Научная статья на тему 'Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе'

Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2310
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верна В.В.

В статье определены основные предпосылки, проблемы и перспективы развития инновационноинвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе»

сотрудничества включает комплекс мер, нацеленных на обеспечение притока капитала, благоприятного режима деятельности, который предоставит возможность получать более высокую норму прибыли.

Наиболее перспективными направлениями инвестиционной деятельности является курортно-рекреационная отрасль, в частности строительство и реконструкция отелей, развитие туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения, а также сельского хозяйства.

Другим приоритетным направлением инвестирования иностранных капиталов могут стать объекты незавершенного строительства. Это реально богатый резерв; данный сегмент экономики поглощает львиную долю средств, которые необходимы для наращивания не только внутреннего, но и внешнего потенциала региона.

Реализация вышеуказанных мер будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Крыму, создаст предпосылки для возникновения устойчивых инвестиционных мотиваций у партнеров, что обязательно приведет к уменьшению разрыва между потребностями региональной экономики во внешних инвестиционных ресурсах и их фактическим поступлением.

Экономический рост на макро- и микроуровне определяется множеством причин, среди которых весомое значение имеют инвестиции. Результативность инвестирования зависит от мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, который способствует увеличению приливов капитала в экономику. Процесс привлечения иностранного капитала в экономику Республики Крым продолжается.

На настоящий момент Крым находится в процессе вхождения в систему российской экономики. Процессы подобной интеграции достаточно сложны. Современные внешнеэкономические отношения Крыма пребывают в состоянии перехода от старой системы организации экономических взаимоотношений к новым, связанным с поиском путей эффективной интеграции в мировое сообщество, с установлением устойчивых торговых связей, достижение коллективной безопасности и обеспечении надежной защиты национальных интересов в условиях изменения внешней среды.

Список использованной литературы:

1. Гусев С.Н. Регулирование капитальных вложений в условиях переходной экономики: потребности инвесторов и политика государства. Режим доступа: http://cyberleшnka.ru/artide/n/reguПrovaшe-kapitalnyh-vlozheniy-v-usloviyah-perehodnoy-ekonomiki-potrebnosti-investorov-i-politika-gosudarstva

2. Указ Главы Республики Крым от 22 августа 2014 года N 215-У «О создании Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым». Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_233060.pdf

3. Политика перехода к эффективной экономике // Экономист. 2014. № 1. С. 3-31.

©Т.Н. Бугаева, 2015

УДК. 330.341.1:330.322 (470)

В.В.Верна

К.э.н., ассистент Экономический факультет АБиП Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье определены основные предпосылки, проблемы и перспективы развития инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе развития.

Ключевые слова

Инвестиции, инновации, инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность,

инновационная деятельность. После вступления Крыма как субъекта Российской Федерации в состав России уровень инвестиционной привлекательности со стороны бизнеса стал совершенно иным. Сегодня Республика Крым-территория уникальных возможностей для ведения бизнеса и эффективной работы капитала инвесторов.

Для обеспечения развития Республики Крым необходим переход на инновационный путь развития, выведение региона в число ведущих отечественных экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора. Необходимыми условиями реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение.

Инновационный сценарий долгосрочного развития Республики Крым, который следует рассматривать как приоритетный, характеризуется тем, что Совет министров Республики Крым заинтересован в привлечении в регион инвестиционных проектов, направленных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую

степень переработки сырья. Для ускорения экономического развития Республики Крым через раскрытие (реализацию) и развитие научно-технического инновационного потенциала необходимо обеспечить:

• создание условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства и развития малого и среднего предпринимательства,

• осуществляющего инновационную деятельность;

• эффективное использование научно-технического потенциала научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций области для решения актуальных проблем развития экономики и социальной сферы региона;

• повышение инвестиционной и инновационной активности организаций;

• привлечение инвестиций в развитие реального сектора экономики [2].

