УДК 94
РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
К.М. Набиева
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Южная Корея является одной из стран, где хорошо развита индустрия туризма, привлекая огромное количество иностранных туристов ежегодно. Южнокорейское правительство делает все возможное для создания гостеприимной атмосферы внутри страны, радушно принимая путешественников со всего мира. Сфера туризма развивалась одновременно с тем, как страна поднимала уровень экономики после тяжелого периода, который пережил южнокорейский народ. Существует множество различных факторов, привлекающие внимание людей с разных уголков света. Сюда относится история Кореи, история культуры страны, праздники и фестивали, которые проводятся ежегодно, природа и живописные пейзажи, острова и горы, пляжи и парки, мероприятия мирового масштаба, как, например, Олимпийские игры, а также сюда относится и «корейская волна», куда входит корейская музыка, сериалы и фильмы, которые собирают множество поклонников по всему миру.
Сеул является одним из основных туристических направлений для гостей страны. Помимо столицы страны здесь есть острова, которые пользуются большой популярностью среди всех, как иностранных туристов, так и коренных жителей страны.
Благодаря развитию туризма в стране, развиваются и другие отрасли, входящие в сферу услуг, например, гостиничная индустрия, казино, медицинский туризм и т.д.
В работе приводятся данные, которые доказывают тот факт, что Южная Корея — это страна с высокоразвитой экономикой и сферой туризма. И, несмотря на различные препятствия, что встают на пути южнокорейского правительства, страна все равно стремительно продолжает повышать уровень своего экономического развития.
Ключевые слова: туризм в Южной Корее, сфера услуг в Южной Корее, медицинский туризм в Южной Корее, корейские фестивали, статистика сферы туризма в Южной Корее, развитие туризма в Южной Корее.
Введение
Туризм как сектор экономики представляет собой сферу социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в интенсивно развивающуюся индустрию и приносит огромный доход государствам. Существует также множество стран, которые специализируются только лишь на сфере туризма. Другими словами, для многих государств данная отрасль экономики является приоритетной. Учитывая тот факт, что сфера туризма в Южной Корее не имеет за плечами такого многолетнего опыта, как некоторые другие страны, однако, смотря сейчас на современное состояние, как экономики в целом, так и на то, как развивается туризм в стране, можно отметить, что в нашем регионе туризм находится также в приоритете. Что служит и актуальностью, и причиной необходимости в изучении и рассмотрении данной темы.
Туризм в Южной Корее - это отрасль экономики. Как страна, которая занимается туризмом и активно его развивает, Южная Корея заявила о себе сравнительно недавно. Еще 30-40 лет назад в стране было зафиксирован первый миллион туристов за год. А в 2018 году Корея привлекла уже 15,4 миллиона международных туристов [1]. Страна богата различными достопримечательностями и историческими памятниками, узнать историю которых приезжают миллионы туристов ежегодно.
Южная Корея входит в двадцатку стран с развитым сектором туризма и путешествий (данные на 2017 год) [2]. Это говорит о том, что уровень данного сектора высок. Однако Корея - это государство, которое постоянно и беспрерывно развивается, меняется и улучшается. Неудивительно, если через год или два она значительно поднимется в данном рейтинге стран.
Целью данного исследования является изучение уровня развития сектора туризма и путешествий Южной Кореи, а также причин успеха или неудач южнокорейского правительства в отношении сферы туризма.
Данная работа имеет смысл, используя метод анализа, проанализировать статистические данные и выяснить причину успехов южнокорейского правительства в сфере туризма. Следует также рассмотреть виды туризма, наиболее распространенного в данном регионе и причины их успешной деятельности и привлекательности для иностранцев. Кроме того, необходимо внимательно изучить географическое положение страны, так как оно играет по большей части ведущую роль в развитии международного туризма для тех, кто хочет посетить страну с целью отдохнуть, посмотреть на красивые пейзажи, а также расширить свой кругозор, узнав много интересного о Корее.
Туризм в Корее начинает развиваться в конце семидесятых годов. Так, в 1978 году количество туристов, посетивших страну, впервые превысило 1 миллион человек. Через десять лет, в 1988 году, этот показатель увеличился в два раза, а в 1991 году он достиг уже 3 миллионов человек [3].
