Научная статья на тему 'Развитие информационно-консультационного обслуживания малых формхозяйствования Новосибирской области'

Развитие информационно-консультационного обслуживания малых формхозяйствования Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Справочные бюро»

CC BY
348
30
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по жилищно-коммунальному хозяйству, домоводству и бытовому обслуживанию, автор научной работы — Буланова Ольга Викторовна

Проведен анализ развития малых форм хозяйствования. На основе мониторинга информационных потребностей КФХ и ЛПХ выявлены приоритетные направления консультаций и проведено ранжирование районных пунктов ИКЦФ. Предложена программа для автоматизации рабочего места консультанта.

Похожие темы научных работ по жилищно-коммунальному хозяйству, домоводству и бытовому обслуживанию , автор научной работы — Буланова Ольга Викторовна,

Development of informationconsulting service of small forms of managing of Novosibirsk region

The analysis of development of small forms of managing is lead. On the basis of monitoring information needs KFH and LPH priority directions of consultations are revealed and ranging regional items IKQF is lead. The program for automation of a workplace of the adviser is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-консультационного обслуживания малых формхозяйствования Новосибирской области»

онированию. Развитие инфраструктуры — обязательное условие при освоении новых территорий, вовлечении в хозяйственный оборот природных ресурсов, рациональном их использовании, улучшении размещения производительных сил страны и конкретного региона в частности. Инфраструктура является фактором, который оказывает значительное влияние на благосостояние страны и проживающего на ее территории населения.

Исходя из всего перечисленного можно утверждать, что формирующийся потребительский рынок на вновь осваиваемых территориях может быть отнесен к объектам инфраструктурного характера, поскольку он соответствует всем четырем перечисленным признакам, свойственным инфраструктуре.

Следует отметить, что в экономически развитых странах, а также в странах с переходной экономикой контроль за развитием инфраструктуры осуществляется через механизм централизованного (федерального) и местного управления. Центральные органы государственной власти, инвестирующие в сооружение инфраструктурных объектов, не всегда в состоянии единолично учесть потребности конкретного региона в инфраструктурном обеспечении, что, как следствие, делает данный регион непривлекательным по сравнению с другими. Поэтому целесообразно передавать полномочия, а вместе с ними и контроль за развитием

инфраструктуры на конкретной территории местным органам власти. Государственное управление и контроль над отраслями инфраструктуры через местное государственное управление удовлетворяют интересы общества в целом, а также людей, проживающих на этих территориях.

По своей природе инфраструктура — это всегда монополия, и это неизбежно. Поэтому не случайно отрасли инфраструктуры называются естественными монополиями. Таким образом, на первом этапе своего развития потребительский рынок инфраструктурно обновленного региона (Иркутской области) будет представлять собой естественную монополию, но это будет продолжаться недолго, до тех пор, пока в регионе не будут построены объекты эффективной транспортной сети, что в итоге вызовет приток частного оптово-розничного капитала.

Таким образом, прямое участие государства в освоении новых, еще не обжитых территорий Иркутской области позволит решить следующие стратегические задачи:

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

- обеспечение поддержки частного сектора в области эффективного решения задач, связанных с сооружением стратегических экономических объектов;

- создание условий для эффективного функционирования и дальнейшего процветания частного сектора в регионе.

О.В. БУЛАНОВА

доцент Новосибирского государственного аграрного университета

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В период рыночных реформ накопился немалый опыт информационно-консультационного обеспечения АПК, но тем не менее существует много нерешенных проблем организационного, финансового, нормативноправового и экономического обеспечения именно малого аграрного бизнеса. Актуальными остаются вопросы развития информационно-консультационной деятельности на

районном уровне, разработки методического и программного обеспечения с учетом специфики районов.

В АПК Новосибирской области за последние годы изменились тенденции, обусловливавшие организационно-экономические предпосылки развития информационно-консультационного обеспечения малых форм хозяйствования (МФХ), к которым

© О.В. Буланова, 2007

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

относятся крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ).

В сельскохозяйственном производстве региона продолжается становление многоукладной системы хозяйствования. В Новосибирской области на 1 января 2006 г. функционировало 505 сельскохозяйственных предприятий, 3 856 фермерских хозяйств и 288,8 тыс. личных подсобных хозяйств населения.

В ходе нашего исследования было выявлено, что за годы реформирования в области изменилась структура сельскохозяйственного производства. Для современного этапа развития аграрного сектора характерны структурные изменения в объемах производства сельхозпродукции в пользу малого аграрного бизнеса. Доля МФХ в 2005 г. в общем объеме производства составляла: по картофелю — 98,4%, по овощам — 96,5%, по шерсти — 85,9%, по мясу — 47,1%, по молоку — 40,4%.

При этом тенденция к росту производства основных видов сельскохозяйственной продукции в ЛПХ наблюдалась только до 2001 г., а с 2001 по 2005 г. объемы производства уменьшились: картофеля — на 19,8%, молока — на 21,1%, шерсти — на 27,9%, мяса скота и птицы — на 24,7%. Такая же тенденция наблюдалась в крестьянско-фермерских хозяйствах.

