Научная статья на тему 'Развитие инновационных процессов в экономике региона'

Развитие инновационных процессов в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРИНЦИПЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ПОТЕНЦИАЛ / ГОСПОДДЕРЖКА / COMPETITIVENESS / THE REGION''S ECONOMY / INNOVATION PROCESSES / PRINCIPLES / TECHNOLOGY / POTENTIAL / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Марина Алексеевна

Отражены положения, характеризующие политику Брянской области в инновационной сфере. Выявлены факторы, замедляющие инновационное развитие экономики региона. Определены цель, задачи принципы создания действенной инновационной системы области. Проведена оценка инновационного потенциала Брянской области. Показаны возможные результаты реализации представленных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES OF THE REGION''S ECONOMY

It reflected the situation characterizing the policy of the Bryansk region in the innovation sphere. The factors that slow innovation development of economy of the region were also detected. Purposes, objectives, principles of effective innovation system of the region have been identified in this work. Innovative potential of the Bryansk region was assessed. Possible results of the implementation presented positions shown here.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных процессов в экономике региона»

Цветкова Галина Сергеевна, канд. экон. наук, профессор, tsv@bk.ru, Россия, Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет,

Канюгин Олег Игоревич, аспирант первого курса, kanyugin@mail. ru, Россия, Йошкар-Ола, Марийский государственный университет,

Мосунова Мария Анатольевна, аспирант, mosma@yandex.ru, Россия, Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет

STRATEGIC DECISIONS IN TERMS OF INSTITUTIONAL ECONOMY G.S. Tsvetkova, O.I. Kanyugin, M.A. Mosunova

The article describes the methodology of an analysis of the international positioning of the company in the domestic market in the context of corporate identity color solution that allows you to effectively manage the enterprise, to study market trends, propose ways to stimulate demand for its products.

Keywords: analysis, color, positioning in the market, good governance, corporate

identity.

Tsvetkova Galina Sergeevna, candidate of economic sciences, professor, tsv@bk.ru, Russia, Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology,

Kanyugin Oleg Igorevich, gradidcite student of the first course, kanyugin®,mail ru, Russia, Yoshkar-Ola, Mari State University,

Mosunova Maria Anatolievna, gradidate student, mosma@yandex. ru, Russia, Yosh-kar-Ola, Volga State University of Technology

УДК 332.14

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ

РЕГИОНА

М.А. Муравьева

Отражены положения, характеризующие политику Брянской области в инновационной сфере. Выявлены факторы, замедляющие инновационное развитие экономики региона. Определены цель, задачи принципы создания действенной инновационной системы области. Проведена оценка инновационного потенциала Брянской области. Показаны возможные результаты реализации представленных положений.

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономика региона, инновационные процессы, принципы, технологии, потенциал, господдержка.

Основной фактор конкурентоспособности в экономически развитых странах - инновации, выраженные в новых научных познаниях, технологиях, продукции, оборудовании, услугах, организации производства, квалификации кадров.

Брянскую область, субъект Российской Федерации, следует обозначить в качестве сырьевого региона, рассматриваемого как быстро окупаемый объект вложений. Экономика области предоставляет возможности развития инноваций во многих отраслях промышленности.

В связи с продолжительным технологическим отставанием нашей страны в сфере увеличения экологичности производства, уменьшения энергоёмкости важным является реализация переориентации экономики региона на замкнутый производственный цикл с использованием интеллектуальных разработок и высокотехнологичного оборудования [1].

Улучшение имеющихся технологий получения сырьевых ресурсов поможет экономии денежных средств, создаст замкнутые технологические цепи, что повлечет за собой появление значительных возможностей для более эффективного освоения имеющихся природных ресурсов. Результат использования механизма замкнутого производственного цикла - улучшение инфраструктуры, уменьшение количества невостребованных специалистов, снижение безработицы, увеличение налоговых поступлений, инвестиционная привлекательность области.

Следовательно, данный подход, направлен на использование имеющихся конкурентных преимуществ, на активизацию инновационных процессов в экономике региона, поможет завоеванию лидирующих позиций в сфере добычи и переработки сырья, создавая при этом конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий [3].

