Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламова О.И.

Обосновывается необходимость и рассматриваются подходы к развитию института налоговых консультантов в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF TAX ADVICE IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The necessity and approaches to the development of the institute of tax advisers in the Republic of Belarus are justified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336.228.32

Харламова О.И. старший преподаватель кафедра БУ, анализа и коммерческой деятельности УО «ГГУ имени Франциска Скорины»

Беларусь, г. Гомель

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация: Обосновывается необходимость и рассматриваются подходы к развитию института налоговых консультантов в Республике Беларусь.

Ключевые слова: Беларусь, налоговая система, налоговое консультирование.

Kharlamova V.I. senior lecturer

Department of BU, analysis and commercial activities

UO "GSUnameSkarina" Belarus, Gomel

DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF TAX ADVICE IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: The necessity and approaches to the development of the institute of tax advisers in the Republic of Belarus are justified.

Keywords: Belarus, tax system, tax consulting.

За 26 лет существования налоговая система Республики Беларусь превратилась в отрасль права, которая динамично развивается и активно критикуется. Основания для критики есть. По состоянию на 2017 год Республика Беларусь заняла 16 место в рейтинге Financial Complexity Index, который составляется голландской компанией TMF Group. Этот рейтинг отражает сложность соблюдения требований в области бухгалтерского учёта и налогообложения в 94 странах мира. Компанией было проведено анкетирование специалистов по 70 вопрос

ам, касающихся правил бухгалтерского учета, налогообложения, требований к финансовой и бухгалтерской отчетности, уровня автоматизации процессов предоставления информации и т.п. В рейтинге исследуемые страны ранжируются в обратном порядке, то есть чем сложнее бухгалтерский учет и налогообложение, тем выше позиция. Беларусь заняла 16 место. Немного хуже ситуация в Казахстане (14 место). Лучше позиции в Украине (72 место), Грузии (67 место), России (53 место), Польше (47 место), Латвии (36 место) [1].

С усложнением налогового законодательства возникла объективная необходимость появления налогового консультирования как международного стандарта налогового обслуживания налогоплательщиков с целью развития предпринимательского сектора и повышения

инвестиционной привлекательности страны. Впервые налоговое консультирование как вид деятельности возникло в 1897 году в Японии. В странах Европы налоговое консультирование стало развиваться с 20-х годов ХХ столетия. Оно опиралось на налаживании управленческого учета, финансового менеджмента с учетом требований налогового законодательства.

Никто не оспаривает тезис о том, что налоговое консультирование свидетельствует о зрелости налоговой системы и является необходимой институциональной средой, которая обеспечивает доступ налогоплательщиков к качественным и ответственным услугам независимых специалистов высокой квалификации в области налогообложения.

Повышение инвестиционной привлекательности страны во многом определяется существованием возможности обращения к налоговому консультанту на всех стадиях осуществления деятельности. При этом сокращается время на администрирование налогов и появляется возможность аутсорсинга операций по начислению налогов.

С 2014 года началась реализация совместного проекта ПРООН и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Содействие в создании института налоговых консультантов», который финансировался Шведским агентством международного развития. Результатом сотрудничества стало принятие Президентом Республики Беларусь Указа № 338 от 19 сентября 2017 года «О налоговом консультировании» [2]. Указ определяет, что налоговое консультирование включает три взаимосвязанных вида деятельности:

- консультирование по вопросам налогообложения, включая его оптимизацию (определение оптимальных решений);

- оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций и иных документов;

- представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых органах, иных государственных органах или организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Возникновение и развитие института налогового консультирования в Республике Беларусь будет способствовать повышению бизнес-активности, минимизации предпринимательских рисков, предупреждению налоговых правонарушений, сокращению коррупции. Это позволит приблизиться к международным стандартам налогового обслуживания и улучшить инвестиционный климат.

Специалистами прогнозируется становление института налогового консультирования в Республике Беларусь в течение 5-10 лет. За это время должна быть проведена большая работа в двух основных направлениях. Первым направлением является разработка нормативной правовой базы, которая должна быть четкой, конкретной, создающей благоприятные условия для развития налогового консультирования. Второе направление -

формирование качественного учебно-методического материала для обучения и аттестации налоговых консультантов. При этом важно проанализировать успешный зарубежный опыт и оценить возможность его применения в Беларуси.

Существуют различные модели налогового консультирования.

Экспертная модель предполагает, что налоговый консультант не принимает участия в оценке существующих проблем и разработке мер по их устранению. Он выступает исключительно в роли эксперта, оценивая только ту информацию, которую ему предоставляет клиент.

Проектная модель заключается в том, что налоговый консультант анализирует ситуацию клиента, определяет его проблемы и вырабатывает решения. Однако, так же, как в экспертной модели, консультант не имеет возможности контроля на стадии реализации предложенных мероприятий.

Процессная модель является вариантом активного взаимодействия клиента и налогового консультанта на всех этапах выявления проблем, выработке решений по их устранению и их реализации.

Обучающая модель консультирования представляет собой предоставление теоретической и практической информации в форме лекций, семинаров, тренингов, обучающих игр и т.п. Налоговый консультант выступает преподавателем, формирующим почву для успешной реализации своих профессиональных навыков работниками.

Каждая модель имеет свои достоинства и недостатки, которые клиент должен учитывать на стадии заключения договора с налоговым консультантом.

Практически любой потенциальный инвестор - не резидент Республики Беларусь в настоящее время готов и хочет воспользоваться услугами налогового консультанта. Однако в налоговом консультировании необходимо заинтересовать и потенциальных клиентов - резидентов Республики Беларусь. Клиент должен четко видеть свою выгоду, которая может выражаться и в сокращении расходов по содержанию бухгалтерии, внешних аудиторов, и в высвобождении времени на решение проблем развития организации, и в сокращении налоговых ошибок. Институт налоговых консультантов заработает в полной мере только тогда, когда его значимость будет видеть и клиент, и государство.

Использованные источники:

1. Рейтинг бухгалтерской сложности/НЭГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkryti/reiting-buhgalterskoi-slozhnosti - Дата доступа: 27.09.2017.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official documents ru/view/kommentarii-k-ukazu-338-o-nalogovom-konsultirovanii-17140/ - Дата доступа: 29.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.