Также необходимо отметить тот факт, что из года в год в реализации инвестиционной программы все более активное участие принимают прямые частные инвестиции за счет собственных средств предприятий, которые только за истекший год возросли на 10,3 процента и составили в эквиваленте 4,3 миллиарда долларов, или почти 30 процентов всех объемов инвестиций [2].
Таким образом, инструментом структурных преобразований промышленности и экономики в целом является реализация поставленных задач по выполнению Инвестиционной программы на 2016 год, а также по обеспечению безусловного ввода в установленные сроки, предусмотренные на 2016 год, 164 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 5 миллиардов долларов [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача.Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. Т.: Узбекистан, 2015 г.
2. Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2016 г.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О подготовке и проведении празднования 25-летия Государственной Независимости Республики Узбекистан» ПК 2540 от 02.06.2016 г.
4. Рахимова Д.Н.,Мухитдинова С.АИнвестиционнаядеятельность и её роль в экономическом развитии. Россия и мир: экономические, правовые и социальные аспекты развития: Материалы X Международной заочной научно-практической конференции г. Липецк - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ «УЗБЕКТЕЛЕКОМ»
1д. э. н. проф. Рахимова Д. Н.
2к. э. н. доц. Тешабоев Т. З.
Узбекистан, г. Ташкент 1 Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова 2Ташкентский университетинформационных технологий
Abstract. In the article there considered development of innovative infrastructure at the enterprises of Uzbekistan, including "Uzbektelecom ". There also discussed the experience of many foreign countries as Russia, Western Europe, USA China, Singapore, South Korea and Japan. There made proposal on working out of mechanism of infrastructural maintenance of innovative activity of the enterprise.
Keywords: innovation, infrastructure, information and communication technologies, economic mechanism, investments, transformation, transnational companies, management.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в производственном процессе. В связи с этим, информатизация как необходимая составляющая развития мирового сообщества XXI века, все больше занимает ведущие позиции в процессе трансформации содержания, методов и организационных форм работы предприятий, обеспечивающей выпуск продукции в условиях информационного общества. Последнее время информатизация в форме телекоммуникацион-
ной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы, превратилась в один из наиболее эффективных инструментов, направленных на активизацию взаимодействия хозяйствующих субъектов, а также на рост технологического уровня функционирования производства и услуг. Теория и практика свидетельствуют о том, что использование информационных технологий в производственных процессах способствовало повышению производительности и эффективности работы предприятий, инновационному развитию различных видов деятельности, а также проведению научных исследований в области ГТ-технологий, ИКТ, информатизации экономической сферы.
Первоначальное развитие информатизации экономики произошли в странах Западной Европы, США. Китая, Сингапура, Южной Кореи, Японии. Речь идет об интеграции производственных цепочек, рынков. Эффективная сеть коммуникаций способствовала активизации использования предприятиями, в том числе интеллектуального потенциала ученых, экспертов, размещения тех или иных составляющих производственного процесса на разных территориях в зависимости от специализации экономики региона и имеющихся ресурсов. Одновременно с этими процессами зарубежными государственными структурами предпринимались меры по стимулированию инновационного развития. Экономики той или иной территории в различных формах, в том числе посредством предоставления ресурсной поддержки, налоговых иных льгот дляинновационных предприятий, предприятий ГТ -сферы, кредитных, лизинговых и других организаций, направляющих инвестиции в развитиенаучной,инновационной и телекоммуникационной инфраструктуры региона и др.
Международный союз электросвязи исследовал развитие информационно -коммуникационных технологий в странах мира в период с 2011 по 2012 год. Результатом исследования стал доклад «Измерение информационного общества 2013», содержащий рейтинг развития стран в сфере информационно-коммуникационных технологий. Для составления рейтинга использовался комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий. Индекс был рассчитан на основе показателей.[2.] Значение данного индекса можно использовать в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа развитияИКТ как на региональном, так и на национальном и международном уровнях.Лидерами данного рейтинга стали Южная Корея,Швеция, Дания, Исландия и Финляндия Практически две трети из 30 ведущих мест в рейтинге заняли страны Западной Европы, США, Китай, Сингапур. В этихгосударствах, за последние десятилетия была создана соответствующаянормативно-правовая база, реализовано ряд целевых программ, направленных на информатизацию экономики во всех сферах и на всех уровнях. Например, для развития сферы информационных технологийв Германии, Швеции, Дании и других странах Западной Европы длительное время ведется работа по оснащению максимального числа регионов страны широкополосным доступом в сеть Интернет с целью обеспечения автоматизации производственных процессов и снижения себестоимости продукции [3.]. Транснациональные компании в США определяют направления развития ключевых сегментов мирового рынка информационных технологий, в том числе связанных с разработкой языков программирования и операционных систем. В стране активно на государственном уровне используется механизм венчурного инвестирования в инновационные производства [1.].
