Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / СОЦИАЛЬНАЯ СТИГМА / «ИНДЕКС ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕТСТВА» / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL STIGMA / «END OF CHILDHOOD» INDEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков Максим Александрович

В статье рассматриваются основные тенденции развития инклюзивного образования в странах Средней Азии (Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Туркменистане). Дан общий обзор нормативно-правовых документов, Национальных программ и Концепций, регулирующих вопросы предоставления равного и доступного образования в этих странах. Автор отмечает следующие препятствия на пути внедрения инклюзивного образования в государствах Средней Азии: социальная стигматизация, отжившие себя установки и стереотипы, проблема гендерного неравенства, отсутствие соответствующей социальной инфраструктуры, недостаточная осведомленность среди населения об идеях инклюзивного образования, отсутствие соответствующих методик и технологий организации инклюзивного образовательного процесса. Серьезной проблемой является также острая нехватка высококвалифицированных кадров. Автор описывает опыт деятельности различных экспериментальных площадок по развитию инклюзивного образования в Казахстане и Узбекистане. Представлены социально значимые проекты, инициированные государствами, общественными организациями, Фондами и направленные на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показан интересный опыт реализации программы профессионального инклюзивного образования в Туркменистане, а также ряд проектов по повышению инфокоммуникационной грамотности среди людей с ОВЗ. В статье автор отмечает роль взаимодействия между ЮНИСЕФ и правительствами некоторых среднеазиатских стран в сфере повышения грамотности населения, содействия многоязычию, повышения качества образования, предоставления доступного образования для всех детей. Представлены пути и механизмы поэтапного внедрения инклюзивного образования в Республике Казахстан. Отмечена позиция стран Средней Азии в мировом рейтинге детского благополучия, разработанном Международной Организацией «Save the Children» (Великобритания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT IN THE CENTRAL ASIA COUNTRIES

The article is devoted to the main trends of inclusive education development in the Central Asia countries (Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Uzbekistan and Turkmenistan). A general overview of law basis, National Programs and Concepts regulating provision of equal and accessible education in these countries is given. The author underlines the following barriers in realizing the inclusive education in Central Asia countries: social stigmatization, obsolete attitudes and stereotypes, gender inequality, the absence of adequate social infrastructure, lack of public awareness about inclusive education, the absence of appropriate methods and techniques of the organization of inclusive educational process. Another serious problem is the acute shortage of high-qualified teachers. Author describes the experience of different experimental sites in inclusive education area in Kazakhstan and Uzbekistan. Social projects initiated by governments, public organizations and Funds are described which aimed at the social integration of people with disabilities. Interesting experience of professional inclusive education programs in Turkmenistan is presented as well as the projects of enhancing ICT-competence for the disabled people. The author emphasizes the role of the collaboration between UNICEF and several Central Asia countries governments in the field of enhancing population literacy, promoting multilingualism, raising the quality of education, providing accessible education for all children. The ways and mechanisms of inclusive education implementation in Kazakhstan Republic are presented. The position of Central Asia Countries in the world ranking of children’s well-being developed by the international organization «Save the Children» (Great Britain) is shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

Suchkov Maksim Aleksandrovich INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT .

pedagogical sciences

УДК 37

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0041

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ

СРЕДНЕЙ АЗИИ

© 2020

SPIN: 4484-6961

ORCID: 0000-0002-4765-8948

ScopusID: 57142454100

Сучков Максим Александрович, кандидат экономических наук, доцент Казанский национальный исследовательский технологический университет, Кыргызский филиал (420015, Россия, Казань, ул. Карла Маркса, 68, e-mail: maksm-suchkov@inbox)

