Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПРИЗМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПРИЗМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТРАЙБАЛИЗМ / НОМАДИЗМ (КОЧЕВНИЧЕСТВО) / ЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / ETHNOCULTURAL PECULIARITIES / TRIBALISM / NOMADISM / ETHNIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сучков Максим Александрович

В статье автор характеризует этнокультурные аспекты общественной жизни кыргызского народа, сформированные под влиянием культурных традиций и исторически сложившихся ценностей. Отдельно рассматриваются такие социальные и политические явления, как: трайбализм, номадизм (кочевничество). Рассмотрены гуманная направленность семейного воспитания, а также сложность и многогранность религиозной сферы в Республике Кыргызстан. Изучено их влияние на становление социальной и образовательной инклюзии в стране. Автором представлены основные направления модернизации в сфере инклюзивного образовании и формирования стабильного и социально ответственного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT IN KYRGYZSTAN IN THE CONTEXT OF SOCIO-POLITICAL MODERNIZATION

The author characterizes the ethno-cultural aspects of public life of the Kyrgyz people, which were formed under the influence of cultural traditions and historical formed values. Such social and political phenomenon as tribalism, nomadism are studied. The humanе education, as well as the complexity and versatility of the religious sphere in the republic of Kyrgyzstan are presented. Their influence on the social and educational inclusion in the country is studied. The author presents the main directions of modernization in the field of inclusive education and the formation of a stable and socially responsible government.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПРИЗМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT fN KYRGYZSTANINTHE CONTEXT OF SOCIO-POLITICAL MODERNIZATION Such kov Maksim A leksandro vich, PhD of Economics, Associate Professor, Kazan National Research Technological University (Kyrgyz Affiliated Campus), Kant, Kyrgyz Republic

The author characterizes the ethno-cultural aspects of public life of the Kyrgyz people, which were formed under the influence of cultural traditions and historical formed values. Such social and political phenomenon as tribalism, nomadism are studied, The humane education, as well as the complexity and versatility of the religious sphere in the republic of Kyrgyzstan are presented. Their influence on the social and educational inclusion in the country is studied. The author presents the main directions of modernization in the field of inclusive education and the formation of a stable and socially responsible government.

Keywords: inclusive education; children with disabilities; ethno cultural peculiarities; tribalism; nomadism; ethnic society.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.74

YflK 37

BAK P® 13.00.01

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПРИЗМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

в статье автор характеризует этнокультурные аспекты общественной жизни кыргызского народа, сформированные под влиянием культурных традиций и исторически сложившихся ценностей. Отдельно рассматриваются такие соци альные и политические явления, как: трайбализм, номадизм (кочевничество). Рассмотрены гуманная направленность семейного воспитания, а также сложность и многогранность религиозной сферы в Республике Кыргызстан. Изучено их влияние на становление социальной и образовательной инклюзии в стране. Автором представлены основные направления модернизации в сфере инклюзивного образовании и формирования стабильного и социально ответственного государства.

Ключевые слова; инклюзивное образование; дети с ограниченными возмож ностями здоровья (ОВЗ);этнокультурные особенности; трайбализм; номадизм (кочевничество); этническое общество.

6 Сучков М.А., 2020

Кыргызстан можно по праву назвать духовным и культурным сердцем Азии, где и по сей день сохраняются многовековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Сформированная здесь традиционная культура, уходящая своими историческими корнями в далекое прошлое, сильно отразилась на общественной жизни и на процессе модернизации в образовательной и социальной сфере в стране. На общественную жизнь в современное время также продолжают оказывать влияние определенные культурные традиции и "пережитки" прошлого.

Обращаясь к сфере инклюзивного образования, стоит отметить, что в культуре и самобытности Кыргызстана присутствуют черты, которые, с одной стороны, создают благоприятные предпосылки для развития инклюзий, равного и уважительного отношения к людям, формируют сплоченность. С другой стороны, отклики клановости, сильных родоплеменных связей, традиционализма прошлого тормозят создание социального и демократического общества. Нами представлены наиболее яркие этнокультурные особенности кыргызского народа и их влияние на становление общества равных прав и возможностей.

