электронный научно-экономический журнал стр 23
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Н. А. Храмцова, к.э.н., доцент
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет «СибАДИ», г. Омск, Россия
N.A. Khramtsova, candidate of economic Sciences, associate Professor Siberian state automobile and highway University "SibADI", Omsk, Russia
Аннотация. Интенсивное формирование инвестиционно-инновационного процесса содействует диверсификации индустрии, модернизации базисных сфер экономики, тем самым увеличивая отдачу вложенного капитала. Под инвестициями станем сознавать целенаправленное вложение на конкретный период денежных средств в абсолютно всех его конфигурациях.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная активность, инновационное инвестирование, инвестиционная деятельность
Investments and innovations: essence, interaction and role in the reproduction process
Abstract. Intensive formation of the investment and innovation process contributes to the diversification of the industry, the modernization of the basic spheres of the economy, thereby increasing the return on invested capital. Under investments we will become aware of a purposeful investment for a specific period of money in all its configurations.
Keywords: innovations, investments, innovative activity, innovative investment, investment activity
Рассмотрение концепции инноваций развития транспорта на международном уровне имеет большое значение. Работа, связанная с развитием инноваций в транспортной отрасли должна быть непрерывной и междисциплинарной, а также должна быть открыта для внедрения передового опыта в управлении транспортными системами. В странах Восточной Европы инновации применяются для достижения основных целей транспортной политики, к одной из таких целей можно отнести переориентацию некоторых видов транспорта на низкоуглеродный вид топлива и т.п.
Кроме того, инновации представляют собой ключ к решению проблемных задач транспортировки, к таким проблемам можно отнести: заторы на дорогах, скачки цен на топливо, экологические проблемы, последствия резкого изменения климата и т.п.
Транспорт является основным фактором развития социальной и экономической деятельности, но также он представляет собой источник экологических проблем. Высокие экологические требования, увеличение цен и, как следствие, экономический спад повышают потребность в инновационных решениях для обеспечения расширенного ассортимента и качества транспортного оборудования, а также для снижения затрат на производственные процессы.
Для этих целей транспортная отрасль:
- применяет фискальную политику, которая стимулирует инвестиционную деятельность;
- применяет политику скоординированности усилий, в том числе с привлечением потребителей транспортных услуг;
- использует различные методы объединения процессных и продуктивных инноваций;
- осуществляет государственные закупки в качестве инструмента, стимулирующего эксклюзивные инновационные продукты ;
- предъявляет серьезные требования к техническим стандартам, которые способствуют поглощению инновационных решений, поскольку они представляют собой ключевые факторы для объединения
электронный научно-экономический журнал стр 24
фрагментированных рынков, и т.д.
Кроме того, для развития инновационной деятельности предприятий транспортной отрасли следует предусмотреть реализацию следующих мероприятий:
- совершенствование условий развития транспортных предприятий, в том числе оказание организационно-правовой, информационной, консультативной поддержки ведения предпринимательской деятельности;
- обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- активизация деятельности государственных и муниципальных заказчиков по привлечению субъектов предпринимательства в сфере транспорта к размещению заказов по оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд;
- разработка и внедрение механизмов оценки влияния решений государственных и муниципальных органов в отношении регулирования предпринимательской деятельности в сфере транспорта.
Далее рассмотрим удельный вес организаций участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес организаций участвовавших в технологическом обмене
Год 1998 1999 2000 2001 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество предприятий, приобретавших новые технологии, % 34,6 32,8 37,3 35,8 37,4 33,2 32,8 33,5 32,4 31,7
Количество предприятий, передавших новые технологии, % 2,7 2,8 3,3 3,2 2,6 3,0 2,9 2,6 2,0 2,5
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что инновационная активность российских предприятий, связанная как с приобретением, так и с передачей новых технологий, снизилась, также наблюдается устойчивое преобладание закупки новых технологий по сравнению с производством своих.
Для более полного понимания развития инноваций в нашей стране рассмотрим инновационную активность предприятий на международной арене (табл. 2).
Таблица 2. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене в 2017 году
Страны Россия Великобритания Германия Италия Франция Япония
Промышленность, % 9,3 39 65,8 40 45,5 33
Сфера обслуживания, % 15,3 33 57,1 25,3 33,8 24
Для более наглядного понимания данной информации построим диаграмму (рис. 1).
