Научная статья на тему 'Развитие инновационных форм производственной кооперации в системе формируемых региональных торговых сетей «Кооп»'

Развитие инновационных форм производственной кооперации в системе формируемых региональных торговых сетей «Кооп» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянов В.И.

Важную роль в инновационном развитии потребительской кооперации России могут сыграть прогрессивные формы производственной кооперации, позитивно зарекомендовавшие себя в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемые в различных отраслях отечественной экономики. К ним можно отнести: субконтрактинг, аутсорсинг, франчайзинг, субфранчайзинг, ставшие важным инструментом повышения конкурентоспособности производства и взаимодействия малого и крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных форм производственной кооперации в системе формируемых региональных торговых сетей «Кооп»»

новые конфигурации

потребительской

кооперации

развитие инновационных форм

производственной кооперации

в системе формируемых региональных

торговых сетей «кооп»

Важную роль в инновационном развитии потребительской кооперации России могут сыграть прогрессивные формы производственной кооперации, позитивно зарекомендовавшие себя в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемые в различных отраслях отечественной экономики. К ним можно отнести: субконтрактинг, аутсорсинг, франчайзинг, субфранчайзинг, ставшие важным инструментом повышения конкурентоспособности производства и взаимодействия малого и крупного бизнеса.

В рамках формируемой региональной торговой сети потребительской кооперации конечной организацией по закупкам является оптово-распределительная база и её филиалы, имеющие договорные отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции и сырья с межрайонными, районными, городскими и сельскими приёмозаготовительными пунктами (центрами субконтрактации), связанными договорами субконтракта с производителями (контракторами) определённой сельхозпродукции.

Субконтрактация

По договору субконтракта производители сельскохозяйственной продукции обязуются передать выращенную (произведенную) ими

Лукьянов В.И.

канд. техн. наук,

доцент,

соискатель

Российского

университета

кооперации

потребительская коопе1

с целью снижения

_предприятия

часто используют _специализи-

продукцию и сырьё заготовителю (центру субиздержек контрактации).

На территории Российской Федерации субконтрактные отношения в сфере агропромышленного производства, в том числе и в системе потребительской кооперации до сих пор как форма производственной кооперации не нашли широкого применения. Однако заслуживает внимания и имеет потенциал развития механизм субконтрактации в создаваемых региональных торговых сетях потребительской кооперации.

рованные

_услуги внешних

исполнителей

Аутсорсинг

С целью снижения издержек предприятия часто используют специализированные услуги внешних исполнителей. В результате сформировалась форма такой производственной кооперации, которую сегодня принято называть «аутсорсинг».

На российском рынке с середины 90-х годов аутсорсинг позиционировался как продви-ение информационных технологий и услуг торонними организациями. В современном экономическом словаре [3, с. 29] содержится следующее определение: «аутсорсинг - переча традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - аут-сорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы». Эти фирмы-аутсорсеры иногда называются поставщиками аутсорсинга. Операционный аутсорсинг в формируемых торговых сетях потребительской кооперации как производственная кооперация востребован в логистическом процессе для обеспечения транспортировки продовольственных и непродовольственных товаров. Транспортные услуги сторонних организаций могут потребоваться в связи с тем, что российская потребительская кооперация в настоящее время не сможет обеспечить своим транспортом перевозки продукции по всей технологической цепочке торговой сети. Поэтому часть автотранспортных перевозок грузов в рамках единой торговой сети передаётся сторонним

российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

Специализированные оптово-распределительннв базы других регионов, испытывающих потребность а определённых сельхозпродуктах и сырье

Рис. 1. Модель формирования операционного аутсорсинга на основе производственной кооперации

организациям - региональным автохозяйствам и индивидуальным частным автоперевозчикам (рис. 1).

При использовании аутсорсинга в системе региональной торговой сети потребительской кооперации возможны следующие основные конкурентные преимущества:

- повышение управляемости бизнес-процессов;

- сокращение расходов по внешним контрактам и их прогнозируемость;

- возможность концентрации ресурсов на стратегических направлениях;

- возможность доступа к новейшим технологиям;

- передача сторонней компании ответственности за выполнение конкретных функций.

в рамках создаваемых региональных торговых сетей в России под единым названием «КООП» можно использовать субфранчайзинг как одну из стратегий регионального развития

потребительская коопераци

оп В

схема

сотрудничества по франчайзингу субфранчайзингу)

_существенно

_снижает

мательский

_риск и ускоряет

_окупаемость

капиталовложений

Франчайзинг и субфранчайзинг

С целью интегрирования в торговую сеть других независимых предприятий большое распространение за рубежом получила производственная кооперация, получившая название «франчайзинг».

Франчайзинг - это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера [3, с. 433].

Следует также отметить такую форму производственной кооперации, как субфранчайзинг. При этом важно, что франчайзер («генеральный» франчайзер) предоставляет франчайзи право развивать сеть по франчайзингу от его имени на определённой территории, а собственным франчайзи предоставляет все те права, которые были даны ему «генераль-франчайзером [4, с.187]. мках создаваемых региональных торго-ых сетей в России под единым названием КООП» можно использовать субфранчайзинг как одну из стратегий регионального развития. Торговые сети потребительской кооперации в плане товародвижения и управленческих функций имеют многоуровневый характер с развитой инфраструктурой сетевых и независимых торговых организаций и для расширения деятельности сетевой торговли целесообразно использовать франчайзинговую и субфран-чайзинговую форму производственной кооперации (рис. 2).

Организатор субфранчайзинговой сети сбыта франчайзер - крупное предприятие торговой сети потребительской кооперации, владеющее торговой маркой «КООП», предоставляет другому предприятию, входящему в фран-чайзинговую сеть, право на ведение дела под его торговой маркой, а также позволяет ему использовать свой фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определённый набор товаров и услуг. Кроме того, с целью расши-

ийское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

Рис. 2. Модель взаимоотношений при франчайзинге и субфранчайзинге в системе региональной торговой сети потребительской кооперации

рения бизнеса такому предприятию может передаваться право на заключение субфран-чайзинговых договоров с другими независимыми торговыми предприятиями региона. Для франчайзи схема сотрудничества по франчайзингу (субфранчайзингу) существенно

потребительская кооперация Л

щия

снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего торгового предприятия, франчайзи получает возможность работать под хорошо известной, раскрученной вывеской и выходит на рынок с определённым преимуществом перед конкурентами, лишёнными такой возможности.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в сответствии с реформированием торговли в потребительской кооперации Российской Федерации в логистическом процессе создаваемых региональных торговых сетей следует шире применять прогрессивные инновационные формы производственной кооперации (субконтактинг, аутсорсинг, франчайзинг, субфранчайзинг);

- использование представленных моделей в торговых сетях потребительской кооперации России способно повысить их конкурентные преимущества.

Литература

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года

2. Реген В., Ткаченко Е.А. Управление комплексным развитием предприятия. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2006. - 256 с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. -480 с.

4. Розничные торговые сети: стратегия, экономика и управление: учебное пособие / кол. авторов: под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой.

- М.: КНОРУС, 2007. - 424 с.

российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

г2 iSB^^HIBI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.