Научная статья на тему 'Развитие института частно-государственного партнерства в российской инновационной среде'

Развитие института частно-государственного партнерства в российской инновационной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С.

В статье рассмотрено современное устройство института частно-государственного партнерства способного обеспечить баланс частных и публичных интересов, эффективное достижение социально-экономических целей деятельности субъектов государства и бизнеса, обеспечить реализацию ключевых тенденций инновационного развития, высокий уровень экономической активности бизнеса, эффективность государства и благосостояния общества. Предложены стратегические приоритеты и направления инновационного развития России а основе потенциал частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие института частно-государственного партнерства в российской инновационной среде»

УДК 332.122

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ1

В статье рассмотрено современное устройство института частно-государственного партнерства способного обеспечить баланс частных и публичных интересов, эффективное достижение социально-экономических целей деятельности субъектов государства и бизнеса, обеспечить реализацию ключевых тенденций инновационного развития, высокий уровень экономической активности бизнеса, эффективность государства и благосостояния общества. Предложены стратегические приоритеты и направления инновационного развития России а основе потенциал частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, инвестиционный фонд, национальные проекты, федеральные целевые программы, инновационная среда.

Взаимодействие власти и бизнеса в последнее время приобретает все большую актуальность в ходе осуществления социально-экономических программ развития страны. Частно-государственное партнерство (ЧГП) особенно важно для обозначенных Президентом и Правительством Российской Федерации и уже в определенной степени реализуемых национальных проектов, связанных с формированием современного здравоохранения, качественного образования, доступного и комфортного жилья, эффективного сельского хозяйства. Институтом частно-государственного партнерства (ЧГП) предусматривается создание и широкое использование механизмов привлечения частного капитала к инвестированию в области, традиционно финансирующейся из государственного бюджета. Главными причинами, по которым государство вступает в партнерство с частными инвесторами, являются: 1) неспособность удовлетворить растущие потребности в инвестициях только за счет государственного бюджета; 2) низкая эффективность расходования выделяемых государственных средств.

Институт частно-государственного партнерства может развиваться только при наличии определенных внешних условий, к которым относятся: наличие законодательной базы ЧГП; выс окая инвестиционная активность; политическая и экономическая стабильность в мо мент создания партнерства и благоприятные прогнозы на среднесрочный период; наличие необходимой институциональной и организационной инфраструктуры ЧГП.

В России с принятием в 2005 г. Федерального закона «О концессионных соглашениях» создана основа законодательной базы, позволяющей полноценную реализацию частно-государственного партнерства в форме концессии, на которую приходится более 50% всех проектов ЧГП в мире.

Уровень инвестиционной активности в стране в целом можно считать высоким, и согласно краткосрочным и среднесрочным прогнозам он имеет тенденцию к дальнейшему повышению. К настоящему времени Россия достигла достаточно высокого уровня экономической и политической стабильности, и это подтверждается оценками ведущих мировых рейтинговых агентств.

Что касается институциональной и организационной инфраструктуры ЧГП, то, по мнению экспертов, она в современной России практически отсутствует, и это сдерживает развитие ЧГП во многих отраслях и сферах, таких как коммунальное хозяйство, социальная сфера и т.д. Так, в РФ нет федерального и региональных органов по управлению ЧГП (в зарубежных странах роль таких органов, в частности, выполняют государственные, региональные, отраслевые и муниципальные агентства по реализации ЧГП), практически отсутствует пропаганда ЧГП, анализ и внедрение «наилучшей практики» реализации проектов на условиях частно-государственного партнерства.

Но главным, с нашей точки зрения, является отсутствие в России целостной концепции управления государственной собственностью, не подлежащей приватизации, что становится реальным объективным препятствием на пути концессий и других форм ЧГП. Правовой вакуум в этом вопросе способствует развитию коррупции, затрудняет взаимодействие государства и частного биз-

Ю.В. ВЕРТАКОВА Ю.С. ПОЛОЖЕНЦЕВА

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

e-mail:

vertakova@rambler.ru e-mail:

polojenceva84 @mail.ru

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на тему «Анализ моделей частно-государственного партнерства при реализации программ дополнительного профессионального образования в условиях региональной модели взаимодействия компании и вузов».

