УДК 338.24.01(470.345)
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
С.М. ВДОВИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, ректор Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарёва E-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость развития инфраструктурного потенциала для повышения устойчивости региональных социально-экономических систем, охарактеризовано состояние составляющих инфраструктурного потенциала Республики Мордовия и определены приоритетные направления его развития.
Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, стратегические приоритеты, инфраструктурный потенциал, экономический рост, экологическая безопасность
Развитие социально-экономических систем в условиях глобализации связывают преимущественно с переходом к устойчивому (поддерживающему) развитию. ХХ в. стал новой вехой для человечества в понимании проблем устойчивости. Ускоренный экономический рост во второй половине столетия привел к увеличению потребляемых человечеством ресурсов, что обусловило необратимость экологических последствий. Это побудило научное сообщество к активизации исследований, связанных с сохранением окружающей среды.
В настоящее время в контуры устойчивого развития многие ученые включают наряду с экономической, социальной, экологической и институциональную подсистему. Их эффективное функционирование требует соответствующего инфраструктурного обеспечения. В связи с этим возникает потребность в более глубоком исследовании современного состояния инфраструктуры и возможностей ее обновления и расширения как в России, так и в ее регионах.
В США инфраструктура трактуется как public works (общественные службы и сооружения) и включает автомобильные дороги, аэропорты, водный транспорт, водоснабжение и канализацию, удаление твердых отходов и общественный транспорт.
В отечественной научной литературе не уделяется должного внимания понятиям «инфраструктура» и «инфраструктурный потенциал» и их роли в решении проблем устойчивого развития. Отечественные и зарубежные ученые по-разному трактуют понятие «инфраструктурный потенциал» [1; 3].
Так, Ю.В. Лыщикова рассматривает инфраструктурный потенциал как связующий компонент для составляющих экономического потенциала региона, который выполняет специфическую функциональную нагрузку, участвует в формировании необходимой экономической среды для роста капитализации и в какой-то мере отражает уровень экономического развития региона [2]. Данная трактовка характеризует инфраструктурный потенциал с позиций «узкого» подхода, т.е. отражает только экономическую составляющую.
Исследователь Г.М. Харисова определяет инфраструктурный потенциал как возможности субъектов хозяйствования по обеспечению воспроизводства национальных и локальных чистых и смешанных общественных благ, обладающих значительным положительным внешним эффектом [4]. В данном подходе исследователь использует положения теории общественного благосостояния.
С точки зрения автора, наиболее корректное представление о данной категории дается М.С. Чи-киновой, которая рассматривает инфраструктурный
Географическое положение:
степень «центральности»; расстояние до ближайшего мегаполиса;
численность населения в «X» часах езды
Структура экономики:
отрасли (секторы); экспортные возможности; степень экологической нагрузки; средний размер предприятий; доля самозанятых
Ч &
№
^
н о С
зН
*
о &
Т
Н
§
о №
о *
Л
Структура поселений:
потенциал центра региона; плотность населения; спектр и глубина предлагаемых услуг
Инфраструктура:
ж
транспорт; связь; НИОКР; образование;
жизнеобеспечение и утилизация; промзоны
Источник: Некоторые аспекты региональной политики в Германии - возможности для России: сборник материалов семинара InWEnT для ассоциаций выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров РФ. М.: Университетская книга, 2010. С. 23.
Рис. 1. Место инфраструктуры в системе экономического потенциала территории
потенциал как совокупные возможности территории обеспечивать условия для функционирования производства, обращения товаров и жизнедеятельности людей в процессе оптимального взаимодействия с окружающей средой и рационального использования ресурсов. По ее мнению, инфраструктурный потенциал территории имеет двойственный характер: с одной стороны, его формируют уже имеющиеся территориальные связи и комплексы инфраструктуры, а с другой - неосуществленные возможности территории [5, с. 211].
Также неоднозначно в научном сообществе представление о месте инфраструктуры в системе устойчивого развития. Наряду с ее рассмотрением в качестве обеспечивающей составляющей реализации экономического, социального, экологического и институционального потенциалов некоторые ученые представляют инфраструктуру как часть экономического потенциала территории (рис. 1).
Данная схема не в полной мере раскрывает содержание инфраструктуры. В ней отсутствуют рыночная, информационная, а также инфраструктура территорий перспективного развития (инвестиционные площадки, индустриальные парки, особые экономические зоны промышленно-произ-водственного типа).
Управление устойчивым развитием территории требует анализа ее современного состояния и
оценки инфраструктурного потенциала. Это имеет важное значение для обоснования стратегических приоритетов в области улучшения инвестиционного климата региона. Решение этих задач автором осуществлялось применительно к одному из регионов Приволжского федерального округа - Республике Мордовия. Составляющие ее инфраструктурного потенциала представлены на рис. 2.
