Научная статья на тему 'Развитие института классного руководства в системе отечественного образования'

Развитие института классного руководства в системе отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова О. Б., Борисова А. А.

Радикальные социально-экономические изменениями в нашей стране, предъявляют новые требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. В этой связи авторами статьи предпринята попытка проследить развитие института классного руководства в России и выявить роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения на различных этапах развития системы отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие института классного руководства в системе отечественного образования»

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Лобанова О.Б., Борисова А.А.

Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

Радикальные социально-экономические изменениями в нашей стране, предъявляют новые требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. В этой связи авторами статьи предпринята попытка проследить развитие института классного руководства в России и выявить роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения на различных этапах развития системы отечественного образования.

Развитие воспитания в системе образования определяется принципами и положениями, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Программе развития воспитания в системе образования России», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года». Это означает решительный поворот школы к ребенку, уважение его достоинств, принятие его личностных целей, запросов и интересов, развитие самостоятельности, творческих сил и способностей. Задачи образования и воспитания школа реализует в целостном педагогическом процессе: в доступных ученику видах деятельности (учебной, игровой, трудовой, досуговой), в общении и бытовой сфере.

Для того чтобы понять содержание деятельности классного руководителя в образовании, целесообразно проследить становление и изменение института классных руководителей. История развития института классного руководства в системе отечественного образования уходит своими корнями в XVIII в. В середине XVIII в. в период правления Екатерины II в России в дворянской среде усиливается интерес к проблемам образования. На смену старинных педагогических наставлений, основанных на «зубрежке» и подчинении, появляется новый гуманитарный идеал воспитания, во многом сходный с евангелистским в выводах. Большую роль в осуществлении планов Екатерины II в области образования сыграла деятельность И.И. Бецкого, который пытался реализовать свои идеи либерализации образования в России [2, с. 68]. Этот период можно определить как подготовительный этап в развитии института классного руководства в России. Становление и развитие института классного руководства берет свое начало с 1871 г., когда официально была утверждена должность классных наставников. Обязанности классных наставников были очень

широкими и включали в себя: поддержание порядка на уроках; контроль за посещением, наличием учебных пособий; ведение школьной документации; наблюдение за развитием учащихся и его изучение; знание их способностей, прилежания, успехов; проведение ежемесячных совещаний с учителями, работающими в классе; составление письменного отчета. После 1917 г. начинается строительство новой советской школы. Начиная с 1918 г., создавались воспитательные комиссии, целью которых была коррекция работы воспитателей и педагогов по выполнению новых задач. В середине 20-х гг. появляются групповоды - методисты, обязанностями которых являлось организация работы учителей по предметам, воспитательной работы на уроках. Наряду с учебно-методическими вопросами в их ведении входило также обсуждение и планирование воспитательной работы в группах» [1, с. 93]. В 1934 г. выходят Устав и Положение о Единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы -классах - возлагаются на классного руководителя. Они окончательно закрепляют должность классного руководителя. В конце 50-х гг. - первой половине 60-х гг. идет поиск новых подходов к воспитанию ребенка, появляется большое количество статей, монографий с описанием позитивного опыта работы классных руководителей. Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководитель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее несколькими изданиями в 50-х гг. Период 60-80-х гг. XX в. самый плодотворный для развития института классного руководства. Под влиянием демократических изменений в обществе происходят значительные изменения в образовании - от узкодисциплинароного понимания целей образования к более широкому гуманитарному пониманию. Постепенно идет процесс создания новой школы, где основной задачей классных руководителей (кураторов) является оказание помощи ребенку в его развитии. На протяжении ряда лет происходит процесс создания модели школы педагогической поддержки: ведется поиск новых технологий, обеспечивающих процесс индивидуализации в учебно-воспитательной деятельности учащихся. Сегодня классный руководитель является ведущей фигурой в организации целостного педагогического процесса в классе. Он определяет, что и как надо делать, чтобы ученики его класса были развиты и воспитаны. Именно от него зависит, насколько грамотно, слажено, результативно будут работать учителя-предметники, социальный педагог, психолог и другие учителя в классе. Он должен все предусмотреть, выстроить воспитательную систему класса, определить место и роль каждого ребенка и взрослого в нем.

Сегодня система классного руководства во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, так как часто носит формальный

характер и ограничивается реализацией определенных нормативов и инструкций без учета специфики воспитательной деятельности в современных условиях. Изучению вопросов классного руководства посвящено немало работ таких ученых-педагогов как В.И. Загвязинский, И.П. Иванов, Г.Ю. Ксензова, Л.И. Маленкова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод, что деятельность классного руководителя - это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе, межэтнических отношений. Содержание деятельности классного руководителя определяется рядом функций: организационно-координирую-щих (установление связи образовательного учреждения и семьи; взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами образовательного учреждения; учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся; введение документации), коммуникативных (регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе), аналитико-прогностических (изучение условий воспитания детей в семье; изучение индивидуальных особенностей обучающихся; определение состояния и перспектив развития классного коллектива).

