Научная статья на тему 'Развитие информационно-образовательной среды вузовской кафедры'

Развитие информационно-образовательной среды вузовской кафедры Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
378
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-САЙТ КАФЕДРЫ / АУТЕНТИФИКАЦИЯ / ЗАЩИТА СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бангард Александр Федорович, Кориков Павел Владимирович, Шталин Сергей Георгиевич

Раскрывается структура корпоративной информационно-образовательной среды на уровне вузовской кафедры (на примере кафедры АСУ ТУСУРа). Обсуждается специфика создания кафедрального Web-сайта. Рассмотрены вопросы разработки программного обеспечения учебного процесса и защиты информации в образовательной среде кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATION ENVIRONMENT OF UNIVERSITY CHAIR

In this article review structure of corporate education environment on the university chair level (ACS dep. of TUCSR). Discuss specificity of creation Web-site of chair. Review questions of create software for education process and protection information in education environment.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-образовательной среды вузовской кафедры»

Доклады ТУСУРа. 2004 г. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования УДК 681.3.01

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВСКОЙ КАФЕДРЫ

А.Ф. Бангард, А.М. Кориков, С.Г. Шталин

Раскрывается структура корпоративной информационно-образовательной среды на уровне вузовской кафедры (на примере кафедры АСУ ТУСУРа). Обсуждается специфика создания кафедрального Web-сайта. Рассмотрены вопросы разработки программного обеспечения учебного процесса и защиты информации в образовательной среде кафедры.

Введение

В обширном комплексе проблем информатизации высшего образования важное место занимает проблема информационной поддержки учебно-организационной, учебно-методической, научной деятельности вузовской кафедры и собственно учебного процесса на кафедре. В настоящей статье рассматривается конкретная задача создания и развития информационно-образовательной среды (ИОС) на кафедре автоматизированных систем управления (АСУ) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУ-СУР). Первые эксперименты с локальной сетью на базе станций удаленного доступа «ЭСТАФЕТА» были проведены на кафедре АСУ ТУСУРа в 1989 г. [1]. В те годы создание ИОС на кафедре сдерживалось в основном дефицитом средств вычислительной техники (СВТ). По мере приобретения СВТ создавалась и развивалась кафедральная локальная вычислительная сеть (ЛВС). Этапы ее создания отражены в работах [1-5].

Структура ИОС кафедры АСУ

ИОС кафедры АСУ базируется на технических средствах ПК и ЛВС и является подсистемой корпоративной вычислительной сети (КВС) ТУСУРа. К настоящему времени структура ИОС кафедры АСУ имеет вид, представленный на рис. 1.

Парк используемых компьютеров ИОС разделен на 3 группы.

1. Компьютеры, задействованные в учебном процессе.

2. Компьютеры, задействованные в научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности кафедры.

3. Компьютеры-серверы.

Компьютеры первой группы физически расположены в трех учебных аудиториях (см. рис. 1), по 10 ПК в каждой. В каждой учебной аудитории используются только однотипные компьютеры следующих конфигураций:

- учебный класс из 10 рабочих станций на базе процессора DURON;

- учебный класс из 10 ПК на базе процессора Celeron 566 МГц;

- учебный класс из 10 ПК на базе процессора Celeron 1,7 ГГц.

Использование однотипных компьютеров позволяет упростить процедуру восстановления системы на рабочей станции в случае сбоя. Для этой цели на сервере хранятся файлы образа системы рабочей станции, всего их три - по количеству классов.

Рис. 1 - Схема вычислительной сети кафедры АСУ

Системное программное обеспечение во всех классах однотипное. Это сделано для того, чтобы при составлении расписания занятий одну и ту же дисциплину можно было ставить в разные классы и студент не испытывал дискомфорта при смене рабочего места в пределах учебных классов.