неса и может приводить к появлению частной монополии на месте государственной монополии со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для государства и общества.

Развитие института ЧГП тесно связано с инвестиционной политикой, которая проводится федеральными, региональными и муниципальными властями. Как отмечают эксперты, около 50% всех инвестиций приходится на 10 регионов — ведущих игроков, и этот показатель стабильно удерживается в течение последних пяти лет. При этом состав «десятки» меняется: если раньше первые строчки в ней занимали Красноярск и Самара, то теперь это Сочи и Санкт-Петербург. Именно эти регионы являются фактическими (как например Санкт-Петербург) или потенциальными полигонами для опробования и внедрения механизмов ЧГП в России.

Говоря о региональном аспекте ЧГП в России необходимо учитывать наличие специфических рисков. В качестве основных рисков развития государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровнях в России стоит назвать следующие: неразвитость правовой среды в регионах; низкий уровень финансовой автономии регионов; неразвитость судебной системы, ее зависимость от региональных и муниципальных властей; превалирование политики над экономикой', влияние политических факторов на экономические решения; отсутствие полноценного стратегического планирования; высокий уровень коррупции; низкий профессионализм чиновников; низкий уровень доверия к власти общества в целом.

Следует отметить, что неблагоприятные макроэкономические условия, вызванные мировым экономическим кризисом, негативно повлияли на инвестиционно-строительный комплекс страны. Тем не менее, будучи отложенными, указанные проекты по-прежнему актуальны; и их реализация на принципах частно-государственного партнерства не снята с повестки дня. Успешное их выполнение позволит опробовать технологии реализации партнерств между государством и частным бизнесом в условиях России, создаст благоприятную информационную среду вокруг, ЧГП и будет способствовать общей активизации обращения к инструментарию ЧГП на региональном и федеральном уровнях. Для достижения успеха реализации проектов администрация города должна будет взять на себя все разумные политические риски и прилагать серьезные усилия для обеспечения инвесторам долгосрочных гарантий в отношении проектов, вплоть до гарантии неизменности законодательства на срок их осуществления.

В качестве особенности настоящего этапа становления института ЧГП в России следует отметить увлечение крупными проектами в ущерб небольшим, но более многочисленным и часто более значимым в социальном плане проектам в сфере развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, традиционно являющейся важнейшей сферой частно-государственного партнерства в развитых зарубежных странах. Можно надеется, что по мере развития и совершенствования механизмов партнерства между государством и частным бизнесом сфера его применения в России будет расширяться и распространится на все важнейшие области деятельности государства и муниципальных властей, дойдет буквально до каждого домовладения и затронет интересы большинства граждан страны.

Частно-государственное партнерство может оказаться чрезвычайно эффективным в рамках реализации стратегии развития инновационного типа экономики. Подобная модель предполагает действенное освоение научно-технических нововведений (инноваций), новых технологий, видов продукции и ресурсов, а также осуществление организационно-институциональных проектов в сфере национального воспроизводства.Инновационное развитие становится не просто продуктом функционирования государственного аппарата, но и достигаемым сквозь призму согласования интересов общим видением перспектив научно-инновационной сферы, ее места в экономической системе общества представителями различных сегментов хозяйства и социальных слоев.

В современных условиях инновационная среда как особая институциональная структура, включающая, в том числе научно-техническую и инновационную политику, предъявляет новые требования к развитию частно-государственного партнерства как к генератору качественных изменений, они вытекают из особенностей инновационной среды (табл. 1).

