедур реорганизации, а на уровне ГК РФ [1] не установлен гражданско-правовой механизм реализации в отечественной практике смешанных процедур реорганизации с применением преобразования.

Кроме того, проводя анализ составляющих процедуры реорганизации, мы видим, что основополагающие содержательные признаки процедуры реорганизации организационной структуры не присутствуют при осуществлении формы преобразования, поэтому теоретико-правовое понимание природы преобразования в рамках установленных положений ГК РФ необходимо скорректировать, так как в текущей версии ГК РФ [1] преобразование стало крайне неактуальной формой процедуры реорганизации организационной структуры, что также отмечено в научном труде [10].

Обращаясь к статистическим данным, к концу III квартала 2021 года в отечественной структуре хозяйствования функционировало свыше 3 млн юридических лиц в разрезе всех существующих форм организационно-правовой принадлежности, в том числе около 2,7 млн юридических лиц осуществляло коммерческую деятельность.

При этом за первые девять месяцев 2021 года в качестве юридических лиц было зарегистрировано чуть более 170 тыс. ед. посредством создания и около 2 тыс. ед. посредством осуществления процедуры реорганизации. В этом же временном промежутке более 300 тыс. юридических лиц прекратило ведение организационной деятельности, вместе с тем посредством осуществления процедуры реорганизации прекратило ведение организационной деятельности примерно 7,3 тыс. ед.

Стоит учитывать распределение осуществления процедуры реорганизации организационных структур при государственной регистрации к концу III квартала 2021 года (рисунок 1). Можно заметить, что удельный вес организационных структур, образованных посредством преобразования не до-

стигает и 15% в сравнении с остальными четырьмя формами отечественной практики.

I Слияние I Преобразование Выделение I Разделение I Присоединение

Рис. 1. Распределение осуществления процедуры

реорганизации организационных структур при государственной регистрации к концу III квартала 2021 года,% Источник: составлено автором на основе [11]

Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что целесообразно в отечественную практику гражданско-правового оборота внедрить такую категорию, как «принудительная процедура реорганизации организационных структур». Дело в том, что установленные в ГК РФ нормы обладают в основном свойством императивности [12], одновременно с этим гражданско-правовое содержание реорганизации организационных структур, а также современные тенденции в сфере банкротств подразумевают установление специального гражданско-правового режима в виде принудительной процедуры реорганизации организационных структур.

По итогам 2022 года общее число банкротств организационных структур уменьшилось в сравнении с 2021 годом на 12%. При этом количество юридических лиц, находящихся под наблюдением, в аналогичный промежуток времени также уменьшилось практически на 40% (рисунок 2).

2495 2501 2492

1824 1703

I кв. II кв. III IV I кв. II кв. III IV I кв. II кв. III IV I кв. II кв. III IV 2019 2019 кв. кв. 2020 2020 кв. кв. 2021 2021 кв. кв. 2022 2022 кв. кв.

2019 2019 2020 2020 2021 2021 2022 2022

Рис. 2. Динамическое изменение количества юридических лиц, находящихся под наблюдением, ед. Источник: составлено автором на основе [13]

Вместе с тем количество реабилитированных юридических лиц после проведения процедуры наблюдения на конец IV квартала 2022 года составило всего 29 организационных структур. В динами-

сз о со от m Р от

от А

3000

2709

2500

2000

1500 -

1000 -

813

500

0

ческом изменении количества реабилитированных юридических лиц после проведения процедуры наблюдения, изображённом на рисунке 3, можно наблюдать, что удельный вес реабилитированных юридических лиц не превышает 2%.

2% 2% 2% 2% 2%

О. в

СМ

см

I кв. II кв. III IV I кв. II кв. III IV I кв. II кв. III IV I кв. II кв. III IV

2019 2019 кв. кв. 2020 2020 кв. кв. 2021 2021 кв. кв. 2022 2022 кв. кв.

2019 2019 2020 2020 2021 2021 2022 2022

Рис. 3. Динамическое изменение доли реабилитированных юридических лиц после проведения процедуры наблюдения^ Источник: составлено автором на основе [13]

В данном случае мы предполагаем, что при законодательной регламентации категории принудительной реорганизации организационных структур, которая бы использовалась на стадии наблюдения за юридическим лицом, доля реабилитированных юридических лиц стала бы больше, а количество ликвидированных организаций стало бы в определённой степени ниже.

Вместе с тем относительно трудно в рамках категории принудительной реорганизации организационных структур охватить все основания для её практического осуществления на базе ГК РФ, при этом будет недостаточным традиционное общее представление содержания принудительной реорганизации организационных структур, которая должна реализовываться в отечественной практике посредством вынесенного уполномоченными публичными ведомствами решения либо окончания соответствующего судебного разбирательства.