Курс всей России и Брянской области, в частности, направлен на создание инновационной системы, которая должна стать результативным инструментом активизации интенсивного развития. Брянская область может стать значимым субъектом инновационного развития нашей страны.

С целью эффективного экономического роста следует объединять ресурсы и возможности, которые находятся в распоряжении области. Это возможно в том случае, если будут усилены связи между фундаментальной и прикладной науками, а также между изготовлением инновационной продукции и завоеванием рынка. Основной курс по формированию инновационной системы Брянской области - создание инструментов становления развитого рынка промышленной и интеллектуальной собственности, изучение инновационного менеджмента, формирование информационной базы инноваций для упрощения исполнения задач по нахождению производственных объектов и технологий с целью обеспечения инновационных процессов области, взаимная интеграция Брянской области с другими субъектами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья в сфере реализации своей инновационной продукции и технологий [4].

Политика Брянского края в инновационной сфере должна предусмотреть следующее:

- улучшение нормативно-правовой базы;

- стимулирование активной работы и поддержка сотрудничества между субъектами малого, среднего, крупного предпринимательства в области инновационной деятельности;

- развитие приемов и методов по введению инноваций;

- финансовая поддержка области со стороны государства;

- совершенствование системы финансирования инновационных программ;

-формирование инновационной инфраструктуры, которая включает в себя бизнес-инкубаторы, нанотехнологические центры, технопарки.

Данные факторы определяют значимость организации комплексной системы инновационной деятельности, которая разрешит главные вопросы в части нововведений в Брянском регионе. В связи с этим необходимо через создание инструментов содействия инновационной деятельности материализировать возможности области.

Одной из главных приоритетных задач развития России является формирование дифференцированной инновационной экономики. Значительные изменения необходимы и Брянской области, которая рассматривается в качестве сырьевого региона. Лесной сектор - один из главных источников дохода. Также край обладает значительным научно -образовательным потенциалом, который в хозяйственной сфере экономики используется недостаточно. На территории области существуют источники для образования новых видов инновационной деятельности, базирующихся знаниях, созданных учеными области или заимствованных за пределами края или Российской Федерации, а также административные и финансовые возможности в плане содействия подобным инициативам.

Главная цель изменений в экономике области заключается в том, чтобы повысить валовой региональный продукт за счет изготовления новых видов продукции, услуг, формирования новых и использования передовых технологий, увеличивающих эффективность действующих производственных единиц, оптимизации структуры доходов путем увеличения конкурентоспособных высокотехнологичных товаров как на российском, так и на мировом рынках, повышения статуса работников, осуществляющих деятельность в сфере наукоемких отраслей, снижения безработицы, улучшения качества жизни населения региона при использовании качественной продукции, а также повышения общего благополучия области [2].

Инновационную деятельность и инновации следует рассматривать согласно интересам предпринимательства. В то же время, предпринимательскую деятельность необходимо позиционировать как важную человеческую ценность, т.е. как механизм удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции по объективной стоимости, который представляет собой самый действенный метод обеспечения населения всем необходимым для жизнедеятельности. Следует учитывать, что современная хозяйственная деятельность представляет собой экономику прав, ин-

новаций, знаний. Ценность организаций на сегодняшний день в основном определена накопленными знаниями, человеческим потенциалом, предоставляющими конкурентные преимущества.

Понятия, применяемые в ходе формирования инновационного климата:

- инновационная деятельность - работа, нацеленная на модификацию итогов интеллектуального процесса, представленная, как изобретения, необходимые модели, достижения в селекции, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, товары, работы, услуги, итоги научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, их дальнейший сбыт:

1) работа по коммерциализации технологий, которая применима для всех этапов инновационного цикла:

- оценивание стоимости для взаимовыгодной передачи сторонним организациям прав, созданных на базе результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, объекты интеллектуальной собственности;

- подготовка документов с целью привлечения средств на осуществление инновационных планов;

- составление правового портфеля относительно технических решений в составе технологии, созданной для применения в производственном процессе;

- анализ рисков инновационной деятельности и коммерческого потенциала;

- исследование и стандартизация прообразов новых товаров, технологий;

- приобретение разрешения на внедрение ноу-хау, получение авторских свидетельств, патентов;

- выведение на рынок новых продуктов, технологий;

- дополнительные научные и другие исследования, связанные с распространением результатов умственной деятельности.

