Научная статья на тему 'Развитие инклюзивного образования в России сквозь призму статистики'

Развитие инклюзивного образования в России сквозь призму статистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / Конвенция о правах инвалидов / инвалиды / дети с ограниченными возможностями. / inclusive education / Convention on the rights of persons with disabilities / persons with disabilities / children with disabilities.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инклюзивного образования в России сквозь призму статистики»

Махова О.А.

к.э.н., доцент кафедры статистики Российского экономического университета

Makhova.OA@rea.ru

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАТИСТИКИ

Ключевые слова: инклюзивное образование, Конвенция о правах инвалидов, инвалиды, дети с ограниченными возможностями.

Keywords: inclusive education, Convention on the rights of persons with disabilities, persons with disabilities, children with disabilities.

За последние двадцать лет в России и в мире наблюдается тенденция увеличения численности детей-инвалидов. Согласно мировым исследованиям, более чем 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных дефектов; в среднем в мире около 2,5% детей имеют существенные нарушения здоровья и еще около 8% - трудности с поведением или (и) обучением. В России доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов возросла с 4,0% в 2010 году до 4,8% к 2015 году, также увеличилась численность детей-инвалидов приходящихся на 1000 детей: с 20 человек на 1000 детей в 2010 году до 22 ребенка на 1000 детей в 2015 году1.

Указанные тенденции обусловили переход от медицинского понимания сущности инвалидности к социальному, необходимость смещения акцентов политики в сторону профилактики инвалидности и создания условий для интеграции инвалидов в общество, учета их потребностей и использования возможностей лиц с инвалидностью в различных сферах жизни общества. На решение данных проблем были направлены Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая в 1981 году по итогам Международного года инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые в 1993 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), а также принятая ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов2, ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году. Конвенция о правах инвалидов как последний специализированный и всеобъемлющий договор, признающий права человека инвалида и закрепляющий социальную и правозащитную модель инвалидности, определила ряд особенностей современной государственной социальной политики в отношении к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями, среди которых особое место занимает такой принцип социальной политики как социальная инклюзия. Прежде всего, это означает включение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в общество, в образование, расширение их доступа к социальным благам и услугам. Инклюзия связана и с преодолением дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам. Законодательно закрепляется принцип недопущения дискриминации по признаку инвалидности. Любой отказ человеку с инвалидностью в обеспечении какой-то услуги или приспособления теперь трактуется как дискриминация и может быть обжалован в судебном порядке.

Законодательство Российской Федерации в сфере образования в этой связи также предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), призванный заменить два базовых закона: «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год), впервые на государственном уровне определил особенности обучения граждан с выдающимися способностями, иностранцев, лиц без гражданства и получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В Законе нашел отражение ряд положений Конвенции ООН о правах инвалидов, устанавливающих право на инклюзивное обучение. Так в статье ст.79 Закона «Об образовании в Российской Федерации» приоритет отдается инклюзивному образованию, когда предоставляется возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни, то есть предполагается обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом не исключаются возможности получения образования и в специальных учреждениях3.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1 Кучмаева О.В., Садовникова Н.А., Махова О.А., Трансформация системы образовательных учреждений для детей-инвалидов // Научное обозрение. 2016. - № 21. - С. 109-115.

2 Конвенция о правах инвалидов - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - http://zakonobobrazovanii.ru/

Трансформация системы образования в России характеризуется значительным увеличением числа воспитанников-инвалидов, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми1. Их число в 2015 году составило 60551 чел. (табл. 1), что на 53% больше по сравнению с 2011 годом и на 11% по сравнению с 2014 годом. Отметим, что в эти же годы рост коснулся всех категорий воспитанников, посещающих данные учреждения, поэтому доля детей-инвалидов в общей численности воспитанников изменилась незначительно, увеличившись с 0,7 до 0,8%.