В данном случае мы считаем, что в законодательных нормах ГК РФ должна быть раскрыта дефиниция категории «принудительная реорганизация юридического лица», мы предлагаем трактовать её таким образом: под принудительной реорганизацией юридического лица (организационной структуры) необходимо понимать процедуру, обусловленную алгоритмом последовательных гражданско-правовых действий, подразумевающих принудительный процесс перехода материальных обязанностей, прав, активов организационной структуры к образованной новой организационной модели ведения деятельности в связи с потенциальным наступлением события ликвидации либо банкротства (финансовой несостоятельности) юридического лица.

Следовательно, если юридическое лицо находится на стадии наблюдения, то руководству данной организационной структуры следует порекомендовать осуществить принудительную реоргани-

зацию организационной структуры по причине возникновения предикторов, обусловливающих финансовую несостоятельность юридического лица. Принудительная реорганизация организационного субъекта должна быть осуществлена с таким юридическим лицом, деятельность которого весьма успешна в финансово-экономическом плане. Подобный подход необходим для того, чтобы усилить благополучие организационной структуры в отраслевом сегменте за счёт принудительной процедуры реорганизации.

Ключевое внимание в ГК РФ уделено вопросам обеспечения гражданско-правовых основ деятельности взаимосвязанных с реорганизуемым юридическим лицом субъектов, в частности, кредиторов. Здесь важно подчеркнуть то обстоятельство, что в процессе проведения процедуры реорганизации организационной структуры зачастую появляются проблемы во взаимодействии между реорганизуемой организационной структурой и её кредиторами.

При этом процедура реорганизации затрагивает интересы и прочих заинтересованных участников, поскольку, прежде всего, материальное положение в ходе процедуры реорганизации организационной структуры может в значительной степени измениться у участников данной организационной структуры.

Для того чтобы рационализировать гражданско-правовую регламентацию интересов участников и взаимосвязанных с реорганизуемым юридическим лицом субъектов, нужно идентифицировать и впоследствии систематизировать возможные отрицательные риск-факторы, гражданско-правовые последствия, которые могут вызвать возникновение гражданско-правовых обстоятельств, способствующих проведению процедуры реорганизации.

Безусловно, что законодатель не имеет возможности анализировать и разбирать отдельные частные случаи, произошедшие у взаимосвязанных с реорганизуемой организационной структурой субъектов, в гражданско-правовом обороте. Это может привести к произвольному указанию законодателя на какие-либо гражданско-правовые действия, которые должны осуществить те или иные субъекты, при этом подобный подход способен породить сложности по причине непосредственного осуществления процедуры реорганизации любыми организационными структурами.

Поэтому следует в рамках ГК РФ привести перечень причин обеспечения интересов участников и взаимосвязанных с реорганизуемым юридическим лицом субъектов, а уже обоснование причин будет способствовать анализу целесообразности обеспечительных мер для взаимосвязанных с реорганизуемым юридическим лицом субъектов согласно совокупности критериев использования в отечественной практике подобных обеспечительных мер.

Подводя итог, в процессе исследования были выделены основополагающие проблемы современного гражданского правоприменения институ-

3% -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2% 2%

2% 2%

2% 2%

2%

2%

2%

1%

1%

1%

1%

1%

1%

0%

та реорганизации юридических лиц (организационных структур), а именно: ГК РФ не содержит чёткую дефиницию теоретической категории «реорганизация юридического лица», что породило проблему свободной формулировки рассматриваемого термина не только в рамках академических исследований, но и в процессе судебных разбирательств, форма преобразования в некоторой степени не соответствует возможным гражданско-правовым последствиям и организационно-экономической направленности ведения деятельности через новую организационную модель, отсутствие процедуры принудительной реорганизации организационных структур, которая необходима для отечественной практики в связи с крайне низкой долей реабилитированных юридических лиц и высоким числом ликвидированных, обанкротившихся организационных структур. Содержащиеся в данном исследовании рекомендации можно применить с целью совершенствования текущей версии гражданско-правовых законодательных норм национальной системы.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 54-ФЗ (часть первая) (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 03.02.2023).

2. Замула Д.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: общее и особенное // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 43-45.

3. Кирилов Д.А. Понятие реорганизации и ее виды // Достижения науки и образования. -2021. - № 1 (73). - С. 21-24.

4. Фирсова Н.В., Подоприхина Д.С. К вопросу о сущности реорганизации юридического лица // Инновационное развитие. - 2018. - № 4 (21). - С. 168-170.

5. Авшарян А.А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц // Синергия наук. -

2021. - № 64. - С. 150-162.

6. Капинос Е.Т. Понятие и формы реорганизации юридических лиц // Наука XXI века: теория, практика, перспективы развития. - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. - С. 149-153.

7. Белялова А.М. Понятие и сущность реорганизации юридических лиц // Закон и право. -2019. - № 1. - С. 69-76.

8. Гаврилюк Р.В., Еркин А.В. О понятии реорганизации юридического лица // Аллея науки. -2018. - Т. 4. - № 11 (27). - С. 660-663.

9. Мирзаева Р.М. Понятие и сущность реорганизации коммерческих юридических лиц: теоретико-правовой анализ // Закон и право. -

2022. - № 8. - С. 116-118.

