Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства населения'

Развитие инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукач В. Ф., Якубенко М. Н.

Предложены и обоснованы меры поддержки инфраструктуры, обслуживающей ЛПХ. Определены организации и предприятия, представляющие собой совокупность институтов, оказывающие услуги населению и обеспечивающие эффективное функционирование ЛПХ посредством организации процесса производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the infrastructure providing services to personal subsidiary plots

Measures to support the infrastructures providing services to personal subsidiary plots are suggested and substantiated. The institutions and enterprises providing efficient functioning of the PSP by means of the production and marketing processes management and control are determined.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства населения»

Развитие инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства населения

В.Ф. Стукач, д.э.н., профессор,

М.Н. Якубенко, аспирант, Омский ГАУ

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) — специфический сегмент аграрной экономики, базирующийся на использовании ресурсов и трудового потенциала сельских семей. В условиях реформирования аграрных отношений роль личного подсобного хозяйства как наиболее гибкой, достаточно устойчивой и самонастраивающейся организационно-правовой формы в производстве сельскохозяйственной продукции возросла.

Инфраструктура, обслуживающая личные подсобные хозяйства, является одной из подсистем региональной экономики и призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений подсобных хозяйств с другими формами хозяйствования. Обслуживающую инфрастуктуру можно объединить в шесть групп: производственная; торговая; финансовокредитная и страховая; информационная и кон-

сультационная; правовая и кадровая инфраструктура [1, 2].

Производственная инфраструктура — совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются оказание производственных услуг, обеспечение экономического оборота, создание общих условий для размещения и успешного функционирования производства. Сектор личных подсобных хозяйств является важным сегментом рынка услуг, так как хозяйства в силу малой материальной и финансовой обеспеченности не могут удовлетворить потребности в производственных услугах. По выполненной нами оценке в Омской области, оплаченный спрос на рынке производственных услуг, потребляемых ЛПХ сельского населения, составляет 179,4 млн. руб. Среди выделенных видов услуг наибольшим спросом у ЛПХ пользуются услуги по обработке почвы (17%), организации процессов механизации в животноводстве (15%), ветеринарному обслуживанию (14%), заготовке кор-

мов (12%), ремонту техники (8%), уборке урожая (7%) и прочие виды производственных услуг (27%).

Материально-техническое обслуживание населения производится различными предприятиями, которые оказывают услуги по транспортировке, ремонту и обслуживанию техники, по снабжению запасными частями и ГСМ и др. На начало 2006 г. в Омской области насчитывалось около 1800 предприятий. К институтам рынка услуг относятся ремонтно-технические предприятия и мастерские хозяйств, МТС, базы снабжения и их филиалы, пункты технического обслуживания, гаражи, нефтебазы.

Незначительный объем производственных услуг принадлежит предприятиям по заготовке, хранению и подработке зерна и продуктов его переработки. Хлебоприемные пункты, расположенные на территории Омской области, оказывают населению следующие услуги: реализацию зерна, сушку и хранение продукции, подработку зерна.

Часть производственных ресурсов личные подсобные хозяйства покупают у сельскохозяйственных организаций. В структуре приобретенной продукции на зерновые культуры приходится 52%, продукты переработки зерна (мука, крупа, отруби) — 15%, солому и мякину — 15%, сено — 11%, силос — 2%, сенаж — 2%. Молодняк скота и птицы личные подворья закупают у сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. В 2006 г. населению было реализовано 31,5 тыс. гол. крупного рогатого скота и молодняка, 13,5 тыс. гол. свиней и поросят, 1,6 млн. гол. птицы всех видов. Реализацией птицы всех видов (цыплят, утят, гусят, индюшат, взрослой и подрощенной птицы) в Омской области, по данным на начало 2007 г., занимались 17 организаций и 7 индивидуальных предпринимателей.

За организацию ветеринарного обслуживания населения в Омской области отвечает главное управление ветеринарии, к основным функциям которого относятся: 1) ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов и сырья животного происхождения; 2) лабораторный контроль по качеству и безопасности животноводческой, рыбоводческой, птицеводческой продукции, продуктов пчеловодства; 3) государственный ветеринарный надзор; 4) контроль при реализации продуктов животного происхождения и др.

Организации и предприятия, обслуживающие процесс реализации произведенной личными подсобными хозяйствами продукции, представляют собой торговую инфраструктуру.

Заготовкой молока на начало 2007 г. в Омской области занимались 25 пунктов по приему молока, 6 снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 16 предприятий молочной промышленности, 36 сельско-

хозяйственных организаций, 75 индивидуальных предпринимателей, которыми было охвачено 642 населенных пункта. Данные организации в 2006 г. закупили у населения 36,9 тыс. т молока, что на 21% больше показателя 2005 г.

