7. Baimisheva, T. A. The state of consumer cooperation of the Samara region / T.A. Baimisheva, I.S. Kurmayeva, I.V. Titova // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyatiy. -2015. - No. 7. - P. 45-47.
8. Bykova, Ye. A. Improvement of the mechanism of state investment regulation of the grain market of AIC/ Ye. A. Bykova // Scientific journal of the Kuban state agrarian university. - 2012. - № 77(03) [electronic resource]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizma-gosudarstvennogo-investitsionnogo-regulirovaniya-zernovogo-rynka-apk
9. Vinnichek L. B. To the problem of food security / L.B. Vinnichek, A. G. Poptsov, Ye. V. Fudina // Niva Povolzhya. - 2012. - No. 3. - P. 61-64.
10. Klimenko, Yu. I.Energy efficiency of the organization of food production: textbook / Yu. I. Kli-menko, O. N. Kukharev, Ye. V. Fudina. - Moscow, 2011. - 64 p.
11. Penza region has taken the leadin Volga Federal district on volumes of meat production and milk yield per cow [electronic resource]. URL: http://www. agroinvestor. EN/regions/news/22649-penzenskaya-oblast-vyshla-na-pervoe-mesto/
12. Tarasova, T. V. Grain market as a fundamental factor in food security of the region / T. V. Tarasova // Theory and practice of modern science. - 2015. - № 3(3) [electronic resource]. URL: http://modern-j. EN/domains_data/files/3/Tarasova%20T. V.%20-%20statya. Pdf
13. Ulanova, O. I. Food security of Russia: Threats and opportunities / O. I. Ulanova, N. N. Sologub // Niva Povolzhya. - 2015. - No. 3. - P. 151-157
14. Fudina, Ye. V. Development of agriculture and food security in Russia / Ye. V. Fudina // Successes of modern science. - 2015. - No. 5. - P. 55-57.
15. Fudina, Ye. V. Socio-economic challenges of food consumption / Ye. V. Fedina // Nikonovskiye chteniya. - 2013. - P. 358-360.
УДК 338.28
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
Э. И. Позубенкова, канд. экон. наук, доцент; П. С. Позубенков, канд. ист. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, e-mail: [email protected], [email protected]
Стимулирование инноваций, технологическая модернизация российской экономики — сейчас одна из наиболее обсуждаемых тем на высшем политическом уровне. Сегодняшние результаты инновационной политики, безусловно, нельзя считать удовлетворительными ни с позиций опережающего инновационного развития российской экономики, ни даже с позиций инерционного ее развития. Это в большой мере связано с недостаточным учетом особенностей поведения российских компаний, их реакции на различные инструменты и механизмы стимулирования инноваций в современной бизнес-среде.
Обобщены данные Федеральной службы государственной статистики РФ о снижении инновационной активности реального сектора экономики, темпов прироста высокопроизводительных рабочих мест, доли продукции высокотехнологичных отраслей в ВВП. Сделан вывод о необходимости активизации инновационной деятельности субъектов агробизнеса при значительной государственной поддержке с целью решения задач по модернизации экономики и реализации Стратегии инновационного развития России.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития, инновации, инновационные процессы.
Инновационный процесс - это длительный цикл инновационной деятельности, охватывающий фундаментальные, прикладные исследования, разработки, производство и коммерциализацию инноваций.
В соответствии с принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методологией под инновационной деятельностью понимается внедрение принципиально новых для мирового рынка или существенно улучшенных продуктов и услуг, технологий производства и бизнес-
процессов, а также заимствование и адаптация уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов.
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. на основе анализа текущей ситуации инновационной деятельности в России предусматривает сценарные варианты инновационного процесса: инерционный, догоняющий и лидерства в ведущих научно-технических секторах [2].
Вызовы и угрозы внешней среды пока не дают шанса реализовываться прогресс-
сивным вариантам, и все усилия России направлены на поддержание макроэкономической стабильности в условиях низких параметров расходов на науку, инновации и инвестиции в развитие человеческого капитала.
По прогнозам Правительства РФ, в 2016 г. дефицит бюджета составит 2184,3 млрд. руб., темп роста ВВП - 0,7 %, инфляция - 6,4 %, цены на нефть останутся на низком уровне, что окажет дальнейшее давление на курс рубля. Бюджет не решает проблему стимулирования экономического роста и инновационного развития. Так, расходы на образование и науку снизятся за год с 629,3 млрд. руб. до 579,8 млрд. руб., их удельный вес в структуре расходов ничтожно мал (8,6 %) [13].