Все ПК имеют два режима загрузки. Первый - это обычная загрузка с локального накопителя на жестком магнитном диске (НЖМД). В этом режиме могут загружаться операционные системы Windows NT 4.0 Workstation и QNX. Второй - это режим загрузки из сети. В этом режиме загружаются операционные системы MS-DOS 6.22, Windows 3.11 for Workgroup и FreeBSD.

Установка дополнительного программного обеспечения, используемого в учебном процессе, выполняется системным администратором по заявке преподавателя.

Компьютеры второй группы размещаются непосредственно на рабочих местах преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, подгруппа из 8 машин организована в класс для научно-исследовательской работы студентов и аспирантов. В этой группе используются компьютеры от Pentium 200 до Celeron 1,7. Спектр операционных систем шире, чем у компьютеров первой группы. Используются Windows 98, Windows 2000 Professional, Windows XP Professional, Linux, FreeBSD.

Третья группа компьютеров - это сердце локальной сети кафедры. Она представлена файловым сервером Novell Netware 5.0, контроллером домена рабочих станций Windows NT 4.0 Server Terminal Edition и сервером FreeBSD 4.9, сервером под управлением Windows 2003, на котором реализована система видеонаблюдения. Файловый сервер Novell NetWare выполняет роль хранилища данных всех пользователей сети кафедры, а также прикладного и системного программного обеспечения. На этом сервере хранятся файлы образов систем, необходимые для бездисковой загрузки, и файлы образов разделов НЖМД для учебных классов. Этот сервер имеет встроенные средства для разграничения доступа к файлам и каталогам, а также для определения дисковых квот, что позволяет избежать нерационального использования дискового пространства. Кроме этого, с помощью операционной системы Novell NetWare в учебных классах кафедры организована бездисковая загрузка, которая позволяет студентам загрузиться в нужную среду без использования средств эмуляции. Данная операционная система имеет также развитые средства для управления пользователями, зарегистрированными в системе.

Так как на кафедре широко используются компьютеры под управлением Windows, то для управления ими был установлен контроллер домена. Все компьютеры, работающие под управлением какой-либо ОС из семейства Microsoft Windows, зарегистрированы в домене кафедры. Это в свою очередь позволяет пользователям кафедры на любом компьютере, подключенном к кафедральной сети и зарегистрированном в домене, получить свою рабочую среду вместе со всеми ее настройками. Данные о всех пользователях импортируются в домен кафедры из системы Novell Netware. Это позволяет вести только одну базу пользователей и значительно упрощает администрирование сети кафедры. Сервер кафедры, работающий под управлением операционной системы FreeBSD, является маршрутизатором кафедры и служит шлюзом в корпоративную вычислительную сеть ТУСУРа. Данный сервер обеспечивает поддержку работоспособности следующих сервисов: почтового сервера; службы антивирусной защиты почтовых сообщений; Web-сервера кафедры; сервера баз данных; proxy (кэширующего) сервера кафедры; сервера DNS; службы Firewall. Данные сервисы позволяют студентам и сотрудникам

кафедры осуществлять просмотр и поиск информации в Интернете, вести электронную переписку с различными адресатами. Также данный сервер используется для поддержания в Интернете Web-сайта кафедры. Сервер системы видеонаблюдения ведет мониторинг двух аудиторий, что позволяет осуществлять контроль за доступом к компьютерным аудиториям, выполнять охранные функции и противопожарное наблюдение.

На физическом уровне все ПК кафедры разделены на 5 подсетей (см. рис. 1). Максимальное количество машин в одной подсети - 14. Количество подсетей не ограничивается. Три подсети - это три учебных класса, по одной подсети на каждый класс. Все компьютеры второй группы объединены еще в 2 подсети. Все подсети подключены к локальному файл-серверу и через него используют ресурсы сети верхнего уровня.

Все компьютеры, подключенные к ЛВС кафедры, работают по протоколу IPX/SPX. Этот протокол обеспечивает доступ ко всем серверам. Для работы компьютеров в глобальной сети INTERNET и доступа к информационному WEB-серверу кафедры используется протокол TCP/IP.