Вплоть до 1988 года жители Республики Корея, которые хотели выехать за пределы страны, или же иностранцы, которые хотели посетить южную часть Корейского полуострова, должны были получить особое одобрение правительства [4]. В те времена инфраструктура, культура проведения досуга были недостаточно развиты, а уровень жизни населения имел довольно-таки низкие показатели. По этим причинам сфера туризма поддерживалась только с внутренней стороны, то есть теми, кто выезжал из страны с целью отдыха или с культурно-познавательными целями. Однако со временем ситуация кардинально изменилась. В отличие от прошлых лет, когда в стране насчитывалось небольшое количество корейских туристов, количество выезжающих из Кореи в 2017 году составило около 26,5 миллионов человек [5].
За исключением периода экономического спада с конца 1990-х до начала 2000-х годов, когда торговый баланс страны от туризма был дефицитным из-за слишком большого количества граждан, путешествующих в другие страны [6]. Но постепенно рост числа иностранных туристов в страну значительно вырос. Он продолжает расти, что, безусловно, позволит улучшить ситуацию в будущем. Каковы же причины столько успешного роста и развития?
Причины успешного развития сферы туризма
На национальном уровне вопросами развития туризма в стране занимается Министерство культуры и туризма Республики Корея. Расширение географии и объема поездок граждан за рубеж, привлечение в страну иностранных туристов рассматривается корейским правительством как важное звено в процессе дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество и является одним из приоритетных направлений его деятельности. Для практического решения этих задач в структуре министерства в 1962 году была создана Корейская национальная организация развития туризма (Korean National Tourism Organization - KNTO). Организация ведет статистику поездок южнокорейских граждан за рубеж, посещения страны иностранными туристами. Статистические данные составляются на основе докладов министерства юстиции, ведущего учет
въезда и выезда из страны, и докладов Национального банка Кореи, ведущего учет вывоза валютных средств из страны и денежных расходов иностранцев в Южной Корее. KNTO разрабатывает и осуществляет общую стратегию развития туризма, строительства туристических инфраструктурных объектов, маршрутов, работает с частными ту-рагентами - иностранными и отечественными компаниями [7].
Министерство культуры и туризма положительно оценивает рост туризма в Южной Корее и предпринимает различные шаги для оживления рынка. В последние годы (приблизительно 3-4 года) страна приобрела популярность среди международных путешественников благодаря «Корейской волне» (или Халлю, кор. - феномену корейских развлечений и культуры, сливающихся воедино для привлечения посетителей.
Успехом можно назвать и " Visit Korea Years 2016-2018" - это проект, который ведет к зимней олимпийской игре в Пхенчхане в 2018 году. Целью данного проекта было и является до сих пор привлечение 20 миллионов иностранных туристов в год с помощью программ питания, гостеприимства и культурных мероприятий. [8] Темпы роста иностранных туристов в Южной Корее после зимних Олимпийских игр 2018 года в Пхенчхане составили 7,5%. Среди которых 33,6% из Америки, 18% из Европы и 7,5% из других стран (не включая Китай) [9].
Также Корейская туристическая организация продвигает кампанию "K-Smile", чтобы повысить осведомленность о теплом гостеприимстве граждан Южной Кореи [10].
Но, как было указано ранее, пока южнокорейское правительство не удалось воплотить свои планы в жизнь, хотя динамика роста впечатляет. Так, начиная с 2009 года, количество тех, кто въехал в страну ежегодно растет приблизительно на 1 миллион. Очевидно, что туристы приезжали и до создания различных проектов для привлечения внимания путешественников.
Безусловно, прилетев в страну, многие отправляются на прогулки по Сеулу, столице страны, где на 2015 год Мендон являлся самым популярным местом среди иностранных туристов. [11] Помимо столицы Южной Кореи, многие приезжие первым делом хотят посетить остров Чеджу, который славится своими красивыми пейзажами, вкусными апельсинами, водопадами и парками, теплым климатом в любое время года. Однако есть и много других различных небольших островов. Экскурсионные паромы довольно распространены вдоль южного и западного побережья, а также до острова Уллындо, у восточного побережья. Ограниченный туризм, главным образом южнокорейцами до скал Лианкур, вырос в последние годы в результате политического статуса скал.
