Научная статья на тему 'Развитие инновационной логистической системы как условие обеспечения функций регионального управления'

Развитие инновационной логистической системы как условие обеспечения функций регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LOGISTICS MANAGEMENT / INNOVATION / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапач Владимир Александрович

Выявлен ряд задач государственного регулирования логистических региональ-ных процессов, конкретизирован процесс формирования инновационной логистической системы обеспечения функций государственного управления социально-экономическим развитием региона, представлена активизация интегрального воздейст-вия логистики на процесс создания и потребления общественно важных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A number of problems of state regulation of logistical regional processes is revealed, process of formation of innovative logistical system of maintenance of functions of the gov-ernment by social and economic development of region is concretized, activization of inte-grated influence of logistics on process of creation and consumption of socially important blessings is presented.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной логистической системы как условие обеспечения функций регионального управления»

В.А. Сапач

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Выявлен ряд задач государственного регулирования логистических региональных процессов, конкретизирован процесс формирования инновационной логистической

2011 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

системы обеспечения функций государственного управления социальноэкономическим развитием региона, представлена активизация интегрального воздействия логистики на процесс создания и потребления общественно важных благ.

Annotation

A number of problems of state regulation of logistical regional processes is revealed, process of formation of innovative logistical system of maintenance of functions of the government by social and economic development of region is concretized, activization of integrated influence of logistics on process of creation and consumption of socially important blessings is presented.

Ключевые слова

Логистическое управление, инновация, государственное регулирование

Keywords

Logistics management, innovation, government regulation

Государственное индикативное планирование в отношении ориентации на определенного рода информацию базируется на двух ее принципиально различных по отношению друг к другу типах. Первый тип можно охарактеризовать по своему характеру как универсальный, так как он основан на показателях системы национальных счетов, включающих данные по валовому выпуску, промежуточному потреблению, ВВП, ВРП, конечному потреблению, валовым капитальным вложениям. Второй тип образуется в результате проведения опросов предприятий и организаций и на заключительном этапе после анализа полученных данных, включает показатели об объемах и номенклатуре выпускаемой продукции, издержках производства, текущих и планируемых инвестициях. Информация, полученная в результате проведения данных опросов, выступает, по сути дела, основой для создания экономических моделей, которые в свою очередь выступают базисом в процессе государственного планирования. А экономикоматематические модели, построенные по результатам проведенных опросов, являются определенным основанием для стимулирования экономики и обоснования экономических прогнозов, ко-

личественной оценки эффективности государственного регулирования.

Интегрирующая роль логистики как мощного рыночного инструмента функционирования материальных потоков на локальном уровне организации социально-экономических отношений рассматривалась многими авторами, определенная часть которых утверждает, что «применение логистического подхода к управлению материальными потоками возможно только в обществе с достаточно высоким уровнем научнотехнического развития». С другой стороны, в плане моделирования территориальной логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований следует привести мнение проф. О. А. Новикова, который утверждает, что «монополизация в широком смысле ограничивает возможности использования логистики, при отсутствии конкуренции как побуждающего мотива не остается места для логистического решения».

Поддерживая данную позицию, А. И. Семененко и В.И. Сергеев неоднократно утверждали, что «поскольку приложения логистической методологии к процессам экономической деятельности предопределяют необходимость создания условий организацион-

ного, технологиического, экономического и информационного единства потоковых процессов, то обобщенно можно говорить об интегрирующей роли теории логистики».

Государственное регулирование логистических процессов пред-

усматривает следующие основные задачи:

- в плане исполнения управленческих функций - административное и экономико-правовое регулирование товарообмена между регионами страны;

- содействие динамичному развитию регионов в отношении реформирования хозяйственных связей по поставкам общественно значимых товаров и услуг;

- проектирование структурно-

отраслевых связей национального, регионального и местного значения с целью транспортировки и консолидации общественно важных товаров;

- проектирование и организацию товародвижения в рамках, в том числе и государственного сектора экономики, через систему уже налаженных структурно-отраслевых связей национального, регионального и местного значения с целью поддержания воспроизводственной структуры товаров и услуг;

- организацию системы управления материальными запасами, их регулирование в рамках общей системы товародвижения;

- создание инновационной логистической инфраструктуры рынка с целью обеспечения функций государственного управления на региональном уровне.