Интернет-сайт кафедры АСУ

Интернет-сайт кафедры является одним из взаимосвязанных компонентов методического обеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Разработка и обслуживание данного Web-сайта проводится сотрудниками, аспирантами и студентами кафедры АСУ. В [6] представлена самостоятельная работа студентов по разработке Web-страницы учебной группы кафедры АСУ. Студенты кафедры АСУ разработали несколько вариантов внешнего вида главной страницы Web-сайта. Внешний вид главной страницы Web-сайта кафедры АСУ показан на рис. 2. Сайт расположен по адресу http://www.asu.tusur.ru/.

Рис. 2 - Главная страница Web-сайта кафедры АСУ

В отличие от существующего в настоящее время огромного количества сайтов информационно-рекламного характера сайт кафедры является специализированным. Он должен удовлетворять следующим требованиям: поддерживать режим интерактивности как необходимого средства повышения эффективности обучения; отображать математическую символику и видеоинформацию; обеспечивать наглядность отображаемых материалов и т.п. Web-сайт кафедры должен содержать следующие разделы:

- методическое обеспечение каждой дисциплины, т.е. конспекты лекций и методические указания к лабораторным, практическим заданиям, курсовому проектированию, индивидуальной и самостоятельной работе, экзаменационные вопросы и т.п.;

- ссылки на программное обеспечение, необходимое для выполнения учебных заданий;

- дополнительную информацию о кафедре, в том числе общую информацию о государственных образовательных стандартах и об учебных планах специальностей; положение о многопрофильном и втором высшем образовании; список преподавателей и других сотрудников; объявления (служебные для сотрудников, служебные для студентов, частные);

- информацию о научно-исследовательской работе кафедры;

- информацию о научных и образовательных связях кафедры.

На Web-сайте размещаются данные, которые позволяют всем интересующимся получить сведения о событиях, происходящих на кафедре. При организации Web-сайта необходимо обеспечить гибкость его дальнейшего сопровождения. Очевидно, что Web-сайт рано или поздно потребует полной смены или частичного обновления данных, следовательно, он должен иметь достаточно гибкую структуру и код, достаточный для дальнейших изменений в дизайне и структуре. Тем более, что некоторая информация, представленная на Web-сайте, является часто изменяемой или представлена в довольно значительных объемах. Поэтому для удобства работы с ней она была упорядочена и организована таким образом, чтобы была возможность ее хранения в базе данных (СУБД), извлечения и обновления.

В качестве средства доступа к хранимым в СУБД данным рассмотрим интерфейс, предоставляемый PHP. PHP - это простой язык программирования, внедренный внутрь HTML-файлов. PHP используется для создания целых Web-серверов. Модуль устраняет потребность в многочисленных малых CGI-программах, позволяя поместить простые скрипт-программы непосредственно в HTML-файлы. Это увеличивает общую производительность Web-страниц по сравнению с CGI-программами, потому что нет непроизводительных затрат на запуск интерпретатора. Пакет также упрощает управление большими Web-серверами, помещая все компоненты Web-страницы в одиночном файле HTML. Встроенная поддержка различных баз данных делает тривиальной разработку Web-страниц с доступом к базам данных.

Многие находят, что иметь дело с внедренным в HTML-документы языком намного проще, чем создавать отдельные HTML- и CGI-файлы.

Рассмотрим работу модуля PHP. Модуль PHP загружается вместе с запуском Web-сервера и функционирует на протяжении всей работы Web-сервера. Когда на Web-сервер при-

ходит запрос на выдачу HTML-страницы, содержащей скрипт-программу PHP, Web-сервер передает управление модулю PHP. Модуль PHP анализирует HTML-страницу и если встречает скрипт-программу PHP, то выполняет ее. В результате выполнения скрипт-программы динамически формируется HTML-страница, которую модуль PHP возвращает Web-серверу. Web-сервер отправляет HTML-страницу по адресу, с которого пришел запрос.

