Научная статья на тему 'Развитие инновационного малого и среднего бизнеса в регионе'

Развитие инновационного малого и среднего бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуськова Надежда Дмитриевна, Конакова Мария Валентиновна

В статье рассматриваются предпосылки развития малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия, анализируются основные тенденции его развития, характеризуются основные преимущества малого и среднего бизнеса по сравнению с крупными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуськова Надежда Дмитриевна, Конакова Мария Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation small and medium-sized businesses development in region

Preconditions of small and medium-sized businesses development in the Republic of Mordovia are considered, its development basic tendencies are analyzed, main advantages of small and medium-sized businesses in comparison with big companies are characterized in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного малого и среднего бизнеса в регионе»

н. д. гуськова, развитие инновационного

м. в. конаковА малого и среднего

бизнеса в регионе

Ключевые слова: инновации, малый и средний бизнес, инновационная инфраструктура, эффективность, регион

Key words: innovations, small and medium-sized businesses, innovation infrastructure, efficiency, region

Глобализация экономики и изменившиеся в связи с этим тенденции ее развития обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и технологий управления на всех уровнях (макро-, мезо-, микро-) федеративного устройства. Важнейшую роль в решении этой проблемы играют регионы, в которых заложены экономический, человеческий, социальный, инновационный и институциональный потенциалы общества. В условиях формирования экономики знаний, инновационной модели развития страны большое значение имеет эффективное управление всеми видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на региональный уровень.

В «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» основными целями региональной политики названы «обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни»1. Для их реализации необходимы соответствующие социально-экономические условия, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития регионов, устранение диспропорций в социально-экономическом развитии территорий. Это возможно, как показывает опыт развитых стран, за счет создания и развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в производственной и непроизводственной сферах. Малый

ГУСЬКОВА Надежда Дмитриевна, заведующая кафедрой менеджмента Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

КОНАКОВА Мария Валентиновна, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

бизнес является более гибким, динамичным и эффективным, чем крупный. Он служит важнейшим источником создания новых рабочих мест, нововведений, экономического роста.

Однако в последние годы в России, несмотря на значительный рост государственной финансовой поддержки (субсидии из федерального бюджета регионам для поддержки МСБ увеличились в 2011 г. в 5,7 раза по сравнению с 2008 г.), предприятия МСБ функционируют неэффективно, в их развитии отсутствуют позитивные качественные изменения. Об этом свидетельствуют уменьшение количества малых предприятий в 2011 г. по сравнению с 2008 г. почти на 20 %, сокращение численности их персонала на 8 %, снижение объема реальных инвестиций в развитие МСБ на 22 %. Положительная динамика наблюдалась только по росту объема товарооборота, поскольку на сферу торговли приходится наибольшая доля (более 30 %) в МСБ2. Несколько лучше дела обстоят в Республике Мордовия. Количество малых предприятий в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 23 %. Однако численность их персонала сократилась на 3,3 %, снизился и удельный вес малых предприятий и организаций с 22,9 % в 2006 г. до 9,9 % в 2010 г. в общем объеме производства экономики региона3.

Анализ отраслевой структуры малых предприятий показал, что привлекательными видами деятельности для малого бизнеса остаются оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в 2006 г. — 40,8 %, в 2010 г. — 25,0 %). На втором месте находится строительство (в 2006 г. — 16,4 %, в 2010 г. — 18,8 %); на третьем — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в 2006 г. — 14,4 %, в 2010 г. — 16,9 %); на четвертом — обрабатывающие производства (в 2006 г. — 13,6 %, в 2010 г. — 14,9 %); на пятом — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (в 2006 г. — 5,2 %, в 2010 г. — 11,5 %); на шестом — другое (в 2006 г. — 9,6 %, в 2010 г. — 12,9 %).

