Научная статья на тему 'Развитие инициативы сотрудников медицинской организации и повышение профессионализма среди медицинских работников (на примере работы заведующих реанимационными отделениями)'

Развитие инициативы сотрудников медицинской организации и повышение профессионализма среди медицинских работников (на примере работы заведующих реанимационными отделениями) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / SUPERVISOR / РУКОВОДИТЕЛЬ / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьёв Виталий Викторович

Неблагоприятная медико-демографическая ситуация в стране, низкий уровень менеджмента организации в здравоохранении, недостоверная статистика показателей здоровья медицинских работников, прежде всего, руководителей органов и учреждений здравоохранения, неизученная взаимозависимость состояния здоровья населения, механизма управления в здравоохранении, образа жизни и состояния здоровья руководителей ЛПУ -серьёзнейшая проблема современности, требующая неотлагательного решения. Развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства способно благотворно повлиять на все эти не решенные задачи. В статье изучаются организационно распорядительные или командно-административные, экономикоматематические и социально-психологические методы управления, способные влиять на увеличение эффективности управленческих решений в здравоохранении, что способно повысить качество предлагаемой медицинской услуги и качество подготовки медицинских и фармацевтических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of health organization employees’ initiative and professionalism among medical workers (on the example of the heads of intensive care)

Unfavorable medical and demographic situation in the country, the low level of the organization's management in health care, misleading statistics of health indicators of health workers, especially heads of bodies and health institutions, unexplored interdependence of public health, management mechanism in healthcare, lifestyle and health of managers of health facilities all these are serious problems of our time, requiring immediate reaction. The development of employees’ initiatives and improving individual skills is capable to affect all of these unsolved issues positively. The article examines the organizational or command-administrative, economic and mathematical and socio-psychological management methods that can influence the increase in the effectiveness of administrative decisions in health care that can improve the quality of the proposed medical services and the quality of medical and pharmaceutical workers training.

Текст научной работы на тему «Развитие инициативы сотрудников медицинской организации и повышение профессионализма среди медицинских работников (на примере работы заведующих реанимационными отделениями)»

13 Брумэрел М.Д., Сафта В.Н., Адаужи С.Б., Безверхни З.А. 10 лет социальной фармации в Молдове. Государственный университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану, г. Кишинев, Молдова. http//www.socpharm.nuph.ua (дата доступа - февраль 2016).

14 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Некоторые правовые и нравственные аспекты применения нозодов в гомеопатии // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2015. -№ 1 (17) Январь-Март. - С. 32-37.

15 Протоирей Сергий Филимонов Непредвзятый взгляд на гомеопатию / С.Филимонов.- СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2006. - 64 с.

16 Киршина И. А., Солонинина А. В. Профессиональная роль фармацевтических специалистов как аспект социальной деятельности. ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, Пермь. http//www.science-education.ru/pdf/2015/1/199pdf (дата доступа - февраль 2016).

Рукопись получена: 29 сентября 2016 г. Принята к публикации: 9 октября 2016 г.

УДК 614.254.65

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩИХ РЕАНИМАЦИОННЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ)

© 2016 В В. Соловьёв1

1ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого» (ГКБ № 50) Департамента

здравоохранения города Москвы

Неблагоприятная медико-демографическая ситуация в стране, низкий уровень менеджмента организации в здравоохранении, недостоверная статистика показателей здоровья медицинских работников, прежде всего, руководителей органов и учреждений здравоохранения, неизученная взаимозависимость состояния здоровья населения, механизма управления в здравоохранении, образа жизни и состояния здоровья руководителей ЛПУ -серьёзнейшая проблема современности, требующая неотлагательного решения. Развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства способно благотворно повлиять на все эти не решенные задачи. В статье изучаются организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические методы управления, способные влиять на увеличение эффективности управленческих решений в здравоохранении, что способно повысить качество предлагаемой медицинской услуги и качество подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Ключевые слова: управление, руководитель, менеджер, здравоохранение.

Введение. Главными причинами проведения реформ в здравоохранении являются: ухудшение медико-демографической ситуации в стране; низкая экономическая эффективность системы здравоохранения; низкий уровень менеджмента [1, 2, 4].

Одним из ведущих направлений реформирования здравоохранения является целый комплекс вопросов, посвященных совершенствованию управления системой охраны здоровья населения. Методологические подходы к политике в области оказания медицинской помощи, планирования медицинских услуг, направленных на повышение доступности и улучшению их качества в современных условиях новых межбюджетных отношений, в том числе и финансовых, обосновывают необходимость поиска новых путей принятия организационных, управленческих и инвестиционных решений [3, 5-8].

Таким образом, решение ряда проблем здравоохранения возможно благодаря совершенствованию менеджмента организации в здравоохранении на основе комплексного изучения взаимовлияния образа жизни, состояния здоровья руководителей органов и учреждений здравоохранения, механизма управления здравоохранением и состояния здоровья населения.

