Серия 5. Социально-экономические науки.
Развитие инновационного предпринимательства в России
Зотов А.Н., к.э.н. Горохова А.Е.
Университет машиностроения 8 (499) 267-19-92, [email protected]
Аннотация. В статье раскрыто содержание современных проблем развития российского инновационного предпринимательства, предложены направления их решения в условиях повышения роли инноваций и формирования постиндустриального общества. Исследован зарубежный опыт организации и стимулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: предпринимательство, инновационный процесс, инвестиции в инновационное развитие
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось бурными технологическими, геополитическими и социальными сдвигами. В разных странах они проходили неодинаково, но общая тенденция наступления высоких технологий, а с ними и интеллектуальных ресурсов в виде программных продуктов является доминирующей, т.е. происходит замена движущих социально-экономических сил с материальных на нематериальные активы.
Отличительной чертой развития мирового хозяйства в настоящее время является переход развитых стран к новому этапу формирования общества - построению экономики, основанной на создании, распространении и использовании знаний. Сегодня ученые говорят о вхождении человеческого общества в новую, общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технотронную) цивилизацию, для которой характерно широкое применение научно-технического творчества - разновидности творческой деятельности, в которой совмещаются процессы научного исследования и инженерного проектирования. В настоящее время инновационная деятельность становится важным фактором развития экономики, ни одна страна не может решить проблемы экономического роста (в частности увеличения доходов и потребления населения) без коммерциализации достижений научно-технического прогресса. Наука и техника превратились в решающий фактор экономического развития и благосостояния населения всего мира.
В современных условиях для нашей страны наиболее приоритетными становятся задачи преодоления отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Одним из важнейших стратегических факторов посткризисного восстановления отечественной экономики, ее подъема и решения многих социальных проблем является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Необходимо перейти к инновационному пути развития, это потребует серьезной активизации инновационной деятельности прежде всего на уровне хозяйствующих субъектов -предприятий и индивидуальных предпринимателей. Это объясняется тем, что непосредственно процесс коммерциализации инноваций (т.е. введение нововведений в хозяйственный оборот) - это прерогатива предпринимательского сектора экономики. Указанные процессы позволят реорганизовать национальное хозяйство нашей страны на базе наукоемкого производства, что будет способствовать нейтрализации тенденции нарастающего отставания России от развитых стран.
Ведущими инвесторами в инновационные проекты модернизации и развития экономики являются США, Китай, Япония, страны Евросоюза, на долю которых приходится почти 92% от общего объема мировых расходов на НИОКР (таблица 1).
Суммарный объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет в настоящее время 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39% продукция США, 30% - Японии, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0,3%.
В лидирующей стране по объему инвестиций - США - в 2012 г. в консолидированных расходах доля государственных расходов по сравнению с частными сократилась на 1,6% - до
125,7 млрд долл., в то время как аналогичные расходы частных компаний и научных организаций возросли соответственно на 3,8% и 2,85%. Снижение государственных расходов на НИОКР в США связано с существенным сокращением госбюджета страны. В то же время инвестиции Китая в НИОКР в 2012 г. возросли на 10%, Индии и Бразилии - на 8%, и уже в ближайшие годы по объему капвложений эти страны смогут приблизиться к США.
Таблица 1
Консолидированные объемы инвестиций в инновационное развитие зарубежных стран
и России в 2010-2012 гг.
Источник: данные экспертов международной организации в сфере НИОКР «БайеПе».
Можно выделить следующие проблемы развития инновационного предпринимательства:
• наблюдается низкий спрос со стороны реального сектора экономики на перспективные (с точки зрения возможности коммерциализации) результаты научно-технической деятельности. Это объясняется недостатком собственных средств у организаций и предпринимателей реального сектора экономики, высокой стоимостью инноваций, высоким уровнем экономического риска в процессе коммерциализации инноваций, длительными сроками окупаемости инноваций;
• отмечается невысокая степень развития нормативной правовой базы для осуществления инновационной деятельности, а также отсутствуют меры по ее государственной поддержке;
• в нашей стране с 90-х годов прошлого века произошло существенное ослабление кооперационных связей между научными организациями, образовательными учреждениями, производственными предприятиями;
• имеет место невысокий уровень развития субъектов среднего и малого инновационного предпринимательства.
Для российской инновационной сферы в настоящее время характерны [4]:
• низкая инновационная активность значительной части субъектов реального сектора экономики;
• несбалансированность развития и отсутствие экономического взаимодействия между от-
дельными элементами инновационной инфраструктуры, применяются неэффективные механизмы трансфера знаний и новых технологий на внутренний и внешний рынки;
• низкая степень капитализации научных результатов, незначительная привлекательность научных организаций и инновационно активных предприятий как объектов инвестирования и кредитования;
• неразвитость экономических и правовых механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Зарубежный опыт организации и стимулирования инновационной деятельности показывает, что государственная научно-техническая политика экономически развитых стран основывается на реализации комплекса организационных и законодательных мер, направленных на создание и поддержку благоприятного инновационного климата. Важнейшими механизмами стимулирования инновационного развития экономики являются: разработка специализированных инновационных программ и проектов с высоким уровнем их бюджетного финансирования, функционирование систем льготного кредитования, налогообложения и страхования НИОКР, ускоренная амортизация и списание части затрат на используемые технические средства. Практически во всех странах в инновационном процессе активно участвуют частный сектор и университеты, во многих из них функционируют научно-исследовательские центры, развита кооперация научной школы с промышленностью, эффективно организовано информационное обеспечение и обслуживание пользователей инноваций.