Весьма трудной задачей является адаптация структур государственного сектора, отл и-чающихся, как правило, консервативным и бюрократическим стилем функционирования, к требованиям, предъявляемым современной инновационной средой. В отдельных случаях во з-можна и ликвидация тормозящих инновационные процессы формирований. При создании г о-сударством специализированных интеграционных структур, а также органов регулирования интеграционных процессов в инновационной сфере чрезвычайно важно избегать формального характера объединения, скрываемого современной вывеской. На плечи государства ложится задача ликвидации разрывов в научно -инновационных механизмах путем образования постоянных или временных организаций — звеньев национальной инновационной системы [1, с.146]. Эти структуры эффективны, если они с самого начала нацелены не на «арендное» поведение, а на государственное инновационное предпринимател ьство.

Таблица 1

Особенности развития российской инновационной среды

Направление развития Потребности Порождаемые изменения

Развитие экономики знаний Новые компетенции рынка труда обладание стратегическим мышлением, навыки управления изменениями и самоорганизацией, способность и умение работать в проектах коммуникативная компетентность

Национальная программа «Стратегия развития науки и инноваций в России на период до 2015 г.» Быстрая капитализация знаний модернизация экономики и образования на основе технологических инноваций; (технологичность) создание национальной инновационной системы; (системность) создание конкурентного сектора научных исследова-ний(конкурентоспособность на основе науки)

Новое качество образования Сформировать способность к обучению в течение всей жизни внедрение стандартов качества ориентация на потребителя бенчмаркинг ответственность

Весьма трудной задачей является адаптация структур государственного сектора, отличающихся, как правило, консервативным и бюрократическим стилем функционирования, к требованиям, предъявляемым современной инновационной средой. В отдельных случаях возможна и ликвидация тормозящих инновационные процессы формирований. При создании государством специализированных интеграционных структур, а также органов регулирования интеграционных процессов в инновационной сфере чрезвычайно важно избегать формального характера объединения, скрываемого современной вывеской. На плечи государства ложится задача ликвидации разрывов в научно-инновационных механизмах путем образования постоянных или временных организаций - звеньев национальной инновационной системы. Эти структуры эффективны, если они с самого начала нацелены не на «арендное» поведение, а на государственное инновационное предпринимательство.

С позиций трансформации методов частно-государственное партнерство находится на границе отношений государства и бизнеса, не являясь ни институтом приватизации, ни институтом национализации, а лишь формой оптимизации исполнения государством своих обязанностей перед обществом, т.е. непрерывного предоставления населению публичных благ.

Таким образом, организационно-институциональные методы современной научно-технической политики, направлены на:

- пропорциональное ресурсное обеспечение звеньев научно-инновационного цикла;

- формирование и укрепление кооперационных взаимосвязей научных и инновационных структур;

- стимулирование спроса на инновационную продукцию как критического параметра инновационного кругооборота;

- обеспечение пропорциональности в развитии кадрового потенциала;

- популяризацияю инновационного стиля жизнедеятельности в целях расширения национального инновационного пространства;

- комплексное совершенствование сети инновационно-коммуникативных каналов;

- стимулирование возникновения и развития региональных инновационных кластеров, распространения оптимальных организационно-территориальных форм научной и инновационной деятельности;

- стимулирование международной инновационной кооперации в соответствии национальными инновационными интересами, задачами обеспечения целостности и устойчивости национального инновационного комплекса.

Наиболее современными и перспективными институтами ЧГП в России на текущий момент являются:

- инвестиционный фонд;

- банк развития;

- государственные корпорации;

- особые экономические зоны;

- российская венчурная компания;

- концессии.

Формы ЧГП необходимо выбирать исходя из поставленных целей совместного взаимодействия. ЧГП за рубежом реализуется в форме государственных, кооперационных и коалиционных

соглашений. В российской практике ЧГП выступает в формах контракта на обслуживание; контракта на управление; договора об аренде; эксплуатацию, передачу; концессии. Форма ЧГП определяет и вид договора. Характеристика форм ЧГП осуществляется по следующим показаниям: собственность членов партнерства на активы; ответственность за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальный ремонт, коммерческий риск.