Этнокультурные аспекты общественной жизни: кыргызский феномен. Изучению уникальной истории, особенностей традиционного уклада и реформирования общественно-политической жизни в Республике Кыргызстан посвящено немало исследований. Современный политолог А. бугазов рассматривает социокультурные характеристики формирования гражданского общества в республике, влияние родоплеменных отношений на современную политическую ситуацию в стране [1],

СУЧКОВ Максим Александрович, кандидат экономических наук, доцент, Казанский национальный исследова тельс■ кий технологический университет (Кыргызский филиал), Кант, Кыргызская Республика

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

394

Д,С. барсанаева [2] изучает особенности социализации детей в кыргызских школах через призму инклюзивного образования и отличительные черты семейного воспитания детей, имеющего явный традиционный оттенок. Она представила педагогическую модель инклюзивной школы - главной среды эффективной социализации детей.

Нами проведен обзор исследований по влиянию трайбализма на развитие разных сфер общественной жизни Кыргызстана в работах Б.М. Атамурзаевой [3], А,Э. Эсенбаева |4]. Меры, предпринятые для достижения стабильности политической жизни Кыргызстана и устранения социальных расколов в обществе, изучены Ж.Т. Ашировым [5]. С. Кларк [6] раскрывает человеческую природ/трайбализма и его влияние на политическую жизнь.

Итак, Республика Кыргызстан является демократическим, социальным государством. Однако, в Республике на п/ти становления демократического общества произошло столкновение традиционных и современных тенденций в духовной культуре, тысячелетней истории этнической общности и нового государства в условиях глобальной цивилизации [1],

Прежде всего, мы обратимся к характерным чертам кыргызского общества, пронизывающим сферы образования и воспитания: трайбализм, номадизм (кочевничество), гуманная направленность семейного воспитания ("Адам бол"), сложность и многогранность религиозной сферы, противопоставление города и села.

Трайбализм в переводе с английского означает "племя" Оно характеризует некую племенную разобщенность в разных регионах, покровительство людей, принадлежащих определенному племенному роду, вражду между племенами [5]. Им были пронизаны многие сферы жизни кыргызского общества. С одной стороны, в условиях трайбализма усиливается сплоченность в родоплеменных отношениях, сохраняется этническая самобытность, С другой стороны, возрастают этнические конфликты. 8 клановом обществе управленцы удерживаются на должности только тогда, когда они принадлежат к "сильнейшему роду". Клано-вость тормозит становление равноправного общества и противоречит идеям социальной инклюзии. Трайбализм характеризует скорее сильное этническое общество, нежели гражданское общество.

Следующей важнейшей культурной характеристикой кыргызского народа является номадизм (кочевничество). Кочевые традиции

сильно отразились на духовной культуре и системе ценностей кыргызов. Кочевой образ жизни привил стойкость, бесстрашие, открытость к диалогу у кыргызского народа и силу воли. Кочевой менталитет кыргызов характеризовался богатой духовной культурой, культом хранителя своего рода, семьи, бережным отношением к природе. В кочевом духе присутствуют необходимость оказания взаимопомощи, служение на благо своему роду и другие положительные аспекты.

Характерные кыргызам кочевнический дух, чувство коллективизма отразились на семейных особенностях духовно-нравственного воспитания личности. В кыргызских семьях уже с раннего детства воспитывают чувства стойкости, толерантности (в переводе на кыргызский - "сабырдуулук"), детей учат быть преданными, спокойными и рассудительными, уважительно относиться к старшим поколениям. Большое влияние на воспитание оказывает и народный фольклор [3]. К примеру, известный кыргызский "Манас" -это собрание различных мифов, кыргызских преданий о благородстве и храбрости богатыря Манаса. Сказки пронизаны чувством равного отношения Манаса к окружающим, справедливости и толерантности, Следует также отметить, что воспитание имеет гуманную направленность. Известная фраза на кыргызском языке "адам бол" ("будь человеком!"} несет в себе основу нравственного воспитания детей уже с раннего детства.

