Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM / CREDIT AND FINANCIAL MARKET / INFRASTRUCTURE / FINANCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хашева З.М., Чумакова Н.А., Милованов В.Ф.

Финансово-кредитный рынок России в настоящее время находится в процессе институционального преобразования, о чем свидетельствуют массовые отзывы лицензий на осуществление банковской, кредитной и иной финансовой деятельности у ряда кредитно-финансовых организаций. При этом данный процесс сильно влияет на инфраструктуру кредитного рынка России, как в положительном, так и в отрицательном ключе. Негативным эффектом данной деятельности можно назвать количественное сокращение экономических агентов, предоставляющих ряд финансовых услуг, что, во-первых, пагубно влияет на структуру кредитного рынка, разрывая существующие экономические связи между различными агентами, и, во-вторых, подрывает доверие к финансовым институтам среди населения. С другой стороны, у этого процесса есть также ряд положительных эффектов, в частности, это «оздоровление» финансово-кредитного рынка России и его качественное развитие в результате принятия ряда нормативно-правовых актов, стандартов, требований. Это позволяет избавиться от деятельности на финансово-кредитном рынке недобросовестных экономических субъектов и сокращает общее количество конфликтных ситуаций между ними и клиентами. Также это увеличивает качество предоставляемых услуг, что, по своей сути, является инфраструктурным звеном кредитного рынка. Немаловажным фактором, влияющим на развитие инфраструктуры финансово-кредитного рынка России, являются международные экономические санкции, которые подрывают развитие всего института в целом и пагубно влияют на международное сотрудничество. Для минимизации негативных эффектов от экономических санкций необходима мобилизация внутренних ресурсов экономических субъектов для реализации проектов развития национальной экономики, в особенности его реального сектора, что, в свою очередь, активизирует деятельность финансовых (в том числе и кредитных) организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the infrastructure of the credit and financial market of the Russian Federation

The financial and credit market of Russia is currently in the process of institutional transformation, as evidenced by the mass reviews of licenses for banking, credit and other financial activities of a number of credit and financial institutions. At the same time, this process strongly affects the infrastructure of the Russian credit market, both in a positive and negative way. The negative effect of this activity can be called the quantitative reduction of economic agents providing a number of financial services, which, firstly, in part, adversely affects the structure of the credit market, breaking the existing economic ties between different agents, and, secondly, undermines confidence in financial institutions among the population. On the other hand, this process also has a number of positive effects, in particular, the "improvement" of the financial and credit market in Russia and its qualitative development as a result of the adoption of a number of regulations, standards and requirements. This allows to get rid of activities in the financial and credit market of unscrupulous economic entities and reduces the total number of conflicts between them and customers. Also, it increases the quality of services, which, in its essence, is an infrastructure link of the credit market. An important factor affecting the development of the Russian financial and credit market infrastructure is international economic sanctions, which undermine the development of the institution as a whole and adversely affect international cooperation. To minimize the negative effects of economic sanctions, it is necessary to mobilize the internal resources of economic entities for the implementation of projects for the development of the national economy, especially its real sector, which, in turn, activates the activities of financial (including credit) organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2) строительство предприятий вести согласно разработанным долгосрочным программам развития отрасли в сочетании с генеральным планом развитие территории;

3) своевременно производить текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений;

4) осуществлять систематическую модернизацию производства и предоставления услуг;

5) не перегружать территорию объектами инфраструктурного комплекса;

6) определить перспективы развития отрасли, ее особенности специализации, территориальное размещение предприятий, и согласно Программе планомерно осуществлять инвестиционные вложения;

7) выявлять слабые стороны социально-экономических ресурсов края и своевременно производить корректировку развития отрасли.

Источники:

1. Захарова И.Ю., Юшин Е.В. Туристская отрасль как вектор развития экономики Краснодарского края. // В сборнике: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы VII Международной Интернет-конференции. 2018. С. 298-303.

2. Захарова И.Ю., Минеев С.С. Анализ состояния туристской отрасли Краснодарского края. // В сборнике: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы VII Международной Интернет-конференции. 2018. С. 293-297.

