Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий в республиках СКФО'

Развитие информационных технологий в республиках СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоева Севиль Абдурахмановна

Статья посвящена исследованию процессов, связанных с информатизацией в республиках Северо-Кавказского федерального округа. Проведен сравнительный анализ затрат на информационно-коммуникационные технологии и оснащенности ими организаций. Установлены факторы, негативно влияющие на развитие информационного общества. Даны предложения, способствующие дальнейшему развитию информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий в республиках СКФО»

Мирзоева Севиль Абдурахмановна

Развитие информационных технологий в республиках СКФО

Аннотация: Статья посвящена исследованию процессов, связанных с информатизацией в республиках Северо-Кавказского федерального округа. Проведен сравнительный анализ затрат на информационно-коммуникационные технологии и оснащенности ими организаций. Установлены факторы, негативно влияющие на развитие информационного общества. Даны предложения, способствующие дальнейшему развитию информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Idzijev G.I. Development of information technologies in the republics of North Caucasus federal district Abstract: Article is dedicated to a study of the processes, connected with the the informatizatsiey in the republics of North-Caucasian federal region. Is carried out comparative cost analysis for information- communication line technologies and extent of outfitting by them organizations. Are established the factors, which negatively influence the development of information society. Dana is the proposals, which facilitate further development of information texnologies. Key words: information texnologies, information- communication line technologies.

Выход агарного сектора из кризисного состояния, укрепление конкурентоспособности его продукции на внутреннем и мировом рынках продовольствия связаны с развитием информационных технологий. Об этом свидетельствует опыт таких развитых стран, как США, Англии, Японии и др., где информатизация общества является глобальной целью развития. В этих странах реализуются долговременные программы создания системы информационного обеспечения, которые дают возможность использования новых информационных технологий (ИТ).

О значении ИТ в современных условиях свидетельствует и тот факт, что именно они в 2005 г. обеспечили 40% прироста производительности труда и 8% ВВП в странах Европейского Союза (ЕС) [3]. В связи с этим, стимулирование исследований в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИиКТ) признано основным направлением политики в области научных исследований и разработок Европейского Союза.

В последние годы и в России уделяется большое внимание развитию информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ). Так по сравнению с 2005 г. в 2012 г. затраты на ИиКТ увеличились в 5 раз (с 168,4 до 842,7 млрд руб.) (табл. 1).

Таблица 1

Затраты на информационные и коммуникационные технологии _в республиках СКФО* (млн руб.)_

2005 [4, с. 697] 2010 [5, с. 700] 2011 [7, с. 698] 2012 [8] 2012 к 2005

Российская Федерация 168373,3 515648,2 603006,9 842673,9 5 раз

Северо-Кавказский федеральный округ 2035,6 5110,2 5797,4 12041,7 5,9 раз

Республика Дагестан 87,8 341,8 367,2 690,1 7,9 раз

Республика Ингушетия 5,8 295,0 465,1 25,7 4,4 раза

Кабардино-Балкарская Республика 883,4 412,3 398,3 576,6 в 1,5 раза меньше

Карачаево-Черкесская Республика 115,6 287,5 713,3 3174,8 27,5 раза

Республика Северная Осетия - Алания 150,2 472,7 489,9 469,2 3,1 раза

Чеченская Республика 323,7 255,5 420,4

Ставропольский край 1368,3 2977,2 3108,2 6684,9 4,9 раза

* В 2005 г. ЮФО - 9679,0 млн руб.

В Республике Дагестан также наблюдается тенденция увеличения затрат на ИиКТ. Так, если в 2005 г. затраты на ИиКТ составляли 87,8 млн руб., то в 2012 г. они выросли до 690,1 млн руб. - почти в 8 раз. Темпы роста затрат на ИиКТ выше только в Карачаево-Черкесской Республике - 27,5 раз. По

объему затрат на ИиКТ Республика Дагестан занимает третье место среди семи республик СКФО. На первом месте по затратам на ИиКТ находится Ставропольский край, где на развитие информационных и коммуникационных технологий в 2012 г. было выделено 6684,9 млн руб. На втором - Карачаево-Черкесская Республика (3174,8 млн руб.). В рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» в 2014 году предполагается выделение Республике Дагестан субсидий на сумму 30 млн руб. из бюджета РФ [2].