На наш взгляд, эффективность работы МФХ во многом определяется профессиональной подготовкой крестьян, а также

зависит от организации системы их регулярного информирования о ценах в конкретном регионе, о новых высокоурожайных сортах, о ресурсосберегающих технологиях и т.п. Абсолютное большинство сельских товаропроизводителей, относящихся к МФХ, нуждается в квалифицированной помощи специалистов.

В Новосибирской области в марте 1992 г. был создан Учебно-консультационный центр крестьянских (фермерских) хозяйств (УКЦФ) для подготовки, консультирования и обеспечения информацией фермеров, владельцев ЛПХ и других субъектов малого предпринимательства.

С июля 2001 г. УКЦФ перерегистрирован в автономную некоммерческую организацию «Информационно-консультационный центр крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области» (ИКЦФ), учредителями которого стали Новосибирский государственный аграрный университет и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области. Финансирование деятельности центра осуществляется согласно областному закону «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области», где есть строка о его финансировании из областного бюджета. ИКЦФ имеет свои консультационные пункты в райцентрах. Деятельность центра охватывает 17 сельских районов (около 90% КФХ и 73% ЛПХ населения).

Результаты исследования информационных потребностей владельцев КФХ и ЛПХ Новосибирской области, % от числа опрошенных

Вопросы анкеты Возраст Стаж ведения хозяйства

до 30 лет 30 лет и старше до 5 лет 5 лет и более

Формы сотрудничества с ИКЦФ Заключение договоров 54,2 37,5 60,5 22,7

Разовые заявки 23,4 64,6 32,4 48,6

Приоритетные виды информационно-консультационного обслуживания Использование средств связи 44,3 28,7 51,6 28,4

Личное общение с консультантами 23,6 39,8 31,2 59,1

Источники получения информации Печатные 14,1 16,8 15,7 18,6

Радио, телевидение 57,4 48,9 61,2 57,3

Другие 13,2 18,4 15,6 19,7

Необходимость издания печатной литературы (информационных листков) 72,6 68,1 59,3 63,9

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

Дальнейшая работа ИКЦФ связана с развитием Новосибирского аграрного научно-образовательно-производственного комплекса, созданного администрацией области, Сибирским отделением Россельхозакадемии и Новосибирским государственным аграрным университетом с целью реализации проекта «Развитие АПК».

Для более детального исследования информационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей НГАУ при участии автора осенью 2006 г. был проведен анкетный опрос владельцев 414 ЛПХ и 76 КФХ Новосибирской области. Респонденты были разделены по возрасту (до 30 лет, 30 лет и старше) и стажу ведения хозяйства (до 5 лет, 5 лет и более) (табл.).

Как видно из таблицы, респонденты в возрасте до 30 лет, имеющие небольшой стаж ведения хозяйства, выбрали такую форму сотрудничества с ИКЦФ, как заключение договоров, а более старшее поколение отдало предпочтение разовым заявкам.

Способность более молодых респондентов пользоваться современными средствами связи обусловила то, что они предпочитают именно такой вид общения с консультантами центра. Владельцы семейных крестьянских хозяйств в возрасте старше 30 лет, ведущие хозяйство более 5 лет, приоритетным видом обслуживания считают личное общение с консультантами.

Независимо от возраста и стажа ведения хозяйства все респонденты получают необходимую информацию в основном из программ радио и телевидения, и все опрошенные отмечают необходимость издания информационных листков.

По данным ИКЦФ за 2006 г., владельцев КФХ и ЛПХ Новосибирской области интересовали консультации по организационноэкономическим (63%), технологическим (29%), юридическим (5%) и другим (3%) вопросам.

На основе интегральных оценок сфер интересов и форм деятельности малых форм хозяйствования мы ранжировали районные пункты Информационно-консультационного центра крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области. Результат ранжи-

рования показал, что наиболее эффективно работали пункты ИКЦФ в Ордынском и Черепановском районах Новосибирской области.

Нами была разработана программа для автоматизации рабочего места сотрудника сельскохозяйственной службы консультирования. Целевое назначение продукта — обработка данных, ведение документооборота, составление отчетности регионального информационно-консультационного центра фермерских хозяйств, его районных пунктов. В программе заложены алгоритмы основных процессов консультирования (индивидуальные консультации, рекламнопропагандистская деятельность, проведение обучающих семинаров и др.). Используется восемь основных справочников. Данная программа создана с применением технологии RAD, языка Object Pascal и среды программирования Delphi.

В результате проведенных нами исследований выявлены приоритетные направления консультационной деятельности ИКЦФ (организационно-правовые вопросы) и форм взаимодействия с центром субъектов малого предпринимательства (разовые заявки для ЛПХ, заключение договоров для КФХ). Применение методики оценки эффективности деятельности ИКЦФ на основе отзывов пользователей позволит акцентировать внимание именно на тех видах услуг, которые наиболее востребованы в определенных районах Новосибирской области.

Внедрение программного продукта в работу ИКЦФ Новосибирской области и его районных пунктов даст консультантам возможность упростить ввод данных, сведя к минимуму необходимость многократного выполнения однотипных операций; хранить и обрабатывать информацию обо всех участниках консультационного процесса, о нормативных документах; учитывать рекламно-пропагандистскую деятельность и обучающие семинары; формировать карточки и отчеты. Программа может применяться также в муниципальных образованиях, где проводятся консультации по национальному проекту «Развитие АПК».

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)