Семейные традиции закладывают прочный фундамент для формирования личности. Тем не менее, за пределами семейного окружения есть и другие сильные факторы, влияющие на образование, благополучие и безопасность детей и молодежи. Одним из нихявляется сложность и многогранность религиозной ситуации в Республике Кыргызстан. Н,С. Мырзабае-ва [7] выделяет такие проблемы в религиозной сфере, как: вероятность распространения радикальных и экстремистских религиозных течений, возникающий диссонанс между исламскими школами и религиозными деятелями, использование религии с целью прикрытия преступных деяний, этноконфессиональная напряженность в южной части страны и недостаток проработанных механизмов развития знаний и ценностей в сфере религии среди детей и подростков. Решение ряда религиозных противоречий и повышение качества религиозного воспитания имеет положительное влияние на уровень безопасности в стране.

Другой отличительной особенностью Республики является серьезное противопостав-

ление городского и сельского мышления и наличие определенной пропасти между ними. Современное кыргызское общество представлено подавляющим большинством жителей села, происходит сильный отток сельских жителей с типичным сельским менталитетом в города. В результате растет число малообразованных молодых людей в городах. В свою очередь, число квалифицированных специалистов из республики в другие страны возрастает. Кыргызстан испытывает нехватку квалифицированных работников в разных сферах, включая сферу образования [1].

Многие особенности социокультурной жизни, уклада и кыргызского менталитета, представленные нами выше, отразились на уровне образования в стране и особенно на различных аспектах образовательной инклюзии.

Образовательная и социальная инклюзия: проблемы и направления модернизации. Согласно международному рейтингу детского благополучия, представленному некоммерческой организацией Великобритании "Save the children" [8], Республика Кыргызстан находится на 94-ом месте после таких стран Средней Азии, как: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан. Рейтингоснован на таких показателях, как: отсутствие доступа к качественному образованию, ранние браки, ранняя беременность, преступления в отношении детей, вынужденные переселения вследствие конфликтов. Действительно, не все дети с ограниченными возможностями здоровья (083) имеют доступ к образовательным, реабилитационным услугам и не в полной мере получают социальную защиту со стороны государства, Усугубляют проблему получения образования такие факторы, как: бедность, низкий уровень жизни. Родители недостаточно осведомлены о правах своих детей. Другой проблемой является низкий уровень грамотности, который приводит к безработице, уязвимости населения, растет уровень миграции, склонность к криминальному поведению. К наиболее уязвимой группе относятся дети с особыми образовательными потребностями, дети трудовых мигрантов и проживающие в сельских областях. З.И. Кочорбаева [9] называет такую серьезную проблему, как раннее выбывание из системы школьного образования в связи с началом трудовой деятельности, бедностью, вступлением в брачные отношения и др.

Несмотря на имеющиеся пробелы в сфере инклюзивного образования, Правительство

республики принимает активные меры по модернизации как всей системы образования, так и сферы инклюзивного образования. В 2018 году Правительством республики Кыргызстан была разработана Концепция по внедрению инклюзивного образования на 2019-2023 годы, направленная на обеспечение равного доступа всех детей к образованию через организацию их обучения в образовательных учреждениях вместе с другими сверстниками. Государство также нацелено на решение следующих задач:

- улучшение законодательства в сфере обучения детей с особыми образовательными потребностями;

- внедрение дополнительных ресурсов и механизмов, обучающих программ для сферы инклюзивного образования;

- осуществление подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в русле требований инклюзивного образования;

- развитие инклюзивной культуры и создание инклюзивной образовательной среды в образовательных учреждениях.

Другим важнейшим документом, направленным на решение задач образовательной и социальной инклюзии, является Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы [10!. Здесь ключевыми являются несколько направлений:

1. Доступность, качество и гибкость системы образования.

2. Предоставление равных возможностей каждому гражданину республики,

3. Укрепление института семьи как духовного основания развития общества.

Правительство республики нацелено на формирование общества, в котором отношение к религии, родоплеменная принадлежность, этничность не являются причинами дискриминации. Признается значимость развития общенациональной культуры при сохранении этнической и культурной самобытности, укреплении единства кыргызского народа. В призме языковой политики планируется укрепление и развитие кыргызского языка в различных сферах общественной жизни. Распространение многоязычия в стране направлено на расширение использования международных языков во всех сферах общественной жизни.

