РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Аннотация. Инфраструктурное развитие является важным направлением государственного регулирования. Это - капиталоемкая сфера, требующая формирования соответствующих условий для инклюзивного развития и привлечения ресурсов. Постоянно изменяющиеся условия требуют постоянной актуализации мер поддержки сферы инфраструктуры со стороны государства.
Ключевые слова. Инфраструктурное развитие, меры государственной поддержки, социально-экономической развитие.
Bourenkov A.V., Todovyanskaya A.V.
INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT: KEY PRINCIPALS OF QUALIFIED INFRASTRUCTURE INVESTMENTS
Abstract. Infrastructure development is an important aspect of state regulation not only as a key factor of social economic development, but also as capital-intensive sphere which requires a certain conditions for inclusive development and attracting resources. Unstable factors of external environment demand actualization of measures of State support for infrastructure development sphere.
Keywords. Infrastructure development, measures of State support, social economic development.
Введение
Развитие инфраструктуры традиционно является важным. Это - один из главных факторов социально-экономического развития, формирующий мультипликативные эффекты. В то же время, это -капиталоемкая сфера, требующая формирования соответствующих условий для привлечения частных инвестиций. При этом, как и показатели экономической эффективности, важными сегодня представляются характеристики проектов неэкономической природы или ESG-факторы, учет которых не только формирует условия инклюзивного развития, но и все в большей степени влияет на инвестиционные решения. Возрастающее число международных, особенно институциональных, инвесторов фокусируют свое внимание на ответственном инвестировании. Данные тенденции диктуют новые требования к инфраструктурным проектам, что в мировой практике реализуется через систему сертификации и оценки.
Представленная статья является расширенной и дополненной версией экспертного заключения, ранее опубликованного авторами по итогам ПМЭФ-2021 [1]. В статье анализируются текущие тренды инфраструктурного развития в России и мире, а также российская национальная система оценки каче-
ГРНТИ 06.73.07 EDN NXCCRA
© Буренков А.В., Тодовянская А.В., 2022
Андрей Валерьевич Буренков - начальник управления имущественного комплекса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Анастасия Владимировна Тодовянская - кандидат экономических наук, финансовый менеджер ООО «Про-ект77/7».
Контактные данные для связи с авторами (Буренков А.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: 8 (812) 458-97-30. E-mail: bav@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 05.06.2022.
ства и сертификации инфраструктурных проектов, позволяющая всесторонне оценить слабые и сильные стороны инфраструктурного проекта и ориентироваться на эталонные показатели, сформулированные с учетом передовых практик реализации эффективных инфраструктурных проектов.
Инфраструктурное развитие в мире и РФ в современных условиях
Согласно имеющимся оценкам, денежное выражение потребности в области инфраструктурного развития в мире, с учетом современной экологической повестки, вырастет за 15 лет с 3.9% до 9.7% мирового ВВП к 2030 г. и достигнет к 2040 г. 12,5 трлн евро [9]. При этом, данная сфера остается чувствительной к внешним шокам и требует постоянной актуализации мер поддержки со стороны регуляторов. За редкими исключениями последствия пандемии по результатам 2020 г. привели к резкому падению инвестиционной активности на мировом рынке инфраструктурных проектов: на европейском рынке падение составило 27% по сравнению с 2019 г., в развивающихся странах капиталовложения в ГЧП-проекты снизились на 52%, на 75% упали объемы в АТР, в Китае по итогам 2020 г. инвестиции в новые проекты сократились с $26,3 млрд до $6 млрд [3].
Снижение общемировых потоков прямых иностранных инвестиций по итогам 2020 г. составило 40% [10]. Падение активности в сфере инфраструктурного развития связано с такими факторами, как резкое падение числа инициированных проектов и принятие решений по приостановке реализации проектов, повышенные риски в отношении выполнения особых обязательств и снижение спроса в данной сфере (кроме инфраструктурных объектов здравоохранения). Тем не менее, участники рынка наблюдали его восстановление уже к концу 2020 г., что имело выражение в росте инвестиций. Инфраструктурные проекты остаются привлекательными для частных инвесторов, демонстрируя на протяжении последнего времени высокие и устойчивые показатели отдачи на вложенный капитал [8].