К основным направлениям работы классного руководителя относятся: здоровье (защита, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ученика; консультации для родителей учащихся и учителей-предметников; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физкультуры и занятиям спортом и др.), нравственность (воспитание интереса ученика к самому себе, желания самосовершенствоваться; воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон и др.), досуг (консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, клубов, секций и т.д.; организация различных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся и др.), семья (изучение семей учащихся; организация психолого-педагогического просвещения родителей и др.), интеллект (изучение особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией, изучение и влияние на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения; и др.), общение.

В сегодняшней школе нет единых подходов к функционалу классного руководителя. В настоящее время недостаточна организационно-методи-

ческая помощь классным руководителям со стороны школьной и районной администрации особенно в вопросах диагностики, прогнозирования и оценки результативности воспитания, установления воспитательных отношений сотрудничества, создания благоприятного морально-психологического климата и другое. Серьезно затрудняют деятельность классного руководителя большие преподавательские нагрузки, высокая наполняемость классов, недостаточные условия для внеурочной работы (нехватка кабинетного фонда, технического обеспечения, нехватка спортивных площадок, невозможность организации должного питания учащихся, удаленность школ от местожительства школьников и др.), рассогласованность воспитательных институтов современного общества, недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка, отсутствие дифференциации, низкая оплата труда.

Таким образом, система классного руководства в ее современном виде нуждается в основательном преобразовании. Что касается методики работы с детьми, то она тоже предполагает преобразования, обусловленные новой постановкой цели воспитания, и соответствующей ей новой профессиональной позиции. Следует обратить внимание на следующие положения: необходимость разработки новой технологии общения с ребенком, построенной на сотрудничестве и сотворчестве; отказ воспитателя от принципа «как можно больше» и повернуть к принципу меры «только то следует делать, что необходимо и достаточно для развития детей»; ориентация воспитателя на развитие личности ребенка.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Основная идея инновационной деятельности и развития школы заключается в разработке такой модели школы, в которой бы каждый ребенок совместно с взрослым учился бы выстраивать индивидуальную траекторию развития, выбирать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, приобретал опыт поиска, обработки и обмена информации, был социально и, в дальнейшем, профессионально успешным.

Однако следует отметить, что большинство классных руководителей в настоящее время работают согласно устоявшимся формам и методам воспитательной работы с учащимися, что обусловлено, на наш взгляд, рядом причин: психологические (нежелание классных руководителей отказываться от традиционных форм, методов, средств воспитания; переходить на демократический стиль общения с учащимися и субъект-субъектые отношения; работать с учениками своего класса в сотворчестве), финан-

совые (оплата деятельности классного руководителя не соответствует желаемому, несмотря на некоторые изменения в системе оплаты); кадровые (недостаточный уровень подготовки для осуществления воспитательной работы в новой социокультурной ситуации). Также нельзя не отметить того факта, что в настоящее время идет переоценка роли образования и воспитания подрастающего поколения в России.

В связи с этим новые направления в деятельности классного руководителя можно определить следующие:

- использование новых форм деятельности (тренинги, деловые игры и др.);

- внедрение новых форм работы классных руководителей (создание КИОСО, школьных сайтов, электронных журналов, использование интернет, 8М8-сообщения и др.).

Воспитательная работа должна учитывать новые тенденции развития общества, что вызывает необходимость расширения возможностей выбора форм, средств, методов и направлений в организации воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях. Устаревшее содержание воспитательной работы не позволяет в должной мере принимать личность ученика как самоценность; создавать условия для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации; оказывать помощь детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей; приобщать субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизировать межличностные отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т. п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

В настоящее время каждый классный руководитель стоит перед выбором: оставаться на прежних позициях воспитательной работы с использованием традиционных форм, методов, средств воспитательной работы или по пути модернизации воспитательной работы в школе, которая предполагает сотрудничество, сотворчество с учащимися, создание условий для их самоопределения в жизни, используя новые формы и стиль работы.

В нашей стране наблюдается тенденция определения самим образовательным учреждением статуса и содержания деятельности воспитателя в школе, исходя из насущных потребностей. Чаще всего это обычный, традиционный классный руководитель. Но уже появляются освобожденные классные руководители (классные воспитатели), кураторы. Кроме того, могут быть руководители разнообразных отрядов, организаторы параллелей, наставники группы классов, консультанты старших классов.

Сегодня классные руководители имеют право на свою авторскую воспитательную программу, имею возможность определять формы, методы,

содержание работы в контексте документов об образовании (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»). В то же время, анализ работы классных руководителей школ, собеседование с классными руководителями, анализ деятельности института классного руководства указывает необходимость совершенствования документов и положений, регламентирующих деятельность классного руководителя и определяющих результативность его труда, место и роль в воспитательной системе воспитательно-образовательного учреждения в новой социокультурной ситуации.

Список литературы:

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель / под ред. Н.И. Болдырева. -М., 1955. - 356 с.

2. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Издательство «Народное образование», 2000. - 270 с.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Мищенко Н.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 27, г. Озёрск

Обосновывается актуальность обращения к проблемам самообразования в условиях модернизации современного российского образования, рассматриваются основные формы организации учебно-педагогического взаимодействия для развития самообразовательной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы на основании опыта работы.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую оче-

* Учитель высшей категории истории, обществознания, экономики и технологии, руководитель Школы Научного роста, соискатель степени кандидата педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.