Многолетний опыт США, Канады и других зарубежных стран в организации инновационной деятельности и освоении инноваций является весьма актуальным для России, особенно при вступлении в ВТО, когда государственное субсидирование научных исследований и использование достижений научно-технического прогресса правилами ВТО не лимитируется, что предоставляет возможность всем странам увеличивать бюджетное финансирование научных исследований и их внедрение.
Для развития трансфера инноваций в отечественной экономике и приближения к зарубежному уровню целесообразно в России в первую очередь:
• дополнить законодательную и нормативную базу документами, необходимыми для стимулирования инновационной деятельности, особенно трансфера инноваций;
• создать отраслевую инфраструктуру инновационного процесса;
• повысить уровень государственного финансирования научно-исследовательских работ и социальный статус ученых-исследователей.
Предпринимательство по сути своей направлено на инновационную деятельность, ведь именно предпринимателям свойственны риск, неординарность мышления в организации производства и управления им, следовательно, российской науке, видимо, необходимо делать ставки на сотрудничество именно с этими представителями деловых кругов, так как у государства и его правительства еще долгое время не будет средств и возможностей вывести науку в передовую отрасль.
Известно, что экономическая, социальная и политическая мощь современного государства основана на применении в его экономике высоких технологий. Но вопрос не столько в самих инновационных технологиях, не столько в способности субъектов экономики непрерывно их генерировать, сколько в способностях и умении выводить их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию и услуги. Современная концепция механизма коммерциализации новых технологий состоит в том, что диффузия технологий из научной сферы в промышленную является эффективной только при активном взаимодействии и сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности.
Одной из форм реализации этого права выступает малый наукоемкий бизнес, малое
Серия 5. Социально-экономические науки. инновационное предпринимательство. Предприятия малого бизнеса, являясь важнейшими субъектами инноваций, могут внести значительный вклад в развитие производства в технически передовых областях.
Инновационное предпринимательство может осуществляться в научно-исследовательских, производственно-конструкторских институтах или объединениях, в учреждениях вузовской науки, непосредственно в инновационных предприятиях, в венчурных организациях, а также отдельными индивидуальными изобретателями, конструкторами, технологами и научными работниками. В результате инновационного предпринимательства этими субъектами создаются инновации в виде товаров, услуг, выполненных работ, технических средств и технологий. Инновациями являются и новые социальные, экологические, организационные, экономические разработки, методы управления и информационного обеспечения экономической деятельности.
Зарубежными учеными-экономистами выделено три модели инновационного предпринимательства в зависимости от способа организации инновационного процесса:
1) инновационное предпринимательство, основанное на внутренней организации, при котором инновация создается и (или) осваивается внутри компании ее специализированными подразделениями посредством планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:
2) инновационное предпринимательство, базирующееся на внешней организации посредством контрактов, при котором заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:
3) инновационное предпринимательство, которое основано на внешней организации с использованием венчурных фондов, когда компания для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
В России в основном применяется вторая модель инновационного предпринимательства, то есть предприятие или организация размещают заказ на разработку инноваций, а осваивают их собственными силами (т.е. в основном не размещаются комплексные заказы типа «под ключ»). Первая модель используется относительно редко из-за недостаточного потенциала «заводской науки».
Учитывая сложность инновационных процессов, требуется специальная инновационная инфраструктура для создания благоприятной среды. В развитых странах она развивается при активной государственной поддержке.
Ключевое значение имеют для инновационной деятельности технопарковые структуры - инкубаторы, технопарки, технополисы.
В настоящее время в Российской Федерации еще не создана система управления инновационной деятельностью организаций, действенные механизмы ее стимулирования. В основном формирование инновационной системы ведется в регионах, располагающих научно-техническим потенциалом. На федеральном уровне в основном при управлении применяются административные меры, не выработаны концептуальные положения и направления развития инновационной деятельности в комплексе научно-технической и опытно-конструкторской базы.
Однако в условиях рыночной экономики сфера науки и освоения инноваций функционируют на принципах предпринимательства, о чем свидетельствует зарубежный опыт. Роль государства заключается в поддержке научных школ, исследовательских центров, стимулировании инновационного предпринимательства. Наиболее успешно функционируют малые формы производства инновационной продукции, рынок инноваций, ведется маркетинг заказов на научные исследования и разработки для повышения эффективности малого предпринимательства.