2) техническое перевооружение для изготовления инновационных товаров на базе применения ведущих технологий вне зависимости от источника их возникновения;

3) применение новейших или уже усовершенствованных технологий;

4) нахождение рынков реализации инновационных товаров;

5) формирование инновационной инфраструктуры;

- инновация - итог инновационной работы, представленный как новейший либо усовершенствованный товар, технологический процесс, применяемый в работе;

- итоги инновационной деятельности - новые или усовершенствованные товары, работы, услуги, методы производства, сбыта, эксплуатации продукции, кадровые, организационные и другие новшества для выпуска, реализации товаров, приводящие к уменьшению расходов;

- изготовители научно-технической, научной продукции, и иных результатов инновационной работы - юридические и физические лица, выполняющие научно-техническую или инновационную работу;

- потребители научно-технической, научной продукции, итогов инновационной работы - юридические и физические лица, заключившие договор по созданию научно-технических продукций с изготовителями;

- субъекты господдержки технической, научной, инновационной деятельности - изготовители, заказчики научной, технической продукции, результатов инновационной работы;

- инновационная продукция - товары, услуги, продаваемые на рынке чьи создание и сбыт, происходят с применением правовых оснований на результаты интеллектуальной работы, на базе которых сделаны эта продукция и технологии ее производства;

- инновационная политика Брянской области - направленный на законодательное, финансовое, экономическое, организационно-распорядительное, информационное обеспечение комплекс мероприятий, исполняемый посредством органов государственной власти области, который учитывает круг интересов субъектов инновационной деятельности, составление приоритетных направлений инновационной стратегии Брянской области;

- грант - денежные средства, которые предоставляются в виде дотаций из областного бюджета юридическим и физическим лицами для осуществления научных инновационных исследований в том порядке, который, установлен Правительством Брянской области;

- господдержка инновационной работы -мероприятия, которые принимают органы государственной власти Брянской области согласно законодательству Российской Федерации и Брянской области для формирования условий, поддерживающих инновационную деятельность в области;

- инновационные организации - юридические лица, выполняющие инновационную работу;

- инноваторы - лица, занимающиеся инновационной работой;

- инновационная инфраструктура - объединение компаний, помогающих претворению в жизнь инновационных проектов, в том числе оказание услуг для создания и реализации инновации: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров, учебные и деловые центры, фонды и другие организации;

- инновационная инфраструктура области - созданные муниципальными органами власти организации, способствующие претворению в жизнь инновационных проектов;

- инновационный фонд - компания, которая финансирует инновационные программы посредством выделения денежных средств как на бесплатной, так и платной основах;

- инновационный бизнес-инкубатор - компания, оказывающая поддержу начинающим инновационным предприятиям в плане передачи в пользование имущества, предоставления им консалтинговых, юридических, бухгалтерских и иных услуг

- технологический парк - организация, главный вид деятельности которой - предоставление субъектам малого и среднего бизнеса всего спектра информационных и консалтинговых услуг, аренды офисных, производственных площадей, оборудования для выполнения, направленной на продвижение изготовления наукоемкой продукции, новейших технологий, поддержку инновационных компаний, деятельности.

Факторы, замедляющие инновационное развитие:

- отсутствие взаимосвязей между заказчиками и компаниями, осуществляющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- недостаток комплексов действенной по внутреннему коопериро-ваниию, который бы обеспечил ориентацию экономики на замкнутый производственный цикл на базе применения результатов интеллектуального труда, высокотехнологичного оборудования;

- недостаточная вовлеченность крупных компаний ход в инновационных процессов области, которые могли бы создать базу для развития замещения импортной продукции;

- малая результативность деятельности в области инноваций, значительные управленческие риски в связи с дефицитом высококвалифицированных кадров в области инновационного-технологического предпринимательства;

- отсутствие общественной популярности инновационной деятельности;