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития инклюзивного образования в странах Средней Азии (Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Туркменистане). Дан общий обзор нормативно-правовых документов, Национальных программ и Концепций, регулирующих вопросы предоставления равного и доступного образования в этих странах. Автор отмечает следующие препятствия на пути внедрения инклюзивного образования в государствах Средней Азии: социальная стигматизация, отжившие себя установки и стереотипы, проблема гендерного неравенства, отсутствие соответствующей социальной инфраструктуры, недостаточная осведомленность среди населения об идеях инклюзивного образования, отсутствие соответствующих методик и технологий организации инклюзивного образовательного процесса. Серьезной проблемой является также острая нехватка высококвалифицированных кадров. Автор описывает опыт деятельности различных экспериментальных площадок по развитию инклюзивного образования в Казахстане и Узбекистане. Представлены социально значимые проекты, инициированные государствами, общественными организациями, Фондами и направленные на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показан интересный опыт реализации программы профессионального инклюзивного образования в Туркменистане, а также ряд проектов по повышению инфокоммуникационной грамотности среди людей с ОВЗ. В статье автор отмечает роль взаимодействия между ЮНИСЕФ и правительствами некоторых среднеазиатских стран в сфере повышения грамотности населения, содействия многоязычию, повышения качества образования, предоставления доступного образования для всех детей. Представлены пути и механизмы поэтапного внедрения инклюзивного образования в Республике Казахстан. Отмечена позиция стран Средней Азии в мировом рейтинге детского благополучия, разработанном Международной Организацией «Save the Children» (Великобритания).

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальная стигма, «индекс завершения детства»

INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT IN THE CENTRAL ASIA COUNTRIES

© 2020

Suchkov Maksim Aleksandrovich, candidate of economic Sciences, associate Professor Kazan National Research Technological University, Kyrgyz branch (420015, Russia, Kazan, Karl Marks Street, 68, e-mail:maksm-suchkov@inbox)

Abstract. The article is devoted to the main trends of inclusive education development in the Central Asia countries (Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Uzbekistan and Turkmenistan). A general overview of law basis, National Programs and Concepts regulating provision of equal and accessible education in these countries is given. The author underlines the following barriers in realizing the inclusive education in Central Asia countries: social stigmatization, obsolete attitudes and stereotypes, gender inequality, the absence of adequate social infrastructure, lack of public awareness about inclusive education, the absence of appropriate methods and techniques of the organization of inclusive educational process. Another serious problem is the acute shortage of high-qualified teachers. Author describes the experience of different experimental sites in inclusive education area in Kazakhstan and Uzbekistan. Social projects initiated by governments, public organizations and Funds are described which aimed at the social integration of people with disabilities. Interesting experience of professional inclusive education programs in Turkmenistan is presented as well as the projects of enhancing ICT-competence for the disabled people. The author emphasizes the role of the collaboration between UNICEF and several Central Asia countries governments in the field of enhancing population literacy, promoting multilingualism, raising the quality of education, providing accessible education for all children. The ways and mechanisms of inclusive education implementation in Kazakhstan Republic are presented. The position of Central Asia Countries in the world ranking of children's well-being developed by the international organization «Save the Children» (Great Britain) is shown.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, social stigma, «end of childhood» index

ВВЕДЕНИЕ

Развитие инклюзивного образования в государствах Средней Азии шло медленными темпами ввиду ряда социально-экономических проблем, вызванных, в том числе, распадом СССР: низкого уровня образованности населения, высокого уровня трудовой миграции, отсутствия четко структурированной государственной политики в сфере социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Такая ситуация может усугубляться и определенными установками и предубеждениями в обществе, религиозными понятиями, проблемой гендерно-го неравенства в некоторых странах.

В то же время, некоторые государства Средней Азии начали внедрять Концепции, правительственные программы на национальном уровне, направленные на повышение качества доступного образования, подготовку и переподготовку работников сферы образования и на повышение осведомленности среди населения о значи-

мости инклюзивного образования для создания общества равных прав и возможностей. Кроме того, некоторые государства Средней Азии сотрудничают в сфере образования с международными организациями, реализуют партнерские программы, инициируют различные образовательные кампании, достигают положительных результатов в предоставлении качественного и доступного образования.

Отечественные и зарубежные исследования особенностей развития инклюзивного образования в странах Средней Азии.

Особенности социально-образовательной политики в государствах Средней Азии изучены К. Андерсон, С. Хейнеман [1]. Ими рассмотрены исторические этапы трансформации системы образования в Республике Казахстан и Республике Кыргызстан.