К субъектам инновационной инфраструктуры Республики Мордовия относятся: АУ «Технопарк-Мордовия», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», ГУП Республики Мордовия «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», венчурный фонд, малые инновационные предприятия и др. Так, АУ «Технопарк-Мордовия» является ключевым звеном данной инфраструктуры, и включает в себя ряд структурных подразделений1 (рис. 3).
Расширение инфраструктурного потенциала в республике предусматривает создание инфраструктуры для вложения инвестиций в регионе. Это предполагает определение территорий перспективного развития, то есть ее участков, являющихся наиболее благоприятными для привлечения инвестиций в целях создания производственных и иных объектов, включая инвестиционные площадки и индустри-
1 Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та. 2013. С. 59, 60.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Инновационная инфраструктура
АУ «Технопарк-Мордовия». Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарёва. НИИС им. А.Н. Лодыгина. Венчурный фонд.
Малые инновационные предприятия
Инфраструктура территорий перспективного развития
Транспортно-логистическая инфраструктура
Инвестиционные площадки. Индустриальные парки.
Особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Логистическая инфраструктура
Информационная и телекоммуникационная инфраструктура
Дата-центр.
Объекты-организации, предоставляющие услуги радиосвязи, кабельного телевидения, радио и телевещания, телефонные станции городской и сельской сети.
Операторы сотовой связи
Социальная инфраструктура
Объекты и сооружения топливно-энергетического комплекса.
Объекты и сооружения жилищно-коммунального
комплекса.
Строительство жилья
Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, услуг гостеприимства. Объекты образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслужи-
Экологическая инфраструктура
Мусороперерабатывающий завод. Межперегрузочные станции. Межмуниципальные полигоны. Очистные сооружения.
Установки для улавливания вредных веществ
Рис. 2. Развитие инфраструктурного потенциала Республики Мордовия
альные парки, а также особые экономические зоны промышленно-производственного типа.
В связи с этим важной задачей является проведение анализа неиспользуемых производственных площадей и территорий для создания индустриальных парков, в том числе инвестиционных площадок
для размещения новых производств. Индустриальные парки будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, обеспечению его социально-экономического развития, формированию современной производственной инфраструктуры для динамичного развития кон-
курентоспособных производств, а также создания новых высокопроизводительных рабочих мест.
Республика Мордовия располагает также потенциалом для дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры. Приоритетными направлениями ее развития будут:
- создание межмуниципальной транспортной системы Республики Мордовия;
- оптимизация воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта;
- формирование систем логистических комплексов по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров. Важнейшей составляющей инфраструктурного комплекса является информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Ее развитие в республике будет направлено на повышение эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни населения, обеспечения конкурентоспособности предприятий и региона. Развитие данной инфраструктуры будет осуществляться по направлениям, представленным на рис. 4.
Следующим видом инфраструктурного потенциала Республики Мордовия является инженерно-коммунальная инфраструктура, призванная обеспечивать надежное функционирование топлив-
Рис. 3. Структурные подразделения АУ «Технопарк-Мордовия»
но-энергетического (ТЭК) и жилищно-коммунального комплексов и строительство жилья. Развитие ТЭК будет направлено на повышение надежности и качества поставляемой потребителям электрической, тепловой энергии, увеличение мощностей пропускной способности сетей, использование энергосберегающих технологий. Для решения этих задач предусматриваются строительство Мордовской ГРЭС; модернизация и техническое перевооружение тепловых электростанций; реконструкция газопровода «Саратов - Н. Новгород» на территории
Расширение магистральной сети связи
Модернизация сети фиксированной зоновой (местной) телефонной связи, направленной на повышение цифровой составляющей сети
Строительство цифровых наземных сетей трансляции общероссийских обязательных и общедоступных теле- и радиоканалов
Развитие почтовой связи
Развитие телекоммуникационной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления; строительство информационного центра управления регионом (ИЦУР)
Развитие информационно-телекоммуникационных сетей в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения; создание единой системы управления жилищно-коммунальным комплексом с использованием ИКТ
Рис. 4. Направления развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры
республики; строительство газопроводов-отводов, межпоселковых газораспределительных сетей.
Развитие инфраструктурного потенциала в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства будет направлено на наращивание объемов жилищного строительства; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством; обеспечение жильем молодых и многодетных семей, молодых специалистов на селе, других категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.01.2008 № 7; улучшение качества жилищного фонда.