- плохо организованная инновационная инфраструктура, направленная на развитие профильных для области технологий;

- малая взаимосвязь между звеньями инновационной системы;

- отсутствие инвестиций, консультационной помощи опытных предпринимателей на первоначальном этапе работы, что значительно снижает развитие инновационного бизнеса;

- недостаточная поддержка финансовыми институтами предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

- вклад ресурсов не в инновационные, а в инвестиционные программы производственными компаниями, финансовыми институтами, приводящие к появлению угроз экономической безопасности области и страны в связи с повышением зависимости экономики государства от факторов внешней среды и потерей возможностей инновационного характера экономики;

- истощение накопленных в период существования Советского Союза объемов наукоемких технологий, продукции;

- организации применяют уже ставшие неактуальными методы и в области планирования издержек и самих работ, неэффективно используют человеческие и материальные ресурсы;

Перемещение за рубеж прогрессивных российских технологий в связи с неразвитым рынком инноваций, снижением активности в научно -производственной сфере.

Ключевая цель инновационной системы Брянской области - эффективное развитие экономики, улучшение качества жизни, формирование подходящих условий, увеличивающих инновационный потенциал, создание конкурентных преимуществ, выпуск продукции отечественного производства, реализация инновационной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Для обеспечения плодотворной реализации инновационных программ следует повысить процент инновационной конкурентоспособной продукции в валовом региональном продукте [2].

Реализуя назначенную цель, следует решить задачи по созданию действенной инновационной областной системы:

- обеспечить согласование, сконцентрировать предприятия, научно -технического потенциал ресурсы, на основных путях создания и развития сферы инноваций [5];

- выявить основные проблемы и преимущества в плане формирования и развития в Брянской области инновационной системы;

- создать инновационную инфраструктуру, претворить в жизнь налоговую, ресурсно-кредитную политику для создания интереса к инновационному пространству Брянской области;

- снизить трансакционные затраты в ходе инновационных процессов области;

- увеличить спрос на инновационные продукты, привлечь инвесторов, которые будут финансировать высокотехнологичные программы;

- реализовать подготовку кадров для ведения инновационного предпринимательства;

- создать научно-производственные кластеры на базе инновационных и инвестиционных программ;

- создать методы правового, экономического и управленческого характера, которые будут стимулировать выход инновационной конкурентоспособной продукции на рынок, позволят успешно функционировать областной инновационной системы;

- для увеличения областного экспортно-импортного потенциала обеспечить информационную обеспеченность проектов на внешних рынках;

- создать инновационную инфраструктуру в качестве общей системы для поддержания малых инновационных предприятий в течение периода существования инновационных проектов;

- разработать и осуществить новые образовательные программы;

- стимулировать поддержку инновационного предпринимательства на начальном этапе со стороны инвестиционных организаций и практиков;

- популяризировать инновационно-технологическое предпринимательство.

Отразим принципы, которые следует соблюдать в ходе создания инновационной системы:

- сбалансированность интересов предпринимательства и государства;

- незамедлительное вступление на рельсы устойчивого развития и экономической самостоятельности предпринимательских структур, образованных при помощи господдержки;

- внедрение в создаваемую областную инновационную систему методик деятельности инновационной направленности;

- активизация синергии инновационных программ.

- формирование комплекса взаимодействующих между собой субъектов инновационной деятельности, распределенных по территории области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществление как государственной, так и негосударственной поддержки.

Оценка инновационного потенциала Брянского края показала наличие предпосылок, заключающихся в производственных возможностях, оживленной работе имеющихся элементов инновационной системы, которые могут активизировать инновационные процессы области [4].

Инновационный потенциал Брянской области можно представить:

- сырьевым потенциалом;

- образовательным и научным потенциалом;

- инфраструктурным потенциалом;

- финансовым потенциалом

- промышленным потенциалом;

- организационно-управленческим потенциалом.

Важнейшая цель господдержки инновационной работы области -улучшение качества жизни за счет установления стабильно функционирующей, сбалансированной в своем развитии экономики области, базу которой составляет рост уровня инновационной активности, выработка конкурентных преимуществ производимой инновационной продукции, выход как на внутренний, так и на внешний рынки данной продукции.