Ставится под сомнение достижение целевых показателей Стратегии по формированию сети национальных исследовательских центров по ключевым направлениям технологического развития, значительному повышению престижа научной деятельности. Однако рост производительности труда в мире все больше будет опираться на накопление не физического, а человеческого капитала и повышение вклада в экономический рост экономики знаний [3, 9].
В российской экономике не сформировалась окончательная тенденция инновационного поведения бизнеса. Показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в основном не достигнуты (табл. 1).
Таблица 1
Инновационная активность организаций Российской Федерации
Согласно Инновационной стратегии развития РФ в 2020 г. доля предприятий, осуществляющих инновации, должна возрасти до 40-50 %. В 2014 г. этот показатель составил 9,9 %, в то время как в Германии он составляет 71,8 %, Финляндии - 52,5 %. Мировой тенденцией является сокращение
расходов бизнеса на инновационную деятельность в периоды рецессий. В то же время значительное число зарубежных компаний продолжает в эти годы инвестировать в инновации [2, 8].
Доля добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких видов деятельности в ВВП России невелика и варьирует от 21,2 % в 2005 г. до 24,4 % в 2009 г. (табл. 2).
Таблица 2
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, % к итогу
Долю России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг планируется довести до 5...10 %, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта - до 2 % против сегодняшних 0,35 %.
Низкая инновационная активность организаций повлияла и на создание высокопроизводительных рабочих мест (табл. 3).
Таблица 3
Прирост высокопроизводительных рабочих мест в РФ
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Тыс. ед. % Тыс. ед. % Тыс. ед. %
1849,1 12,7 1122,8 6,9 788,1 4,5
Анализ представленной информации позволяет сделать вывод, что прирост высокопроизводительных рабочих мест снизился до 788,1 тыс. ед., или 4,5 %, в то время как в 2012 г. он составлял 1849, 1 тыс. ед., или 12, 7 %.
По производительности труда, вычисляемой на основании ВВП на одного работника, Россия находится на предпоследнем месте среди всех стран ОЭСР, уступая только Мексике. В крупнейших отечественных компаниях на одного работника в среднем приходится 183 тыс. долларов от годового оборота - это в 3,4 раза ниже, чем в крупнейших компаниях Японии, почти втрое меньше показателей Западной Европы и США и в 1,7 раза меньше, чем у ведущих корпораций из стран - партнеров России по БРИК [5, 13].
Сегодня по регионам России скорость создания рабочих мест составила за год 45.50 мест на 1000 занятых [11, 15].
.г .г .г .г .г .г .г .г .г .г
ю со со 9 о см со
0 0 0 0 0 1 1 1 1 1
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2 2 2 2 см 2 2 2 2 2
21,2 21,4 22,5 22,8 24,4 22,8 21,9 22,1 23,1 23,5
Удельный вес организаций,
осуществляющих технологиче-
Год ские, организационные, марке-
тинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, %
2005 9,7
2006 9,9
2007 10,0
2008 9,4
2009 9,3
2014 9,9
Нива Поволжья № 2 (39) май 2016 115
Согласно Указу Президента от 07.05.2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике РФ», Правительство РФ должно принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
- создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 г. и до 27 % к 2018 году;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
- увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
- повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й - в 2015 г. и до 20-й - в 2018 г. [1].
Достижению данных показателей препятствуют такие факторы, как сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных процессов и избыточная бюрократизированное^. Нынешние проблемы в области инноваций носят не научно-технический, а, скорее, организационно-экономический характер.
Несмотря на сложную ситуацию в экономике, необходимо радикальное наращивание инновационной активности субъектов предпринимательства с целью обеспечения полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе через запуск технологических платформ. Почти во всех регионах России на-
блюдается высокий интерес к промышленным и индустриальным технопаркам. В связи с этим Правительство утвердило проект создания 15 новых промзон. Для этих целей Правительство планирует выделить в 2016 году около 4,2 млрд. рублей, которые уже заложены в Федеральном бюджете [10].
Согласно плану Правительства, в новых технопарках будут построены промышленные объекты для различных сфер: металлургии, машиностроения, деревообработки, фармацевтики. К 2020 году в РФ создадут более 70 новых зон, за счет которых создадут порядка 70 тыс. новых рабочих мест.