В зарубежной практике характеристика форм ЧГП основывается на критериях четкого распределения ответственности: кто и какие функции из участников партнерства будет выполнять, кто обеспечивает ресурсами, кто и каким образом контролирует использование совместных ресурсов и полученный от совместной деятельности доход и его распределение.

В результате анализа различных подходов можно выделить основные меры, способствующие повышению эффективности механизмов ЧГП как института модернизации экономики России на инновационной основе:

- при выборе проектов на условиях ЧГП органам федерального и муниципального уровня необходимо повысить качественную и, главное, своевременную проработку предлагаемых проектов и предлагать детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора.

- на региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального законодательства и его «стыковка» с федеральным. В совокупности они должны обеспечить приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру. Со стороны государства при этом требуется четкое исполнение своих договорных обязательств;

- необходимо более эффективное использование общероссийского кадрового, профессионального потенциала. С одной стороны - это постоянное повышение квалификации госслужащих, вовлеченных в процесс управления капиталовложениями и развитием совместных государственно-частных проектов. С другой - результативное привлечение частного профессионального капитала;

- целесообразно введение в практику методики планирования перспективных расходов бюджета и объема госгарантий по проектам частно-государственного партнерства.

Традиционно, высокотехнологичными отраслями в России считали комплекс отраслей, концентрировавшихся вокруг оборонно-промышленного комплекса: машиностроение, приборостроение, электронная промышленность, химия, космическая отрасль. В последнее время все большую популярность приобретают отрасли прямо или косвенно связанные с нанотехнологиями и микроэлектроникой, робототехникой, информационными и биотехнологиями.

Следует обратить внимание на мультипликативный эффект высокотехнологичных производств, а, значит, на взаимовыгодность развития института ЧГП (табл. 2). Развития высокотехнологичных производств лежит в плоскости их взаимодействия с фундаментальной наукой при участии государства. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими:

во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценивание постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми;

во-вторых, новые технологии (включая нано) не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их ко м-плексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. В этой связи необходимо совершенствовать механизм спецификации прав интеллектуальной собственности. Это традиционно ложится на плечи государства;

в-третьих, высокотехнологичные производства дают возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки зрения эффективности.

Таблица 2

Потенциал частно-государственного партнерства в инновационной среде

Направление взаимодействий Иллюстративные примеры реализации Ожидаемые результаты партнерства

Объединение ресурсов инновационной кооперации Совместное финансирование инноваций Осуществление масштабных нововведений

Формирование ресурсных элементов инновационной кооперации Участие бизнеса в функционировании государственных систем подготовки кадров для научно- инновационной сферы Расширенное воспроизводство национального научно — инновационного потенциала

Развитие инновационной инфраструктуры Государственные информационно — коммуникационные системы поддержки частной инновационной деятельности Обеспечение целостности национального инновационного пространства

Синтез инновационного цикла Механизмы интеграции государственных научных учреждений с частными высокотехнологичными структурами Рост национального уровня инновационной активности, интенсификация инновационного кругооборота

Масштабная реализация инноваций Государственные закупки наукоемкой продукции негосударственного сектора Обеспечение равномерного доступа к достижениям науки и технологий

Социализация инновационных структур Государственное страхование части инновационных рисков, популяризация государственными средствами массовой информации высокотехнологичной продукции частного сектора Укрепление социального статуса инновационной деятельности, демократизация механизмов НИС

Включение в международную научно-инновационную кооперацию Государственные меры поддержки аппликации негосударственных формирований в международные инновационные проекты Системная трансграничная экспансия национального инновационного потенциала на основе национальных инновационных интересов