В стране ежегодно проводится десятки различных тематических фестивалей. Так, например, «Главными фестивалями» 2019 года, по мнению Министерства культуры, в Корее считаются: Фестиваль светлячков в Мучжу, Фестиваль традиционной чайной посуды в Мунгёне, Фестиваль лекарственных трав в Санчхоне. В число «Самых лучших фестивалей» входят: Фестиваль бамбука в Тамъяне, Фестиваль рисовой культуры в Ичхоне, Фестиваль «Дорога по морю» на острове Чиндо, Фестиваль «Воспоминания о Кванчжу» в районе Чхунчжан, Фестиваль зеленого чая в Посоне, Фестиваль Намсадан Паудоги в Ансоне, Фестиваль огня на острове Чечжудо. Здесь же можно выделить несколько международных фестивалей: Фестиваль форели в ледяной стране Хвачхон, Фестиваль горизонта в Кимчже, Фестиваль морской грязи в Порёне, Фестиваль фонарей на реке Намган в Чинчжу, Международный фестиваль танца в масках в Андоне. Можно отметить тот факт, что Корея славится различными мероприятиями, которые, безусловно, привлекают огромное количество иностран-
ных туристов. Посещая такие фестивали, туристы не только хорошо проводят время, а к тому же в большинстве своем абсолютно бесплатно, но и знакомятся с культурой страны. Количество проводимых фестивалей настолько велико, что вероятность однажды случайно попасть на один из них невероятно высока [10].
Развитие сферы туризма требует в свою очередь подъем гостиничной индустрии в стране. За последние несколько лет наблюдался огромный спрос, а вследствие и интенсивное предложение гостиничных номеров. По большей части это, конечно, касается наиболее развитых туристических регионов, как, например, столица Сеул или остров Чеджу. Наиболее предпочтительный вариант размещения среди иностранных гостей в Южной Корее в 2017 году являются отели и гостиницы, где стоит упомянуть компанию Lotte, чей бренд по состоянию на 2017 год является лучшим гостиничным брендом в стране [11].
Кроме того, все большую популярность набирают новые виды услуг размещения, как Airbnb, где гости страны могут найти квартиру, рассчитанную на их карман, или Yanolja, где туристы ищут отели и гостиницы. Это можно проиллюстрировать тем фактом, что Yanolja удалось получить две крупнейшие инвестиции в южнокорейские стартапы в 2017 году [12]. Кроме того, количество пунктов аренды Airbnb в Пусане, по состоянию на август 2018 года: 6000.
Южная Корея стала свидетелем того, как все больше и больше туристов посещают страну с конкретными целями. Например, вход в казино обычно запрещен для граждан самой страны, но не для иностранцев. Корея - одна из азиатских стран, где азартные игры осуждаются и считаются незаконными. Тем не менее, правительство понимает, что азартные игры являются прибыльным бизнесом, на котором они могут зарабатывать. По этой причине и в Южной Корее казино открыты для бизнеса. Юж-нокорейцам не разрешается заниматься азартными играми. Рука закона распространяется даже тогда, когда граждане находятся за пределами страны в качестве туристов. Южнокорейцы просто не могут войти в казино.
В качестве средства получения налоговых поступлений Южная Корея позволяет казино оставаться открытыми для бизнеса, но их клиентами могут быть только иностранцы. В регионе есть 18 казино, но только одно из них открыто для местных жителей. Находится оно в отдаленной и труднодоступной провинции Канвондо, где проводились Олимпийские игры 2018 года. Открытое в 2000 году, Kangwon Land - единственное казино, где местные жители могут играть в азартные игры без судебного преследования. Страна далека от легализации казино для местных жителей или открытия дополнительных казино для местных жителей, поскольку правительство считает, что социальное воздействие азартных игр будет пагубным для местных жителей. Зависимость, преступная деятельность и распад семей могут быть результатом азартных игр. Считается, что корейцы очень восприимчивы к игровой зависимости. Их культура недостаточно развита, чтобы справляться с искушениями и стрессами [13].
Таким образом, отели конкурируют за привлечение клиентов из-за рубежа, совмещая тем самым курортные удобства с доступом к казино. С другой стороны, медицинский туризм также находится в центре внимания и даже наоборот. У многих Республика Корея ассоциируется именно с развитой медициной и технологиями.
Виды сферы туризма в Южной Корее
Говоря о медицинском туризме в Корее, то здесь можно уверенностью сказать, что Южная Корея становится одним из главных центров медицинского туризма в Азии. Медицинское обслуживание в стране дешево и чрезвычайно эффективно. Большинство больниц принадлежат частному сектору, где работают врачи с между-
55
народной квалификацией. Больницы оснащены новейшими технологиями и медицинским оборудованием, они также соответствуют всем мировым стандартам. Небольшим, но немаловажным дополнением ко всему ранее указанному является тот факт, что большинство врачей говорят по-английски. Республика Корея смогла зарекомендовать себя как крупный центр косметической хирургии.