Приоритетные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере инклюзивного обра-

162

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Сучков Максим Александрович РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

зования изучают М. Е. Мукатова и А. К. Мухамедханова [2]. Они раскрывают основные этапы становления и развития всеобщего и доступного образования, отмечая ряд значимых нормативно-правовых документов в этой сфере. Б. К. Мурзагалиева, С. К. Исмагулова [3] описывают имеющиеся препятствия на пути внедрения инклюзивного образования в Республике, а также необходимые механизмы его реализации.

Опыт создания Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ряда других родительских объединений в Республике Таджикистан описан К. Уитсел, Ш. Кодировым [4]. В своей работе они подчеркивают значимость такого рода ассоциаций в повышении осведомленности семей, имеющих детей с ОВЗ, о правах на социальную защиту и образование.

З.И. Кочорбаева [5] описывает правовое регулирование сферы тендерного неравенства в Республике Кыргызстан, имеющиеся преграды на пути внедрения инклюзивного образования на разных уровнях образования (дошкольном, школьном и профессиональном). Автор также рассматривает основные тенденции развития инклюзивного образования в Республике в ракурсе международных образовательных тенденций, а именно в рамках Целей Устойчивого развития до 2030 г., обозначенных на Всемирном Форуме по вопросам образования в г. Инчхон.

А. Бугазов (Институт Средней Азии и Кавказа, Вашингтон) [6] раскрывает социокультурные особенности Кыргызстана и то, как они повлияли на развитие кыргызского общества. Автор описывает социально-психологическую и ментальную картину кыргызского народа, ряд культурных и исторических событий, сформировавших современную реальность.

Обобщив ряд исследований, мы представили краткую характеристику основных тенденций развития инклюзивного образования в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Туркменистане.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Республика Таджикистан

По данным международной организации ЮНИСЕФ на 1 января 2016 г. около 25000 детей в Республике имели разные ограничения в состоянии здоровья. При этом реальная цифра может быть намного выше официальных данных. 1,9 % детей в возрасте от 7 до 10 лет, 5,6 % детей в возрасте от 11 до 15 лет не посещают образовательные учреждения. При этом количество девочек значительно выше [7]. Девочки с ОВЗ намного больше подвержены дискриминации, шансов на трудоустройство у них оказывается значительно меньше.

Согласно исследованиям, условия для развития и образования детей с ОВЗ в Республике являются весьма непростыми. Первой причиной является негативное восприятие инвалидности в обществе, «социальная стигматизация». В зарубежных исследованиях «социальная стигма» рассматривается как отрицательное отношение, предопределение заранее низкого статуса людям, обладающим определенной характеристикой или принадлежащей к определенной группе [8]. Социальные стереотипы и предубеждения существуют на психологическом уровне в определенной культуре и часто являются продуктом социальной стигмы. В таджикском обществе последствия социальной стигматизации приводят к тому, что люди с ОВЗ испытывают чувство стыда помимо наличия физических барьеров к обучению и активной социальной жизни. Они оказываются в «замкнутом кругу» из-за отживших себя стереотипов и установок общества. Второй причиной, усугубляющей проблему получения доступного образования, является отсутствие соответствующей социальной инфраструктуры. Качество предоставления образовательных услуг является достаточно низким.

В 2018 г. правительство Республики Таджикистан совместно с ЮНИСЕФ инициировали Национальную

кампанию под названием «National Disability Inclusive Campaign» [9]. ЮНИСЕФ оказывает соответствующую поддержку Министерству образования и науки Республики в улучшении качества образовательных программ, особенно для уязвимых групп населения: детей с ОВЗ, тех, кто проживает в отдаленных сельских областях. Помимо этого здесь реализуется Национальная программа реабилитации лиц с ОВЗ, Национальная стратегия развития образования до 2030 года, включающая мероприятия по созданию инклюзивного образования [10].