Решение актуальных научно-технологических и социально-экономических проблем общенационального характера Национальные мегапроекты с комплексной государственной и частной реализацией Увеличение вклада НИС в количественные и качественные параметры экономического роста

Симбиоз инновационных парадигм Привлечение негосударствен-ного сектора к управлению государственными инновационными активам, совместное определение перспектив научно-инновационного развития (программы типа Форсайт) Складывание общенациональной инновационной культуры

В равной степени это относится и к такой специфической сфере научно-технической и высокотехнологичной деятельности, какой является космическая деятельность России. Развитие космической деятельности и ракетно-космической промышленности является важным направлением укрепления научно-технического потенциала национальной экономики. В современном мире космические системы различного направления играют ключевую роль в решении социально-экономических задач, в деле обеспечения обороны и безопасности страны.

Развитие ЧГП в области отечественной космической деятельности является весьма перспективной «институциональной траекторией», позволяющей осуществить переход от предельно высокого уровня государственного регулирования в сфере космической деятельности с преобладающим влиянием государственных предприятий ракетно-космической отрасли и определяющей ролью государственного заказа к более рыночному сегменту «новой экономики» с плодотворным межсекторным балансом. Дополнительно к наиболее популярному формату ЧГП (государственная инфраструктура + частная компания-оператор) возможно использование механизмов софинанси-рования различных проектов, преимущественно в форме образования совместных предприятий

(СП). При создании таких СП доля государства формируется, в частности, за счет объектов инфраструктуры и результатов научно-технической деятельности. Участие частного бизнеса облегчает привлечение инвестиционных ресурсов и обеспечивает гибкость в использовании рыночных механизмов.

Таким образом, в условиях продолжающегося перехода российской экономики к рыно ч-ным механизмам во всех сферах, включая высокотехнологические, различные формы ЧГП представляют собой эффективный институт ускоренного развития. В российской экономике назрела необходимость не только партнерства, но и четкого разделения имманентно присущих функций государства и участника рыночной деятельности для недопущения их произвольного слияния и формирования госмонополистов там, где к настоящему моменту сложилась рыночная и потенциально жизнеспособная конкурентная среда.

Для Российской Федерации потребность в придании экономике инновационных качеств вытекает из поставленной в 2003 г. цели — удвоить валовой внутренний продукт за десять лет. Прошедшие три года показали, что с такой задачей экономика Россия может в целом и не справиться. Заявленная цель может быть в перспективе достигнута лишь за счет обеспечения должного уровня экономической свободы, создания равных условий конкурентоспособности, укрепления права собственности, а также эффективной интеграции власти, науки, образования и бизнеса.

Решить эту проблему, на наш взгляд, можно путем разработки комплекса стратегических приоритетов и направлений, предусматривающих инновационное развитие национальной экономики. Важным шагом в этом направлении призвана стать реализация национальных проектов «Доступное и комфортное жилье», «Эффективное сельское хозяйство», «Современное здравоохранение» и «Качественное образование». Включенные в них стратегические мероприятия убедительно свидетельствуют о том, что Россия и ее регионы стремятся перейти к построению социально ориентированной экономики, как это и отражено в Конституции Российской Федерации, где сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

На рисунке 1 схематично представлен механизм формирования стратегических направлений и приоритетов социально- экономического развития. Он показывает, что все элементы этого механизма взаимосвязаны и нацелены на качественный переход национальной экономики в стадию расширенного воспроизводства преимущественно инновационного типа. При таком стратег и-ческом видении четко обозначается роль частно-государственного партнерства в формировании инновационной экономики. Речь идет о более сложном комплексе ресурсов, способных изменить траекторию воспроизводства с экстенсивного на интенсивный тип развития, базирующийся на внедрении в производство нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления. И понятно, что такая трансформация связана в первую очередь с эффективным освоением интеллектуального капитала, который в совокупности с другими ресурсами способен творить, строить и создавать новые общественные ценности в России [3, с.70].

