РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
р. к. арыкбаев,
кандидат экономических наук, доцент
в. в. зверев,
старший преподаватель Астраханский государственный технический университет
Эффективная информационная инфраструктура поддержки предпринимательства является одним из основных факторов успешного развития малого бизнеса. Под информационной инфраструктурой поддержки предпринимательства понимается система взаимосвязанных норм и правил, организационных и технологических структур, участвующих в обеспечении бизнес-деятельности на основе интеграции информационных ресурсов.
Формирование информационной инфраструктуры (ИИ) поддержки предпринимательства является комплексной задачей, в решении которой должны принимать участие заинтересованные государственные и негосударственные организации [1]. До настоящего времени результатов ее успешного воплощения на практике в регионах не обнаруживается, в том числе и в Астраханской области (АО).
Малый бизнес АО дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности. Поэтому расходы областного бюджета на реализацию мер государственной поддержки малого бизнеса фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Для решения проблемы информационного содействия предпринимательской деятельности в АО принята целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астра-
ханской области на 2006—2008 годы», в которой предлагаются следующие меры:
• «проведение тематических семинаров («круглых столов») для субъектов малого предпринимательства (СМП);
• издание и распространение методических пособий по малому предпринимательству;
• участие руководства и специалистов исполнительных органов государственной власти в семинарах, конференциях, «круглых столах» и в иных мероприятиях, связанных с развитием малого бизнеса» [2].
Предпринимательство выполняет две основные роли в данной программе:
1) развитие инфраструктуры экономики региона и инфраструктуры жизни людей, развитие торговых сетей, ресторанов, гостиниц, транспорта, коммуникаций, связи;
2) развитие инфраструктуры освоения государственных и внебюджетных инвестиций. Являясь инвестиционной инъекцией, привлекаемые инвестиции должны быть в большей степени освоены предприятиями региона. Для этого органы государственной и муниципальной власти региона должны обеспечить систему коммуникаций и организационную, информационную помощь в создании инвестиционных площадок, программы выставок и презентаций, Интернет-порталы, СМИ, финансовые ресурсы (программы гарантий по коммерческим кредитам, венчурные фонды).
Объектами государственной поддержки малого бизнеса в АО являются приоритетные для реги-
она сферы деятельности, связанные с развитием инноваций, высоких технологий, с эффективным использованием природных ресурсов, созданием новых рабочих мест, замещением импорта, расширением экспорта.
В регионе, помимо прямой государственной поддержки, которая обеспечивается средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, также применяется косвенная поддержка, направленная на улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса в регионе.
Благодаря системе государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области, которая включает в себя правовое, административное и экономическое обеспечение, а также ресурсному потенциалу региона имеются все условия для роста количества СМП на 5—10 % в год. В 2007 г. в области действовало 5107 малых предприятий, в 2008 г. их количество выросло до 5694, а доля их продукции в ВРП — с 22,8 до 29,3 % [2].
Среди направлений предпринимательской деятельности, выделенных в качестве приоритетных, особое место занимает инновационный бизнес. Связанная с развитием рискового капитала эта сфера развивается в области крайне медленно. Многие перспективные и уникальные разработки не внедряются и безвозвратно утрачиваются, несмотря на то, что они являются важным стратегическим инструментом для стабилизации экономики региона.
Большую роль в развитии инновационного бизнеса призваны сыграть инновационные бизнес-инкубаторы, способствуя переходу малых инновационных предприятий из стартового периода в более зрелое состояние, когда ключевое значение приобретают эффективность, новые хозяйственные связи, активизация производственной деятельности. Формирование муниципального заказа на инновационную продукцию стало первоочередной задачей.
В настоящее время в рамках реализации вышеназванной программы выделяются субсидии СМП как для долевого финансирования инвестиционных проектов, так и для погашения процентов по привлекаемым предпринимателями кредитам и займам. Нарабатывается практика субсидирования процентов по лизинговым платежам по приобретенному предпринимателями производственному оборудованию.
Информационная инфраструк-
тура (информационный подкомплекс) занимает центральное место в инфраструктуре поддержки предпринимательства (рис. 1).
Функционирование информационного подкомплекса осуществляется в неразрывной связи с остальными подкомплексами инфраструктуры поддержки предпринимательства (подкомплексом нормативно-правового и аудиторского обеспечения торгово-логистическим, финансово-кредитным) и обеспечивает движение информации в процессе выполнения ими своих задач, создавая единое информационное пространство.