В целях развития инновационной деятельности в Российской Федерации следует задей-
ствовать весь имеющийся научный и кадровый потенциал, развивать научно-техническое сотрудничество с иностранными научными центрами, а также с научными организациями ведущих научных центров нашей страны. Модернизация производственных процессов организаций и предприятий может на начальных этапах реализовываться на основе использования более эффективных технических средств и оборудования развитых стран (Германии, Франции, Швеции и других). Значение информационно-методического обеспечения в решении этой задачи состоит в маркетинговых исследованиях рынка инноваций иностранных государств.
Весьма перспективным является концентрация инновационной деятельности в крупных научных центрах регионов России, что окажет влияние на развитие самого научного потенциала, позволит сориентировать научные коллективы на выполнение прикладных исследований с учетом конкретных условий производства, потребностей рынка и состояния передовых технологий и новейших знаний, технических и технологических разработок, а также на развитие форм предпринимательства инновационного типа, особенно малых предпринимательских структур.
Одним из важнейших условий выхода экономики региона из кризисного состояния и перехода в устойчивое функционирование состояние с нарастающей тенденцией роста является активизация инновационных и инвестиционных процессов, переход к переводу инвестиций в инновации в целях повышения эффективности инновационной деятельности [3].
В сложившейся системе привлечения инвестиций в экономику регионов России содержатся недостатки, связанные с односторонним подходом к их использованию без учета всего комплекса факторов развития производства товаров и услуг региона, а также факторов их финансового обеспечения.
Стимулирование и активизацию инновационной деятельности целесообразно исследовать с позиций долевого участия в прибыли, применения санкций или доплат в зависимости от конечного результата финансово-хозяйственной деятельности, реализуемой с применением нововведений, инноваций.
Можно выделить следующие основные механизмы реализации государственной политики в сфере формирования и развития региональных инновационных систем предпринимательства:
• формирование и совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, регламентирующей создание, функционирование и регулирование продвижения в предпринимательство конкурентоспособной научной и научно-технической продукции, товаров и услуг;
• оптимизация инфраструктуры региональных инновационных систем;
• анализ состояния и прогнозирование инновационного и технологического развития отраслей и производств региона;
• координация разработки и реализации региональных межведомственных и межотраслевых целевых программ и проектов социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития.
Важно также учитывать возможности взаимодействия государственных и предпринимательских структур в развитии инновационной и инвестиционной деятельности, участие крупных корпораций в становлении наукоемкого производства малого предпринимательства.
При этом определяющими при формировании таких отношений государства с частным капиталом должны быть принципы самоокупаемости, возвратности, срочности, долевого финансирования и конкуренции.
Проблемы интеллектуального (инновационного) предпринимательства необходимо развивать с учетом современной социально-экономической ситуации регионов России.
Выводы
Можно выделить следующие направления развития процесса предпринимательства в
Серия 5. Социально-экономические науки.
целях преодоления существующих негативных инерционных тенденций и ускорения инновационного развития российской экономики [2]:
• следует повысить привлекательность инвестиций в области коммерциализации инноваций;
• необходимо создать условия, обеспечивающие максимальную восприимчивость субъектов экономики к инновациям (мероприятия, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе налогового режима, таможенной политики; ликвидировать существующие разрывы в инновационном цикле и при переходе от фундаментальных исследований через этап прикладных исследований и разработок к коммерческим технологиям);
• на уровне государства необходимо обеспечить поддержку рациональной инновационной динамики посредством периодической модернизации и обновления технологий;
• реформирования законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности (например, по вопросам регулирования использования прав на интеллектуальную собственность);
• необходимо разработать и реализовать мероприятия по формированию и развитию инновационной инфраструктуры (в том числе следует радикально изменить сложившуюся ситуацию в области коммерциализации передовых технологий, когда за рубеж поставляются знания при крайне невысоком уровне экспорта технологий).
Литература
1. Аленина Е.Э., Лаптева В.А. Инновационное развитие экономики в России - основа высокоразвитого производства. - Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», 2012, № 2 (14).
2. Горохова А.Е., Нижегородцев Р.М., Секерин В.Д. Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики // Вестник экономической интеграции. -2011. №8. - с. 44 - 48.
3. Горохова А.Е., Секерин В.Д., Нижегородцев Р.М. Экономический потенциал и конкурентоспособность региона как источник экономического роста. // Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК). - 2012. № 2. - с. 206 - 208.
4. Рожнова О.В., Божкова А.И., Божкова Е.И. Анализ моделей оценки эффективности инновационных технологий. Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2009. № 1. с. 6572.
5. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Оценка инвестиций: Монография. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 152 с.
Анализ альтернативных способов преодоления экономических проблем
малыми авиакомпаниями России
Скрылев А.О.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ)
(903) 511-54-50, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению и анализу характерных альтернатив, используемых менеджментом российских региональных и местных авиакомпаний для преодоления отрицательных экономических результатов компаний. Изучены характерные признаки и черты, присущие выявленным альтернативам. Определены их сильные и слабые стороны и приведены аргументы в пользу использования более совершенных альтернатив.
Ключевый слова: региональная и местная авиация, экономические проблемы,