Положительной тенденцией в сфере МСБ можно назвать увеличение доли малых предприятий в обрабатывающих производствах с 13,6 % в 2006 г. до 14,9 % в 2010 г. Это связано с изменениями, происходящими в экономике республики (прежде всего, это формирование инновационного кластера, ориентированного на производство наукоемкой и высоко-

Развитие инновационного малого и среднего бизнеса в регионе 115

технологичной продукции). Уникальность этого кластера в том, что он включает технопарк, Центр нанотехнологий и наноматериалов, два венчурных и другие фонды поддержки инновационного бизнеса, бизнес-инкубатор, Республиканский центр одаренных детей и др.

АУ «Технопарк-Мордовия» специализируется на энергосберегающей светотехнике, электронном приборостроении, оптоэлектронике, волоконной оптике и информационных технологиях. На его базе функционирует высокотехнологичный центр по обработке, защите и хранению данных DATA-центр. Участники проекта инновационного центра «Сколково» — ООО «Оптик-Файбер», ООО «Поликомпонент». Совместно с Физико-техническим институтом имени А. Ф. Иоффе РАН реализуется проект «Создание мощных высоковольтных полевых транзисторов на основе карбида кремния», который имеет статус проекта «Сколково». Заключены 12 соглашений с крупнейшими научно-исследовательскими центрами, Российской академией наук для реализации ряда проектов в области электронного приборостроения и волоконной оптики.

Особое внимание в рамках формирующегося инновационного кластера уделяется развитию сети предприятий малого и среднего инновационного бизнеса. Введены в эксплуатацию ООО «Оптикэнерго», ООО «САРМАТ», ЗАО «Лидер-Компаунд». Совместно с ОАО «РОСНАНО» разрабатывается проект создания первого отечественного производства оптического волокна. Он ориентирован на импортозамещение комплектующих и материалов, необходимых для кабельной промышленности. Реализуемая в Мордовии кластерная политика способствует сохранению устойчивых позиций региона на внутреннем и международном рынках.

Создание малых фирм чаще всего связано с попыткой коммерческого использования новаций. Так, американские компании (менее 1 тыс. чел.) разрабатывают в 17 раз больше крупных технических нововведений, чем фирмы, в которых работает более 10 тыс. чел.4

Предприятия малого бизнеса как важнейший субъект инноваций могут внести существенный вклад в развитие производства. В условиях инновационной экономики, экономики знаний, важнейшей составляющей которых наряду с новыми производственными технологиями являются информационные технологии, новые материалы, знания, ком-

петенции персонала, малый бизнес становится стартовой площадкой, где генерируются и реализуются новые идеи, происходит процесс разработки опытных образцов, ведется их коммерциализация. Этому способствуют большая гибкость малых предприятий, их мобильность и адаптивность, немногочисленность и креативность персонала, ориентация на конечный результат, большая возможность идти на риск по сравнению с крупными предприятиями, самостоятельность в принятии решений, быстрая реакция на изменения внешней среды, наличие в организации эффективных коммуникаций. Как показывает зарубежный опыт, малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, отношение количества нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в крупных организациях, а количество нововведений на 1 долл. затрат на НИР — в 24 раза5.

Для успешного развития малого инновационного предпринимательства в регионе необходимы: развитая система нормативно-правового регулирования организации работы предприятий и объектов их деятельности (защита прав на объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки); наличие правоприменительной системы, пресекающей возможность производства и сбыта контрафактной продукции; наличие развитой региональной инфраструктурной поддержки малого бизнеса; ментальность населения региона, базирующаяся на ценностях свободы, уважительного отношения к личности, корпоративного духа, гуманизма, креативности, справедливости, эффективности и др.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации». URL: http: www.region-development.com/documents (дата обращения: 03.03.2012).

2 См.: Статистика 2010. Портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.e-mordovia.ru/content/articles/statistic/m,89,18578 (дата обращения: 05.03.2012).

3 См.: URL: http://www.nsse.ru (дата обращения: 03.03.2012).

4 См.: Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке: в 4 т. Т. 1. 2011. С. 224.

5 См.: Еременко Г.А. Малое инновационное производство в России: вопрос государственной поддержки. М.: ВНТИЦ, 1994. 20 с.

Поступила 13.02.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.