3. Захарова И.Ю., Хачатрян А.А. Влияние экологической составляющей на развитие туристской подотрасли экономики Краснодарского края.// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33). С. 52-55.

Sources:

1. Zakharova I.Yu., Yushin E.V. Tourism industry as a vector of economic development of the Krasnodar Territory. // In the collection: The strategy of development of the industry of hospitality and tourism materials of the VII International Internet conference. 2018. pp. 298-303.

2. Zakharova I.Yu., Mineev S.S. Analysis of the state of the tourist industry of Krasnodar region. // In the collection: The strategy of development of the industry of hospitality and tourism materials of the VII International Internet conference. 2018. pp. 293-297.

3. Zakharova I.Yu., Khachatryan A.A. The influence of the environmental component on the development of the tourism sub-sector of the economy of Krasnodar Region. // Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017. No. 3-2 (33). Pp. 52-55.

З.М. Хашева

профессор кафедры экономики, д.э.н., Южный институт менеджмента

Z.M. Khasheva

professor of economics, Southern Institute of Management (zarema_muratovna@mail. ru, 88612338506)

Н.А. Чумакова

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

Южный институт менеджмента N.A. Chumakova

senior lecturer of the Department of accounting, analysis and audit Southern Institute of Management

(orinat@mail.ru, 89184909042) В. Ф. Милованов

студент направления подготовки Экономика, Южный институт менеджмента

V.F. Milovanov

student of the direction ofpreparation Economics Southern Institute of Management

(kashtun98@mail.ru, 89385292944)

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Финансово-кредитный рынок России в настоящее время находится в процессе институционального преобразования, о чем свидетельствуют массовые отзывы лицензий на осуществление банковской, кредитной и иной финансовой деятельности у ряда кредитно-финансовых организаций. При этом данный процесс сильно влияет на инфраструктуру кредитного рынка России, как в положительном, так и в отрицательном ключе. Негативным эффектом данной деятельности можно назвать количественное сокращение экономических агентов, предоставляющих ряд финансовых услуг, что, во-первых, пагубно влияет на структуру кредитного рынка, разрывая существующие экономические связи между различными агентами, и, во-вторых, подрывает доверие к финансовым институтам среди населения.

С другой стороны, у этого процесса есть также ряд положительных эффектов, в частности, это «оздоровление» финансово-кредитного рынка России и его качественное развитие в результате принятия ряда норма-

тивно-правовых актов, стандартов, требований. Это позволяет избавиться от деятельности на финансово-кредитном рынке недобросовестных экономических субъектов и сокращает общее количество конфликтных ситуаций между ними и клиентами. Также это увеличивает качество предоставляемых услуг, что, по своей сути, является инфраструктурным звеном кредитного рынка.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие инфраструктуры финансово-кредитного рынка России, являются международные экономические санкции, которые подрывают развитие всего института в целом и пагубно влияют на международное сотрудничество. Для минимизации негативных эффектов от экономических санкций необходима мобилизация внутренних ресурсов экономических субъектов для реализации проектов развития национальной экономики, в особенности его реального сектора, что, в свою очередь, активизирует деятельность финансовых (в том числе и кредитных) организаций.

Annotation. The financial and credit market of Russia is currently in the process of institutional transformation, as evidenced by the mass reviews of licenses for banking, credit and other financial activities of a number of credit and financial institutions. At the same time, this process strongly affects the infrastructure of the Russian credit market, both in a positive and negative way. The negative effect of this activity can be called the quantitative reduction of economic agents providing a number of financial services, which, firstly, in part, adversely affects the structure of the credit market, breaking the existing economic ties between different agents, and, secondly, undermines confidence in financial institutions among the population.

On the other hand, this process also has a number of positive effects, in particular, the "improvement" of the financial and credit market in Russia and its qualitative development as a result of the adoption of a number of regulations, standards and requirements. This allows to get rid of activities in the financial and credit market of unscrupulous economic entities and reduces the total number of conflicts between them and customers. Also, it increases the quality of services, which, in its essence, is an infrastructure link of the credit market.

