Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры: пути решения проблемы инвестиционных ограничений'

Развитие инфраструктуры: пути решения проблемы инвестиционных ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инфраструктура / Россия. / investments / infrastructure / Russia.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры: пути решения проблемы инвестиционных ограничений»

Каратаев С. В.

к.э.н., в.н.с. Центра экономических исследований РИСИ

karataev .riss@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Ключевые слова: инвестиции, инфраструктура, Россия.

Keywords: investments, infrastructure, Russia.

Вопросы повышения инвестиционной активности в инфраструктурной сфере в последние годы широко обсуждаются на международном уровне. Это связано с тем, что для многих стран дефицит инфраструктуры является одним из существенных препятствий для обеспечения устойчивого экономического роста. В свою очередь развитие инфраструктуры, как показывают многочисленные исследования, оказывает благоприятное воздействие на экономику. Принято выделять несколько «каналов» подобного влияния. В их числе: сокращение издержек национальных предприятий, диверсификация экономики, связанные с этим структурные изменения внутреннего спроса и предложения, что приводит к повышению производительности труда и увеличению доходности вложений. Рост доступности инфраструктуры имеет также большое значение для повышения качества жизни населения и обеспечения макроэкономической стабильности1. В результате, инвестиции в инфраструктуру приводят к росту экономической активности как на национальном, так и на региональном уровне.

Для России развитие инфраструктурной сферы является важным элементом национальной политики. Президент РФ В.В. Путин назвал инфраструктуру «одним из приоритетов в работе Правительства, вообще государства ... в ближайшие годы»2. При этом задачи, стоящие перед нашей страной, представляются значительными. Согласно отчету Глобального инфраструктурного центра (Global Infrastructure Hub) потребности страны в инфраструктурных инвестициях в 2016-2040 годы достигнут 1792 млрд. долл., объем инвестиций за этот период (при сохранении текущих тенденций) составит порядка 1065 млрд. долл., а дефицит вложений - 727 млрд. долл. или 29 млрд. долл. ежегодно3. Для его преодоления объем финансирования отрасли должен быть увеличен на 68% с 3,2 до 5,4% ВВП4. При этом наибольшие потребности в инвестициях будут наблюдаться в транспортной сфере (прежде всего, это автодороги и аэропорты).

Рост объемов вложений в инфраструктуру в подобных масштабах, по нашему мнению, невозможен без более активного участия частного капитала. На сегодняшний день его доля в общем объеме инвестиций в России оценивается на уровне чуть более 2%, что существенно ниже показателей других развивающихся экономик (в среднем около 5%)5. Именно привлечение частных инвесторов, таким образом, должно стать приоритетом в инфраструктурной сфере на ближайшие годы. Их слабое присутствие в настоящее время вызвано не только специфическими факторами (прежде всего введенными против России санкциями, препятствующими приходу средств с западных рынков капитала), но также и другими проблемами, характерными для большинства стран с формирующимся рынком. Использование их опыта по привлечению финансирования со стороны частных компаний будет в существенной степени способствовать улучшению ситуации в инфраструктурной сфере и преодолению имеющихся инвестиционных ограничений.

Исследования показывают, что дефицит финансирования зачастую связан с недостатками в системе подготовки предлагаемых инвесторам проектов. Среди наиболее распространенных проблем называется отсутствие «потока проектов, структурированных с учетом интересов инвесторов», недостаточное качество проектной и финансовой документации, недоверие частного сектора к системе правового регулирования инвестиционной активности в инфраструктурной сфере, слабый опыт государственных институтов6. Также выделяется низкая экономическая обоснованность

1 См. например: Kessides C. The contributions of infrastructure to economic development: a review of experience and policy implications / World Bank. World Bank discussion paper. 1993. - N 213. - P. IX-X. - http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/ 569671468764675127/pdf/multi0page.pdf

2 Большая пресс-конференция Владимира Путина [Стенографический отчёт о ежегодной пресс-конференции Президента России 14 декабря 2017 г.] // Президент России. Официальный сайт. 2017. 14 декабря. - http://kremlin.ru/events/president/news/56378