Таблица 1

Численность воспитанников-инвалидов, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования,

присмотр и уход за детьми (на конец года)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность воспитанников-инвалидов, человек 39 604 42 029 46 456 54 691 60 551

в процентах от общей численности воспитанников, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8

В 2015 году лишь 29% детей-инвалидов в возрасте 0-7 лет посещали организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, причем в основном это дети 5-7 лет и старше. Так, по данным за 2015 год лишь 5,5% воспитанников с инвалидностью были в возрасте до 3 лет, 33,6% - в возрасте 3-4 года и 60,9% - в возрасте 5 лет и старше.

Среди детей в возрасте 3-8 лет около 60% посещают дошкольные или общеобразовательные учреждения. Большая часть - детский сад (26,5%) или общеобразовательное учреждение (20,0%). Среди причин, по которым дети-инвалиды и дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте 3-8 лет, не посещают дошкольное (или общеобразовательное) учреждение в первую очередь выделяется состояние здоровья (87,6%).

Стоит отметить, что в табл. 2 представлены данные опроса родителей детей-инвалидов, и соответственно, мнение значительной части родителей таково, что состояние здоровья их детей не дает им возможности посещать образовательные учреждения.

Таблица 2

Посещение дошкольных или общеобразовательных организаций детьми-инвалидами в возрасте 3— 8 лет году в 2014 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, в процентах)

Типы учреждений и причины непосещения Доля, %

Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, всего 100,0

в том числе посещают

детский сад 26,5

специальное коррекционное учреждение (на постоянной основе) 7,2

группу кратковременного пребывания 2,7

группу круглосуточного пребывания 0,9

учится в общеобразовательном учреждении (включая надомные формы обучения) 20,0

не посещает дошкольного (или общеобразовательного) учреждения 42,6

Дети-инвалиды или дети, страдающие хроническими заболеваниями, в возрасте 3-8 лет, не посещающие дошкольное (или общеобразовательное) учреждение - всего 100,0

в том числе по причинам непосещения

нет мест 5,8

высокая оплата 0,0

нет поблизости 1,9

дома ребенку лучше 4,2

не может посещать дошкольное (или общеобразовательное) учреждение по состоянию здоровья 87,6

другие причины 0,5

По данным единой информационной сети Минобрнауки России2 (по состоянию на начало 2014/2015 учебного года) в общеобразовательных организациях обучается 481,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (2012/2013 учебный год - 138,8 тыс. детей).

По данным Минобрнауки России, доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 1,7%. И эта цифра не меняется с момента начала статистического наблюдения (2011-2015 гг.). Доля же детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности обучающихся несколько больше, и проявляет тенденцию к росту: на начало 2011/2012 учебного года она составляла 2,5%, к началу 2015/2016 учебного года увеличилась до 3,5%. Можно предположить, что введение в действие Закона «Об образовании в Российской Фе-

1 Данные Росстата (форма № 85-К). До 2014 года приводится численность воспитанников-инвалидов, посещающих дошкольные образовательные организации.

2 Официальный сайт Министерства образования и науки России - httpV/минобрнауки.рф/

дерации», определившего характеристики инклюзивного образования, способствовало созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Говоря о развитии инфраструктуры образовательных учреждений, направленной на удовлетворение потребностей в образовании детей, необходимо акцентировать внимание на ежегодном сокращении их количества. С 2003 по 2016 год число общеобразовательных организаций уменьшилось на 34,96% с 65,5 до 42,6 тысяч учреждений, в том числе без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций соответственно с 63,8 до 41,9 тысяч учреждений. Среди факторов, влияющих на динамику до 2011 года, необходимо отметить уменьшение контингента обучающихся в общеобразовательных организациях. Число учащихся в общеобразовательных организациях сократилось с 17 млн. 729 тысяч человек в 2003/04 учебном году до 13 млн. 596 тысяч человек в 2010/11 учебном году. При этом переломный момент зафиксирован в 2011/12 учебном году, когда наблюдался рост численности учащихся в общеобразовательных организациях в сравнении с предыдущим учебным годом на 0,63% до 13 млн. 654 тысячи человек. В последующие годы также число учащихся ежегодно возрастает, но число общеобразовательных организаций по-прежнему сокращается. В 20015/16 учебном году численность учащихся в 42,6 тысяч общеобразовательных организациях составила 14 млн. 666 тысяч человек, примерно такая же численность учащихся (14 млн. 727 тысяч человек) в 2006/07 учебном году получала общеобразовательные услуги более чем в 60 тысячах организаций.