Цель исследования: изучение факторов, влияющих на увеличение эффективности управленческих решений в здравоохранении.

Материал и методы исследования. Объектом исследования явились заведующие реанимационными отделениями многопрофильных стационаров г. Москвы (базы исследования: ГКБ № 50 ДЗМ, ГКБ № 61 ДЗМ, ГКБ № 81 ДЗМ).

Предметом исследования - методы управления медперсоналом, использующиеся при оказании медицинской услуги.

Результаты и обсуждение. Основными особенностями управленческих решений является возможность получения желаемого эффекта с минимальным количеством затрат и получение максимального эффекта при рациональном использовании ограниченных ресурсов.

При этом, если руководитель поощряет инициативу сотрудников, побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, выслушивает советы и практические предложения, то эффективность принимаемых управленческих решений увеличивается. Инициативные сотрудники могут предвосхищать решения руководителя, поэтому они участвуют в принятии решения, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.

Функции управления связаны с тремя уровнями системы управления: стратегическим, тактическим и оперативным.

Функции управления на стратегическом уровне включают:

- постановку цели;

- прогнозирование;

- планирование (общий план деятельности).

Функции управления на тактическом уровне включают:

- проектирование (составление конкретного плана);

- организация самого процесса.

Функции управления на оперативном уровне заключаются:

- в регулировании (корректировка ситуации в случае сбоя);

- учёте (регистрация показателей);

- контроле;

- анализе (определение отклонений, требующих исправления).

Каждый руководитель должен выполнять как минимум одну из функций управления:

- техническая функция в медицинском учреждении заключается в диагностике, лечении, профилактике, экспертизе, уходе за больными и др.;

- коммерческая функция - в покупке, продаже, обмене;

- распоряжение средствами для осуществления деятельности и привлечение дополнительных средств осуществляется в финансовой функции;

- страхование и охрана сотрудников и имущества предприятия;

- учетная функция - это бухгалтерия, учет, статистика и др.;

- административная функция состоит в перспективном программно-целевом планировании, организации, координации, распорядительных функциях и контроле.

Чем больше функций выполняет руководитель, тем более высокий уровень он занимает на руководящей лестнице.

Процесс управления - это система операций и процедур, выполняемых в определённой последовательности.

Процесс управления включает:

- планирование;

- организацию;

- контроль;

- мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности.

Медицинские учреждения имеют особенности в управлении, связанные с характером их деятельности, которые оказывают влияние на процесс управления. Среди наиболее существенных признаков управления медицинским учреждением следует отметить:

- сложность в определении качества работы;

- высокая специализация основной деятельности, имеющая часто неотложный характер;

- отсутствие в профессиональной деятельности права на неопределенность и ошибку;

- потребность в тесной координации работы различных подразделений;

- высокую квалификацию сотрудников, имеющих специальные знания и опыт, которые принимая решения о плане лечения пациентов руководствуются в своей работе системой моральных норм;

- необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов лечебно-профилактических учреждений;

- трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением сотрудников, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно в многопрофильных больницах.

Продукт процесса управления - это принимаемое решение.

Последовательность действий, приводящих к цели, называется алгоритмом управления, состоящий:

- из программно-целевого планирования (постановка цели и задач);

- сбора необходимой информации;

- моделирования и предварительной экспертизы возможных решений;

- принятии управленческих решений;

- организации исполнения решений;

- контроля исполнения;

- оценки эффективности и корректировки результатов.

Различают три группы методов управления: организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические.

При опросе заведующих реанимационными отделениями многопрофильных стационаров г. Москвы (базы исследования: ГКБ № 50 ДЗМ, ГКБ № 61 ДЗМ, ГКБ № 81 ДЗМ) определено, что в своей работе они пользуются и организационно распорядительными, и экономико-математическими и социально-психологическими методами управления. Тем не менее, большая часть респондентов (74,2 ± 1,5 %) отдаёт предпочтение социально-психологическим методам (64,82 ± 2,80 %), что статистически достоверно больше, чем использование командно-административных (24,13 ± 2,51 %, р < 0,001) и экономико-математических методов (11,05 ± 2,02 %, р < 0,001). 15,6 ± 2,1 % респондентов на первое место (45,86 ± 2,93 %) поставили экономико-математические методы, что достоверно больше, чем командно-административные (28,97 ± 2,66 %, р < 0,001) и социально-психологические (22,42 ± 2,45 %, р < 0,001). 10,2 ± 1,2 % респондентов в 46,90 % ± 2,93 % случаев используют командно-

административные методы с несущественными различиями использования экономико-математических методов (40,35 ± 2,88, р > 0,05) и в достоверно большем проценте, чем социально-психологические (12,76 ± 1,96, р < 0,00000001).

