Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности у студентов медицинского колледжа'

Развитие информационной компетентности у студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности у студентов медицинского колледжа»

(конструкции), разработать и представить презентацию. Время для выполнения такого проекта - 6 месяцев.

Необходимо отметить, что в течение всего времени проведения эксперимента по формированию проектировочных умений студентов особое внимание уделялось организации их проектной деятельности во внеучебное время (внеклассная работа). Обучающимся был предложен ряд проектов профессиональной направленности, организованы конкурсы на лучший проект («Моя профессия», «Личность современного рабочего» и др.).

Основные результаты эффективности использования дидактической системы следующие:

• результаты итоговой государственной аттестации выпускников: в контрольной группе отсев составил по сравнению с первым годом обучения 32 %, в экспериментальной - 7 %; количество дипломов в контрольной группе - 88 %, в экспериментальной - 100 %; количество защитившихся на «4» и «5» в контрольной группе 20 %, в экспериментальной - 22 %;

• уровень востребованности выпускников на современном рынке труда: 80 % студентов экспериментальной группы к концу срока обучения получили места на предприятиях г. Гатчина и ЛО по получаемой специальности, в то время как только 54 % студентов контрольной группы смогли устроиться на работу по специальности.

Обучение методом проектов развивает социальный аспект личности обучающегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает студентам жизненно необходимые знания и умения, а следовательно, является одной из наиболее эффективной форм обучения современных специалистов.

Т. В. Парфёнова

Развитие информационной компетентности у студентов медицинского колледжа

Изучение современных информационных технологий необходимо для формирования современного специалиста в области медицины, поскольку современная медицина без знания программных сред и умения управлять базами данных, основными видами редакторов (пакет MS Office) немыслима. Всё большее применение в лечебно-профилактических учреждениях России находят автоматизированные рабочие места (АРМ), что также предъявляет определённые требования к уровню технологических знаний будущего выпускника.

327

Другим направлением в изучении информатики студентами средних медицинских учебных заведений является формирование навыков и умений технически грамотно и наглядно донести до пациента санитарно-просветительную информацию. Для этого значительная часть учебного времени выделяется на освоение программных продуктов, позволяющих создавать как аудиовизуальные медиаблоки (презентации, фильмы и т. д.), так и печатные издания.

В «Концепции информатизации здравоохранения», утвержденной Минздравом РФ, подчеркивается, что современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Российской Федерации на основе мониторирования и анализа показателей качества медицинской помощи.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей современного человека и проявляется при решении задач с использованием компьютера и средств компьютерной обработки информации. Одним из результатов процесса информатизации должно стать проявление у студентов информационной компетентности, которая должна обеспечить студентам возможность использовать современные информационные технологии для работы с информацией в своей профессиональной деятельности.

В связи с этим одной из основных задач курса информатики в медицинском колледже выступает формирование у студентов системных знаний о современных компьютерных технологиях в применении к медицине и здравоохранению.

На современном этапе специалист должен самостоятельно уметь работать с информацией, понимать вопросы адекватного выбора и методов обработки информации, логически мыслить, уметь сотрудничать, а также применять в профессиональной деятельности математические методы в единстве с информационными технологиями, применять информационные технологии при проведении математических расчетов, а также предвидеть, какие информационные технологии предстоит использовать в своей профессиональной деятельности. Новые условия ставят перед медицинским колледжем новые задачи: внедрение в образовательный процесс педагогических технологий и методов обучения, позволяющих формировать специалистов, востребованных на рынке труда.

Мотивация в профессиональной области осуществляется на конкретных примерах использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности путем введения в учебный процесс задач профессиональной ориентации.

328

Так, работа в программе MS Publischer по созданию буклетов, бюллетеней, каталогов на медицинские темы делает процесс подготовки к занятию творческим, формирует поисковые качества у студентов, умение отобрать для сообщения самое важное, способствует развитию эстетических качеств личности. В дальнейшем такой медицинский работник сможет представить своим пациентам материал по профилактике заболеваний, сделать необходимые памятки для больных и их родственников. Создаваемые студентами печатные материалы (буклеты, каталоги, санитарные листки и руководства) находят применение в практике, что служит стимулом к более ответственному отношению к поставленной задаче. Например, буклеты серии «Помоги себе сам» востребованы в территориальных социальных центрах и обществе ветеранов.

Работа с программой MS Power Point по созданию компьютерных презентаций осуществляется на всех этапах обучения:

• презентации конспектов лекций помогают закрепить изученный материал в творческой форме;

• презентации могут быть использованы на учебном занятии, где студенты представляют на слайдах диаграммы, таблицы, схемы, они являются частью учебного процесса в рамках таких дисциплин, как «Сестринское дело», «Геронтология», «Терапия», «Лечебная физкультура», «Педиатрия»;

• презентации практикуются для выступления на конференции (ежегодно в колледже проводится научно-практическая конференция «Шаг в будущее»), студенты защищают с помощью презентации свои работы на районных конкурсах, семинарах. Подготовка и защита таких презентаций носит индивидуальный или групповой характер;

• при защите дипломных работ обязательным условием является наличие компьютерной презентации. При помощи меняющихся слайдов легко удержать внимание аудитории, на слайдах хорошо иллюстрируется материал в виде фотографий, диаграмм, анимаций. К тому же презентация - это своего рода официальная шпаргалка. А файл презентации компактнее рулона плакатов, при этом этот файл легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете.

Среднему медицинскому персоналу нередко приходится строить диаграммы, графики для всевозможных отчетов, докладов. Например, по медицинской демографии (показатели общей смертности людей, естественный прирост населения, показатели детской смертности). Поэтому студенты медицинского колледжа должны уметь работать с электронными таблицами MS Excel: изу-

329

чить информационные технологии: организации расчетов в таблицах, представления данных в виде диаграмм, организации расчетов с использованием встроенных функций в таблицах, организации отбора и сортировки данных в таблицах.

Рефераты и доклады по предметам терапия, педиатрия, фармакология и многим другим студенты создают с помощью программы MS Word. Поэтому студенты изучают информационные технологии создания, форматирования и сохранения документов в MS Word; создания и форматирования абзацев текста; создания и форматирования таблиц; создания списков; вставки объектов в текст и т. д.

Как показал анализ медицинских сайтов в WWW, многие медицинские центры часто используют Интернет в качестве канала коммуникации. Многие из них имеют собственную страницу. На страничке медицинского центра содержится материал об основных направлениях деятельности учреждения, стоимости различных медицинских услуг, информация о лечебных и обучающих курсах. Достаточно эффективно работает система «вопрос - ответ», организованная некоторыми центрами в режиме on-line, где потенциальный потребитель может в любое время задать свой вопрос о лечении интересующего его заболевания.

Поэтому в вопросы программы для студентов медицинского колледжа включены вопросы по изучению информационных технологий организации и поиска информации в сети Интернет, создания почтового ящика и работы с электронной почтой, чтобы в дальнейшем выпускник медицинского колледжа мог свободно работать во Всемирной паутине.

Таким образом, активное и многофункциональное использование компьютерных технологий в образовательном процессе знакомит студентов медицинского колледжа с современными компьютерными технологиями, вырабатывает умение применять их в различных сферах профессиональной деятельности, позволяет развивать у будущих специалистов умение логично и целенаправленно излагать свои мысли, работать с дополнительной литературой, глубоко осмысливать материал, выделять в информации главное и второстепенное, структурировать материал, составлять схемы и таблицы, развивать навыки моделирования и дизайна.

Применение информационных технологий необходимый компонент формирования информационной культуры будущего специалиста.

330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.