К настоящему времени развитие инновационной деятельности характеризуется следующими проблемами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:

1) отсутствует инновационная инфраструктура Республики Крым, необходимая предприятиям, использующим инновации, и организациям научно-технической сферы;

2) отсутствует механизм коммерциализации и передачи созданных передовых технологий организациям Республики Крым для внедрения в производство;

3) недостаточно развит спрос организаций реального сектора экономики Республики Крым на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты инновационной деятельности;

4) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами инновационной деятельности [3].

Сегодня Республика Крым обладает значительным потенциалом для развития инновационной деятельности. Учебные заведения обеспечивают профессиональными кадрами практически все отрасли экономики. Система образования на полуострове представлена развитой сетью учреждений: 10 образовательных организаций высшего образования, 27 профессионально-

технических и порядка 586 общеобразовательных школ. Научно-техническую деятельность осуществляют более 112,4 тыс. человек в 33 научных, научно-исследовательских, проектных и конструкторских институтах и бюро, исследовательских экспериментальных станциях, в том числе: Крымская академия наук, Национальный институт винограда и вина «Магарач», Институт сельского хозяйства Крыма, Национальный научный центр «Никитский ботанический сад», Карадагский природный заповедник, КРП НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория» и другие [4].

Кроме того научно-техническую деятельность осуществляют учреждения Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский

федеральный университет имени В.И. Вернадского» (ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С.И.Георгиевского», Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Крымский агротехнологический университет, Крымский научный центр, Отдел сейсмологии Института геофизики им. С.И.Субботина и другие), а также РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет» и Керченский государственный морской технологический университет.

Более трети всего населения Крыма - это граждане с высшим образованием, выпускники высших учебных заведений региона, получившие специальность в таких востребованных направлениях, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, предпринимательство и менеджмент, инженерное дело, строительство, энергетика, медицина и курортология.

Несмотря на это, уровень инновационной активности остается на низком уровне. По данным статистики по итогам 2013 года (по 2014 году данные отсутствуют) предприятия, занимающиеся инновациями, составляли 15,2% от общего числа предприятий материальной сферы экономики Крыма. Внедряли инновации 27 промышленных предприятий (8,2% общего количества обследуемых) пищевой промышленности, машиностроения и химической промышленности. Большая часть данных предприятий расположена в таких городах, как Симферополь, Феодосия и Красноперекопск.

В целях создания условий для устойчивого развития инновационной деятельности необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач и осуществить ряд мероприятий с использованием финансовых ресурсов из различных источников. При этом должен быть задействован широкий круг участников.

Для координации и согласования их действий, определения ресурсов и их источников, ответственных за исполнение мероприятий, а также для определения прав и обязанностей участников процесса необходимо использовать программно-целевой метод, необходимый для того, чтобы консолидировать и сконцентрировать государственные и внебюджетные ресурсы на реализации прорывных направлений. Консолидация ресурсов позволит более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития региона, повысить степень координации и качество управления подпрограммой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоёмкие и высокотехнологичные сферы экономики.

С учетом целей, определенных Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №316, целью подпрограммы является повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым путем стимулирования инновационной активности предприятий и организаций и внедрения передовых достижений науки и техники во всех отраслях экономики региона [1].

Для достижения поставленной цели и реализации основных принципов необходимо решение следующих основных задач:

1) создание и обеспечение эффективной работы инновационной инфраструктуры;

2) стимулирование разработок новой наукоёмкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Республики Крым;

3) поддержка ведущих учёных, научных коллективов, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

4) создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере;

5) информационное обеспечение инновационной деятельности;

6) развитие интеллектуальной собственности в Республике Крым [1].

По результатам реализации программы развития инновационной деятельности в регионе планируется достижение следующих показателей:

1) увеличение количества инновационно-активных предприятий;

2) увеличение годовых затрат на инновации;

3) увеличение годового объема реализованной инновационной

продукции;

4) повышение кадрового потенциала менеджеров для коммерциализации научно-технических разработок и продвижения инновационной продукции на рынок;

5) повышение спроса организаций реального сектора экономики Республики Крым на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты инновационной деятельности;

6) формирование и целенаправленное продвижение устойчивого положительного имиджа Республики Крым как территории благоприятной для развития инновационной деятельности, территории деловой и инвестиционной активности.