В качестве WWW-сервера используется Apache Web Server. Apache - это самый распространенный Web-сервер в мире. По данным компании Netcraft общее число Web-узлов, работающих под его управлением в данный момент, является наибольшим и постоянно растет. Будучи бесплатной открытой программой, предназначенной для бесплатных Unix-систем (FreeBSD, Linux и др.), Apache по функциональным возможностям и надежности не уступает коммерческим серверам, а широкие возможности конфигурирования позволяют настроить его для работы практически с любой конкретной системой. Кроме этого, существуют локализации сервера для различных языков, в том числе и для русского. Исторически сложилось так, что русские тексты в Интернете могут быть представлены в разных кодировках, из которых наиболее распространены koi8-r (или просто koi8, кстати, аббревиатура КОИ расшифровывается как «код обмена информацией») и Windows-1251: с первой работает большинство серверов и рабочих станций под управлением Unix, вторая является стандартной для всех версий Windows. Поскольку кодировка Windows-1251, естественно, применяется на подавляющем большинстве клиентских машин, доля тех, кто «путешествует» по русской части WWW, используя koi8, не превышает сейчас 5 %. Однако в этой кодировке хранятся документы на многих Unix-серверах, в ней чаще всего передаются почтовые сообщения. Локализованная версия Web-сервера Apache позволяет очень просто решить проблему выбора клиентской кодировки. С Apache поставляется ряд модулей для организации доступа к базам данных, создания дополнительных расширений и серверных приложений. Он позволяет разграничивать доступ к информации, содержащейся на сервере, посредством паролей или подсетей. Сервер ведет учетный журнал всех поступивших запросов и возникших при его работе исключительных ситуаций. Все параметры ведения учетных журналов настраиваются так, что мы сами можем задать формат и объем регистрируемой информации. Сервер поддерживает работу с несколькими IP-адресами, а также позволяет размещать на одном IP-адресе несколько независимых Web-серверов, что позволяет выполнять на нем виртуальный хостинг.

На сегодняшний день для операционной системы FreeBSD доступны несколько свободно распространяемых СУБД. Самые популярные из них - это PostgreSQL и MySQL.

При выборе СУБД учитывались следующие требования:

- работа в многопользовательском режиме;

- транзакционная защита от сбоев;

- возможность работы СУБД в режиме клиент-сервер по протоколу TCP/IP;

- производительность СУБД.

Сервер баз данных PostgreSQL является более совершенным с технической точки зрения. Сервер поддерживает транзакции, распределенные базы данных, но в настоящий момент

только набирает популярность среди разработчиков и не является столь распространенным, а также достаточно сложен для начинающих пользователей.

Сетевая архитектура СУБД PostgreSQL предоставляет создателям прикладных систем все необходимые стандарты, архитектурные решения и средства управления базами данных, позволяющие строить приложения, обладающие широкими функциональными возможностями, способные работать на любой комбинации из изолированных компьютеров, систем клиент-сервер и элементов сетевой среды WWW. Сетевая технология PostgreSQL делает доступными для пользователей огромные массивы данных, позволяя обрабатывать их с помощью графических средств, обладающих интуитивно понятным интерфейсом.

PostgreSQL поддерживает словарь данных, множество уровней безопасности, предлагает средства, гарантирующие целостность данных, организует параллельный доступ и обеспечивает языковый интерфейс. PostgreSQL предлагает учет пользователей на уровне базы данных, идентификацию пользователей средствами операционной системы. Естественно, поддерживаются представления SQL. Целостность обеспечивается посредством механизма декларативной целостности для первичных и внешних ключей.