электронный научно-экономическии журнал
№ 7 (51) 2018
стр 25
Рис. 1. Инновационная активность предприятий на международной арене в 2017 году
Из приведенных данных видно, что на сегодняшний день освоение и разработку инноваций осуществляют около 10% российской промышленности. На сегодняшний день Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса пришел к выводу, что в среднем сумма нематериальных активов в общей структуре активов хозяйствующих субъектов экономики России очень снижена и составляет 10-15%. В промышленности на долю данных активов приходится около 15-20% от всей стоимости активов. По оценкам экспертов, приведенные данные являются приблизительными, так как в балансе большинства предприятий данные активы не числятся. На международной арене, напротив, чуть больше 80% стоимости компаний составляют активы знаний и интеллектуальные активы.
Список литературы
1. Храмцова Н. А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия / Н. А. Храмцова // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: материалы II
N.A. Khramtsova, candidate of economic Sciences, associate Professor Siberian state automobile and highway University "SibADI", Omsk, Russia
еждународной научно-практической конференции (15-16 ноября 2017 года). Омск: СибАДИ, 2017.- С. 378-382.
2. Храмцова Н. А. Экономическая целесообразность внедрения транспортной инновации в области газомоторного топлива / Н. А. Храмцова // Стратегии бизнеса. 2017. № 11 (43). С. 3-10.
3. Сухарева С. В. Основные цели транспортной стратегии России на период до 2030 года / С. В. Сухарева, М. С. Тихонова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 25 апреля 2016 г.) / СибАДИ. Омск : СибАДИ, 2016. С. 607611.
4. Храмцова Н. А. Экономические проблемы транспорта в России / Н. А. Храмцова, Ю. И. Тихомирова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее. Материалы 2 Международной научно-практической конференции (г. Омск, 25 апреля 2016 г). Омск: СибАДИ, 2016. С. 678-682.
5. Храмцова Н. А. Организационно-экономические основы развития региональной инфраструктуры
материально-технического обеспечения АПК (на материалах Омской области) : дисс. ... канд. экон. наук / Н. А. Храмцова ; ОмГАУ им. П. А. Столыпина, Омск, 2005. 183 с.
электронный научно-экономический журнал стр 26
6. Эйхлер И. А. Частно-государственное партнерство как инструмент создания инновационного бизнес-процесса / И. А. Эйхлер // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 08-09 февраля 2016 г.) / СибАДИ. Омск : СибАДИ, 2016. С. 864868.
7. Храмцова Н. А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия / Н. А. Храмцова // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: материалы II Международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2017 года). Омск: СибАДИ, 2017. С. 378-382.
8. Храмцова Н. А. Основы развития автомобильной отрасли / Н. А. Храмцова // Актуальные проблемы современной науки. 2017. № 6 (97). С. 227-229.
9. Храмцова Н. А. Оценка развития инфраструктуры и эффективности материально-технического обеспечения / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями : сборник науч. трудов / СибАДИ, Кафедра ЭиУП. Омск : СибАДИ, 2009. Вып. 4. С. 177-180.
10. Храмцова Н. А. Инвестиции в сельскохозяйственное производство Омской области / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // В сборнике: Экономика и управление предприятиями: сборник научных трудов кафедры / СибАДИ. Омск: СибАДИ, 2008. С. 209-213.
11. Храмцова Н. А. Ключевые приоритеты социально-экономического развития Омской области / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями: юбилейный сборник научных трудов. Омск, 2011. Вып. 5. С. 146-150.
12. Храмцова Н. А. Формирование и развитие инфраструктуры материально-технического обеспечения АПК Омской области / Н. А. Храмцова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2015. С. 361-364.
13. Храмцова Н. А. Государственное регулирование формирования и развития региональной инфраструктуры / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // Материалы 63-й научно-технической конференции ГОУ СибАДИ. Омск : СибАДИ, 2009. С. 232-234.
14. Храмцова Н. А. Институты инфраструктуры материально-технического обеспечения / Н. А. Храмцова, Р. И. Храмцов // Материалы 64-й научно-практической конференции ГОУ СибАДИ в рамках юбилейного международного конгресса «Креативные подходы в образовательной, научной и производственной деятельности», посвященного 80-летию академии. Омск : СибАДИ, 2010. Кн. 1. С. 144-147.
УДК 330.332