Большой интерес также представляет опыт деятельности различных организаций, направленных на повышение осведомленности семей, имеющих детей с ОВЗ. К. Уитсел, Ш. Кодиров описали деятельность Ассоциации родителей детей с ОВЗ, основанной в г. Душанбе. Ассоциация оказывала консультационную помощь родителям, имеющих детей с определенными нарушениями в развитии, вносила собственные предложения по развитию инклюзивного образования в органы государственной власти Республики. Большую значимость также имел проект под названием «Первые шаги к школе». В рамках проекта была оказана помощь различным образовательным учреждениям в организации занятий с дефектологами, логопедами, специальными психологами и другими специалистами. Проводились просветительские беседы с родителями о способностях, потребностях детей с ОВЗ [4].

Инклюзивное образование в Республике Таджикистан находится на этапе становления. Школьные программы нуждаются в соответствующей модификации, корректировке, среда обучения подлежит соответствующей адаптации. Особенно значимым является повышение информированности общества об идеях инклюзивного образования для предотвращения социальной стигматизации. Очень часто со стороны родителей, общественных организаций поступают различные рекомендации о возможностях улучшения организации обучения в инклюзивных классах, о необходимости внедрять инклюзивные образовательные практики на дошкольном и школьном уровнях.

Республика Казахстан

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» [11] инклюзивное образование рассматривается как «процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В Республике существует ряд других нормативно-правовых документов и программ, закрепляющих основы равного и доступного образования:

- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2019 г. (направлена на формирование доступной среды для обучения детей с ОВЗ, создание необходимых технических средств).

- Комплекс мер по дальнейшему развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан на 2015 - 2020 г. и другие программы.

В разных областях Республики действуют экспериментальные площадки по развитию инклюзивного образования. Например, в Карагандинской области функционирует около 20 подобных площадок. В исследовании Б.А. Жетписбаевой и М.А. Жетписбаевой был проведен социологический опрос по проблемам организации инклюзивного образования в одной из школ г. Караганда. В опросе принимали участие 54 педагога, 80 родителей, 120 школьников. Более половины родителей и учителей (51 % и 54,6 % соответственно) согласились с тем, что детям с ОВЗ следует обучаться в обычных школах вместе с другими детьми. В то же время 46,4 % учителей и 49 % родителей не поддержали идею совместного обучения. Также 20 % педагогов выразили мнение о том, что инклюзивное образование впоследствии приведет к снижению качества обучения. Исследователи сделали вывод о том, что не все родители и педагоги поддержи-

Suchkov Maksim Aleksandrovich pedagogical

INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT ... sciences

вали совместное обучение детей [12].

В Республике Казахстан дети с ОВЗ - не единственная уязвимая категория населения. В достаточно трудном положении оказываются дети-мигранты и их семьи. Правительство Республики Казахстан и ЮНИСЕФ участвуют в программе поддержки и защиты прав детей в миграционных процессах. В нескольких районах Республики реализуются программы оказания социально-психологической и юридической помощи детям -мигрантам и их семьям [13].

В Республике существует ряд барьеров, которые негативно сказываются на эффективности внедрения механизмов инклюзивного образования. К примеру, образовательные стандарты не являются достаточно гибкими. Образовательные учреждения недостаточно оснащены в материально-техническом плане, не все педагоги образовательных учреждений владеют соответствующими методиками и технологиями организации образовательного процесса [3].

Согласно Концептуальным подходам развития инклюзивного образования, государство нацелено на решение следующих ключевых задач:

1. Оказание своевременной поддержки детям с ОВЗ через улучшение системы раннего выявления таких ограничений в состоянии здоровья;

2. Создание необходимых ресурсных центров с привлечением специальных государственных и общественных организаций;

3. Проведение подготовки и переподготовки педагогических кадров по применению инновационных методов работы с детьми с ОВЗ [14].

