Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности учащихся в профильной школе'

Развитие информационной компетентности учащихся в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности учащихся в профильной школе»

Т. В. Парфенова (г. Тихвин)

Развитие информационной компетентности учащихся в профильной школе

В условиях стремительного развития информационных технологий, во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной деятельности человека. Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования является необходимым условием социализации личности. Поэтому одной из важнейших задач школы становится вооружение учащихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования - формирование у учащихся информационной компетентности и культуры.

Изучение информатики и информационных технологий на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

- приобретение опыта разработки программных средств, ориентированных на решение задач профильной области;

- освоение системы знаний об информационных моделях и системах, формирование умения использовать компьютерные модели при решении учебных задач, в том числе в соответствии с профилем обучения, а также практических задач;

- формирование умений самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;

- использование программных

средств, ориентированных на решение задач в выбранной профильной области;

- приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных творческих способностей в информационной сфере деятельности и в профильных областях.

Положительные моменты информатизации школьного обучения состоят в том,

что: (а) снимается психологическое на-

пряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель - ученик», «ученик - ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик

- компьютер - учитель»; (б) повышается эффективность ученического труда; (в) увеличивается доля творческой учебной работы; (г) расширяется возможность получения дополнительного образования по избранным предметам в школе; (д) происходит более осознанный и целенаправленный выбор вуза для дальнейшего обучения.

Таким образом, уровень информационной компетентности выпускника общеобразовательной школы, с одной стороны, должен соответствовать требованиям современного рынка, с другой - быть достаточным для продолжения его обучения.

Толковый словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как «обладающий компетентностью, кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению». В. М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. По мнению А. Н. Журавлевой и Р. К. Шакурова, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки осуществления педагогической деятельности.

Под компетенцией понимаются общая способность, готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность. Образовательная компетенция трактуется как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых

для осуществления личностного роста и осуществления социально значимой продуктивной деятельности.

М. А. Холодная определяет информационную компетентность как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Укажем на следующие признаки информационной компетентности. Это:

- мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических и программных информационных средств;

- совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

- знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

- опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

- опыт отношений «человек - компьютер».

Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, способов и методов деятельности по ее использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - феномены взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

Развивая с помощью информационных технологий информационную компетентность школьников, мы стремимся к дальнейшей информатизации всего нашего общества.

Необходимо постоянно развивать информационную компетентность учащихся, используя для этого все возможности учебного процесса. Примером может служить осуществляемая нами проектная деятельность на уроках математики. Задачами проекта здесь являются развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информацион-

ном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать задачи, а также применять решения на практике.

В науке выделены следующие требования к организации учебного проекта:

- работа над проектом должна быть направлена на разрешение конкретной, причем социально значимой, проблемы (исследовательской, информационной или практической);

- планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта (перечень конкретных действий, результатов, сроков и ответственных за исполнение);

- результатом работы над проектом, его выходом является продукт, создаваемый участниками в ходе решения поставленной проблемной задачи.

В качестве примера можно проследить работу над темой «Сюжетные задачи». Сюжетные задачи - первый класс задач, на которых явно формируется и развивается аналитико-синтетическая деятельность учащихся, раскрывается идея математического моделирования реальных процессов.

Целью проекта является систематизация знаний и умений, полученных в основном курсе по решению сюжетных задач.

Для достижения поставленной цели необходимо: развитие устойчивого интереса к математике путем решения задач; развитие креативных способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий; формирование устойчивых навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; формирование информационной культуры личности.

Предметные области, которые охватывает данный проект - это физика, химия, информационные технологии, экономика. Работа проводится следующим образом: группы учащихся обосновывают конкретный метод решения сюжетных задач и оформляют свою работу в виде публикации, а затем организуется общая презентация, где демонстрируются все методы решения сюжетной задачи. Результаты проделанной работы оформляются в виде компьютерной презентации, буклета или сайта.

130

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

В ходе реализации и анализа этого проекта нами были созданы следующие методические и дидактические разработки по данной теме:

- элективный курс;

- задачи для самостоятельной работы учащихся;

- игра «Математический менеджер»;

- тесты для проверки знаний, умений и навыков учащихся;

- критерии оценки презентации, буклета, веб-сайта.

Как показала практика, учащиеся хорошо справляются с поставленными перед ними задачами, увереннее чувствуют себя на уроках экономики, информатики. Кроме того, использование компьютера и мультимедийного проектора делает общение учащихся более интересным и оживляет атмосферу на уроках.

Еще одна из форм использования информационных технологий - компьютерное тестирование. Использование компьютера при проведении тестирования позволяет создать «информационную обстановку», стимулирует интерес к предмету.

Вот уже несколько лет в классах экономического профиля нами преподается

элективный курс «Решение экономических задач». В качестве контроля знаний, умений и навыков по данному курсу проводятся контрольные работы по каждой теме в виде компьютерного тестирования. Учащимся предлагаются задания в форме специального экспериментального исследования. При этом у них:

- повышается интерес к предмету;

- усиливается стремление добиться успеха;

- формируется способность применять на практике полученные знания;

- развиваются умения применять математические понятия и факты при решении экономических задач;

- развивается экономическая компетентность.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития информационной компетентности учащихся в профильной школе позволяет сознательно подходить к решению учебных задач, сократить время работы с большими объемами информации, способствовать формированию информационной культуры старших школьников.

Литература

1. Белякова Е. В., Елисеева Л. В. и др. Шпаргалка по педагогике (для педагогов). - М.: Аллель-2000, 2006.

2. Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект - Екатеренбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

3 Федосов А. Ю. Информационные технологии в программе профильного обучения в старших классах средней школы. - М.: Изд-во школы № 656 им. А. С. Макаренко.

4. Шишова С. Е., Агапова И. Т. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4.

5. Гудкова Т. А. Информационная компетентность учителя как педагогическая проблема. - Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического университета.

6. Социум 21 века: рынок, фирма, человек в информационном обществе / Под ред. А. И. Колганова. - М.: МГУ-ТЕИС. - 1998. -279 с.

7. Парфенова Т. В. Проектная деятельность в общеобразовательном учреждении / Педагогический поиск: проблемы и пути решения: Материалы 2-й научно-практической конференции «Школа молодого ученого». - СПб.: ЛОИРО, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.