Информационная инфраструктура современной рыночной экономики представляет собой систему информационно-коммуникационного обеспечения взаимосвязей между сферами деятельности, организационными структурами, институтами, обеспечивающими функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса. Структурно-функциональная схема ИИ современной рыночной экономики представлена на рис. 2.
Составляющими ИИ предпринимательства являются: информационные ресурсы организаций различных уровней, а также информационно-коммуникационные средства и технологии.
На функциональные возможности ИИ предпринимательства существенное влияние оказывают: развитость информационного рынка, наличие и качество программно-аппаратных средств, передачи информации, единое телекоммуникационное пространство; законодательно — нормативная база; деятельность институтов, осуществляющих сбор, обработку, хранение и распространение информации; меры государственной поддержки.
К объектам ИИ относятся агентства поддержки малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторы,
ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПОДКОМПЛЕКС НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И АУДИТОРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рис. 1. Инфраструктура поддержки предпринимательства
Обеспечение функционирования компонентов инфраструктуры
Обеспечение доступа к информационным ресурсам
Предоставление информационно-аналитических услуг
Рис. 2. Структурно-функциональная схема ИИ предпринимательства
техно- и инновационные парки, учебно-деловые, информационно-аналитические и социально-деловые центры, прочие организации, оказывающие поддержку СМП.
Помимо оказания поддержки предпринимательству, ИИ в комплексе с инновационной и организационной инфраструктурами воздействует на общую инфраструктуру региона, влияя на ее развитие. Создаются информационные системы, поддерживающие функционирование транспорта, энергетических систем, телекоммуникаций [3].
В данном направлении в АО в настоящее время проводится работа по созданию некоммерческого партнерства по развитию предпринимательства и Астраханского Бизнес-Центра, который должен включать в себя следующие основные элементы: выставочный комплекс, информационно-консультационный центр, маркетинговый центр, конференц-зал, учебный центр, интернет-клуб, подразделения, оказывающие различные услуги предпринимателям, офисные помещения.
На базе Астраханского областного государственного фонда поддержки малого предпринимательства планируется создание в 2009 году Центра микрофинансирования [2]. При оказании поддержки будут предъявляться определенные требования: наличие бизнес-плана, соответствие приоритетам государственной политики в социально-экономической сфере. При таком кредитовании будут действовать льготные процентные ставки,
а требования к залоговому обеспечению будут несколько ниже.
В целях облегчения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам с банками заключаются соглашения, в соответствии с которыми по приоритетным инвестиционным проектам к СМП применяются смягченные требования, а область субсидирует часть процентной ставки по привлекаемому кредиту.
В Астраханской области продолжается работа по созданию в каждом сельском районе кредитных потребительских кооперативов и формированию областной двухуровневой системы кредитной кооперации.
Фактором активной государственной политики развития малого предпринимательства стало закрепление федеральным законодательством обязательного размещения государственных заказов у СМП [4, 5]. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, выработки «иммунитета», способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
Большое влияние на устойчивое развитие предпринимательского сектора оказывает создание инфраструктуры поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса. В этом отношении бизнес-инкубаторы обладают важным потенциалом для предоставления поддержки новым предприятиям в период их образования и становления. Размещение стартующих предпринимателей в бизнес-инкубаторе значительно повышает их шансы на выживание с 15 % до 85 %.
На создание бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров в АО в 2009 г. направлено 12 386, 4 тыс. руб., в том числе средств федерального бюджета — 11 692,3 тыс. руб., областного бюджета — 694,1 тыс. руб.
В ходе участия Астраханской области в федеральном конкурсе, проводимом Минэкономразвития РФ, в 2009 г. привлечены средства федерального бюджета с условием софинансирования 50/50 на сумму 26 755,6 тыс. руб. для реализации нижеследующих проектов:
• строительство бизнес-инкубатора в г. Хараба-ли — 2 800 тыс. руб.;
• строительство бизнес-инкубатора в пос. Оля Лиманского района — 10 000 тыс. руб.;
• строительство бизнес-инкубатора в г. Ахтубин-ске — 12 955,6 тыс. руб.;
• реализация иных мероприятий области по поддержке и развитию малого предпринимательства — 1 000 тыс. руб. [2]. Дальнейшее развитие сети бизнес-инкубаторов может осуществляться муниципалитетами самостоятельно на основе опыта инкубаторов, созданных региональным правительством.
На базе Астраханского государственного фонда поддержки малого предпринимательства создается центр по предоставлению поручительств по кредитам СМП, взятым в коммерческих банках для приобретения основных средств.