Республика Кыргызстан

В 2016 году Министерство труда и социального развития Республики Кыргызстан зарегистрировало 29317 детей с ОВЗ. К сожалению, они не получают в полной мере образовательные, реабилитационные услуги и социальную защиту со стороны государства. Кроме того, существует ряд обстоятельств, которые усугубляют проблему получения образования: бедность, низкий уровень жизни, наличие ограничений в состоянии здоровья. В Республике недостаточно развита нормативно-правовая база, не в полной мере проработаны стандарты, регулирующие предоставление качественного образования для детей с ОВЗ. Родители недостаточно осведомлены о правах своих детей [15]. Учащиеся в Кыргызстане не достигают должного уровня по базовому чтению, математике, естественным наукам. В результате низкий уровень грамотности приводит к росту безработицы, уязвимости населения, растет уровень миграции, склонность к криминальному поведению. К наиболее уязвимой группе относятся дети с ОВЗ, дети трудовых мигрантов и проживающие в сельских областях.

В связи с высоким оттоком квалифицированных специалистов из Республики в другие страны Кыргызстан испытывает нехватку квалифицированных работников. Многие образовательные учреждения потеряли значительную часть своих квалифицированных учителей. Уровень образования упал, и, как следствие, снизился общий уровень культуры среди подрастающего поколения [6].

З.И. Кочорбаева называет такие серьезные проблемы в области предоставления доступного образования в Республике, как:

- низкий охват дошкольным образованием (большая доля обязанностей по развитию и обучению детей ложится на плечи матерей);

- большой разрыв в количестве обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в сельских и городских районах;

- рост гендерной диспропорции среди педагогов ДОУ;

- раннее выбывание из системы школьного образования в связи с началом трудовой деятельности, бедностью, вступлением в брачные отношения и др.[5]._

В 2018 году Правительством Республики Кыргызстан была разработана Концепция по внедрению инклюзивного образования, направленная на обеспечение равного доступа всех детей к образованию через организацию их обучения в обычных дошкольных и общеобразовательных учреждениях вместе с другими сверстниками. Также Правительство Республики осуществляет сотрудничество с Агентством США по международному развитию, направленное на улучшение навыков чтения и речи среди учащихся, качества образования. Примерами таких проектов являются: «Читаем вместе», «Время для чтения» и другие. В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ апробированы различные механизмы инклюзивного обучения в 10 детских садах и 10 общеобразовательных учреждениях, в 20 школах. Реализуются проекты, направленные на содействие многоязычию, создание среды, способствующей более широкой интеграции, особенно этнических меньшинств [16].

Республика Узбекистан

Большой интерес представляет реализуемый в Республике с 2007 года проект под названием «Инклюзивное образование в Узбекистане». Он был инициирован Республиканским Фондом поддержки социальных инициатив. Основной его идеей является продвижение идеи непрерывного инклюзивного образования в Республике через поэтапное внедрение его в средние школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения. Созданы пилотные детские сады и школы в Самарканде, Ташкенте, Ургенче, Джизаке и других городах.

Также в Узбекистане существует ряд организаций, совместно реализующих несколько интересных проектов в области инклюзивного образования: Республиканский Фонд социальной адаптации детей, Фонд «Сен елгиз эмассан» и др. [17]. Был реализован проект под названием «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями». Он осуществлялся в Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской областях, Ташкенте. Проект был направлен на подготовку педагогов в сфере применения специальных методик и технологий обучения детей с ОВЗ. Совместно с Республиканским Центром социальной адаптации и Министерством народного образования в Республике проводились дополнительные мероприятия по повышению осведомленности среди населения о значимости социальной и образовательной инклюзии.

К 2016 году за двухлетний период были достигнуты некоторые положительные результаты:

- 800 детей с особыми образовательными потребностями были включены в 15 пилотных школ и 15 пилотных садиков;

- организовано повышение квалификации 944 педагогических работников и 90 специалистов медико-педагогических и психологических комиссий;

- открыто 5 ресурсных центров, оказавших более 1500 консультаций детям с особыми потребностями в развитии и их семьям [18].