Необходима активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов. Должна выстраиваться работа по содействию российским компаниям в поиске зарубежных технологических партнеров, по формированию и реализации совместных проектов, по разработке новых технологий и выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями из наиболее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых представительств РФ [6, 7].
Таким образом, инновационная компонента российской экономики существенно увеличится посредством формирования мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубления их кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру [12, 14].
Литература
1. Указ Президента от 07.05.2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике РФ» // URL: http: //consultant. ru / document /cons_doc_LAW_172973/
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227 «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // URL: http: //consultant. ru/document/cons_doc_LAW_184976/
3. Андрейчиков, А. В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2012. - 242с.
4. Анохин, С. В. Современный менеджмент: стратегия на инновации / С. В. Анохин // Эксперт. - 2014. - № 6. - С. 44-45.
5. Косякин, С. И. Оценка организационного совершенства в управлении инновационным саморазвитием компании / С. И. Косякин, Н. Б. Акатов // Фундаментальные исследования. - 2012. -№ 9. - С. 475-480.
6. Кузнецов, Б. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 c.
7. Малышев, А. А. Модели международной интеграции и факторы устойчивого экономического роста / А. А. Малышев, Н. Н. Солодков // Нива Поволжья. - 2014. - № 4 (33). - С. 144-151.
8. Тимошенко В. Д. Объяснение развития и изменений в организациях / В. Д. Тимошенко, А. А. Мельник // Фундаментальные исследования. -2012. - № 10. - С. 25-30.
9. Тульчеев, В. В. Инновационная и технологическая модернизация продуктовых подкомплексов АПК в стратегии социально-экономического развития сельскохозяйственных регионов России / В. В. Тульчеев, О. М. Ягфаров // Труды Восьмой международной научно-практической конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития». - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2012. -С. 438-442.
10. Позубенкова, Э. И. Управление внешнеэкономической и инвестиционной деятельностью региона / Э. И. Позубенкова, П. С. Позубенков // Нива Поволжья. - 2015. - № 2(35). - С.137 -141.
11. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2010. - 366 с.
12. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. -СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
13. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. ики http://www. дкэ. ги (дата обращения 24.02.2016).
14. Янкович, В. С. Организационные изменения и развитие / В. С. Янкович, А. А. Брагин // Экономика недвижимости. - 2012. - № 4. - С. 41-43.
15. Якобсон, А. Я. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. Я. Якобсон. - М.: Оме-га-Л, 2014. - 176 с.
UDK 338.28
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE ECONOMY
P. S. Pozubenkov, cand. historical sci., associate professor;
E. I. Pozubenkova, cand. economic sci., associate professor
FSBEE HE Penza SAA, Russia, t. (8-412)628 - 563, e-mail: [email protected], [email protected]
Stimulating innovations, technological modernization of the Russian economy - is now one of the most discussed topics at the highest political level. Today the results of innovation policy, of course, can not be considered satisfactory either from the standpoint of getting ahead of present-innovative development of the Russian economy, or even from the point of inertia of its development. This is largely due to insufficient taking into account the peculiarities of the behavior of Russian companies, their reaction to the various tools and mechanisms for promoting innovation in present business environment.
The article summarizes data of the Federal State statistics of the Russian Federation about the reduction of the innovative activity of the real sector of the economy, the growth rate of high employment, the share of products of high-tech industries in GDP. The conclusion is made about the need to foster innovation activity of agribusiness entities with significant state support to meet the challenges to modernize the economy and the implementation of innovative development strategies in Russia.
Keywords: innovative development strategy, innovation, innovative processes.
References:
1. Presidential Decree from 07.05.2012, «On the long-term state economic policy of the Russian Federation» // URL: http: //consultant. ru / document / cons_doc_LAW_172973 /
2. Decree of the RF Government from 08.12.2011 N 2227 «On approving strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020» // URL: http: //consultant. ru / document / cons_doc_LAW_184976 /
3. Andreychikov, A.V System analysis and synthesis of strategic decisions in Innovation: the basis of the strategic innovation management and marketing: textbook for students of institutions of higher education / A. V. Andreychikov, O.N Andreichikova. - 2nd ed. - M.: Librokom, 2012. - 242 p.