В Китае действует достаточно большое количество государственных программ по информационной поддержке различных ведомств, реализуются меры по стимулированию развития перспективных направлений научно-исследовательских работ, в том числе кластерных технологий для высокопроизводительных вычислений посредством создания технопарков. Подобные разработки в сфере производства, фармацевтики, метеорологии и др. способствуют развитию различных видов экономической деятельности в отдельных регионах страны [5]. В Южной Корее со стороны государства осуществляется поддержка развития сетевой экономики, производства аппаратного обеспечения и создания эффективных систем связи и коммуникаций. В Сингапуре создана законодательная база для проведения электронных трансакций, активно развивается электронный документооборот и электронная торговля. На протяжении последних лет в Японии проводилась работа по созданию региональной информационной инфраструктуры, общедоступных информационных сетей и баз данных для развития информационно-коммуникационного бизнеса. В стране наблюдается активизация применения информационных технологий в организации и планировании региональной политики, в том числе в сфере землепользования, строительства, развития научно-технического потенциала регионов. Есть множество других примеров стран, в которых
вопросам информатизации экономических процессов уделяется значительное внимание со стороны государства, бизнеса и науки. Накопленный международный опыт в этой сфере может быть полезен для нашей страны в части разработки системы мероприятий, направленных на обеспечение ускоренного развития сферы информационно -коммуникационных технологий, телекоммуникационной инфраструктуры, внедрения инноваций в реальный сектор экономики того или иного субъекта Российской Федерации. Например, для систематизации имеющихся у Российских региональных научных организаций разработок представляется целесообразным сформировать и внедрить информационные базы данных, позволяющие оперативно получать сведения о результатах исследований в субъектах Российской Федерации, издавать каталоги научно-технических разработок, инновационной продукции предприятий и организаций регионального научно-производственного комплекса. Необходимо отметить, что в 2013 году в России была начата работа по формированию и ведению единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. На наш взгляд, подобные меры способствуют развитию коммуникаций между представителями науки и бизнеса, производственной сферы. Например, опыт моделирования развития региональных научных инновационных систем с применением информационно-коммуникационных технологий можно использовать и в наших областях. Развития инфраструктуры Узбекистана, в том числе регионального рынка труда в условиях глобализации занимает принципиальное значение как в связи с особой его ролью во всей системе рыночной экономики, так и в связи со спецификой социально-демографической ситуации в Узбекистане. [5.,167.] Новые тенденции в экономике, обусловленные модернизацией и диверсификацией экономики, развитием сферы услуг вызывают сдвиги на рынке труда. В республике ежегодно вводится 450 - 500 тыс. новых рабочих мест, что создает благоприятные предпосылки и возможности для трудоустройства населения. Реализация принятых государственных целевых программ развития сферы услуг и сервиса, сельского хозяйства, надомного труда, малого бизнеса обеспечила постоянный рост создания новых рабочих мест. На наш взгляд, развитие инфраструктуры в сфере информационно-коммуникационных технологий обеспечивается за счёт инвестиционного обеспечения.
Создание и развитие инновационной инфраструктуры Узбектелеком определяет необходимость соответствующего инвестиционного обеспечения..
Как свидетельствует проведенное исследование, инвестирование в развитие инновационной инфраструктуры предприятия обеспечивает непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений в инфраструктуре, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства путем рационального сочетания инвестиционных циклов различной длительности. Кроме особенностей, определяемых инновационной деятельностью предприятий и характеризующихся высоким уровнем риска и неопределенностью результатов инвестирования. Они заключаются в ее дифференциации на два типа:
- объекты инфраструктуры, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности;
- объекты, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Они полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.