An important factor affecting the development of the Russian financial and credit market infrastructure is international economic sanctions, which undermine the development of the institution as a whole and adversely affect international cooperation. To minimize the negative effects of economic sanctions, it is necessary to mobilize the internal resources of economic entities for the implementation of projects for the development of the national economy, especially its real sector, which, in turn, activates the activities of financial (including credit) organizations.

Ключевые слова: финансовая система РФ, кредитно-финансовый рынок, инфраструктура, финансовые институты.

Keywords: Russian financial system, credit and financial market, infrastructure, financial institutions.

Развитие полноценных рыночных отношений невозможно без такого важного структурного элемента как кредитный или финансово-кредитный рынок. Кредитный рынок представляет собой уникальную структуру, обладающую определенными специфическими чертами. В настоящее время кредитный рынок занимает особое положение как в системе рыночных отношений, так и в системе рыночного регулирования экономики.

По причинам того, что в отечественной литературе нет единого определения понятия «кредитный рынок», необходимо дать конкретное определение, на основе которого будет строиться последующий анализ. Кредитный рынок представляет собой особую сферу рыночных отношений, в которой происходит купля-продажа кредитных ресурсов с целью их использования для удовлетворения потребностей клиентов [2].

Основообразующим компонентом деятельности кредитного рынка является наличие кредитной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность различных финансовых институтов, обеспечивающих его работоспособность посредством выполнения торговых, организационных и информационных функций [1]. Эффективно развитая инфраструктура финансового рынка способствует увеличению количества его участников и объему совершаемых сделок между ними, совершенствованию деятельности финансовых институтов и появлению новых видов финансовых инструментов и услуг [4].

Важнейшими ключевыми элементами инфраструктуры кредитного рынка являются: банки и кредитно-финансовые институты; коллекторские агентства; кредитные рейтинговые агентства; бюро кредитных историй (кредитные бюро); учебные заведения, готовящие специалистов банковского дела; правовое обеспечение функционирования кредитной системы. Ключевым компонентом кредитного рынка выступают именно банки и кредитно-финансовые институты, которые в своей совокупности образуют ее основу. Именно на данном компоненте базируются все остальные элементы кредитно-финансового рынка. Основные показатели, отражающие состояние данных организаций, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Количество и структура кредитных организаций в России [9]

Параметры 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г

Количество зарегистрированных кредитных организаций 1052 1024 978 567 506

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн. руб. 1598428 2333974 2381043 2513715 2634945

Филиалы кредитных организаций на территории РФ 1737 1431 1115 907 779

Представительства действующих кредитных организаций 315 310 286 266 321

Дополнительные офисы кредитных организаций 23367 21901 20102 19812 20338

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что за последние пять лет сократилось как общее количество кредитных организаций, так и количество их структурных подразделений. Количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось на 51,9 %, число филиалов кредитных организаций - на 55,2 %. Также сократилось число дополнительных офисов кредитных организаций на 13 %. В то же время, зарегистрированный уставный капитал кредитных организаций увеличился на 64,8 %, а количество представительств кредитных организаций возросло на 1,9 %.

Количественные показатели демонстрируют регресс кредитно-финансовой системы Российской Федерации, поскольку в результате сокращения числа кредитных организаций снижается уровень конкуренции на кредитно-финансовом рынке. При этом важно отметить, что на протяжении всего анализируемого периода улучшались качественные параметры функционирования кредитных организаций. В частности, в рамках реализации стратегии развития финансового рынка Российской Федерации, которую осуществляет Банк России, были достигнуты следующие промежуточные итоги [3,5]:

- разработаны единые стандарты кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- переработаны и ужесточены требования к деловой репутации руководителей финансовых организаций;

- создана специализированная организация по противодействию незаконной деятельности на финансовом рынке;

- разработан и принят закон о синдицированном кредите (займе);

- введена система пропорционального контроля в отношении кредитных организаций;

- введены международные стандарты банковского регулирования Базель II и Базель III;

- разработан порядок расчета и соблюдения системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) во всех валютах на консолидированной основе;

- реализован механизм, предусматривающий прямое участие Центрального Банка в капитале санируемых банков в целях финансового оздоровления кредитных организаций;

- введена система оценок качества и результатов работы кредитных организаций.