PostgreSQL позволяет задать формирование уникального индекса для каждого первичного ключа, использовать принятые в SQL ограничения (constraints) и триггеры, а также создавать свои собственные функции на языках программирования (PL/pgSQL, PL/Tcl, PL/perl, С) или на языке SQL. Журнал транзакций сохраняется отдельно от баз данных и буферизуется в глобальной системной области. Журнал регистрации отказов сохраняется в базе данных и также буферизуется. В состав программного комплекса входит интерактивный интерпретатор PSQL, который позволяет выполнять неинтерактивные сценарии.

Программное обеспечение учебного процесса, информационная безопастность

ИОС

В учебном процессе на кафедре используется разнообразное программное обеспечение (ПО), в том числе стандартное ПО, например:

Microsoft Office 2000;

Borland Pascal, C++, LISP, SWI-Prolog;

Busyness Plan Pro;

MathCAD;

Interprise Delphi, Interprise Builder,

Microsoft Visual Studio;

1С Бухгалтерия, Консультант+ и другие.

Кроме этого, в учебном процессе используются программные продукты, разработанные студентами и сотрудниками кафедры. Разработано также программное обеспечение, позволяющее автоматизировать составление учебных планов. С его помощью составляются учебные планы с минимальными усилиями для преподавателей, при этом рационально распределяется учебное время.

На кафедре ведется целенаправленная работа по созданию электронных учебников. К настоящему времени созданы мультимедийные учебные пособия по следующим дисциплинам: «Концепции современного естествознания», «Вычислительная математика», «Методы оптимизации», «Основы теории управления».

В качестве примера на рис. 3 и рис. 4 представлены первые страницы электронного учебника по курсу «Основы теории управления».

Рис. 3 - Заглавие электронного учебника

НЕ

&

Введение

Видео

Лекционный материал

Лабораторные и контрольные работы

Й

Подготовка к экзамену

Выход

Лекционный материал

Введение

1. Возникновение, развитие и основные понятия теории управления

2. Математическое описание непрерывных линейных систем автоматического управления

3. Линейные законы регулирования. Требования к процессу управления

4. Устойчивость непрерывных линейных систем

5. Оценка качества режимов линейных САУ

6. Коррекция динамических свойств САУ

7. Элементы теории нелинейных САУ

8. Дискретные системы. Системы управления с ЭВМ

9. Оптимальное управление

10. Адаптивное и интеллектуальное управление

Заключение

Глоссарий

Рис. 4 - Оглавление электронного учебника

Создаваемое программное обеспечение предоставляет информационную поддержку комбинированному (или смешанному) образованию (blended education), которое объединяет преимущества образовательных технологий традиционного очного (аудиторного) образования и Интернет-образования в рамках единого учебного процесса.

Рассмотрим кратко вопросы информационной безопасности ИОС. Обычно данные вопросы исследуются в следующих областях: удаленная аутентификация студента; контроль доступа; обнаружение вторжений; защита сетевых коммуникаций; гарантированность доставки; защита репозитария.

Аутентификация обычно базируется на традиционных парольных механизмах. Их преимущество состоит в том, что они реализуются программными методами и просты для понимания пользователем. Однако их использование может стать проблематичным при обучении на модульной основе, так как пользователь будет вынужден помнить несколько паролей одновременно, если он работает в разных репозитариях. Кроме того, известны общие недостатки парольных систем (они часто легко угадываемы и редко меняются), что не позволяет считать их достаточно безопасными.

Одно из возможных усовершенствований - использование аутентификации на основе местоположения с помощью постоянного 1Р-адреса или услуги обратного звонка. Когда студенты подключаются к репозитарию, это дает гарантию, что доступ производится из определенного места, и поэтому вероятность того, что попытка доступа производится злоумышленником, меньше. У этого решения есть недостатки: удаленный студент вынужден всегда подключаться к образовательной системе из одного и того же места (например из своего дома), повышается оплата соединения для репозитария.