Главные задачи господдержки инновационной работы в Брянской области - разумное сочетания методов государственного стимулирования предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и механизмов рынка, проведение кредитной, институциональной, бюджетной политики:

1) для перехода экономики на рельсы стабильного инновационного развития;

2) для объединения производственного и научного капитала, их сосредоточения на перспективных направлениях в развитии реального сектора областной экономики;

3) для обеспечения выполнение инновационных работ высококвалифицированными специалистами;

4) для создания благоприятной обстановки по формированию привлекательности инновационного пространства области путем обеспечения инновационной инфраструктурой;

5) для поддержания наработок в области высоких технологий для изготовления на их базе продукции, ее реализация, обеспечения условий по привлечению инвестиционного капитала на инновационный рынок.

Стратегической задачей является повышение объемов поддержки проектов инновационного характера области, при этом получая мультипликативный эффект от повышения масштабности проектов и привлечения государственного финансирования.

Поддержка инновационных программ государством может оказываться системе инновационной инфраструктуры или непосредственно самим инновационным организациям.

Поставленные задачи решаются посредством использования следующих механизмов:

- оценка инновационных возможностей и инновационных потребностей Брянской области;

- создание общих баз данных об инновационных программах, перспективных технологических площадок, и круга возможных инвесторов;

- формирование обязательных инфраструктурных элементов на всех этапах производственного процесса для обеспечения эффективной работы инновационной системы;

- создание документации нормативно-правового, законодательного, методического характера для того, чтобы обеспечить функционирование инновационной деятельности;

- поддержка развития экономики инновационного типа в Брянской области средствами массовой информации.

Методы инновационной политики по своему характеру воздействия подразделяются на прямые и косвенные. Также выделяют методы по стимулированию предложения инноваций и спроса на инновационные работы, а также методы по созданию подходящего климата для реализации инноваций [3].

Следование общим методам, принципам должно идти с учетом специфики отрасли на основе формирования технико-технологических отделов на базе больших промышленных областных организаций (технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов), привлечения к исследованию и реализации инновационной продукции международных корпораций и др.

Результатами реализации указанных принципов и методов будут являться:

- инвестиционная привлекательность области;

- повышение масштабов финансирования инновационной деятельности;

- увеличение в валовом региональном продукте процента высокотехнологичной продукции;

- повышение числа рабочих мест;

- увеличение занятости местного населения;

- повышение налоговых отчислений в областной бюджет;

- увеличение количества малых инновационных организаций;

- повышение качественных показателей жизни населения области.

Список литературы

1. Муравьева М.А., Силаева В.В., Назарова О.Г. Инновационное направление в развитии промышленного маркетинга // Экономика и управление в машиностроении. 2014. №2

2. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяиина. М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М. 2014.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года/ МЭРТ РФ, 2010.

4. Тачкова И.А., Полесская О.П., Муравьева М.А., Назарова О.Г. Концептуальные аспекты управления инновационным потенциалом экономических систем в целях обеспечения их устойчивого роста и развития // European Social Science Journal. 2015. № 7.

5. Хлынин Э.В. Развитие теории и методологии управления процессом инновационного воспроизводства основного капитала предприятий с позиций кластерного подхода // Автореф. дис. на соис. уч. ст. д-ра экон. наук / Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс. Орел, 2012.

Муравьева Марина Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, mary. zhm'a yandex. ru, Россия, Брянск, Брянский государственный университет имени ак. И.Г. Петровского

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES OF THE REGION'S ECONOMY

M.A. Muravyova

It reflected the situation characterizing the policy of the Bryansk region in the innovation sphere. The factors that slow innovation development of economy of the region were also detected. Purposes, objectives, principles of effective innovation system of the region have been identified in this work. Innovative potential of the Bryansk region was assessed. Possible results of the implementation presented positions shown here.

Keywords: competitiveness, the region's economy, innovation processes, principles, technology, potential, state.

Muravyova Marina Alekseevna, candidate of economy science, Associate Professor, mary.zhm@yandex.ru, Russia, Bryansk, Bryansk State University named after ac. I.G. Pe-trovskogo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.