Решение широкого спектра задач в республике намечено также в вопросах развития социально-бытовой инфраструктуры. При этом важнейшей задачей является развитие инфраструктуры потребительского рынка, ориентированной на общемировые тенденции торгового обслуживания населения и инновационные технологии. Приоритетными направлениями в этой сфере будут:
— открытие новых, реконструкция и модернизация существующих объектов розничной торговли, создание торговых многофункциональных комплексов и сетевых структур с современными форматами торговли, а также торговых предприятий для социально незащищенных слоев населения;
— создание предпосылок для более динамичного развития электронной торговли;
— повышение эффективности системы товародвижения в сфере оптовой торговли;
— расширение сети общественного питания и обеспечение их доступности для разных слоев населения;
— реконструкция, модернизация и создание новых объектов бытового обслуживания.
В целях развития делового туризма и отдыха, роста обеспеченности гостиничными услугами на территории Республики Мордовия будет осуществляться строительство новых гостиниц и комплексов, отвечающих мировым стандартам. Предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов по реконструкции гостиниц Holiday Inn - Юбилейная, HelioPark - Олимпия, «Саранск», строительству гостиниц Sheraton, «Спортивная», гостиничных комплексов «Тавла», «Республика» и др. Объем привлекаемых инвестиций в данную сферу превысит 5 млрд руб.
Для улучшения социального обслуживания населения предусматривается развитие новых технологий поддержки социально незащищенных граждан, сети учреждений социального обслуживания и современных видов социальных услуг. В республике будет реализован ряд инвестиционных проектов по реконструкции оздоровительных комплексов «Лесное озеро», «Сура», «Сивинь», «Смольный» общим объемом финансирования 900 млн руб.
Развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения будет направлено:
- на повышение качества и доступности медицинской помощи;
- на улучшение показателей здоровья населения;
- на развитие профилактической медицины;
- на увеличение роста средней продолжительности жизни и снижение смертности.
Это позволит создать научно обоснованную систему комплексной медицинской профилактики заболеваний, обеспечить качественную медицинскую реабилитацию граждан, снизить уровень распространенности социальных заболеваний.
Инфраструктурная политика в области образования предусматривает:
- обновление сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития региона;
- модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений республики, создание условий для развития единой образовательной информационной среды.
В сфере культуры развитие инфраструктурного потенциала будет связано:
- с решением задачи обеспечения максимальной доступности для населения культурных благ;
- с созданием условий для более широкого участия граждан в культурной жизни республики;
- с развитием региональных, межрегиональных и международных культурных связей.
В республике планируется реализация инвестиционных проектов по строительству центра ассоциации финно-угорских народов и Аквапарка в пойме р. Инсар в г. Саранске.
В области физической культуры и спорта развитие инфраструктурного потенциала будет способствовать созданию условий для привлечения широких слоев населения к занятию спортом. В связи с этим в республике планируются строительство и модернизация объектов современной инфраструктуры для занятий профессиональным и массовым спортом.
Крупнейшим инвестиционным проектом является строительство футбольного стадиона «Юбилейный» к Чемпионату мира по футболу в 2018 г., а также для проведения матчей российского и международного уровней (общий объем финансирования составляет 8,7 млрд руб.). Данный проект предусматривает создание современного спортивного комплекса, включающего в себя спортивную и торгово-раз-влекательную инфраструктуру. Он рассчитан на многофункциональное использование.
Качество окружающей природной среды является неотъемлемой составляющей в системе устойчивого развития региона. Экологическая обстановка в целом в Республике Мордовия относительно благоприятная, однако негативное воздействие на окружающую природную среду сохраняется. Это требует дальнейшего развития экологической инфраструктуры, которая в настоящее время в Республике Мордовия представлена межперегрузочными станциями, межмуниципальными полигонами, очистными сооружениями и улавливающими вредные вещества установками (см. рис. 2).
Вызовы устойчивому развитию региона с позиции экологической составляющей обусловлены тем, что выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарных источников увеличились с 2008 по 2013 г. с 44 до 50 тыс. т в год. Это в основном связано с ростом промышленного производства. Наряду с увеличением объемов выбросов вредных веществ возросло и абсолютное значение улавливаемых вредных веществ с 537 тыс. т в 2008 г. до 585 тыс. т в 2012 г. Доля улавливаемых и обезвреживаемых веществ остается в пределах 91%2.
В структуре вредных веществ, производимых стационарными промышленными источниками загрязнения атмосферного воздуха, от 80 до 90% составляют газообразные и жидкие вещества. Процент твердых веществ является традиционно низким и не оказывает существенного влияния на состояние атмосферного воздуха в Республике Мордовия.