3 Global Infrastructure Outlook. Infrastructure investment needs 50 countries, 7 sectors to 2040 // Oxford Economics. Global Infrastructure Hub. 2017. July. - P. 90. - http://gihub-webtools.s3.amazonaws.com/umbraco/media/1529/global-infrastructure-outlook-24-july-2017.pdf

4 Overview of Russian Federation's infrastructure market // Global Infrastructure Hub. InfraCompass. - https://infracompass. gihub.org/ind_country_profile/RU

5 Ibid.

6 Ehlers T. Understanding the challenges for infrastructure finance // Bank for International Settlements. BIS Working Paper. 2014. August. - N 454. - P. 3. - http://www.bis.org/publ/work454.pdf

отбора приоритетных проектов (в том числе при выборе между строительством новых объектов и реконструкцией существующих), непрозрачные механизмы проведения конкурсов и т.д. (см. табл. 1).

Таблица 1

Барьеры, препятствующие привлечению частных капиталов в инфраструктурную сферу

Категория Наименование

1. Возникающие на стороне государственных органов - недостаточность государственных гарантий в течение всего срока действия инвестиционных соглашений; - отсутствие достаточного числа качественных проектов, подготовленных на уровне международных стандартов; - фрагментарность ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти; - изменчивость регулятивных норм; - высокий уровень затрат, связанных с участием в конкурсах.

2. Возникающие на стороне инвесторов - отсутствие необходимой квалификации для оценки рисков; - недостаточная финансовая емкость национальных рынков; - регуляторные барьеры для инвестирования; - устоявшиеся предпочтения инвесторов к краткосрочным вложениям.

3. Связанные с условиями финансирования - негативное восприятие инвесторами объемов инвестиционных затрат; - недостаточная прозрачность отрасли; - расхождение интересов участников рынка; - недостаток информации об имеющихся проектах.

Источник: Pooling of Institutional Investors Capital - Selected Case Studies in unlisted equity infrastructure / OECD. 2014. April. -P. 33. - http://www.oecd.org/finance/OECD-Pooling-Institutional-Investors-Capital-Unlisted-Equity-Infrastructure.pdf

Серьезной проблемой является отсутствие доступной и надежной информации о ситуации в отрасли. В первую очередь это касается качественной и количественной оценки имеющихся мощностей и их реального состояния, обоснованности расчетной стоимости планируемых к оказанию услуг, объема и эффективности вложений и т.д. Несистемность и неполнота данных существенным образом затрудняют оценку приоритетности проектов, определение необходимых параметров финансирования, сроков окупаемости и инвестиционной привлекательности в целом. В результате реализация проектов, особенно в рамках государственных программ, сталкивается с изначально незапланированным ростом затрат и сроков работ. По данным отдельных исследований, увеличение первоначальной стоимости и сроков происходит в 90% случаев1, что кардинальным образом влияет на доходность осуществленных вложений.

Кроме того, во многих развивающихся экономиках наблюдается низкая эффективность функционирования инфраструктуры. В настоящее время более 5% вырабатываемой энергии теряется из-за несовершенства используемых технологий. Потери при передаче электроэнергии в отдельных странах превышают 20%, в водоснабжении - 40% и т.д. В то же время в случае снижения потерь до уровня развитых государств экономия средств, по оценке Всемирного банка, составила бы более 50 млрд. долл.2

Инфраструктурная сфера из-за присущей ей специфики является областью повышенных рисков. Практически каждый проект по-своему уникален. Инвесторы должны обладать высокой квалификацией и использовать индивидуальный подход при принятии решений. Это возможно только для крупнейших участников рынка, однако не подходит для массового инвестора, что приводит к незначительным объемам средств, поступающих от частного сектора. Кроме того, проекты имеют длительный период реализации, срок их окупаемости может достигать 30-40 лет, что определяет дополнительные риски для инвесторов и делает необходимым оказание последовательной поддержки со стороны государственных органов. Ее отсутствие приводит к повышению политического риска для потенциальных участников инфраструктурных проектов, которые определяют стабильность государственной политики в качестве ключевого фактора при инвестировании. Возможные изменения могут, к примеру, привести к снижению цен на предоставляемые услуги и тем самым сократят привлекательность вложений.

