Научная статья на тему 'Развитие инновационной корпоративной культуры на современном промышленном предприятии'

Развитие инновационной корпоративной культуры на современном промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / EFFICIENCY / INNOVATION CULTURE / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ясинский И.В., Гостева О.В.

Рассматривается повышение эффективности деятельности крупного промышленного предприятия в условиях неопределенности в результате трансформации корпоративной культуры в инновационный тип. Представлены этапы трансформации, их оценка на основе показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CORPORATE CULTURE AT THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The paper discusses the increase of efficiency of the large industrial enterprise activity under the conditions of uncertainty as the result of corporate culture transformation into the innovative type. The stages of transformation, their valuation on the basis of indicators are studied.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной корпоративной культуры на современном промышленном предприятии»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

вительно, некоторые люди создают данные организации с такой целью, но это наказуемо. Настоящие благотворительные организации занимаются сбором средств и использованием их по прямому назначению.

Также, к сожалению, очень малый процент людей готов жертвовать средства в организации подобного рода (кто-то - из-за отсутствия денег, кто-то - из-за собственных стереотипов). Как правило, основными меценатами для благотворительных фондов являются редкие частные предприниматели и компании. Далеко не всегда помощь может быть финансовой, некоторые люди готовы помочь, скажем, закупкой оборудования или других необходимых вещей.

Законодательство четко определяет часть средств, которая может быть использована в целях фонда, и какая должна идти по прямому назначению. Итого, 20 % из всех собранных средств организация может оставить на собственные нужды: выплату зарплаты волонтерам и сотрудникам, аренду помещения, его оборудования и т. д. Остальные 80 % денег должны идти на первоначальные цели фонда, т. е. на благотворительность [3].

Таким образом, благотворительный фонд - это не та организация, на которой следует зарабатывать. Если вы действительно решили создать данную организацию, используйте ее по прямому назначению. Побуждения у людей бывают самые разные, главное -цель! И если вы действительно сумеете создать все-

российский благотворительный фонд, или вам удастся выйти на более крупный уровень, это станет весомым показателем успеха! Но даже если ваша организация будет городской, все равно найдутся люди, которые скажут вам простое человеческое «спасибо» за ваш труд. Не все в нашей жизни измеряется деньгами, иногда ведь достаточно простой человеческой благодарности.

Библиографические ссылки

1. Панин А. В. Как самостоятельно создать благотворительный фонд? // Финансовый базис. 2016.

2. Стародубцева И. Как создать благотворительный фонд // Audit-it. 2016.

3. Химани П. Как создать благотворительный фонд с нуля? // Буква-Закона. 2016.

References

1. Panin А. V. Kak samostoyatel'no sozdat' blago-tvoritel'nyy fond? // Finansovyy bazis. 2016.

2. Starodubtseva I. Kak sozdat' blagotvoritel'-nyy fond // Audit-it. 2016.

3. Khimani P. Kak sozdat' blagotvoritel'nyy fond s nulya? // Bukva-Zakona. 2016.

© Трофимова П. Е., Низамова Д. Е., 2016

УДК 334.021.1

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ

ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

И. В. Ясинский, О. В. Гостева

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: yasinskiyiv@mail.ru, ov-gosteva@yandex.ru

Рассматривается повышение эффективности деятельности крупного промышленного предприятия в условиях неопределенности в результате трансформации корпоративной культуры в инновационный тип. Представлены этапы трансформации, их оценка на основе показателей.

Ключевые слова: эффективность, инновационная культура, трансформация.

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CORPORATE CULTURE AT THE MODERN INDUSTRIAL

ENTERPRISE

I. V. Yasinskiy, O. V. Gosteva

Siberian Federal University 79, Svobodnyi Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: yasinskiyiv@mail.ru, ov-gosteva@yandex.ru

The paper discusses the increase of efficiency of the large industrial enterprise activity under the conditions of uncertainty as the result of corporate culture transformation into the innovative type. The stages of transformation, their valuation on the basis of indicators are studied.

Keywords: efficiency, innovation culture, transformation.

Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях.ракетно-космической отрасли

Глобальный кризис испытал на прочность мировую алюминиевую промышленность и существенно изменил конъюнктуру рынка. Экономические реалии сегодняшнего дня требуют от производителей «крылатого» металла постановки новых задач и поиска новых решений. Компания разработала новую долгосрочную стратегию развития, которая определяет основные приоритеты и цели компании на ближайшие 10 лет [1].

1. Обеспечить конкурентоспособность в области технологии и совершенствования технологической политики.

2. Обеспечить последовательное улучшение экологических показателей производства.

3. Укрепить статус компании как работодателя приоритетного выбора.

В условиях рыночной экономики перед руководством крупного промышленного предприятия постоянно возникает проблема повышения эффективности ее деятельности: что делать в нынешних условиях неопределенности? Высокая эффективность может обеспечить конкурентоспособность предприятия, а вследствие этого, благополучие и коммерческий успех. Эффективная деятельность крупного промышленного предприятия - это комплексное решение задач на основе показателей экономического эффекта, получаемого в результате изменений основных сторон деятельности предприятия: снижение издержек на производство и реализацию продукции, повышение качества товарной продукции, рост производительности труда [2]. Но помимо сокращения издержек нужны и другие подходы.