К предприятиям с наибольшими объемами выбросов загрязняющих веществ относятся Торбе-евское ЛПУМГ (пос. Торбеево) и ОАО «Мордовце-мент» (пос. Комсомольский).
В целях снижения негативного влияния вредных выбросов на окружающую среду в республике
2 Мордовия: Статистический ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 46.
реализуются мероприятия по их улавливанию и утилизации. В 2012 г. уровень утилизации вредных веществ, уловленных очистными установками, составил 99%.
Одной из приоритетных задач развития Республики Мордовия является утилизация твердых бытовых отходов. В республике в год образуется более 0,5 млн т отходов. На протяжении 50 лет прослеживается устойчивая тенденция захоронения отходов на полигонах. В республике нет объектов индустриальной переработки и использования отходов. Единственным способом обезвреживания является их захоронение в окружающей среде. На территории Республики Мордовия располагаются 22 объекта размещения (захоронения) отходов, из них в государственный реестр внесены 3 полигона и 9 свалок твердых бытовых отходов. Действующие полигоны и иные объекты захоронения отходов не отвечают санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.
В связи с этим проблемой охраны окружающей среды являются накопление и складирование промышленных и бытовых отходов. Вместимость существующих свалок исчерпана. Размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в республике.
В Республике Мордовия отсутствует также полигон по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. В связи с этим продолжается их накопление на промышленных площадках предприятий, что ухудшает экологическую обстановку и оказывает отрицательное влияние на окружающую среду.
Для решения этой проблемы в Республике Мордовия предусматривается строительство мусо-роперерабатывающего завода в г. Саранске, а также 5 мусороперегрузочных станций и 5 межмуниципальных полигонов. Это позволит минимизировать загрязнение окружающей среды и обеспечить технологически нормативное обращение с твердыми бытовыми отходами.
С ростом уровня автомобилизации населения повышается уровень техногенного воздействия на окружающую среду в городах республики. Выбросы вредных веществ в атмосферу от автотранспорта составляли в 2009 г. 85,1 тыс. т, т.е. 71,4 % от совокупных выбросов в атмосферу. К 2013 г. они умень-
шились на 0,4 тыс. т. В выбросах передвижных источников преобладают окись углерода, оксиды азота, углеводороды, диоксид серы, сажа.
В целях улучшения качества природной среды и безопасности жизнедеятельности населения, формирования сбалансированной экологически ориентированной модели экономики в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 № 398 была утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 гг.». В ней предусматривается реализация комплекса мероприятий, которые будут направлены:
- на предотвращение негативного воздействия техногенных факторов на население, окружающую природную среду и на обеспечение экологической безопасности республики;
- на сбалансированное развитие природных комплексов Республики Мордовия (сохранение их биоразнообразия);
- на предотвращение биологического загрязнения окружающей среды.
Общий объем финансирования данной программы составляет 2 174,8 млн руб., в том числе за счет средств республиканского бюджета - 756,4 млн руб.
В рамках этой программы развитие экологической инфраструктуры планируется осуществлять по двум основным направлениям:
- модернизация производственных мощностей и технологий, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий и автоматизация управления технологическими процессами;
- внедрение систем улавливания выбросов в атмосферу и сбора отходов в населенных пунктах республики с организацией центров по их переработке, улучшение использования вторичных ресурсов и утилизация отходов. Международные обязательства, принятые
Россией в связи с присоединением к ВТО и подписанием Киотского протокола, диктуют необходимость повышения энергетической и экологической эффективности во всех отраслях экономики. В Республике Мордовия филиалом ОАО «МРСК Волги - «Мордовэнерго» разработана программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в распределительном энергосетевом комплексе, ключевым звеном которой являются
мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации существующих объектов электроэнергетики и внедрение энергосберегающих технологий. К последним относятся:
- замена голых проводов линий электропередачи на самонесущий изолированный провод;
- технология Power line Communication (PLC) -телекоммуникационная технология, базирующаяся на использовании силовых электросетей для высокоскоростного информационного обмена. Внедрение технологии позволит снизить выбросы в атмосферу парниковых газов. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в 2013-2018 гг. по-прежнему останутся автомобильный транспорт и предприятия электроэнергетики, а также промышленные предприятия.
В 2013-2018 гг. предусматривается увеличение темпов прироста среднегодовых объемов потребления цемента на 5,1%. Реализация соответствующего регионального проекта «Модернизация цементного производства» (ОАО «Мордовцемент») приведет к увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако запланированная модернизация газоочистительного и пылеулавливающего оборудования будет способствовать снижению воздействия предприятия на окружающую среду, что позволит ОАО «Мордовцемент» выйти на лидирующие позиции в цементной отрасли Российской Федерации по всем экологическим показателям (см. таблицу).