Таблица 2

Удельный вес организаций, использовавших ИиКТ, в республиках СКФО в общем числе обследованных организаций [5, с. 686; 9]

персональные компьютеры ЭВМ других типов локальные вычислительные сети глобальные информационные сети из них -Интернет Организации, имевшие вебсайт

2005 2012 2005 2012 2005 2012 2005 2012 2005 2012 2012

Российская Федерация 91,1 94,0 9,3 18,9 52,4 71,7 54,3 87,5 53,3 86,9 37,8

СевероКавказский федеральный округ 87,9 96,3 7,7 17,1 44,9 67,0 49,2 88,0 48,3 87,8 36,4

Республика Дагестан 99,1 98,9 9,8 20,5 37,4 86,0 50,2 97,3 50,2 97,3 52,3

Республика Ингушетия 89,4 98,4 8,5 17,7 10,6 62,9 27,7 95,2 27,7 95,2 37,1

Кабардино-Балкарская Республика 99,8 99,1 5,5 11,4 44,7 56,9 49,2 95,2 48,6 94,9 27,7

Карачаево-Черкесская Республика 74,3 85,2 5,5 14,3 29,1 56,9 35,6 80,7 34,6 80,6 31,5

Республика Северная Осетия -Алания 75,4 90,3 7,1 17,1 28,7 50,7 43,2 84,5 43,2 84,5 30,4

Чеченская Республика 100 10,8 55,1 64,7 64,7 18,9

Ставропольский край 92,1 99,9 0,1 22,4 57,4 82,7 56,1 97,7 54,7 97,3 48,2

Достаточно высокие темпы роста затрат на ИиКТ в Республике Дагестан были достигнуты на фоне низкого стартового уровня. В Кабардино-Балкарской Республике, где стартовый уровень был в десять раз выше, чем в Республике Дагестан, наблюдается обратная картина. Затраты на ИиКТ в 2012 г. по сравнению с 2005 г. сократились в 1,5 раза.

Вместе с увеличением затрат растет и оснащенность организаций ИиКТ (Табл. 2). В 2012 г. в общем числе обследованных организаций РФ СКФО имели ПК 94,0 и 96,3 % соответственно, против 91,1 и 87,9% в 2005 г. Полностью были оснащены ПК обследованные организации Чеченской республик (100%) и Ставропольского края (99,9%). Удельный вес организаций, использовавших ИиКТ в Республике Дагестан выше, чем средний показатель по СКФО по всем видам, а по использованию локальных вычислительных сетей (80,6%) и наличию веб-сайтов (52,3%) выше, чем у всех республик СКФО. Относительно средних показателей по России оснащенность организаций Республики Дагестан ИиКТ выше по всем видам.

Достаточно высокие темпы роста информационных технологий в Республике Дагестан были достигнуты, в основном (благодаря сотовой связи, компьютерному оборудованию, консалтингу и другим услугам) на фоне низкого стартового уровня развития.

По ряду параметров Россия не сильно отличается от европейских стран. Вместе с тем, сводные индексы и межстрановые сопоставления свидетельствовали о том, что она отстает от мировых лидеров в развитии отрасли информационных технологий.

На уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России негативно влияет ряд факторов:

- высокий уровень различия в использовании информационных технологий в регионах (индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера);

- наличие проблем организации широкополосного доступа для конечных пользователей (только около 21,5 процента всех российских домашних хозяйств имели широкополосный доступ в сеть Интернет);

- высокая стоимость услуг, предоставляемых населению на основе информационных технологий;

- низкое качество оказываемых услуг;

- недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий;

- высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий;

- отсутствие законодательно утвержденного перечня государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации и др.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий ..., носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти [1].

Развитие информационных технологий на основе создания современных отечественных информационных технологий, содействия внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах, позволит эффективно функционировать АПК всех уровней.

Литература:

1. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». URL:http://protown.ru/information/doc/7230.html (дата обращения: 21.03.2014).

2. Дагестан получит на развитие информационного общества 30 млн руб. URL:http://www.skfo.ru/news/2014/03/20/Dagestan poluchit na razvitie informacionnogo obshchestva 30 ml п шЬ^у/ (дата обращения: 20.03.2014).

3. Дохолян С.В. Рациональное использование производственных ресурсов на предприятиях АПК / С.В. Дохолян, Р.Ф. Фарманов. - Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2011. - 168 с.

4. Дохолян С.В. Продовольственный рынок региона: теория и практика / С.В. Дохолян, П.С. Юнусова, Р.К. Иба-ев, Ф.Р. Исхаков. - Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010. - 252 с.

5. Зубченко Л.А. Лиссабонская стратегия Евросоюза: разочарования и надежды. // www.perspektivy.info/oykumena/europe/. (дата обращения: 1.08.2014).

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. - С. - 697.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. - С. - 686.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. - С. - 700.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. - С. - 698.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_ (дата обращения: 7.06.2014).

11. Российский статистический ежегодник - 2013. Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm (дата обращения: 6.06.2014).

12. Юнусова П.С. Развитие малых предприятий как условие обеспечения конкурентоспособного продовольственного рынка региона / Юнусова П.С.// Вопросы структуризации экономики. - 2010. - № 3. - С. 342-346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.