Вот тут и появляется другой выбор - возможность для корректировки моделей управления на предприятии. Что именно в существующих моделях управления нуждается в корректировке? Ответ простой: все что негативно влияет на результаты бизнеса. Ключ к успеху в долгосрочной перспективе в том что менеджмент должен рассматриваться не как закрепление статус-кво, а как поддержание высочайшего уровня и динамики изменений, которые могут выдержать только люди и организация. Руководство уже сегодня может столкнуться с рядом парадоксов: провидение изменений требует значительной стабильности. Радикальные изменения при отсутствии ключевых элементов стабильности приводят к хаосу, одним из критических источников стабильности является организационная культура. Еще один парадокс заключается в том, что фокус должен быть не на саму культуру, а на то, что ее формирует. Поэтому должно быть понимание у менеджмента предприятия важности организационной культуры и необходимости ее соответствия принятой стратегии [3].

Крупное промышленное предприятие представляет собой особый социальный организм, у которого есть свои сильные и слабые стороны. Требования к изменениям поступают как изнутри дирекций предприятия в виде потребностей и ожиданий работников, так и извне в виде усиливающейся конкуренции, технологических инноваций, нового законодательства, давления социальных факторов, экологических аспектов. Сложное время требует новых креативных подходов к решению текущих задач. Инновационность в

решениях и поступках должна стать целью работы большинства сотрудников должно широко практиковаться формирование временных коллективов «под задачу», в которых научный поиск сочетается с опытом инженеров и технологов. Трансформация корпоративной культуры в инновационный тип как в максимально эффективный - долгосрочный, трудоёмкий процесс [4].

Этот процесс включает в себя следующие этапы:

- осознание необходимости изменений корпоративной культуры;

- диагностика существующей корпоративной культуры;

- разработка сценария изменений;

- создание сплочённой команды единомышленников, осуществляющих изменения;

- формулировка новых инновационных целей и основанных на них миссии и философии;

- децентрализация системы управления;

- внедрение эффективной внутренней коммуникации и сбалансированной системы мотивации и контроля, обеспечение оптимальных условий для повышения профессионального уровня работников;

- создание гибкой структуры производства.

Необходимо признать факт, подтверждаемый статистикой корпоративных преобразований: ценности, «спущенные сверху», в коллективах не приживаются. Более того, известны случаи, когда корпоративные преобразования сопровождались актами вредительства со стороны производственных рабочих, и руководство не было к этому психологически готово. Культура, как и росток дерева, прорастает снизу вверх. Это означает, что организационные ценности необходимо «культивировать», вести «селекционную» работу, ненужное удалять, а нужное для развития - взращивать и прививать, но делать это крайне осторожно, понимая в каждом конкретном случае, что нужно сделать, чтобы новые ценности не были отторгнуты. Опытный управленец, имеющий дело с культурой, как и селекционер, понимает, что новый организм уже не будет старым, он будет нести в себе черты старого плюс черты нового. Для многих успешных управленцев высшего звена деятельность по преобразованию культуры - личный вызов [5]. Наступает время, когда можно добиться новых успехов, только переступив через собственное «я». Не всем удается это сделать сразу, но у кого, в конце концов, получается, этот период жизни остается надолго в памяти. Это и драйв от сложной управленческой задачи, и, конечно, время личного роста.

Разрешение проблем, связанных с переходом, внедрением инновационной корпоративной культуры, принципы провидения изменений, определение готовности к изменениям, их оценка на основе следующих показателей: коэффициентов удовлетворённости работников организацией, ответственности, творческой активности, профессиональной компетенции, квалификации работников, внедрения знаний и навыков, внедрения новаций после прохождения обучения и показателей уровня трудовой дисциплины, будут изложены в следующих статьях.

Решетневс^ие чтения. 201б

Библиографические ссылки

1. РУСАЛ. Стратегия : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: hhttp://www.rusal.ru/about/ strategy (дата обращения: 10.08.2016).

2. Экономическая эффективность [Электронный ресурс] // Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Экономическая эффективность (дата обращения: 10.08.2016).

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. 5-е изд. стереотип. М. : Магистр : Инфра-М, 2014. 576 с.

4. Иванова Т. Б., Журавлёва Е. А. Корпоративная культура и эффективность предприятия : моногр. М. : РУДН, 2011. 152 с.

5. Банковская аналитика [Электронный ресурс]. URL: http://www.prostobankir.com.ua/hr/stati/komu_v_ krizis_nuzhny_innovatsii (дата обращения: 10.08.2016).

References

1. RUSAL. Strategy official site [Electronic resource]. URL: hhttp:IIwww.rusal.ENIaboutIstrategy.

2. Economic efficiencyIIWikipedia: free electronic encyclopedia: Russian language [Electronic resource]. URL: https:IIru.wikipedia.orgIwikiIЭкономическая efficiency.

3. Vikhansky O. S., Naumov A. I. Management : textbook. 5th ed. stereotype. M. : Master : Infra-M, 2014. 576 с.

4. Corporate culture and efficiency of the enterprise : Monograph I T. B. Ivanova, E. A. Zhuravleva. M. : PFUR, 2011. 152 p.

5. Banking Analytics [Electronic resource]. URL: http:IIwww.prostobankir.com.uaIhrIstatiIkomu_v_krizis_n uzhny_innovatsii.

© Ясинский И. В., Гостева О. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.