В подпрограмме предусматривается реализация 6 основных мероприятий:

1. Создание и обеспечение эффективной работы инновационной инфраструктуры.

2. Стимулирование разработок новой наукоёмкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Республики Крым - разработка и внедрение мер государственной поддержки инновационной деятельности.

3. Поддержка ведущих учёных, научных коллективов, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

- содействие коммерциализации и передаче передовых технологий в действующее производство;

- организация участия Республики Крым в инновационных форумах, выставках, ярмарках, салонах и других мероприятиях;

- проведение на территории Республики Крым инновационных выставок, ярмарок, конференций, форумов, конкурсов и других мероприятий.

4. Создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере - развитие кадрового потенциала в инновационной сфере.

5. Информационное обеспечение инновационной деятельности - подготовка и изготовление информационных материалов (брошюры, каталоги и пр.), размещение информационных материалов об инновационной деятельности в средствах массовой информации и интернет ресурсах.

6. Развитие интеллектуальной собственности в Республике Крым [1].

Риски реализации подпрограммы развития инновационной деятельности в Республике Крым разделены на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя и соисполнителей подпрограммы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя подпрограммы.

Мерами управления внутренними рисками являются:

- детальное планирование хода реализации подпрограммы;

- оперативный мониторинг выполнения мероприятий подпрограммы;

- своевременная актуализация ежегодных планов реализации подпрограммы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий подпрограммы.

Для управления внешними рисками предусмотрены следующие меры:

- проведение в течение всего срока выполнения мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации программы и при необходимости актуализация плана ее реализации;

- проведение в течение всего срока выполнения программы мониторинга текущих мировых тенденций в сфере ее реализации с последующей при необходимости актуализацией плана ее реализации;

- риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов, будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях в сети Интернет, и работой с обращениями граждан и организаций.

Благодаря своему географическому положению, наличию значительных запасов природных ресурсов, развитой инфраструктуре, интеллектуальному и трудовому потенциалу, Республика Крым является экономически перспективным регионом Российской Федерации.

Для обеспечения развития Республики Крым необходим переход на инновационный путь развития, выведение региона в число ведущих отечественных экономик с высоким уровнем

благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора. Необходимыми условиями реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение.

В условиях интеграции Республики Крым в качестве субъекта Российской Федерации необходимо активизировать работу по формированию и развитию базового комплекса элементов современной системы привлечения инвестиций:

• создание и совершенствование нормативной правовой базы Республики Крым в сфере инвестиционной деятельности;

• разработка системы механизмов поддержки, стимулов и льгот для инвесторов;

• обеспечение сопровождения инвестиционных проектов;

• формирование системы институтов привлечения инвестиций;

устранение инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов. Основными проблемами, влияющими на развитие инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, являются:

• недостаточно сформированное законодательство Республики Крым;

• отсутствие эффективной системы поддержки инвестора в реализации инвестиционных проектов;

• отсутствие механизмов государственной поддержки инвесторов;

• слабый потенциал специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений Республики Крым по вопросам инвестиционной деятельности;

• недостаточная информированность иностранных компаний об условиях ведения бизнеса, экономическом и инвестиционном потенциале Республики Крым.

Эти проблемы устраняются выполнением таких основных мероприятий по активизации инвестиционной деятельности в регионе как:

1.Повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым.

2. Устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности.

3. Разработка и внедрение поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым.

4. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства.

5. Формирование и продвижение инвестиционной привлекательности Республики Крым как свободной экономической зоны, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности.