В результате анализа вышеперечисленных задач, обеспечение функций государственного управления на региональном уровне можно представить как сферу организации обращения товаров конкретной номенклатуры, отвечающих понятию общественного блага.

В настоящее время наиболее прогрессивной парадигмой экономики в целом и одного из ее эффективных рыночных инструментариев - логистики

является инновация. Так, инновационная логистика может быть эффективно применима в рамках обеспечения функций государственного управления на региональном уровне.

Формирование инновационной логистической системы обеспечения функций государственного управления на региональном уровне можно представить в виде нижеперечисленных программных действий:

- проведения рыночных исследований с целью корректировки существующего и создания обновленного перечня общественно важных товаров и услуг;

- определения необходимого объема материальных ресурсов для промышленного и сельскохозяйственного производства конкурентоспособной инновационной продукции и услуг общественно важного значения;

- развития инфраструктурной составляющей инновационной логистической системы обеспечения функций государственного управления на региональном уровне;

- проведения фундаментальных, поисковых и прикладных рыночных исследований, с помощью чего возможно будет достичь искомого уровня стабильности воспроизводства инновационных знаний;

- внедрения научно-технических результатов проведенных исследований в производство товаров и реализацию услуг, отвечающих запросам современного рынка;

- разработки инновационных технологий производства товаров и оказания услуг;

- подготовки современно оснащенной базы производственных мощностей региона, воплощение в жизнь новых технологий;

-наполнения производственных мощностей кадровым составом, подготовленным адаптивно к изменяющимся рыночным реалиям в плане организации

и управления инновационной деятельностью.

В создании инфраструктуры инновационного типа для логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне в качестве основы учитываются тенденции проектирования логистической системы, адаптивной под социальноэкономические нужды общества. В данном контексте следует рассмотреть возможность внедрения современных ресурсосберегающих технологий и использования мирового опыта инновационной логистики. Инновационное развитие изначально проецирует свое влияние на социально-экономическую сферу по принципу от простого к сложному — выбирая для внедрения самые распространенные модели оправдавших себя в мировой практике современных технологий, а также учитывая результаты собственных исследований. Логистика, выступая в качестве инструмента создания инфраструктуры экономики инновационного типа для логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне, координирует материальные и сопутствующие им другие виды потоков, имеет основную возможность корректировать систему товародвижения, согласно изменяющимся рыночным реалиям.

Инновационная парадигма логистики отражает состояние социальноэкономической инфраструктуры логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне. В данном варианте организации системных отношений рыночные субъекты-участники рассматриваются как звенья, взаимосвязанные в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, и взаимозависимые, прямо или косвенно, с целью наиболее эффективного выполнения прогнозируемых функций.

Инновационная логистика пред-

ставляет собой рыночно адаптированный инструмент, позволяющий эффективно осуществлять преобразования социально-экономической инфраструктуры обеспечения функций государственного управления на региональном уровне. Внедрение инструментария современной инновационной логистики в этом направлении непосредственно связано с внедрением последнего в систему функционирования материальных потоков на локальном уровне организации социально-экономических отношений, что выражается:

- в систематизации и анализе мирового опыта инновационной логи-стичекой научно-прикладной деятельности и адаптации последних к реалиям российского рынка;

- активизации воздействия логистики на процесс создания и потребления общественно важных благ;

- интенсификации превращений в жизнь инновационных решений и новых идей в области управления процессом товародвижения общественно важных благ;

- разработке инструментария и алгоритмов адаптивного внедрения инноваций в проектируемую систему функционирования материальных потоков на локальном уровне организации социально-экономических отношений;

- выработке технологий экономико-математического моделирования, применимых для восприимчивости инновационных мероприятий и программ.