Реализация всего комплекса мероприятий по развитию малого бизнеса Астраханской области, включая совершенствование нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и оказание государственной поддержки инвестиционным проектам СМП за счет средств отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства, позволила обеспечить увеличение объемов производства малыми предприятиями с 31 млрд руб. в 2007 г. до 41 млрд руб. в 2009 г., занятости населения в малом секторе экономики со 155 тыс. чел. в 2007 г. до 178 тыс. чел. в 2008 г. [2].
Ограниченность государственных финансовых ресурсов и существующая тенденция более широкого использования децентрализованных источников финансирования обусловливает стратегическую необходимость дифференцированного подхода к выбору направлений инновационной политики в регионе. В связи с этим предлагается единый порядок разработки и утверждения для всех направлений развития инновационной деятельности в ИИ предпринимательства региона:
• сбор информации, анализ предложений;
• разработка проекта основных положений выбранного направления;
• согласование проекта основных положений выбранного направления с законодательными и исполнительными органами власти в регионе;
• утверждение направления развития как руководства, обязательного для законодательных и исполнительных органов власти в регионе на всех уровнях;
• непрерывный анализ результатов развития направления с периодической корректировкой (возврат к начальному этапу и повторение всего рассмотренного цикла). Достижение декларируемых целей обеспечивается при использовании системы взаимодополняющих основных принципов, перечисленных в табл. 1.
Таким образом, важным средством развития предпринимательства является ИИ, эффективное
Таблица 1
Система принципов развития информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе
Принцип развития Достигаемый эффект
Кадровый приоритет в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Повышение уровня подготовки и ресурсного обеспечения руководителей ИКТ-проектов
Протекционизм отечественным инновациям в сфере ИИ Преимущественное использование отечественной ИИ предпринимательства
Интеграция ИИ региона с инфраструктурой высшей школы Использование научного потенциала высшей школы, ее гибкости и универсальности для кадрового обеспечения и систематического развития ИИ
Интеграция ИИ региона с мировой информационной инфраструктурой Взаимовыгодное развитие единого информационного пространства, изучение опыта лучших инновационных структур, реализация совместных инновационных проектов, повышение уровня развития ИИ
Конструктивность Ориентирование на достижение конечных результатов в создании инновационных объектов и развитии инновационного потенциала ИИ предпринимательства
Управление качеством ИИ Приоритет освоения инновационной деятельности, обеспечивающей повышение качества продукции, управления и технологий региональной ИИ
Активизация процесса развития малого предпринимательства в сфере ИИ Поддержка соответствующего темпа развития малого предпринимательства соотносительно к темпу развития ИИ
Приоритет важнейших социально-экономических проблем при формировании ИИ Применение создаваемой ИИ предпринимательства при решении комплексных задач по актуальным проблемам: борьба с преступностью, экологическая безопасность, развитие высшей школы, сохранение культурных и национальных традиций регионов
функционирование которой тесно связано с реализацией приведенных принципов.
Для эффективного развития информационной инфраструктуры поддержки бизнеса в Астраханской области целесообразно реализовать следующие мероприятия:
1. Создать на базе информационного проекта «Бизнес в регионах России» (www. allbusiness. га) региональный Интернет-ресурс, а по мере его развития и расширения создать автономный бизнес-портал Астраханской области.
2. Предоставить возможность создавать на его базе свои Интернет-ресурсы организациям, входящим в систему информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства Астраханской области.
3. Сформировать единую сеть с Интернет-порталами аналогичного типа в регионах России и зарубежных странах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Целевая программа «Развитие инфраструктуры информационной поддержки предприни-
мательства на базе «Сети обмена деловой информацией системы ТПП России». // «Сеть обмена деловой информацией системы ТПП России».
2007 г. — http://www. гш^атЬег. га/
2. «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006—
2008 годы». // «Портал органов государственной власти Астраханской области». 2007 г. — http://www. аз^оЫ. ги/
3. Филинов Е. Н., Бойченко А. В. Подход к разработке концепции развития информационной инфраструктуры региона России// Мат. сем. «Инф. безопасность. Юг России». — Таганрог: ТГРУ, 2000.
4. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
5. Арыкбаев Р. К, Газгиреев Э. Д., Набиев Р. А. Государственные заказы в системе регулирования предпринимательской деятельности. // Монография/ Под. ред. Р. А. Набиева. / — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. — 294 с.
Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Мы гарантируем Вам:
S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S самые низкие цены
S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и сНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.
Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.
Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]
(495)621-72-79