4. Anokhin S.V. Modern management: a strategy for innovation / S.V. Anokhin // Expert. 2014. -№ 6. - P. 44-45.
5. Kosyakin, S.I. Evaluation of organizational skill in the management of the company's innovative self-development / S.I. Kosyakin, N.B. Akatov // Basic Research. - 2012. - № 9. - P. 475-480.
6. Kuznetsov, B.T. Innovative management: textbook for students of institutions of higher education / B.T. Kuznetsov, A.B. Kuznetsov. - M.: UNITY-DANA, 2013. - 367 p.
7. Malyshev, A.A. Models of international integration and sustainable economic growth factors / A.A. Malyshev, N.N. Solodkov // Niva Povolzhya. - 2014. - № 4 (33). - P. 144-151.
8. Timoshenko, V.D. Explanation of development and changes in organizations / V.D. Timoshenko, A.A. Melnik // Scientific Journal «Fundamental research» № 10, 2012. P. 25-30.
Нива Поволжья № 2 (39) май 2016 117
9. Tulcheyev, V.V. Innovative and technological modernization of food subcomplexes of AIC in the strategy of socio-economic development of the agricultural regions of Russia / V.V. TulcheYev, O.M. Yagfarov // Proceedings of the Eighth International scientific-practical conference «Russian Regions: Strategies and modernization of the mechanisms of innovation and techno-logical development". - M.: Institute of Scientific Information on Social Sciences, 2012. - P. 438-442.
10. Pozubenkova, E.I. Management of foreign trade and investment activities in the region / E.I. Pozubenkova, P.S. Pozubenkov // Niva Povolzhya. - 2015. - № 2 (35). - P.137 -141.
11. Management of innovative activity in the conditions of modernization of the national economy: textbook / V.V. Grishin. - Moscow: Dashkov and Co, 2010. - 366 p.
12. Fatkhutdinov, R.A. Innovation Management: a textbook for high schools / R.A. Fatkhutdinov. -Collection of publications: Piter, 2013. - 448 p.
13. The Federal Service of State Statistics [electronic resource]. URL: http: // www. gks. ru (reference date 02/24/2016).
14. Yankovich, V.S. Organizational changes and development / V.S. Yankovich, A.A. Bragin Journal «Ekonomika nedvizhimosti. - 2012. - № 4. - P. 41-43.
15. Jacobson, A.J. Innovation management: textbook / A.Y. Jacobson. - M.: Omega-L. - 2014. -176 p.
УДК 636.2:631.15
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
О. А. Столярова, канд. экон. наук, доцент; Ю. В. Столярова, аспирант
ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, е- mail: [email protected]
Целью статьи является раскрытие основных проблем низкой эффективности молочного скотоводства, перспектив устойчивого его развития в Российской Федерации, в том числе Пензенской области, и усиления государственной поддержки молочного скотоводства.
На основе анализа современного состояния молочного скотоводства Российской Федерации и Пензенской области раскрыты факторы повышения эффективности отрасли на основе использования ресурсного потенциала.
В качестве объекта исследуется молочное скотоводство Российской Федерации и Пензенской области.
Методы исследования - монографический, абстрактно-логический, метод анализа.
Авторами дан анализ современного состояния молочного скотоводства Российской Федерации и Пензенской области, который показал, что происходит снижение поголовья коров и производства молока практически во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и Пензенской области. По мнению авторов, для повышения эффективности производства молока должны быть приняты и реализовываться экономически значимые программы на федеральном и региональном уровнях по развитию молочного скотоводства.
Сделан вывод о том, что для повышения эффективности молочного скотоводства необходима государственная поддержка ресурсообеспечения. По мнению авторов, необходимо стимулирование инвестиционной активности отрасли, ее техническая и технологическая модернизация. Таким образом, предлагаемые мероприятия будут способствовать стабилизации ситуации в молочном скотоводстве, повышению эффективности производства молока.
Ключевые слова: молочное скотоводство, государственная поддержка, основные направления, эффективность.
На эффективность молочного скотоводства оказывают влияние природные и экономические факторы. Природные - это, прежде всего, естественные, которые имеют в природе производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий. Экономические ресурсы - это основной элемент экономического потенциала. Они представляют собой средства и источники процесса производства. Экономические ресур-
сы, в свою очередь, подразделяются на материальные, трудовые и финансовые. На наш взгляд, увеличение объемов производства молока зависит от величины накопленных ресурсов: основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, земельных ресурсов и эффективности их использования. В условиях импортозамещения ресурсный потенциал в молочном скотоводстве следует рассматривать как непре-