Организационно распорядительные методы управления включали авторитарное управление на основе законов, распоряжений, уставов, договоров, приказов, инструкций. На основе командно-административных методов управления определялся порядок деятельности учреждения, формировалось кадровое и материальное обеспечение.

Стимулирование деятельности сотрудников осуществлялось с использованием экономико-математических методов. Основными из которых являлось увеличение заработной платы работника, а также стимуляция непрямыми выплатами (обеспечение жильём, путёвками и др.).

Управление мотивационной деятельностью сотрудников было основано на социально-психологических методах. Они были направлены на изменение взглядов у работающих, факторах престижности, что позволило повысить степень удовлетворённости у сотрудников выполняемыми ими функциями.

Выводы. Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что на эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых основное место занимают компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения и своевременность акта управления. Большая часть респондентов отдаёт предпочтение социально-психологическим методам, реже используются командно-административные экономико-математические методы.

Следует отметить, что для увеличения эффективности управленческих решений в здравоохранении необходимо:

- обеспечение единой государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности за эффективность всей деятельности в области охраны здоровья граждан;

- обеспечение финансирования системы здравоохранения в достаточном объеме;

- поэтапное увеличение государственных ассигнований на сферу здравоохранения и их эффективное использование;

- решение проблем гигиены и безопасности труда, профилактика травматизма и профессиональных заболеваний;

- создание условий для формирования и стимулирования здорового образа жизни, совершенствования гигиенического воспитания и обучения населения, в особенности детей и молодежи; усиление борьбы с вредными привычками; развитие физической культуры и спорта; обеспечение рационального сбалансированного питания населения;

- внедрение эффективной системы многоканального финансирования сферы здравоохранения;

- усовершенствование системы социальной и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников и пациентов;

- определение критериев относительно дифференциации размера оплаты работы медицинских и фармацевтических работников в зависимости от уровня их квалификации, объемов, качества, сложности, эффективности и условий выполняемой работы;

- интенсивное развитие медицинской и фармацевтической промышленности, в том числе медицинского приборостроения, производства лечебных средств и изделий медицинского назначения, удешевление их стоимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Авесентьева М.В. Принятие управленческих решений» в здравоохранении на основе клинико-экономического анализа // Экономика здравоохранения. - 2003. - № 2 (9). - С. 44-48.

2 Боханов С.Ю., Вапнярская О.И. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - С. 45-51

3 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2007. - 276 с.

4 Камышанченко Е.Н, Горелик С.Г., Прощаев К.И. и др. Экономическая оценка эффективности современной модели здравоохранения в России // Современные проблемы социально-экономического развития России: материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 2 марта 2012 г. - Белгород, 2012. - С. 166-171.

5 Камышанченко Е.Н, Кононова Е.В., Горелик С.Г. Совершенствование организации предоставления медицинских услуг как фактор развития социальной инфраструктуры региона (на примере Белгородской области) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - [Электронный ресурс] -URL: www.science-education.ru/117-13332 (дата обращения: 02.06.2014).

6 Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.

7 Меркушова Н. И. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С. 124-127.

8 Мордовин С. К. Управление персоналом: современная российская практика. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.

Рукопись получена: 25 октября 2016 г. Принята к публикации: 30 октября 2016 г.

УДК 614

УЧАСТИЕ ЧАСТНЫХ КЛИНИК В СИСТЕМЕ ОМС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

© 2016 А.Б. Зудин1, И.П. Ковалева2

1НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы ^Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

В статье затрагиваются актуальные аспекты реформирования здравоохранения России, в том числе проблемы и тенденции развития отрасли. Мировая практика показывает, что госконтракты - это надежный и эффективный способ государственно-частного партнерства, который частично решает основную проблему, связанную с финансированием медицинских организаций. В российской практике данный механизм находит реализацию через участие частных клиник в системе ОМС. В этом механизме, как у любого явления или процесса, есть свои положительные и отрицательные стороны, стимулирующие и сдерживающие факторы. Роль барьера в развитии системы участия выполняют тарифы, а именно их составляющая - прибыль.

Ключевые слова: здравоохранение, реформирование, частные клиники, государственно-частное партнерство, система ОМС, реестр, дифференциация пациентов, полный тариф, неполный тариф.

В последние два десятилетия достаточно активно обсуждаются проблемы развития здравоохранения России как теоретиками, практиками, так и представителями законодательной и исполнительной власти. При этом выделяется целый ряд проблем, которые требуют оперативного решения, параллельно предлагаются и разнообразные сценарии реформирования.

Но большинство исследователей сходятся во мнении, что реформирование здравоохранения России - это непрерывный, многоэтапный процесс, начавшийся в конце XX века, без определенных сроков окончания. Процесс, который имеет сложно достижимые комплексные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.