Важным фактором представляется валютный риск - доходы в инфраструктурной сфере обычно поступают в национальной валюте, в то время как для развивающихся экономик основным источником инвестиций остаются зарубежные финансовые институты, предоставляющие средства в «твердых» валютах. В случае значительных курсовых изменений, что вполне возможно с учетом длительных сроков окупаемости, подобная несбалансированность может привести к ухудшению финансовых показателей и убыткам для инвесторов. Снижение данного типа риска возможно, если привлечение средств будет осуществляться в национальной валюте, однако этому зачастую препятствует слабое развитие национальных финансовых рынков.

В этих условиях одним из ключевых элементов, способных усилить инвестиционную активность в отрасли, является внутренний финансовый рынок. Опыт отдельных стран (Бразилия, Индия, Мексика и др.) показывает, что его развитие напрямую влияет на участие частных компаний в инфраструктурных инвестициях. Предоставление дополнительных возможностей для вложения средств позволяет постепенно изменить приоритеты инвесторов, которые традиционно интересуются инструментами с устоявшимися правилами регулирования (находящиеся в биржевом листинге акции, облигации с фиксированной доходностью) и высокими рейтингами надежности. При этом в отдельных

1 Toward a Framework for Assessing Private vs Public Investment in Infrastructure // EM Compass. 2017. January. Note 29. -http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/el6e60fb-bc87-4fl5-939d-c6636681aca4/EMCompass+note+29+Infrastructure+Framework+l-13+MB+NEW+rev+l .pdf

2 Infrastructure needs in developing countries (Annex I) // Supporting Infrastructure in Developing Countries. Submission to the G20 by the MDB Working Group on Infrastructure / World Bank. 2011. June. - http://documents.worldbank.org/curated/en/297061468343 728311/pdf/655610BR0v20Se0Official0Use0Only090.pdf

странах приоритетом становится развитие индексных фондов, специализирующихся на инвестициях в ценные бумаги инфраструктурных компаний. Подобные инструменты создаются в последние годы не только на национальном уровне (Япония, Индия, Китай и т.д.), но также и на региональном, прежде всего в Азии. Другой тенденцией становится появление специализированных инфраструктурных фондов, деятельность которых связана с вложениями в бумаги, не включенные в биржевые листинги. Распространение получают инфраструктурные и проектные долговые инструменты, а также исламские облигации, наиболее широко используемые в Малайзии.

В целом, результативность национальной политики по привлечению частных инвестиций в инфраструктуру зависит от успехов в нахождении баланса интересов между потенциальными инвесторами и государством в распределении рисков. При этом комплекс факторов, влияющих на инвестиционную ситуацию в инфраструктурной сфере, индивидуален для каждой страны. Помимо эффективности деятельности национальных специализированных институтов можно выделить еще как минимум три отдельных группы факторов, оказывающих существенное воздействие на объем частных вложений: состояние экономики, размер национального финансового рынка, стоимость привлечения средств. Для России наиболее значимыми факторами являются объем прямых иностранных инвестиций, уровень сбережений, ВВП и глубина финансового рынка, то есть показатели, характеризующие потенциальные источники поступления средств в отрасль и микроэкономическую ситуацию в стране.

Таким образом, обеспечение долгосрочной стабильности экономики и развитие внутреннего финансового рынка, в том числе с использованием имеющегося зарубежного опыта, позволят улучшить инвестиционную ситуацию в инфраструктурной сфере. Этому будет также способствовать усиливающийся интерес глобальных институциональных инвесторов к подобному роду инвестиций. Согласно опросу Глобального инфраструктурного центра большинство из них (93%) в 2017 г. заявило о готовности увеличить свои вложения в инфраструктуру. Причем всего за год количество положительных ответов увеличилось на 65%1. Эти результаты, как представляется, оптимистичны и для России. Ведь сложность взаимодействия с западными инвесторами в условиях санкций может быть компенсирована, к примеру, привлечением китайских капиталов, заинтересованных в реализации проектов в рамках инициативы «Пояс и Путь».

1 Annual Global Infrastructure Investor Survey: Insights into infrastructure markets // Global Infrastructure Hub / EDHEC Infrastructure Institute. 2017. - P. 1. - https://gihub-webtools.s3.amazonaws.com/umbraco/media/1817/gih_edhec-factsheet_art_web.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.