Республика Туркменистан

В 2013 году в Туркменистане был принят новый Закон «Об образовании», который регулировал и гарантировал основы инклюзивного образования, оказание социальной поддержки детям с ОВЗ. Большой интерес также представляют проекты, направленные на оказание помощи людям с ОВЗ через внедрение инклюзивного подхода в профессиональных технических учреждениях и направленные на расширение возможностей для трудоустройства лиц с ОВЗ. Так, например, в 2016-2017 учебном году в Текстильном колледже г. Ашхабад при поддержке Министерства текстильной промышленности, Общества слепых и глухих Туркменистана была реализована программа, позволившая студентам с нарушениями слуха и другими нарушениями в развитии обучаться вместе. Была создана смешанная группа студентов, для которой руководство Колледжа усовершен-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Сучков Максим Александрович РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

ствовало учебную программу с применением инклюзивных методик обучения, включая использование языка жестов, специальных технических средств (интерактивных досок, слуховых аппаратов и др.). К концу завершения программы студенты с нарушениями слуха смогли успешно применить свои знания на рабочих местах [19]. Также в Республике проводятся курсы по ИКТ грамотности и лидерским качествам для женщин с ОВЗ и ряд других интересных социальных проектов.

В Республике реализуется программа сотрудничества между ЮНИСЕФ и Туркменистаном на 2021-2025 годы, направленная на гармоничное всестороннее развитие детей, предоставление им качественного образования, социальной защиты. В Республике действуют Центры раннего развития детей, ряд реабилитационных Центров. За период 2016-2020 г. были отмечены положительные результаты в предоставлении качественного и доступного образования [20].

Позиция стран Средней Азии в мировом рейтинге детского благополучия

Инклюзивное образование непосредственно влияет на уровень благополучия детей в стране и на то, насколько дети чувствуют себя счастливыми и защищенными. Некоммерческая организация под названием «Save the children» - «Спасите детей» (Великобритания) подготовила международный доклад по вопросам детства, а также представила индекс под названием«ЕМ of Childhood Index» [21], что в переводе на русский означает «индекс завершения детства». Данный индекс оценивает страны по 8 показателям неблагополучия детей и подростков (019 лет):

- детская смертность (в возрасте до 5 лет);

- недоедание;

- отсутствие доступа к образованию;

- детский труд;

- ранние браки;

- ранняя беременность;

- преступления в отношении детей;

- вынужденные переселения вследствие конфликтов.

В таблице 1 представлен «индекс завершения детства»- «End of Childhood Index» в странах Средней Азии за 2010 г. и 2019 г. Максимальным является показатель -1000. Чем больше значение, тем выше уровень детского благополучия в стране, тем меньше детей в стране оказываются «исключенными» из счастливого и безопасного детства.

Таблица 1 - Индекс завершения детства (2010 г., 2019

г.)

Индекс завершения дет ства Изменения

Государство Средней Азии 2010 2019

Казахстан 864 933 69

Tv ркыенистан 840 902 62

Узб екистан 789 887 98

Таджикистан 718 842 124

Кыргызстан 748 832 84

РОССИЯ {для сравнения) 884 940 56

Если взглянуть на место стран Средней Азии в мировом рейтинге, то 40-ое место занимает Казахстан, 67-ое место - Туркменистан, 72-ое место-Узбекистан, 90-ое место-Таджикистан, 94-ое место - Кыргызстан. Представленные данные говорят о том, что Казахстан среди среднеазиатских стран занимает первое место по уровню благополучия детей. В Таджикистане данный показатель значительно вырос по сравнению с 2010 годом. В целом, мы видим положительные изменения во всех странах, что говорит об эффективности внедряемых государственных мер в области образовательной и социальной инклюзии.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последнее десятилетие государства Средней Азии вышли на определенную ступень развития инклюзивного образования. При этом в некоторых странах до сих пор острыми являются проблемы отсутствия четкой нормативно-правовой базы, недостаточно развитой инфраструктуры образовательных учреждений, подготов-

ки учителей. Социальная стигматизация продолжает негативно сказываться на принятии идеи совместного обучения. Обращаясь к рейтингу детского благополучия, мы убеждаемся в том, что в Средней Азии есть государства, показавшие серьезный прогресс. Следовательно, в этих странах на национальном уровне принимаются верные шаги, вкладываются не только необходимые материальные инвестиции, но и человеческие усилия для всеобщего благополучия детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Anderson K., Heyneman S. Education and Social Policy in Central Asia: The next stage of the transition // Social Policy and Administration. 2005. Vol. 39 (4). P.361-380. URL: https://doi.org/ 10.1111/j.1467-9515.2005.00445.x

