Научная статья на тему 'Развитие инновационной системы в России'

Развитие инновационной системы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов Е.Б.

Cтратегия инновационного развития России зафиксирована в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу». Согласно этому официальному правительственному документу создание современной национальной инновационной системы (НИС) является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В статье изложены основные цели, задачи и приоритеты развития российской национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Innovation System in Russia

Main goals, tasks and priorities are set forth for development of the Russian innovation system.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной системы в России»

Е. Б. Балашов,

заместитель директора департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки

C

^^ тратегия инновационного развития России зафиксирована в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу». Согласно этому официальному правительственному документу создание современной национальной инновационной системы (НИ С) является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

Развитие инновационной системы в России

При реализации этой стратегии осуществляется обеспечение опережающего развития среды «генерации знаний», конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений (нано-технологии, биотехнологии, технологии энергосбережения и альтернативной энергетики, а также информационные технологии), создание эффективной инновационной инфраструктуры, стимулирование технологической модернизации отраслей экономики с использованием эффективных механизмов реализации национальных приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов хозяйства.

Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы определены цель, задачи, направления, механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы, включающие порядок создания благоприятной экономической, правовой и инвестиционной среды в отношении инновационной деятельности и формирования инфраструктуры отечественной инновационной системы, а также меры государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Комплексные международные исследования показали, что Россия существенно уступает по уровню инновационного развития ведущим зарубежным странам. По экспертным оценкам, интегральный инновационный индекс России в 2003 г. составил 47,3% по сравнению с США и 51,1% по сравнению со странами ЕС. Сегодня этот показатель улучшен не значительно. Масштабы и темпы создания современной НИС в России пока явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.

УДК 316.422

В настоящее время инновационная политика государства учитывает следующие обстоятельства.

1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалов в ряде областей фундаментальной науки, однако в стране отсутствуют все необходимые условия для его расширенного воспроизводства.

2. Существует проблема прерывания инновационная цикла на этапе перехода от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям. Отмечается низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий.

3. Ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования. Капитализация интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественных исследований и разработок.

Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и степень развитости отношений между ними. Следует отметить, что у нас недостаточно развиты государственные и общественные институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными компаниями, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными организациями.

Ключевые проблемы развития НИС отражены в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года», где в качестве основных задач определено:

• разработать и приступить к реализации долгосрочной (до 2010— 2015 гг.) стратегии развития инноваций;

• обеспечить функционирование системы институтов развития и венчурных фондов, отработать механизмы финансирования инновационной сферы на долгосрочной основе;

О 2

1- ш

0 н-

1 О I х О О ^ X

< I

со ^

0 ш

1 со Л I—

х о

— X

^ со

ш о

-О со I <

_0 О-<

>

О 2 1- ш

0 н-

1 О I х О О ^ X

< I

со ^

0 ш

1 со Л I—

х о — >х

^ со ш о

-О со

I <

_0 Со <

>

• сосредоточить усилия на стратегически важных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, что потребует концентрации финансовых ресурсов государства, создания условий для увеличения инвестиций на финансирование научных исследований и разработок, а также укрепления связи образования с экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур. В этой связи предусмотрено разработать: проект федерального закона об участии государства в развитии инновационной системы; предложения по определению размера и вида компенсационных платежей за использование прав на получение результатов научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета, порядок учета и использования таких поступлений; меры по развитию центров трансфера технологий, совершенствованию порядка формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ технологического профиля; меры государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере из средств государственного бюджета; пилотные проекты по инновационной деятельности субъектами Российской Федерации (сюда относятся их формирование и реализация).

Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время находится на рассмотрении еще около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено также и за счет внешних инвестиций. Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач обеспечения конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (прежде всего энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства. Они основаны на научных достижениях ми-

рового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования — опытно-конструкторские и технологические разработки — освоение производства в период не более 3-4 лет. Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение финансовых средств из внебюджетных источников в пропорции 1 : 2.

Становление отечественной инновационной инфраструктуры сопряжено с развитием институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. С целью повышения эффективности правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности, продолжается работа по созданию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по стимулированию инновационной деятельности. В частности, подготовлен и проходит согласование проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов», который, в частности, предусматривает:

• государственное регулирование инновационной деятельности;

• определение правового статуса участников инновационного процесса;

• регулирование отношений, возникающих при использовании различных механизмов финансирования инновационной деятельности;

• регулирование отношений в сфере распределения полномочий в области осуществления государственной инновационной по-

литики между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; • регулирование отношений, связанных с учетом и контролем за исполнением результатов научно-технической деятельности, создаваемых за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, финансирование которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий. В целях кадрового обеспечения трансфера инновационных технологий в настоящее время прорабатывается вопрос реализации программы «Пуск».

В настоящее время в стране осуществляется создание государственной Российской венчурной компании с уставным капиталом в 15 млрд руб. Предполагается, что такой «фонд фондов» будет инвестировать целый ряд других венчурных фондов с уставным капиталом от 1 до 3 млрд руб. При этом доля государства в создаваемых венчурных фондах будет варьироваться в пределах от 25 до 49%.

Существенное значение для активизации инновационной деятельности в России имеет создание 10 зон промышленно-производ-ственного и технико-внедренческого типов. В настоящее время уже создаются четыре технико-внедренческие зоны в Санкт-Петербурге, Зеленограде (Московской обл.), Томской области, Дубне и две промышленно-производствен-ные зоны в Республике Татарстан и Липецкой области.