На начало 2007 г. в Омской области работало 28 пунктов по забою скота более чем в половине районов области. В 2006 г. у населения было закуплено 16,5 тыс. т мяса в живом весе, это на 27% больше объема закупа 2005 г. Кроме пунктов по забою скота закупом мяса и скота у населения занимаются сельскохозяйственные предприятия, индивидуальные предприниматели, мясокомбинаты.

Значительную помощь в реализации произведенной продукции населению области оказывает Губернская ярмарка. При ее работе для сельских товаропроизводителей существует идеальная ситуация, когда они имеют возможность продать свой товар по цене, нужной для них, окупая при этом все затраты на его производство, — весь доход остается у товаропроизводителя. Данная модель имеет короткий цикл, что характеризует низкую наценку на продукцию.

Работа Губернской ярмарки организована на восьми муниципальных рынках города Омска, а также рынках муниципальных образований. Сельскохозяйственные товаропроизводители, минуя посредников, имеют возможность реализации мяса, молока и молочной продукции, продукции птицеводства, пчеловодства, овощеводства и других продуктов.

Ряд проблемных вопросов снабжения, сбыта сельскохозяйственной продукции и кредитования ЛПХ решается за счет потребительских кооперативов. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Омской области в 2006 г. был создан 41 сельскохозяйственный потребительский кооператив (18 снабженческо-сбытовых, 9 перерабатывающих, 14 кредитных). В основном созданные кооперативы выполняют функции по заготовке и переработке молока, по заготовке мяса, по кредитному обеспечению.

Финансово-кредитная и страховая инфраструктура является открытой, трансформирующейся системой, уровень и направления развития которой находятся в непосредственной зависимости от существующей экономической системы. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» в Омской области активно работают ОАО «Россельхозбанк», филиал «ОПСБ «ИНВЕСТСБЕРБАНК» (ОАО) и Сбербанк РФ.

В 2006 г. ЛПХ было выдано 1754 кредита на развитие подсобного хозяйства на сумму 237,3 млн. руб. Лидером по предоставлению кредитов населению на развитие подсобного хозяйства является ОАО «Россельхозбанк», доля выданных

им кредитов составляет 68%, Сбербанком РФ выдано 29% кредитов, филиалом «ОПСБ «ИН-ВЕСТСБЕРБАНКа» - 3%.

На территории Омской области осуществляют свою деятельность 9 филиалов страховых организаций, занимающихся сельскохозяйственным страхованием физических лиц. Основными объектами сельскохозяйственного страхования являются: урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений; сельскохозяйственные животные и птица, принадлежащие гражданам (крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, птица); семьи пчел в ульях; рыба; пушной зверь.

Для эффективного функционирования на аграрном рынке ЛПХ необходима различного рода информация для принятия решения по поводу цены приобретаемых средств, места, времени совершения сделки, минимизации затрат, выбора канала реализации продукции, определения уровня цен и т.п. Информационное обслуживание подсобных хозяйств обеспечивается целой системой организаций, представляющих собой информационную и консультационную инфраструктуру.

В Омской области существует ряд специализированных организаций, осуществляющих информационное обслуживание населения: 1) отдел по информатике, информатизации и консультированию министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Омскстат, Омская торгово-промышленная палата; 2) информационные службы рынков, выставок; 3) областные общественно-политические издания, областные издания аграрного профиля; 4) информационные

агентства «Деловой Омск», «Омск-Информ», «Универсал-Информ» и др.; 5) маркетинговые центры «Компания исследования рынка и общественного мнения», «Агентство региональных исследований» и др.; 6) СибНИИСХ и др.

Важным источником информации является база данных объявлений периодических изданий области и информационно-аналитические системы сети Интернет. В сети Интернет на сайте www.agroresearch.h10.ru размещаются данные мониторинга потенциала ЛПХ, основанные на проведенных нами конъюнктурных опросов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (рис. 1). Основные разделы, характеризующие развитие инфраструктуры, обслуживающей ЛПХ, представлены в динамике, что позволяет своевременно оценивать ситуацию в секторе и принимать меры по регулированию процессов.

Кадровая инфраструктура — комплекс, включающий в себя специалистов необходимой квалификации для комплектования институтов рыночной инфраструктуры, организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров, службы трудоустройства.

Инфраструктура, обслуживающая личные подсобные хозяйства Омской области, представляет собой комплекс взаимосвязанных производств, оказывающих услуги населению по производственному обслуживанию, реализации произведенной продукции, получению дополнительных финансовых ресурсов, информационному обслуживанию, а также способствующих созданию благоприятных экономических условий для их эффективного функционирования. Уровень

% agroresedrch.h1Q.ru - Сайт доктора экономических наук, профессора ОмГАУ Стукача Виктора Федоров - Mi...