Необходимо пояснить, что все количественные сокращения экономических агентов кредитного рынка напрямую связаны с увеличением и ужесточением их качественных показателей, что благоприятно влияет на всю кредитную систему России.

Важным инфраструктурным элементом финансово-кредитного рынка выступает система коллекторских агентств. В настоящее время в России насчитывается 211 подобных организаций. Долгое время сфера возврата просроченной задолженности практически не регламентировалась на территории России законодательными актами. Относительно недавно (в 2016 году) был принят Федеральный закон № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Данный законотворческий акт в значительной степени упорядочил деятельность коллекторских фирм и закрепил методы их взаимодействия с заемщиками. Тем не менее, в условиях обострения социально-экономической нестабильности и сокращения реальных доходов населения России, следует ожидать увеличения кредиторской задолженности среди домашних хозяйств, что, вероятнее всего, неблагоприятно скажется на взаимодействии граждан с данным институтом [11].

Другим компонентом инфраструктуры кредитного рынка выступают рейтинговые агентства. В России на сегодняшний день действует 5 кредитных рейтинговых агентств, причем 2 из них являются отечественными, остальные же являются филиалами (представительствами) иностранных кредитных рейтинговых агентств. Данный элемент инфраструктуры кредитного рынка имеет ряд неоднозначных оценок. А именно, эффективность деятельности рейтинговых агентств зачастую подвергается критике, в особенности, после мирового финансового кризиса 2008 года, который, по своей сути, возник по причинам неверной оценки рисков по кредитным обязательствам [1].

В связи со спецификой деятельности рейтинговых агентств, нам кажется мало эффективной позиция государственного вмешательства в развитие данного элемента, так как, по своей сути, он состоит из трех факторов. Во-первых, это наличие определенного количества крупных конкурирующих корпораций на территории государства; во-вторых, это их активная деятельность на фондовом рынке; в-третьих, это плотное международное сотрудничество транснациональных корпораций. Ввиду международных санкций, которые на сегодняшний день ограничивают полноценное развитие направлений, озвученных выше, маловероятным представляется сценарий, при котором данные институты продемонстрируют бурное развитие в ближайшие годы.

Другим, немаловажным элементом инфраструктуры, позволяющим избежать привлечения коллектор-ских агентств, являются услуги кредитных бюро - организаций, занимающихся проверками кредитоспособности партнеров на основе аудиторских и финансовых проверок. В настоящее время в России действует 13 кредитных бюро, надзор за деятельностью которых ведет Банк России. Основным документом, регламентирующим их деятельность, является Федеральный закон «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) [6].

По мере своего развития, данные организации удаляются от функции обыкновенного хранилища данных и предоставляют для кредитного рынка все больше аналитических услуг, что благоприятно влияет на весь сегмент кредитного рынка. Важной отличительной особенностью данных организаций от кредитных рейтинговых

агентств, является их возможность сбора и предоставления информации о физических лицах, что упрощает деятельность большинства микрофинансовых организаций [3].

По данным газеты «Коммерсант», за 2017 год Федеральная служба судебных приставов получила более 16,5 тысяч жалоб граждан на нарушение закона о взыскании долгов физических лиц. При этом большая часть данных жалоб пришлась на микрофинансовые организации (37,7 %) и коллекторские агентства (35,2 %), доля жалоб на банковские службы по возврату задолженности составила 14,8 % [8]. Стоит отметить, что по статистике другого регулятора - Центрального Банка - за 2017 год поступило почти 13 тысяч жалоб, 85 % которых пришлось на микрофинансовые организации [6]. Данная статистика может говорить о недостаточной проработанности законодательства в отношении микрофинансовых организаций.