2. МукатоваМ.Е., Мухамедханова А.К. Инклюзивное образование в Казахстане: состояние и перспективы // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Особенности развития инклюзивного образования: международный опыт и отечественная практика». 2017. С.21-23

3. Мурзагалиева Б.К., Исмагулова С.К. Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Особенности развития инклюзивного образования: международный опыт и отечественная практика». 2017. С.33-36

4. Уитсел К., Кодиров Ш. Выйти из тени: как родители помогают инклюзивному образованию в Таджикистане //Журнал исследований социальной политики. 2013. Т.11. № 4. С. 471-482

5. Кочорбаева З.И., Пригода Н.П., Орестис С. Гендерное и инклюзивное измерение образования в Кыргызской Республике. Аналитический обзор.-Бишкек, 2016, 56 с.

6. Bugazov A. Socio-cultural characteristics of civil society formation in Kyrgyzstan. Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program. 2013. 135 p.

7. UNICEF Tajikistan: Access to Education. URL: https://www. unicef.org/tajikistan/access-education (дата обращения: 19.05.2020)

8. Frost D. Social Stigma and its Consequences for the Socially Stigmatized//Social and Personality Psychology Compass. 2011. Vol. 5(11). P. 824 - 839. URL: https://doi.org/ 10.1111/j.1751-9004.2011.00394.x

9. UNICEF Tajikistan: Child Protection and Inclusion. URL: https:// www.unicef.org/tajikistan/child-protection-and-inclusion (дата обращения: 19.05.2020)

10. Лица с инвалидностью в Таджикистане: препятствия к участию в жизни общества. 2018. URL:https://iphronline.org/wp-content/ uploads/2018/12/RU-Tj-disabilities-report-updated.pdf (дата обращения: 19.05.2020)

11. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=30118747

12. Жетписбаева Б.А., Жетписбаева М.А. Особенности инклюзивного образования в Республике Казахстан // Вестник КарГу. Серия Педагогика. 2017. № 1(85).С.22-27

13. UNICEF Kazakhstan. URL: https://www.unicef.org/kazakhstan/en/ press-releases/european-union-commissioner-human-rights-republic-ka-zakhstan-and-unicef-partner (дата обращения: 19.05.2020)

14. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 июня 2015 года № 348 «Обутверждении Концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан». URL: https://kaznpu.kz/docs/ins_pedagogiki_psih/resursni_center/2016/ podhodi_2015.pdf

15. UNICEF Kyrgyzstan. URL: https://www.unicef.org/kyrgyzstan/ed-ucation (дата обращения: 19.05.2020)

16. UNICEF Kyrgyzstan. URL: https://www.unicef.orgAyrgyzstan/sto-ries/becoming-multilingual-childs-play (дата обращения: 19.05.2020)

17. Мелиева Ш.М. Инклюзивное образование в Узбекистане // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в целях устойчивого развития. 2013. Том 11. Вып.2. С.31-32

18. Инклюзивное образование в действии. 2016. Вып. 7. URL: http:// inclusive-education.uz/images/shared/Bulletin_7_RUS_edited.pdf

19. UNDP Туркменистан. URL:https://www.tm.undp.org/con-tent/turkmenistan/ru/home/ourwork/governance-economic-diversifica-tion-and-inclusive-growth/successstories/inclusive-education-for-per-sons-with-disabilities.html (дата обращения: 19.05.2020)

20. UNICEF Turkmenistan. URL: https://www.unicef.org/turkmeni-stan/promotion-inclusive-education (дата обращения: 19.05.2020)

21. End of ChildhoodReport 2018. URL: https://www.savethechildren. org/content/dam/global/reports/2018-end-of-childhood-report.pdf (дата обращения: 19.05.2020)

Статья поступила в редакцию 11.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.