10. Баттахов П.П. Понятие и формы реорганизации юридических лиц // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 4 (172). - С. 6264.

11. Статистика по государственной регистрации юридических лиц в 2021 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlinejuristy. ru/2021/10/13/statistika-po-gosudarstvennoj-registracii-yuridicheskix-lic-v-2021-godu/ (дата обращения: 03.02.2023).

12. Принудительная реорганизация юридического лица [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brace-lf.com/informaci-ya/korporativnoe-pravo/121 -prinuditelnaya-reorganizatsiya-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 03.02.2023).

13. Инфографика: банкротные итоги 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://probankrotstvo.ru/articles/infografika-bankrotnye-itogi-2022-goda-1859 (дата обращения: 03.02.2023).

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF REORGANIZATION OF LEGAL ENTITIES: GENERALIZATION OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Lashkov A.P.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

The institution of reorganization of legal entities is conditioned by the implementation of the most important civil legal actions that will affect the organizational structure itself and the subjects interconnected with it (creditors, investors, suppliers). At the same time, from the standpoint of legislative norms, it becomes important to ensure a balance between the interests of subjects interconnected with the organizational structure, since they participate to some extent in the reorganization procedure. The problems raised in the article are extremely relevant for modern realities, since in scientific and civil law circulation it is necessary to develop a unified theoretical and applied approach to the content of the procedure for the reorganization of legal entities, in addition, it is necessary to pay attention to the need to work out an effective mechanism for ensuring the interests and civil law bases assigned to participants in the enforcement of the reorganization procedure. The article presents the systematiza-tion of the authors' opinions within the framework of theoretical and legal approaches to the identification of the reorganization procedure, the author's position on the definition of the category «reorganization of a legal entity» is indicated, the key essential circumstances of the reorganization procedure of organizational structures are highlighted, the stages of the practical implementation of the reorganization procedure are given, which are predetermined by the arising civil consequences, the necessity of excluding transformation from the forms of reorganization procedure established in the Civil Code of the Russian Federation due to its reduced relevance and inconsistency with the economic orientation of organizational activity is indicated, the introduction of such a category as «compulsory procedure for reorganization of organizational structures» into domestic practice of civil law turnover is proposed, which can help reduce the number of bankruptcies among organizational structures at the observation stage.

Keywords: reorganization of legal entities, organizational structure, civil turnover, termination of activity, forms of reorganization, reorganization procedure, institute of succession, theoretical and legal approach

References

1. The Civil Code of the Russian Federation of 30.11.1994 No. 54-FZ (part one) (ed. of 16.04.2022) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142 / (data accessed: 03.02.2023).

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

2. Zamula D.V. Reorganization and liquidation of legal entities: general and special // Modern jurisprudence: topical issues, achievements and innovations. - Penza: Science and Education, 2018. - P. 43-45.

3. Kirillov D.A. The concept of reorganization and its types // Achievements of science and education. - 2021. - No. 1 (73). -P. 21-24.

4. Firsova N.V., Podoprikhina D.S. On the issue of the essence of the reorganization of a legal entity // Innovative development. -2018. - No. 4 (21). - P. 168-170.

5. Avsharyan A.A. Succession in the reorganization of legal entities // Synergy of Sciences. - 2021. - No. 64. - P. 150-162.

6. Kapinos E.T. The concept and forms of reorganization of legal entities // Science of the XXI century: theory, practice, prospects of development. - Neftekamsk: Scientific Publishing Center «World of Science», 2018. - P. 149-153.

7. Belyalova A.M. The concept and essence of reorganization of legal entities // Law and law. - 2019. - No. 1. - P. 69-76.

8. Gavrilyuk R.V., Erkin A.V. On the concept of reorganization of a legal entity // Alley of Science. - 2018. - T. 4. - No. 11 (27). -P. 660-663.

9. Mirzayeva R.M. The concept and essence of the reorganization of commercial legal entities: theoretical and legal analysis // Law and Law. - 2022. - No. 8. - P. 116-118.

10. Battakhov P.P. The concept and forms of reorganization of legal entities // Law and the state: theory and practice. - 2019. - No. 4 (172). - P. 62-64.

11. Statistics on the state registration of legal entities in 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://onlinejuristy. ru/2021/10/13/statistika-po-gosudarstvennoj-registracii-yuridicheskix-lic-v-2021-godu / (data accessed: 03.02.2023).

12. Compulsory reorganization of a legal entity [Electronic resource]. - Access mode: https://brace-lf.com/informaciya/ korporativnoe-pravo/121-prinuditelnaya-reorganizatsiya-yuridicheskogo-litsa (data accessed: 03.02.2023).

13. Infographics: bankrupt results of 2022 [Electronic resource]. -Access mode: https://probankrotstvo.ru/articles/infografika-bankrotnye-itogi-2022-goda-1859 (data accessed: 03.02.2023).

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.