Более сложные системы авторизации пользователя используют технологии смарт-карт для построения сильных систем авторизации с простым пользовательским интерфейсом. Их основное достоинство заключается в безопасном хранении и обработке секретной информации. На практике это означает, что ключевая конфиденциальная информация хранится только на смарт-карте и нигде больше. В открытых ИОС это не допускает использования специальных криптоаналитических методов для получения секретной пользовательской информации.

После успешного подключения к системе доступ к информации должен быть проконтролирован с помощью электронных сертификатов. Представление соответствующего сертификата должно быть обязательным условием для получения доступа. Эти средства используются в дополнение к уже существующим средствам контроля доступа, предоставляемым операционной системой.

Известны различные системы обнаружения вторжения. В качестве примера приведем систему мониторинга в режиме реального времени, которая сравнивает поведение авторизованного пользователя с прошлыми записями его поведения для определения подлинности пользователя. Такие записи могут состоять из ряда факторов, среди которых время подключения к системе, использование различных сервисов и данные, к которым запрошен доступ. Кроме этого, мониторинг может оперировать большим количеством других факторов и индикаторов, которые могут указать на попытку вторжения.

Предполагается, что необходимая защита сетевых коммуникаций может быть достигнута с помощью шифрования данных. Можно выбрать гибридную схему, где симметричная криптография используется для достижения конфиденциальности (общие секретные ключи для ре-позитария и студента), а асимметричная криптография используется для распределения сессионных ключей и для гарантированной доставки (как правило, используется электронная цифровая подпись).

Требования по гарантированности доставки возникают как со стороны студента, так и со стороны репозитария и служат для предотвращения отказов по следующим запросам: отправка сообщения; прием сообщения; содержание сообщения. Гарантированность отправки и приема может быть достигнута использованием электронной цифровой подписи.

Подтверждение неизменности содержания может быть достигнуто также через использование кода аутентификации сообщения (message authentication code - MAC), который является результатом цифровой обработки сообщения. Операция обработки сообщения построена таким образом, чтобы любое изменение содержания сообщения вызвало бы изменение в MAC.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это позволяет эффективно контролировать целостность сообщения. Проблемы безотказности работы и защиты репозитария решаются известными методами [7].

В заключение отметим, что развитие ИОС кафедры будет продолжено как по пути ее оснащения более современными СВТ и развития ЛВС, так и в направлении модернизации Web-сайта, совершенствования научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включения в состав ИОС комплексного учебно-методического и программного обеспечения учебных дисциплин, в том числе мультимедийных учебных курсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кориков А.М. 25 лет кафедре АСУ ТУСУРа // Докл. Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. Т. 2. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 1999.

- С. 3-12.

2. Кориков А.М. Формирование активной информационной среды научных исследований и обучения / А.М. Кориков, С.В. Поникоровский // Автоматизация проектирования, идентификация и управление в сложных системах / Под ред. В.П. Тарасенко. - Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - С. 169-168.

3. Ковшов А.В. Информационно-образовательная среда для реализации дистанционного образования / А.В. Ковшов, С.В. Поникоровский // Докл. Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. Т. 2 Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 1999.

- С. 36-40.

4. Поникоровский С.В. Реализация распределенной вузовской кафедры на основе технологий сети Интернет / С.В. Поникоровский, А.В. Ковшов // Докл. Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. Т. 6. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники,

2001. - С. 21-23.

5. Бангард А.Ф. Проектирование информационной среды вузовской кафедры / А.Ф. Бан-гард, С.В. Поникоровский, А.М. Кориков // Докл. Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. Т. 7. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники,

2002. - С. 181-189.

6. Огнева Т.Ф. Web-страница как способ представления информации об учебной группе / Т.Ф. Огнева, О.М. Ступак // Докл. Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. Т. 6.

Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2001. - С. 24-28.

7. Малюк А.А. Введение в защиту информации в автоматизированных системах / А.А. Малюк, С.В. Пазизин, Н.С. Погожин. - Москва: Горячая линия - Текком, 2001. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.