Следует также отметить, что финансово-кредитный рынок России на данный момент находится в процессе институционального преобразования. Об этом, непосредственно, говорят факты отзывов регулятором лицензий на осуществление банковских, кредитных и иных операций, ведется активная работа по определению мер наказания для ряда финансовых организаций по причинам банкротства, несостоятельности и недостаточной прозрачности проводимых операций. Тем не менее, проводимая политика, вероятнее всего, даст положительный результат, но следует отметить и факт того, что на сегодняшний день данные действия снижают уровень доверия со стороны населения как к кредитному рынку, так и к финансовому сектору.

18 октября 2018 г. Банк России представил Проект «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» [7], в котором в качестве долгосрочных стратегических ориентиров рассматривается формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, обеспечение финансовой стабильности и доступности финансовых услуг.

Особое место в Проекте отводится созданию благоприятной среды для цифровизации финансового рынка. В рамках этого направления предполагается регламентировать работу роботов-советников, а именно защитить права пользователей и расширить возможности применения указанных роботов на финансовом рынке [10].

В число планируемых к осуществлению мероприятий до 2021 года вошли также вопросы развития платежной инфраструктуры. Банк России планирует продолжить работу над созданием и последующим развитием системы быстрых платежей, которая обеспечит возможность переводов денежных средств в режиме реального времени по номеру мобильного телефона между физическими лицами, а также в адрес юридических лиц и госорганов.

Кроме этого в Проекте рассматриваются вопросы, касающиеся интеграции в рамках ЕАЭС, повышения финансовой доступности, развития сектора коллективных инвестиций и доверительного управления и др. В рамках противодействия недобросовестным практикам в 2019-2021 годах предполагается закрепить в законодательстве институт сделки с Регулятором, дающий ему право смягчать или не применять к нарушителю меры воздействия за нарушения, связанные с манипулированием рынком и неправомерным использованием инсайдерской информации в обмен на активное содействие расследованию и компенсацию причиненного вреда [7].

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время в России происходит реформация всей финансовой системы. Актуальным остается вопрос повышения уровня сформированное™ и функционирования инфраструктуры кредитно-финансового рынка, которая должна обеспечить ускорение и повышение эффективности внедрения и использования финансовых инструментов и активов.

В целях реализации проектов модернизации и структурной перестройки экономики необходима мобилизация внутренних ресурсов экономических субъектов для кредитования реального сектора экономики, повышения уровня и качества финансово-кредитных услуг. В совокупности это обеспечит необходимые условия для развития национальной экономики.

Источники:

1 Афанасьева О.Н., Часовских П.М., Рунова Е.Г. Современная инфраструктура кредитной системы: монография. - М.: РУСАЙНС, 2017. - 126 с.

2 Барсуков М. В. Кредитный рынок России: тенденции и перспективы // Auditorium. 2014. №4 (4). URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/kreditnyy-rynok-rossii-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 14.11.2018).

3 Кушу С.О. Финансовый рынок: современные проблемы, перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76). С. 541-544.

4 Мандрон В.В., Зверев А.В., Мишина М.Ю. Финансовые рынки современной России: особенности регулирования и тенденции развития // Вестник БГУ. 2018. №1 (35). C. 226-234.

5 Мокропуло А.А. Банковское кредитование как фактор реализации политики импортозамещения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 1030-1032.

6 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. https://www.cbr.ru/

7 Проект Банка России от 18.10.2018 г. «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» // http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41540/onfr_2019-21(project).pdf

8 Самусева С. Жалобы взаймы // https://www.kommersant.ru/doc/3559915

9 Статистический бюллетень Банка России. 2018. № 10 (305). https://www.cbr.ru/Collection/CoUection/File/9390/Bbs1810r.pdf

10 Суслов Г.С., Ермоленко О.М. Кредитные технологии и их реализация через банковский сектор // Современная финансово-кредитная система: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2018. - С. 304-308.