Государственное воздействие с целью эффективного развития системы функционирования материальных потоков на локальном уровне организации социально-экономических отношений может быть выражено в инновационной логистике и позволит оптимизировать индикативный характер логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне. Изменения в ресурсном обеспечении экономики региона оказывают сущест-

венное воздействие на логистические процессы, в том числе на повышение скорости товародвижения. На основе взаимовыгодного для государства и общества варианта логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне определяются возможности выбора поставщика ресурсов и готовой продукции, увеличиваются мощности, предназначенные для консолидации запасов, расширяются возможности межрегионального товарообмена и использования современных информационных технологий, включая возможности электронного обмена информацией.

Единонаправленность социально-экономической политики на всех уровнях экономики в целом является определяющим принципом реализации государственной политики страны. Анализ логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне выражается в воздействии государства на развитие межрегионального товарообмена, в результате которого, в частности, регионы могут обеспечить себе лидирующие рыночные позиции по отношению к определенным воспроизводственным условиям. Характеристика функционирования материальных потоков на федеральном уровне организации социально-экономических отношений свидетельствует об усилении применения логистики в процессе разработки и организации экономической модели воспроизводства общественно значимых проектов.

Именно включая в процесс логистического управления государственные органы власти, можно расширить области применения инновационной логистики. Г осударственная поддержка функционирования материальных потоков на локальном уровне организации социально-экономических должна рассматриваться как мера инновационного логистического аспекта. Такой подход

расширяет сферу приложения логистики в рамках функционирования материальных потоков на федеральном уровне. Путем минимизации или экономической оптимизации совокупных затрат во всех звеньях логистической цепи определяются и пошагово достигаются проектируемые цели.

Основной целью логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне регулирования логистических процессов, базирующегося на внедрении информационного обеспечения в деятельность муниципальных образований, является содействие снижению совокупных издержек на всех этапах процесса товародвижения. Принципиально оптимизируются затраты материальных ресурсов и снижаются до минимума риски возможных потерь в логистической цепи. Чем ниже уровень организации логистического обеспечения функций государственного управления на региональном уровне тем более увеличивается возможность возникновения риска, а также в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры существует возможность увеличения затратной части конкретных логистических проектов.

Моделирование территориальной логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований является объективной необходимостью расширения горизонта управленческих решений в плане организации и функционирования материальных потоков на локальном уровне социально-экономических отношений.

Логистическое управление экономикой региона как целостной самоорганизующейся структурой отождествляется с физическим распределением товарно-материальных ценностей, работающих в системе организации и функционирования процесса воспроизводства. Государственная поддержка территориального перемещения материальных потоков на локальном уровне орга-

низации социально-экономических отношений базируется на оптимизации применения инновационного инструментария уже на этапе проектирования логистических процессов.

Управление товаропотоками на всех стадиях функционирования системы организации, создания и потребления социально-значимых благ можно считать эффективным, если с его помощью можно повысить основные производственно-хозяйственные показатели деятельности различных звеньев территориальной логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований.

Эффективные модели преобразования логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований Ростовской области базируются на согласовании производственных и финансовых планов, управлении системой создания и функционирования инновационного производства востребованных товаров и услуг социально-экономического значения, а также объемов и сроков требуемого потребления. Эффективное влияние государства позволяет своевременно обеспечить основные модели преобразования логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований необходимыми ресурсами.

В качестве организационной основы для создания логистической модели региональной системы создания и потребления социально-значимых благ можно использовать существующие субъекты логистических отношений. При организационном сопровождении модели региональной системы создания и потребления социально-значимых благ целесообразно использовать функции уже действующих отделов и служб региональной администрации, подходящих по профилю деятельности. Перспективные модели региональной системы создания и потребления социаль-

но-значимых благ обеспечивают согласованное управление материальными потоками, создавая условия для применения наработанных и инновационных технологий управления товародвижением.