Как известно, подобный подход демонстрирует и мировая хозяйственная практика. Наиболее успешные компании западных стран наряду с развитием финансово-экономической сферы активно овладевают человеческим, интеллектуальным потенциалом, создают благоприятные условия для его развития в рамках единого воспроизводственного процесса. Они справедливо полагают, что без капитальных вложений в персонал невозможны успехи как в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте, так и в науке, образовании и здравоохранении. В конечном счете национальные проекты и программы полезны и самому бизнесу, так как их ре а-лизация создает условия для формирования высокого интеллектуального потен циала в стране, что является действенным фактором стратегическо го успеха.

Следовательно, частно-государственное партнерство можно охарактеризовать как стратегически важный альянс государства и бизнеса, цель которого — эффективная реализация общественно значимых проектов и программ в широком спектре: от экономики, науки и образования до здравоохранения и культуры, способных придать развитию России инновационные качества.

Первый комплекс национальных проектов направлен на решение блока вопросов, связанных со здоровьем нации и сохранением ее генофонда. Согласно опубликованным данным, не к середине XXI в., как предполагалось ранее, а уже к 2030 г. численность населения страны может с оставить около 120 млн. человек. Такое развитие событий может привести к серьезному дефициту трудовых, интеллектуальных ресурсов, что препятствует освоению новых рынков, особенно если учесть, что только около 60% территории России не тронуто какой-либо хозяйственной деятельностью. Поэтому ответственность бизнеса за состояние человеческих ресурсов начинается с заботы каждой отдельно взятой хозяйственной системы за создание лучших условий труда, качественное медицинское обслуживание персонала, организацию профилактики профессиональных заболеваний, особенно на крупных предприятиях промышленности.

Рис. 1. Стратегические приоритеты и направления инновационного развития России

Актуальность этой проблемы обуславливается еще и тем фактом, что за последнее десятилетие в соответствующих органах регулирования рынка в России не регистрируются новые лека р-ственные препараты отечественного производства, до 40% импортируемых лекарств не имеют подтвержденной клинической эффективности. В то же время в отечественных научно-исследовательских институтах произведено немало оригинальных препаратов, работа над которыми начиналась еще в советское время. Затрат на их промышленное освоение относительно невелики, а рентабельность в современных рыночных условиях может составить до 80%. Это весьма достойная сфера вложения капитала инвесторов, как с позиции будущих доходов, так и с точки зрения социально значимой деятельности. Поэтому государству необходимо создать совокупность стимулирующих для этого условий, например посредством льготного налогообложения или бюджетного кредитования, как делали и делают это высокоразвитые в экономическом отношении страны.

Государству совместно с бизнесом предстоит решить не менее ответственные задачи и при реализации национального проекта «Качественное образование». Во многих развитых странах доля негосударственных поступлений в бюджетах университетов доходит до 80%, а прибыль на 1 долл. затрат в высшее образование составляет до 25 долл., что свидетельствует о высокой норме рентабельности на соответствующие инвестиции. При этом приоритетным направлением для бизнес-структур и государства является достижение не только всеобщей компьютерной грамотности населения, но и качественной подготовки кадров по разным специальностям и профессиям. Поэтому Президентом и Правительством Российской Федерации поставлена задача: на базе действующих вузов открыть качественно новые бизнес-школы и университеты, привлечь к преподаванию в этих учебных заведениях специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности.

Перед государством и бизнесом стоят масштабные задачи также в реализации приоритетного направления «Доступное и комфортное жилье». В рамках проектов этого направления им предстоит совместно решить вопросы не только по увеличению объема жилищного строительства и выхода на уровень начала 90-х годов минувшего века, но и по созданию условий его удешевления и улучшения качества. А это сопряжено с новыми техникой и технологиями, материалами и, 'бесспорно, с наукой и интеллектуальными ресурсами.