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка

© Назад т @ в ® п°"“ о 10- ^5 и - о ш ''¿а

Адрес : I нв] http ¡//agroresearch. h 10. ru/cgi-bin/main. pl?action=main&ra2del=obzor

Yi

Переход Ссылки

| Search Web 11 Upgrade your Toolbar Now ▼ | 0Mail T Help ▼

Цены и прогнозы сектора АПК

Учебнометодические II научные материалы

Аспирантура. Научно педагогическая школа

Деловая игра

О Кафедре

Фотоальбом

Кафедры

Полезные ссылки

Файловый архив

ФОРУМ Архив сообщении Рейтинг

|ІмНИШЯІ|

W Цены и прогнозы сектора АПК

Ш\ Цены за 2005 год и сводные данные за 2003-2005 гг.

Ш\ Динамика цен на основные виды сельскохозяйственной продукции за 20032005 годы (средняя по Омской области)

Û Цена на производственные услуги в АПК

Ш\ Обзор цен на производственные услуги в АПК Омской области на 3-й квартал 2005 г.

Е Обзор цен на производственные услуги в АПК Омской области на 1 марта 2005 г.

Ш\ Обзор цен на производственные услуги в АПК Омской области на 1 июня 2004 г.

Û Мониторинг личных подсобных хозяйств

Ш\ Мониторинг потенциала личных подсобных хозяйств сельского населения Омской области по состоянию на начало 2007 года

Е Мониторинг деятельности личных подсобных хозяйств сельского населения Омской области на первое июня 2006 года

Q Мониторинг деятельности крестьянских хозяйств

Ш\ Мониторинг деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области по состоянию на начало 2007 г. (динамика состояния в сравнении с

А

-

т •S0 Интернет

1 J ПуСК ", Ш =| ?> ^ agroresearch.hlO.ru... 3 http;//agroresearch...,

Рис. 1 - Титульная страница раздела сайта о мониторинге ЛПХ с перечнем информации

1. Меры поддержки личных подсобных хозяйств и инфраструктуры, обслуживающей ЛПХ

Инфраструктура Меры поддержки

Производственная 1. Возмещение части затрат: - по приобретению оборудования для животноводческих ферм, зерносушильных комплексов и сельскохозяйственной техники; - на уплату первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования по лизингу; - разработку проектно-сметной документации при строительстве и реконструкции животноводческих помещений. 2. Субсидирование расходов по формированию земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения ЛПХ и их регистрации. 3. Создание сети потребительских кооперативов (снабженческих, обслуживающих, перерабатывающих). 4. Ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных. 5. Организация искусственного осеменения коров и телок.

Торговая 1. Организация сети закупочных пунктов в сельской местности. 2. Создание сети сбытовых потребительских кооперативов. 3. Развитие работы Губернской ярмарки. 4. Проведение выставок-ярмарок сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ.

Финансово-кредитная и страховая 1. Субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым гражданами, ведущими ЛПХ, для приобретения кормов, молодняка скота и малогабаритной сельскохозяйственной техники. 2. Упрощение процедуры получения субсидий. 3. Развитие страховых услуг и их доступности для населения.

Информационная и консультационная 1. Развитие районных информационно-консультационных центров. 2. Оказание гражданам, ведущим ЛПХ, информационно-консультативной помощи в проведении агрономических, ветеринарных и зоотехнических работ (по вопросам наиболее продуктивных пород скота, сортовых семян овощей и картофеля, высокоэффективных минеральных удобрений) работниками министерства сельского хозяйства и продовольствия, сельских администраций. 3. Распространение через средства массовой информации передового опыта ведения личного подсобного хозяйства. 4. Проведение семинаров сотрудниками банков, осуществляющих кредитование ЛПХ.

Правовая 1. Создание федеральных, региональных целевых программ развития инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства. 2. Создание муниципальных программ развития инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства, направленных на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки ЛПХ.

Кадровая 1. Повышение квалификации граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. 2. Повышение квалификации сотрудников, работающих в организациях, обслуживающих ЛПХ.

развития инфраструктуры, обслуживающей ЛПХ, не отвечает их потребностям в производственных, финансовых и других ресурсах. Таким образом, развитие институтов данной инфраструктуры невозможно без государственного управления, поддержки и результативной концепции развития. Нами предложены меры поддержки личных подсобных хозяйств и инфраструктуры, обслуживающей ЛПХ (табл. 1) в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК», Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» от 7.07.2003 г. №112—ФЗ, Целевой программой Омской области «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе до 2010 г.» и подходами по оказанию поддержки малому предпринимательству, заложенными в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

Таким образом, инфраструктура, обслуживающая личные подсобные хозяйства, представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих эффективное функционирование ЛПХ посредством организации процесса производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Эффективная работа институтов инфраструктуры ведет к сокращению производственных расходов, снижению трансакционных издержек подсобных хозяйств, что положительно отражается на их функционировании.

Литература

1. Новоселов, А.С. Теория региональных рынков: учебник / А.С. Новоселов. Ростов-н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.

2. Стукач, В.Ф. Региональная инфраструктура АПК: уч. пособие / В.Ф. Стукач. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. 320 с.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.