Преобразование логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований Ростовской области может проектироваться с учетом применения концепции узловых воздействий. Данная концепция выступает одним из подходов, позволяющих решать задачи оптимизации региональной системы создания и потребления социально значимых благ. Построенная с учетом определения и организации результативности государственных воздействий на потоки в звеньях или микро- системах их пресечения, модель логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований (МЛСИ) имеет все шансы работать эффективно. Звенья, в которых пересекаются материальные потоки на региональном уровне организации социально-экономических отношений, являются подсистемными. Использование концепции узловых воздействий при проектировании модели логистической системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований позволит повысить показатели результативности развития региона.

Библиографический список

1.Альбеков А.У., Федько В.П., Комарова А.И. Инфраструктура муниципальных образований: логистический аспект. - Ростов н/Д., РГЭА. 1999. - 488 с.

2. Афанасьев М.В. Логистика государственных закупок инвестиционных товаров - СПб.: Из-во : СПбГУЭФ, 2004 -274 с.

3.Гаджинский А.М. Логистика: учебник

- 2-е изд. - М.: Маркетинг, 1999. - 228 с.

4.Голиков Е.А. Управление логистикой.

- М: Высшая школа. 2009. - 200 с. 5.Зарецкий А. Д. Менеджмент социаль-

ной работы: учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д., Феникс. 2008. - 187 с.

6.Крюков В.В., Бердников Г.А. Логи-стизация и капитализация как стратегии развития предпринимательских структур региона. - М: Компания Спутник +.

2008. - 234 с.

7.Моисеева Н.К. Экономические основы логистики. - М: Инфра-М. 2007. - 528 с.

8.Николайчук В.Е. Логистический менеджмент: Учебник. - М.: Дашков и К0,

2009. - 980 с.

9.Новиков О.А. Логистика. Учебное пособие, 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Бизнес-Пресса», 2000. - 208 с.

10.Семененко А.И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 544 с.

11.Харрисон Алан, Ремко ван Хоук. Управление логистикой. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс. 2007 г. - 368 c.

12.Черновалов А. В. Логистика. Современный практический опыт. - М: Издательство Гревцова. 2008. - 296 с.

Bibliographic list

1. Albekov A.U., Fedko V.P., Komarova A.I. Municipal infrastructure: logistics aspect. - Rostov n / D., RGEA. 1999. - 488 p.

2. Afanasiev M.V. Logistics, procurement

of capital goods - St.: Out of FINEK, 2004

- 274 p.

3. Gadjinsky A.M. Logistics: a textbook. -2 ed. - M.: Marketing, 1999. - 228 p.

4. Golikov E.A. Logistics management. -M.: Higher School. 2009. - 200 p.

5. Zaretsky, A.D. Management of Social Work: A Training Manual. Ed. 2-e, ext. and revised. - Rostov n / D., Phoenix. 2008. - 187 p.

6. Kryukov V.V., Berdnikov G.A. Logistic and capitalization as a strategy for development of business structures in the region. - Moscow: Sputnik + Company. 2008. - 234 p.

7. Moiseyev N.K. Economic foundations of logistics. - M.: INFRA-M. 2007. - 528 p.

8. Nikolaychuk V.E. Logistics

Management: A Textbook. - M.:

Scientifically K0, 2009. - 980 p.

9. Novikov O.A. Logistics. Textbook, 2 nd ed. - St.: "Business Press, 2000. - 208 p.

10. Semenenko A.I. Logistics. Fundamentals of the Theory - St.: "Union", 2001. - 544p.

11. Alan Harrison, Remko van Hoek. Logistics management. - Kiev: Balance Business Books. 2007 - 368 p.

12. Chernovalov AV Logistics. Operative experience. - M.: Publishing Grevtsova. 2008. - 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.