Учитывая выделенные особенности, представляется целесообразным сбалансированное сочетание внутренних и внешних источников инвестирования инновационной инфраструктуры деятельности путем соинвестирования, поскольку данный процесс способствует снижению рисков и повышению добавленной стоимости предприятия (через экспертные знания соинвесторов).
- создание рыночно-ориентированной инновационной инфраструктуры и организационно-экономических механизмов выявления и коммерциализации перспективных научно-технических результатов, в деятельности Узбектелекома;
- создание корпоративных ресурсов инновационной деятельности (финансы, кадры, информация) и обеспечение доступа к ним для всех участников инновационного процесса через созданные базовые элементы инновационной инфраструктуры;
- достижение устойчивой динамики роста производства конкурентоспособной наукоемкой продукции (услуг) и повышения доходов отраслевых организаций и предприятий
за счет коммерциализации и вовлечения в хозяйственный оборот инновационных разработок и технологий;
- укрепление потенциала инновационного развития отрасли информационно -коммуникационных технологий обеспечивающего вклад в создание потенциала будущего развития, за счет инфраструктурной поддержки.
Так же управление предприятием может быть эффективным, если содержание миссии, политики предприятия нацелено на постоянное развитие и учитывает интересы всех членов каждой структуры. Наиболее ярким показателем «совершенства» деятельности предприятий может служить качество управления инновационной деятельности предприятий. Оно может характеризоваться как высоко, так и низко, но неизменно отражать устойчивость и гибкость предприятий к существующим условиям.[8.]
Результаты и обсуждение, выводы. Таким образом, обобщая материал, следует отметить, что, используятеоретические положения и разработанные методические и практические рекомендации по формированию механизма инфраструктурного обеспечения позволит за счет совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий «Узбектелеком» повысить эффективность функционирования отрасли информационно -коммуникационных технологий и экономики Узбекистана в целом. По нашему мнению, необходимо разработать механизм инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятия, которыйосновывается на системном, логистическом, воспроизводственном и инновационном подходах; на совокупности принципов и представляет собой модель декомпозиции процесса функционирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности относительно цели обеспечения ее устойчивого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аткинсон Р.Д. Программа инновационной экономики для администрации Обамы//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ/РАН. ИНИОН. Центр научн.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям. М. — 2010. — № 3. — С. 48-50.
2. Бадарчи Х.Б. Диагностика регионального развития: методы кластерного анализа//Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 4.
3. Борисов В.В. Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт. Языки славянской культуры. Москва. 2012.
4. Казаков К.В. Носачевская Е.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в решении актуальных вопросов научного обеспечения экономики региона // Управленческое консультирование. — 2013. — № 9 (57). — С. 91—96.
5. Неъматов Ж.А., Исмаилова Т.С. Развитие инфраструктуры регионального рынка труда. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник научных статей. Труды Международной научной конференции «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» (Российская Федерация, г. Липецк, 14 сентября 2015г.). / Под ред. М. Ю. Левина. - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2015. - 212с.
6. Перспективы капиталовложений в НИОКР в мире. БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации. № 18. 2012.
7. Рахимова Д.Н.,Курбанов Ф.М. DEVELOPMENT AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND INFORMATION CENTER AT THE JOINT-STOCK COMPANY «UZBEKENERGO ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ №1(18).Журнал издан по итогам Международной научной конференции «XXI-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ» (Российская Федерация, г. Липецк, 2016.
8. Рахимова Д.Н., Курбанов Ф.М.Методы формирования системы управления кадрами корпоративных структурах. Международная научно-практическая конференция «Образование для устойчивого развития: «Образование для устойчивого развития: теория и практика».
9. Родионов Н.Е. Чириков С.В. Инновационная фирма в инновационном государстве — благодаря, вопреки или несмотря? // Инновации. — № 4 (150). — 2011. — С. 23—36.
10. Таиров С О. Структура интеллектуального капитала организации: XIX Международная научная конференция «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения», экономические науки. - Липецк, 2015. С. 171-173