Выбросы парниковых газов к 2018 г. снизятся более чем в 2,5 раза в сравнении с 2013 г. В целом суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в связи с внедрением на предприятиях Республики Мордовия современных экологически безопасных технологий будут иметь тенденцию к сокращению (рис. 5).
По прогнозным оценкам, в структуре выбросов вредных веществ произойдет снижение уровня загрязнения воздуха диоксидом азота при одновременном незначительном повышении уровня оксида углерода (в связи с ростом парка автотранспортных средств). Содержание взвешенных веществ и ртути останется стабильным.
Таким образом, развитие инфраструктурного потенциала в регионе будет направлено на улучшение среды обитания и жизнедеятельности человека и повышение устойчивости социально-экономической системы территории.
Прогнозируемое снижение выбросов в атмосферу парниковых газов,
в % к предыдущему году
Снижение выбросов в атмосферу парниковых газов 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
При передаче электроэнергии 155 137 130 125 122 120
При производстве тепловой энергии 127 124 120 114 106 102
При передаче тепловой энергии по тепловым сетям 136 127 117 106 94 90
В системах коммунальной инфраструктуры и системах 128 123 118 113 108 104
наружного освещения
При производстве цемента, в том числе за счет повышения 144 128 122 116 110 105
доли цемента, производимого по сухому способу
В сельском хозяйстве 142 127 123 120 117 114
В государственных (муниципальных) учреждениях и сфере 124 119 116 112 110 108
оказания услуг
В жилищном фонде 145 119 133 132 135 132
Источник: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та. 2013. С. 91.
140 120 100 80 60 40 20 0
Годы
□ Выбросы вредных веществ от стационарных источников ■ Выбросы вредных веществ от передвижных источников
□ Суммарные выбросы
Источник: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та. 2013. С. 92.
Рис. 5. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. т
122 120,3 118,4 116 8 115,1 114,4
84,8
35
83,5
34
82,3
34
81,1
34
80,8
33,6
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Список литературы
1. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Оценка инфраструктурного потенциала региона // Экономические науки. 2010, Вып. 2-й.
2. Лыщикова Ю.В. Стратегия повышения капитализации экономического потенциала региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. Вып. 1-й.
3. Пчелинцев О.С. и др. Региональные аспекты социально-экономической инфраструктуры в Рос-
сии: сборник научных трудов ИНП РАН. М.: Макс Пресс. 2006.
4. Харисова Г.М. Инфраструктурный комплекс как «точка роста» регионального экономического пространства // Управление экономическими системами. 2012. № 44.
5. Чикинова М.С. Оценка инфраструктурного потенциала территорий юга Западной Сибири // Вестник Томского гос. ун-та. 2009. № 325. С. 211214.
Regional economics: theory and practice Region development strategy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE POTENTIAL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A REGION
Sergei M. VDOVIN
Abstract
The article substantiates the necessity of development of infrastructure potential to increase stability of the regional social and economic systems. It describes the current condition of the infrastructure capacity of the Republic of Mordovia. The author identifies the priority directions of the Republic's development.
Keywords: region, sustainable development, strategic priorities, infrastructure potential, economic growth, ecological safety
References
1. Il'chenko A.N., Abramova E.A. Otsenka infra-strukturnogo potentsiala regiona [Evaluation of the infrastructure capacity of a region]. Ekonomicheskie nauki - Economic sciences, 2010, iss. 2.
2. Lyshchikova Yu.V. Strategiya povysheniya kapitalizatsii ekonomicheskogo potentsiala regiona [A strategy of increase of capitalization of a region's economic capacity]. Gumanitarnye, sotsial'no-eko-nomicheskie i obshchestvennye nauki - Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2013, iss. 1.
3. Pchelintsev O.S. Regional 'nye aspekty sotsial 'no-ekonomicheskoi infrastruktury v Rossii: sbornik nauch-nykh trudov INP RAN [Regional aspects of the social and economic infrastructure in Russia: a collection of scientific works of INP of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, Maks Press Publ., 2006.
4. Kharisova G.M. Infrastrukturnyi kompleks kak "tochka rosta" regional'nogo ekonomicheskogo prostranstva [An infrastructure complex as a "point of increase" of the regional economic space]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management ofeconomic systems, 2012, no. 44.
5. Chikinova M.S. Otsenka infrastrukturnogo potentsiala territorii yuga Zapadnoi Sibiri [Evaluation of the infrastructure capacity of the South territories of the Western Siberia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University, 2009, no.325, pp.211-214.
Sergei M. VDOVIN
Ogarev Mordovian State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]