Восстановление сферы сопровождается следующими тенденциями: корректировка среднего объема инвестиций в проекты с 243 млн долл. США в 2019 г. до 83 млн долл. США в 2020 году; рост доли малых проектов с 53% до 59%; рост доли проектов, финансируемых международными финансовыми институтами; сокращение числа проектов в транспортной инфраструктуре; рост активности в сфере развития возобновляемых источников энергии. Восстановление активности в сфере инфраструктуры важно не только для социально-экономического развития, но и связано с такими мегатрендами, как изменение климата, урбанизация, изменяющаяся половозрастная структура населения, растущий спрос на качественные государственные услуги.
Повсеместно в сложившихся условиях формировались новые пакеты государственной поддержки инфраструктурного развития прямого и косвенного типа: в ЕС разработана программа Green Deal, ориентированная на устойчивое развитие и углеродную нейтральность, в рамках которой до 2050 г. планируется реализация проектов на общую стоимость свыше 1 трлн евро; в США в 2021 г. принят план восстановления объектов транспортной, социальной и прочей инфраструктуры стоимостью 1,2 трлн долл. США; в Италии и Германии расширены программы развития железнодорожной инфраструктуры до 2023 и 2030 гг.; в Бразилии активно реализуется программа по развитию портовой и дорожной инфраструктуры [3].
В Российской Федерации можно констатировать восстановление рынка инфраструктурного развития после корректировки на фоне пандемии, что особенно ярко проявляется в социальной сфере и в развитии городской инфраструктуры. В течение 2021 г. было анонсировано на 33% больше концессионных и ГЧП конкурсов, чем в 2020 г., стоимостью, четырехкратно превышающей прошлогодние показатели (447,9 млрд руб.). Согласно предварительным расчетам, растут не только объемы капиталовложений в сфере инфраструктурного развития, но и доля частных инвестиций (рис. 1). Лидирующими сферами в РФ в 2021 г. являются транспортная, социальная и коммунально-энергетическая.
Быстрое восстановление было возможно благодаря новым мерам, программам и инструментам государственной поддержки инфраструктурного развития. Например, программа строительства школ в рамках концессионных соглашений предполагает 295 млрд руб. частных инвестиций, в рамках разработанной программы строительства кампусов планируется создать не менее 27 современных кампусов к 2026 году, «Дальневосточная концессия» представляется механизмом возмещения до 100% затрат инвестора на создание инфраструктуры на протяжении до 20 лет после ввода объекта в эксплуатацию, программы федеральной бюджетной поддержки и новые льготные источники привлечения финансирования формируют благоприятные условия реализации проектов [3].
Успешно реализуются пилотные проекты по строительству школ и дошкольных образовательных учреждений субъектами РФ в раках использования механизма «облигаций для финансирования инфраструктуры» с участием АО ДОМ.РФ общей стоимостью, превышающей 190 млрд руб. [5]. Данный вектор развития соответствует общемировой практике - инфраструктурные облигации являются одним из ключевых инструментов финансирования реализации инфраструктурных проектов [2].
I Общий объем ■ Объем частных инвестиции, млрд. руб.
«законтрактованных» инвестиции, млрд. руб.
2020 2021
Рис. 1. Объемы привлекаемых в ГЧП-проекты инвестиций в РФ [3]
Сегодня помимо традиционно важных вопросов экономической эффективности инфраструктурных проектов, не менее важными становятся аспекты неэкономической природы. Важной стала задача создания качественной инфраструктуры, обеспечивающей инклюзивное развитие. Для Российской Федерации данная задача также является ключевой: в течение 2021 г. продолжается адаптация Принципов качественных инфраструктурных инвестиций (QII) и Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) в рамках Российской национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов.
IRIIS - Российская национальная система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов
В 2019 г. были сформулированы и одобрены Принципы качественных инфраструктурных инвестиций (Принципы QII, G20), способствующие развитию качественных, инклюзивных и привлекательных для частных инвесторов инфраструктурных проектов. Данные Принципы комплексно охватывают разные аспекты планирования и реализации инфраструктурных проектов (рис. 2) с учетом факторов экономической и неэкономической природы.
Практическим выражением разработанных принципов стала Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов РФ IRIIS (Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability). Внедрение в систему оценки данных принципов позволяет отразить не только современную повестку ЦУР ООН, но и максимально учесть требования к инвестиционным проектам со стороны крупных международных фондов и инвесторов, особенно институциональных, стратегия развития которых ориентирована на устранение инфраструктурного разрыва, требующего оценочно триллионы долларов США.