Мы полагаем, что создание Особых экономических зон (ОЭЗ) в ряде регионов России ускорит интеграцию нашей страны в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах России и иностранных участников этих зон. В Федеральном бюджете 2006 г. на развитие инфраструктуры ОЭЗ заложено 8 млрд руб. в форме капитальных вложений. Следует особо подчеркнуть, что сегодня ряд предприятий и организаций, расположенных в ОЭЗ,

а именно в Казани, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске принимают участие в реализации семи важнейших проектов государственного значения.

Важным условием для становления эффективно действующих технико-внедренческих зон является высокая концентрация малых инновационных компаний, так как именно малый инновационный бизнес направляет научно-исследовательскую и производственную деятельность на развитие наиболее коммерчески перспективных проектов. По нашему мнению, технико-внедренческие зоны, на территории которых планируется проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, целесообразно создавать на базе крупных научных и учебных организаций, которые помимо высокого научно-технического потенциала имеют эффективно действующие объекты инновационной инфраструктуры — центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры и инновационно-промышленные комплексы.

Создание технико-внедренческих зон также целесообразно осуществлять для обеспечения интеграции науки, образования и промышленности при условии выработки адекватных финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности в таких зонах, что будет способствовать формированию интегрированных структур, ориентированных на разработку, серийное производство и реализацию конкурентоспособной инновационной продукции.

Дальнейшее развитие в России получают технопарки в сфере высоких технологий. В их создании принимают участие учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступают инициаторами, заказчиками и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере высоких технологий и осуществляют подготовку квалифицированных специалистов в этой сфере.

Стратегия развития инновационной системы в России также предусматривает в качестве одного из своих главных условий рациональное использование «человеческого капитала». Он должен найти свое применение в институциональной поддержке инноваций, эффективном инвестирова-

нии инновационного процесса на основе принципов НИС, включающих государственную поддержку и партнерство с частным капиталом.

Российский «человеческий капитал» активно участвует в формировании таких элементов НИС, как инновационная инфраструктура, научный потенциал, финансовая инфраструктура в интересах различных секторов экономики. Необходимо отметить, что своеобразная «дорожная карта» нашей инновационной политики предусматривает:

• систему налоговых стимулов для повышения инновационной активности;

• стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов;

• поддержку регионов по созданию региональных инновационных систем с выделением бюджетных грантов;

• создание отраслевых фондов прямых инвестиций;

• формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

• долевое участие государства в компенсации затрат частного бизнеса на зарубежное патентование;

• стимулирование интеграции научных и образовательных структур и формирование на их основе региональных инновационных кластеров, в том числе в составе технико-внедренческих ОЭЗ;

• разработку и реализацию программ по развитию студенческого инновационного бизнеса (студенческих бизнес-инкубаторов);

• софинансирование государством НИОКР, выполняемых по заказу бизнеса по направлениям, приоритетным для государства (энергосбережение, экология и т. д.);

• создание системы технических регламентов и гармонизацию их с международными в целях стимулирования инноваций. Реализация на практике предложенных рекомендаций с учетом приоритетов конкретных инноваций позволит в среднесрочной перспективе достичь значительного развития НИС.

AME: события и факты

Новые программы

СПбАУЭ провела переговоры о сотрудничестве с Департаментом социально-экономического и финансового мониторинга Администрации Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе и зам. председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга С. М. Зиминым. На переговорах были обсуждены темы новых программ, по которым в СПбАУЭ будут проводиться краткосрочные семинары: тарифы по энергоресурсам, организация перевозок пассажирским транспортом, рынок труда и регулирование занятости населения, вопросы развития малого предпринимательства, перспективы реализации национальных проектов.

Корпоративное обучение

В Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих работников создан отдел корпоративного обучения, который уже начал реализацию новых обучающих программ.

Отделом планируется заключение договоров с организациями и предприятиями на проведение семинаров, тренингов, консультаций в рамках корпоративного обучения. Первый договор был заключен с ЗАО «Холдинговая компания „Форум"». Для директоров входящих в компанию предприятий, их заместителей, юрисконсультов и менеджеров 19-20 октября был проведен семинар «Методика разработки делового письма». Руководитель проведенного семинара — доцент кафедры «Связи с общественностью» Г. К. Пуринова.

Намечены и перспективы дальнейшего сотрудничества: достигнута договоренность об участии сотрудников института в мероприятиях холдинга, на которых будут проходить презентации программ МВА, «Менеджер высшей квалификации», Президентской программы.

Семинар в Финляндии

26-27 октября в Хельсинкском университете состоялся семинар переводчиков русского языка на тему «Вопросы федерального и муниципального управления в современной России», организаторами которого являлись Институт России и Восточной Европы, Отделение славистики и балтистики Хельсинкского университета.

С докладами «Вводная информация об административной структуре Российской Федерации. Федерализм и территориально-политическое устрой -ство России» и «Местное самоуправление в России в системе федеративных отношений» выступили проректор по научной работе СПбАУЭ В. Е. Рохчин и начальник отдела интеграции образования и науки К. Н. Знаменская.

На семинаре также состоялась презентация изданий СПбАУЭ.

О 2

о _L —

О

X

О О

X X

IQ

< X

CQ X

О ш

X CQ

X —

X О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

IQ сх

т

ш сц О

LQ X

О сх

Q_ X —

т X

ш CQ

IQ СО

X <

_Q Q_

<

>

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.