6. Подбор персонала для организации инвестиционной деятельности, повышение квалификации специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Крым, организаций по вопросам инвестиционной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Постановление Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 542 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы». Режим доступа: [гк^оу.гтПравительство Республики Крым>Ше/риЬ/риЬ_2371]

2. Инновационный кластер в Республике Крым. Режим доступа: [http://www.c-o-k.ru/market_news/mnovacюnnyy-klaster-v-respuЫike-krym]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Инновационное развитие Республики Крым /Инвестиционный портал Крыма. Режим доступа: [http://invest-in-crimea.ru/show_content.php?alias=innovations&mid=1&m2=38]

4. Основные показатели социально-экономического развития / Инвестиционный портал Крыма. Режим доступа: [http://invest-in-crimea.ru/show_content.php?alias=soc_ekonom_razvitie&mid=1&m2=38]

© В.В.Верна, 2015

УДК 335.51

Е.Е.Воеводскова

Студентка 4го курса факультета «Государственное и муниципальное управление»

Финансового Университета при Правительстве РФ» г. Москва, Российская Федерация

НАЦЕНКА НА ТОВАР В РФ Аннотация

В данной статье освещены проблемы, касающиеся каждого покупателя и продавца. Каждый день торговые организации осуществляют множество хозяйственных операций, связанных с оборотом товара. Ни для кого не секрет, что цена на товар отличается от оптовой, а оптовая и закупочная цены, в свою очередь, отличается от закупочной и так далее, вплоть до себестоимости товара. В связи с чем возникает вопросы о том как рассчитать наценку и какова ее величина. Ответы на этот вопрос освещены в данной статье.

Ключевые слова

наценка на товар, товарооборот, торговая деятельность, тарифы на товары.

Наценка на товары является чистым доходом продавца. Её размер устанавливается, основываясь на структуре рынка, потребительских свойствах реализуемого продукта. Чтобы деятельность в сфере торговли не являлась убыточной, размер наценки устанавливается так, чтобы она покрывала все расходы продавца, которые связаны с закупкой сырья, изготовлением продуктов и их транспортировкой.

В общем виде наценка представляет собой добавленную стоимость, которая выражена в прибавке к итоговой цене услуги или товара. Она окупает затраты организации и дает ему возможность выплачивать налоги и зарабатывать прибыль.

Учитывая то, что Россия является государством, базой функционирования которого выступает рыночный механизм урегулирования предложения и спроса, его роль в сфере формирования наценки на продаваемые услуги и продукты ограничивается лишь контролирующими функциями.

К примеру, наценка на товар является исключительным полномочием организаций и предприятий, которые функционируют в хозяйственной и торговой деятельности (в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке тарифов на товары).

Важнейшее правило - она обязана покрывать издержки продавца, и к тому же размер отчислений (страховых взносов, налогов).

Государство и его органы власти вправе устанавливать её максимальный размер лишь на конкретные группы товаров (это исключительное полномочие Правительства РФ). Наценка на предприятии, в магазине, в фирме на товары, которые предназначены для детского потребления (например, молочные смеси), отдельные видов медикаментов (или медицинских приборов) определяется исполнительным органами власти в определенном регионе.

Это нужно для того, чтобы не дать развиться произвольному увеличению цен на продукты первой необходимости. За этим следят уполномоченные специально территориальные органы антимонопольной службы.

Известно, что имеются различные типы цен на услуги и товары: оптовые, розничные, закупочные. Они все отличаются за счет способа приобретения и последующей реализации изготовляемой продукции. Расчет наценки должен также вычисляться разными способами.

Существует два главных способа для расчета: по ассортименту по и общему товарообороту. Каждый из них применяется в определенной ситуации, и в связи с этим нельзя считать их универсальными. Тем не менее имеется общий принцип - торговая наценка в каждом случае рассматривается в качестве абсолютного показателя, и она выражается в виде валового дохода.

Наценка - это общий валовой доход предприятия или фирмы, выраженный в денежной форме и покрывающий расходы на обязательные государственные выплаты и издержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.