Российская национальная система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS была разработана в 2020 году совместно ВЭБ.РФ, Национальным Центром ГЧП и АИКОМ. Система преследует цели повышения качества инфраструктурных инвестиций в РФ, интенсификации инвестиционной активности, следования принципам устойчивого развития и учета ESG-факторов. Такие цели в полной мере соответствуют лучшим практикам в мире. В частности, Национальная инфраструктурная стратегия Великобритании ориентирована на аналогичные приоритеты, а именно восстановление экономики после пандемии, декарбонизация, повышение эффективности проектов и производительности экономики, а также привлечение частных инвестиций в инфраструктуру [4].
Согласно планам, завершение пилотной апробации и полномасштабный запуск IRIIS состоится в конце 2021 г., результаты первого этапа апробации на реальных проектах были представлены в рамках Петербургского международного экономического форума - 2021. Пилотную оценку прошел проект «Восточный выезд» из Уфы на федеральную дорогу М-5 «Урал», получивший «золотой» уровень достижения по итогам сертификации, общий объем инвестиций в реализацию которого составляет
40 млрд руб. [3]. Также оценку проходит проект строительства железной дороги к ОЭЗ «Калуга» в рамках концессионного соглашения между ОАО «РЖД» и Калужской областью. Инициаторы и все заинтересованные участники смогут, используя IRIIS, получить качественную оценку своих инфраструктурных проектов, оценить возможные риски и слабые стороны, анализировать возможность получения льготного финансирования, а также получить статус эталонного проекта в соответствии с международными практиками.
1. Соответствие ЦУР ООН и обеспечение роста национальной экономики
• формирование благоприятных условий для экономической деятельности
• продвижение ЦУР
• обеспечение доступности информации о проектах
2. Экономическая эффективность на всех этапах жизненного цикла проекта
• системность анализа денежных потоков проекта (cost-benefit analysis)
• нивелирование рисков в отношении CAPEX, срывов сроков инвестиционной стадии и рисков этапа эксплуатации
• внедрение инновационных технологий в рамках максимизации экономической эффективности
3. Экологическая повестка
• минимизация рисков экологического характера на всех этапах жизненного цикла проекта
• предоставление данных о воздействии на окружающую среду для всех участников проекта
4. Резистентность к природным катастрофам
•разработка и внедрение инструментов нивелирования рисков природных катастроф
• страхование рисков
5. Социальная ориентированность
• доступность инфраструктуры для пользователей без дискриминации
• реализации принципов инклюзивности на протяжении всего жизненного цикла проекта
• справедливая кадровая политика
• безопасные условия труда, благоприятная атмосфера в коллективе
6. Эффективность системы корпоративного управления и траспарентность в рамках принятия
инвестиционных решений
•транспарентность процесса закупок
• эффективность взаимодействия органов власти при планировании и реализации проектов
• антикоррупционное регулирование
Рис. 2. Принципы качественных инфраструктурных инвестиций (Принципы QII, G20) [7]
Сертификация IRIIS применима в подавляющем большинстве отраслей инфраструктурного развития и предполагает оценку проекта на каждом отдельном этапе его реализации, она включает 27 критериев, отражающих три аспекта: «Экономика и управление», «Качество жизни», «Экология и климат» (рис. 3), оценивающих эффективность реализации инфраструктурных проектов экономической и неэкономической природы. Система управления инфраструктурным проектом должна соответствовать принципам максимизации экономической эффективности и устойчивого развития, а также целям стратегического развития Российской Федерации.
Для реализации данных принципов в рамках аспекта «Экономика и управление» отражены требования в отношении финансовой и правовой структуры проекта, внутренних и внешних коммуникаций, а также оценки и нивелирования рисков. Аспект «Качество жизни» включает требования в отношении качественных характеристик инфраструктурных проектов, кадровой политики, строительных работ, включая вопросы утилизации инфраструктурных проектов и сохранения объектов культурного наследия. Аспект «Экология и климат» раскрывает требования в отношении взаимодействия проектов с окружающей средой и включает комплекс требований и оценок в отношении водо-, ресурсоемкости, а также энергоэффективности.