Развитие предпринимательства в агропромышленном комплексе является ключевым фактором успешной реализации национальных проектов по направлению «Эффективное сельское хозяйство». Агропромышленный сектор, как и другие сферы национальной экономики, имеет в

среднем на 45% морально и физически изношенный производственный аппарат, а также и парк машинно- транспортной техники.

Крупный бизнес, особенно его банковский и страховой сектора, вполне могли бы внести существенный вклад в организацию лизинга современной отечественной техники и технологий как для сельского хозяйства, так и для модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности. Если необходимые машины и технологии не производятся в своей стране, их можно приобрести в других странах. Но для этого агропромышленные предприятия должны получить реальный доступ к финансово-кредитным ресурсам. При этом особую роль призвано сыграть госуствен-но-частное партнерство.

Приведенные аргументы, на наш взгляд, свидетельствуют об особой актуальности частно-государственного партнерства как в реализации национальных проектов и программ, так и в содействии к переходу российской экономики на инновационный тип развития. Очевидно, что для этого потребуется разработать конкретные механизмы согласования интересов власти, бизнеса, науки, образования и общества с целью оптимального и рационального привлечения различных ресурсов и их источников, а также соответствующей корректировки российской правовой базы. Поэтому для решения этих задач, в частности, было бы полезно разработать и осуществить следующие мероприятия:

во-первых, для качественной реализации приоритетных национальных проектов и программ необходимо сформировать полноценное частно-государственное партнерство как эффективный механизм интеграции государственных и частных ресурсов и их источников в целях развития национальной экономики;

во-вторых, формы и структура ЧГП наиболее полно могут быть сформированы на основе имеющегося ресурсного потенциала национальной и региональных экономик России, а также с учетом закономерностей и тенденций развития мирового сообщества;

в-третьих, в зависимости от наличия ресурсов, а также факторов и условий их формирования необходимо провести качественное исследование внутренней и внешней среды национальной экономики с целью разработки комплекса стратегических приоритетов и направлений инновационного развития, в том числе и за счет межрегионального взаимодействия. При этом необходимо, чтобы эти элементы сочетались с экономическими интересами самостоятельных хозяйствующих агентов (фирм, предприятий, корпораций и т.д.), а также учреждениями науки и образования;

в-четвертых, при формировании и реализации национальных проектов в сферах науки и образования, сельского хозяйства, здравоохранения и жилищного строительства должны быть учтены стратегические приоритеты и направления именно инновационного развития России и ее регионов, а это в определенной степени касается всех стадий процесса общественного воспроизводства и должно быть отражено в практике государственного регулирования всех уровней.

Список литературы

1. Исследование инновационного развития региона (на примере Курской области) / статья в журнале по перечню ВАК / Ю.В. Вертакова, Е.А. Алпеева // Вестник университета: российский научный журнал Государственного университета управления. Москва. №26. 2009. С. 146-148.

2. Жданухин Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ « О концессионных соглашениях». 25 августа 2005г. Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С.

3. Положенцева Ю.С. Формирование инновационных стратегий кластерных образований на основе управления социально-экономическим потенциалом территорий/Известия Юго-Западного государственного университета, серия «Экономика. Социология. Менеджмент» // Научный рецензируемый журнал — Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2011. - № 2. - с.68-75.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE RUSSIAN MEDIA INNOVATION

Yu.V. VERTAKOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper considers modern device of the Institute of public-private part-

Yu.S. POLOZHENTSEVA

South-West State University, Kursk

e-mail: vertakova@rambler.ru e-mail: polojenceva84@mail.ru

nerships capable of ensuring the balance of private and public interests, the

effective achievement of socio-economic objectives of government and business entities, to ensure the implementation of key trends, innovative development, a high level of economic activity of business, the effectiveness of the state and welfare society. Proposed strategic priorities and directions of innovative development of Russia as the basis of the potential public-private partnership.

Keywords: public-private partnerships, investment funds, national projects, federal programs, innovative environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.