Другим важнейшим направлением модернизации в сфере инклюзивного образования является сотрудничество Правительства республики с Агентством США по международному развитию. Оно направлено на улучшение качества образования, навыков чтения и речи

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

396

среди учащихся. Примерами таких проектов являются: "Читаем вместе", "Время для чтения" и другие. В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ апробированы различные механизмы инклюзивного обучения в детских садах, школах. Реализуются проекты,направленныена содействие многоязычию, создание среды, способствующей более широкой интеграции, особенно этнических меньшинств.

Таким образом, Правительство Республики Кыргызстан предпринимает ряд серьезных шагов на пути внедрения инклюзивного образования, активно взаимодействует с различными международными организациями еданном направлении, реализует значимые социальные проекты.

Обобщив проведенное нами исследование, мы наглядно представили траекторию модернизации сферы образовательной и социальной инклюзии в республике Кыргызстан (рис.). Она происходит на стыке наиболее ярковыра-женных этнокультурных особенностей республики, с одной стороны, и требований современных глобализационных и демократических процессов, с другой стороны.

Этнокультурные особенности кыргызского народа

обеспечение равного доступа к образованию для всех детей

содействие многоязычию укрепление единства народа развитие общенациональной культуры усиление мер социальной поддержки детей с ОВЗ внедрение ИКТ и инновационных методик обучения

V.

Рисунок - Траектория развития социальной и образовательной инклюзии в Республике Кыргызстан

Выводы. На развитие общественно-политической жизни в Республике Кыргызстан влияют уникальные особенности менталитета, духовной культуры, гуманная направленность семейного воспитания. Развитие образовательной и социальной инклюзии в этом государстве невозможно по западному образцу. Любое проведение реформ может вызвать кризисные ситуации, если не учитывать традиционный ментальный уклад. Проведя обзор существующих нововведений и законодатель-

ства, а также научных исследовании, мы выявили, что Республика Кыргызстан вступила на серьезный путь модернизационной образовательной политики и создания демократического общества с сохранением этнокультурной идентичности кыргызского народа. На этом пути пересекаются два ключевых вектора: сильнейшие традиционные устои кыргызского общества и глобализационные вызовы современности.

Литература:

1. Bugazov A. Socio-cultura! characteristics of civil society foimation in Kyrgyzstan. Centra! Asia-Caucasus institute&SilkRoad Studies Program. 2013. 135 p.

2. Барсанаева Д.G.Педагогические условия социализации детей в школе через инклюзивное образование : Дис.. ..канд. пед. наук: 13.00.01 /Барсанаева Джамиля Сагыналиевна. - Бишкек, 2019. -184 с.

3. Атамурзаева Б.М. Роль и значение трайбализма и регионализма в формировании и развитии государствен ной структуры Кыргызстана // Международный журнал гуманитарных и естествен Hых наук.- 2018. - Вып.!0-1.- С.Ï00-104. URühttps:/ /doi.org/ 10.24411/2500-1000-2018-10074

4. "Эсенбаев A3. Особенности родоплеменных от ношений в Кыргызстане и их влияние на разви

тие института выборов: попытка осмысления // Вестник Кыргызско-российского Сла-Бян с Крго у н и вёрситета. - 2015. -Том 15. № ?.. - С.81-85

5. Аширов Ж.Т. Политический режим и трайбализм в Кыргызстане // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 4(44).-С.170-173.

6. Clark С Jí(liu B.S., Winegard В _J M., Ditto В Н. íribalism is human

nature // Current Directions in Psychoiogica! Science. 2019. 18 p. URL: https://doi.org/10.1177/0963721419862289

7. Мырзабзева H.С. Религиозная ситуация в современном Кыргызстане // Наука, техника и образование. - 2017. - i'ом 1. Л>5 (35). - С.88-93

8. End of Childhood Report 2018. URL: https:// www.savethechildren.org/content/dam/globat/ reports/2018-end-of-childhood report,pdf (URL дата обращения: 26.05.2020)

9. Кочорбаева З.И., Пригода H.П., Орестис С. Тендерное и инклюзивное измерение образования в Кыргызской Республике. Аналитический обзор, - Бишкек, 2016. - 56 с.

10. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. URL: http:// www.stat.kg/ru/nsur/ (дата обращения: 26,05.2020}

трайбализм номадизм

этничность общества

гуманная направленность воспитания

Социальная и образовательная модернизация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.