•ЭУ-1 Реализация принципов качественных инфраструктурных инвестиций и целей устойчивого развития
• ЭУ-2 Соответствие приоритетам стратегического планирования
• ЭУ-3 Целесообразность реализации и осуществимость проекта
• ЭУ-4 Качество структурирования проекта
• ЭУ-5 Управление рисками и выгодами проекта
• ЭУ-6 Внутренние коммуникации и управление кадровыми ресурсами
• ЭУ-7 Взаимодействие между проектной командой и заинтересованными сторонами
Качество жизни
•КЖ-1 Безопасные и комфортные условия труда
• КЖ-2 Минимизация отрицательного воздействия строительства
• КЖ-3 Создание рабочих мест
• КЖ-4 Качество объекта для пользователей
• КЖ-5 Мобильность и доступ
• КЖ-6 Целостность архитектурно-художественного облика территории
• КЖ-7 Сохранение объектов культурного наследия
• КЖ-8 Безопасность утилизации объекта
•ЭК-1 Сокращение объема отходов
• ЭК-2 Охрана атмосферного
воздуха
• ЭК-3 Сокращение выбросов парниковых газов
• ЭК-4 Бережное использование земель сельскохозяйственного назначения
• ЭК-5 Бережное использование земель неосвоенных территорий
• ЭК-6 Сохранение биологического разнообразия
• ЭК-7 Охрана водных экосистем
• ЭК-8 Охрана подземных вод
• ЭК-9 Снижение водоемкости проекта
•ЭК-10 Энергоэффективность проекта
• ЭК-11 Использование возобновляемых источников энергии
• ЭК-12 Использование переработанных материалов
Рис. 3. Перечень критериев в раках методики ГИК [7]
Каждый критерий обеспечивает определенное количество баллов, которые формируют конечную оценку проекта, отражающую общую его характеристику. Именно такой комплексный подход к оценке обеспечивает систему всесторонних требований к качеству реализуемых инфраструктурных проектов, соответствующих целям социально-экономического развития РФ, интересов и требований со стороны инвесторов и целям устойчивого инклюзивного развития. Анализ структуры системы оценки ШЛ8 подтверждает полное соответствие разработанной системы Б80-концепции, т.к. учитывается не только экономическая эффективность проектов и их соответствие целям стратегического развития РФ, но и экологическая повестка, качество кадровой политики, социальная эффективность, а также оценка системы корпоративного управления.
Выводы
Развитие инфраструктуры традиционно является важным фактором интенсивного социально-экономического развития и требует разработки мер и инструментов поддержки со стороны регулятора. Пандемия отрицательно повлияла на динамику инвестиционной активности в сфере инфраструктурного развития во всем мире - в ряде случаев падение объемов инвестиций превысило 75% по итогам 2020 г. Благодаря новым мерам и инструментам поддержки инфраструктурного развития в РФ в 2021 г. отмечается положительная динамика - объемы реализуемых проектов многократно превышают прошлогодние показатели. Одним из эффективных инструментов представляется Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS, которая в полной мере способствует развитию качественных и привлекательных для частных, в том числе международных, инвесторов инфраструктурных проектов.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Буренков А.В., Тодовянская А.В. Развитие инфраструктуры России: адаптация к современным вызовам. Экспертное мнение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/razvitie-infrastruktury-rossii-adaptatsiya-k-sovremennym-vyzovam (дата обращения 25.04.2022).
2. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosinfra.ru/ files/analytic/document/6a5bdfafcb9f3f19cf6d5192a2c412ab.pdf (дата обращения 05.04.2022).
3. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2021. Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/files/analytic/440/document/e61d39a50693cd9432bda434a8c13319.pdf (дата обращения 25.03.2022).
4. Инфраструктуре нужен системный подход. Мировые тренды инфраструктурного развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/infrastrukture-nuzen-sistemnyj-podhod (дата обращения 12.04.2022).
5. Облигации для финансирования инфраструктуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/ files/analytic/document/dfa9531d2efb88755dcab5e3341043af.pdf (дата обращения 27.04.2022).
6. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pppcenter.ru/upload/iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525b2923a2b14b415.pdf (дата обращения 05.04.2022).
7. IRIIS. Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://вэб.рф/downloads/iriis_draft_methodology.pdf (дата обращения 05.04.2022).
8. Infrastructure monitor 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/files/analytic/document/ 20c6b452060726779921b1e99e8b4573.pdf (дата обращения 10.04.2022).
9. Social Infrastructure: from challenge to opportunity for investors. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/files/analytic/document/5494583389f9e6065223d732beecb2fd.pdf (дата обращения 15.04.2022).
10. WIR 2020. UNCTAD. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_en.pdf (дата обращения 05.04.2022).