11 Хашева З.М., Артеменко Д.А. Анализ основных проблем функционирования и тенденций развития финансового рынка России // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании - 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках. Материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017. - С. 210-221.

Sources:

1 Afanasyeva O.N., Chasovskikh P.M., Runova E.G. Modem infrastructure of the credit system: monograph. - M.: RUSAYNS, 2017. - 126 p.

2 Barsukov M. V. Credit market of Russia: trends and prospects // Auditorium. 2014. №4 (4). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/kreditnyy-rynok-rossii-tendentsii-i-perspektivy (date accessed: 14.11.2018).

3 Kushu S. O. Financial market: current problems and prospects of development // Economy and entrepreneurship. 2016. No. 11-4 (76). P. 541-544.

4 Mandron V. V., Zverev A.V., Mishina M.Yu. Financial markets of modern Russia: features of regulation and trends of the BSU. 2018. №1 (35). 226-234.

5 Mokropulo A. Bank lending as a factor in the implementation of the import substitution policy // Economics and entre-preneurship. 2016. № 5 (70). P. 1030-1032.

6 Official website of the Central Bank of the Russian Federation. https://www.cbr.ru/

7 The project of the Bank of Russia 18.10.2018. "The Main directions of development of the financial market of the Russian Federation for the period 2019-2021 years" // http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41540/onfr_2019-21(project).pdf

8 Samuseva S. Complaints borrow // https://www.kommersant.ru/doc/3559915

9 Statistical Bulletin of the Bank of Russia. 2018. № 10 (305). https://www.cbr.ru/Collection/Collec-tion/F ile/9390/Bbs1810r.pdf

10 Suslov G. S., Ermolenko O. M. Credit technologies and their implementation through the banking sector // Modern financial and credit system: theory and practice. Materials of the international scientific-practical conference. Krasnodar: Krasnodar TSNTI, 2018. - P. 304-308.

11 Khasheva Z. M., Artemenko D. A. Analysis of the main problems of functioning and tendencies of development of Russian financial market // Interdisciplinarity in modern socio-humanitarian knowledge - 2017. Academic world in interdisciplinary practices. Materials of the Second annual all-Russian scientific conference. - Rostov-on-don: southern Federal University, 2017. - Pp. 210-221.

УДК 338

Г.И. Шибиченко Кандидат социологических наук

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо - Кавказский федеральный университет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G.I. Shibichenko PhD in sociology

Institute of service, tourism and design (branch) of Federal state Autonomous educational institution of

higher professional education "North-Caucasus Federal

e-mail: grisha721@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ

Аннотация. В статье поднята тема, касающаяся проблем, которые сопровождают развитие малого и среднего предпринимательства. Бизнес является важнейшим фактором развития рыночной экономики. Эффективность развития хозяйственной деятельности государства зависит от количества предпринимательских структур, действующих в государстве. Создание позитивных условий для развития предпринимательства способствует увеличению доходов для граждан и получению налогов для государства.

Государственная поддержка бизнеса - это различные направления правового, экономического и политического характера, способствующие развитию предпринимательства, учитывающие интересы субъекта экономической деятельности и всех структур государства.

Основными проблемами, препятствующими развитию бизнеса в России, являются недостаток финансирования, величина налогового бремени, давление надзорных органов. Это приводит к росту теневого бизнеса. Данные проблемы могут быть решены за счет развития комплексной государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Annotation. The article raised a topic relating to the problems that accompany the development of small and medium enterprises. Business is the most important factor in the development of the market economy. The effectiveness of the development of economic activity of the state depends on the number of business structures operating in the state. The creation of positive conditions for the development of entrepreneurship contributes to an increase in income for citizens and the receipt of taxes for the state.

State support of business - a variety of areas of legal, economic and political nature, contributing to the development of entrepreneurship, taking into account the interests of the subject of economic activity and all structures of the state.The main problems hindering the development of business in Russia are the lack of funding, the magnitude of the tax burden, and pressure from supervisory authorities. This leads to an increase in the shadow business. These problems can be solved through the development of comprehensive state support for small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.