Особое внимание обратим на имеющуюся в последние семь лет положительную динамику естественных демографических процессов в населении: стабильный рост рождаемости и снижение детской смертности. Указанное демографическое развитие определяет дальнейшее увеличение числа учащихся в общеобразовательных организациях, в том числе при расширении масштабов внедрения инклюзивного образования. В этой связи, сокращение числа общеобразовательных организациях вызывает определенную тревогу.

Вместе с тем продолжают действовать специальные общеобразовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом также отметим ежегодное уменьшение их численности. Число учреждений данного вида сократилась на 15,69% с 1969 в 2003 году до 1660 учреждений в 2015 году.

Ы 1700

¡111 ¡111111

1500

с# с/ # ^ # # # ^ # ^

^ с£Г г©? <$Р ¿Р ^ ^ ^

Учебные годы

■ Число общеобразовательных организаций для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Рисунок 1.

Динамика числа общеобразовательных организаций для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в России, ед.

Численность учащихся в организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья хоть и не имела четкую тенденцию к снижению на протяжении всего периода, также уменьшилась с 256,8 тысяч человек в 2003/2004 учебном году до 212,2 тысяч человек в 2014/2015 учебном году (сокращение на 17,37%). Однако необходимо обратить внимание на то, что численность детей, обучающихся в таких организациях в последние годы отнюдь не сокращается: в 2010/2011 учебном году она составляла 207,7 тыс., в 2013/2014 учебном году - 210,2 тыс. детей, что меньше чем в 2014/2015 учебном году. Отметим, что стратегический тренд на закрытие специальных, т.н. коррекци-онных, образовательных учреждений, не находит поддержки у многих детей и их родителей, что приводит к увеличению наполняемости оставшихся образовательных организаций.

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2014 год 69% детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 9-15 лет посещает общеобразовательные организации, 16,7 % обучаются на дому с прикреплением к конкретному общеобразовательному учреждению. Настораживает, что, судя по ответам родителей, 12,3% детей инвалидов или детей, страдающих хроническими заболеваниями, не подлежат обучению по состоянию здоровья, еще 2,0% не посещают общеобразовательного учреждения по другим причинам.

При этом родители детей-инвалидов, получающих в настоящее время в той или иной форме общее образование, настроены на получение их детьми профессионального образования (62,6%), в том числе 26,2% - начального или среднего профессионального образования, 36,3% - высшего профессионального образования. Лишь 1% родителей не ориентированы на продолжение обучения ребенком в системе профессионального образования, 36,4% родителей детей-инвалидов затруднились с ответом.

Растет численность детей-инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, в отличие от других категорий обучающихся. За период с 2011/2012 учебного года численность инвалидов, обучающихся в такого рода учреждениях увеличилось на 9,2% и составила на начало 2015/2016 учебного года 14788 человек. Однако доля инвалидов составляет лишь 0,5% от численности обучающихся.

Численность инвалидов-студентов образовательных организаций высшего образования составила на начало 2015/2016 учебного года 18 043 чел. В отличие от численности студентов, обучающихся на специалистов среднего звена, здесь не удается проследить какую-либо тенденцию - к росту или сокращению численности. Доля инвалидов среди студентов организаций высшего образования составляет около 0,4%. Разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков для обучающихся инвалидов осуществляется в 123 образовательных организациях высшего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона). Закон гарантирует гражданам с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) право получения образования, обязывая государство создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст. 5 Закона)1.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Сегодня в России действует система специального (коррекционного образования), в которую входят учреждения восьми видов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзия в образовании предполагает реформирование учебных заведений с тем, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения учащихся. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.

Расширение доступности качественных образовательных услуг для детей-инвалидов позволит повысить количество детей, имеющих общее среднее образование и, следовательно, долю тех, кто сможет получить среднее и высшее профессиональное образование и в дальнейшем иметь больше шансов оплачиваемой занятости.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». -http://zakonobobrazovanii.ru/

901

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.