Продолжая тему хирургических вмешательств, можно добавить, что среди женщин из соседних стран, как, например, Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, пластические операции достаточно популярны. Пластическая хирургия и дерматология в Корее пережили настоящий бум.
Приведенные ранее факты, подкреплены цифрами и статистикой. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального обеспечения, Южная Корея тратит 1 миллиард долларов в год на привлечение медицинских туристов. Существует 1709 зарегистрированных больниц и клиник, а также 1413 лицензированных частных предприятий, которые могут заниматься маркетингом для привлечения медицинских туристов [14].
По данным Корейского института развития индустрии здравоохранения, число международных пациентов выросло с 60 000 в 2009 году до 364 000 в 2016 году. Доход от медицинского туризма в 2017 году составил 806,2 миллионов долларов США [15].
Доля медицинских туристов, которые были очень довольны медицинскими услугами в Южной Корее в 2015 году, составляет 44,5%.
Медицинские туристы, посещающие Южную Корею для лечения, обычно приезжают из России, Японии, Казахстана, Монголии, Китая, США.
Россия занимает второе место по количеству иностранных пациентов, посещающих Инчхон, а далее следует Китай. Число российских пациентов, посетивших Инчхон, увеличилось на 66% в 2018 году, несмотря на небольшое снижение на 2% от общего числа российских пациентов, посетивших Корею [16].
Китай же был крупнейшим туристическим источником Южной Кореи в течение многих лет. В 2016 году посетители из Китая составили 46,8% туристов в Южной Корее. Однако Китай ввел запрет на групповые поездки после того, как американские военные начали развертывание системы защиты высокогорных районов в Южной Корее. С апреля 2017 года количество китайских туристов упало более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом [17].
После визита Ли Мен Бака на Лианкур, а также после его требований принести извинения Императора Японии за японский колониализм в Корее, имидж японской общественности в отношении Южной Кореи значительно ухудшился. А потому, количество японских туристов в Южную Корею сократились вдвое (с 3,5 миллионов человек в 2012 году до 1,8 миллиона в 2015 году) [18]. Скорее всего, это связно с тем, что в Японии, как и в Корее активно развивается данный вид деятельности.
Однако японцы - нация, которая в 2016 году больше остальных заезжала на южную территорию Корейского полуострова в качестве туристов [19].
Помимо медицинского туризма, Южная Корея также специализируется на деловом туризме. Данный вид туризма тоже является одним из наиболее развитых в стране. К тому же не так много стран, что могут похвастаться своими успехами в этой сфере. В стране проводятся определенного рода мероприятия, которые направлены на обучение и развитие персонала, партнеров.
Сегодня Республика Корея обладает уникальной инфраструктурой, что позволяет ей проводить различного масштаба встречи и мероприятия. Так, например, в Сеуле расположены три крупнейших выставочных комплекса: COEX, KlNTEX, SETEC.
Другой вид туризма: горный туризм и спорт. В стране есть не один десяток горнолыжных курортов, часть из которых являются лучшими на мировом уровне. Ведь не случайно право на проведение Олимпийских игр в 2018 году получила именно Корея и справилась со своей задачей блестяще.
Все горнолыжные курорты расположены в основном на более заснеженных территориях страны в провинции Канвондо. Зима здесь наступает раньше, чем в остальных частях страны. А так как территория большей части страны - это горы и холмы, то можно сказать, что здесь есть все необходимое для хорошего активного отдыха. Любители экстремально отдохнуть отмечают, что сервис, обслуживание и базы в целом находятся на высшем уровне.
Для любителей более спокойного и расслабляющего отдыха в Корее тоже найдется место. За последние годы пляжный отдых и туризм значительно вырос, однако этот регион все равно не специализируется на отдыхе вдоль побережья. Здесь расположено несколько пляжей, которые пользуются популярностью, как среди туристов, так среди и местного населения. Например, пляж в городе Пусан - Хэундэ. Этот пляж можно назвать самым главным и известным пляжем в Корее. Недалеко от самого пляжа расположены горячие источники. Как уже упоминалось ранее - излюбленное место всех гостей страны - остров Чеджудо.
Как отдельный вид туризма отмечается также и познавательный туризм. Семь из достопримечательностей Кореи ЮНЕСКО внесли в список памятников всемирного наследия (Это монастырь Пульгукса и пещерный храм Соккурам, святилище Чонме, Трипитаку Кореана и ее хранилище Чангенпанчжон, дворец Чхан-доккун, крепость Хвасон, историческая область Кенчжу и дольмены в районах Кочхан, Хвасун и Канхва).
История Кореи богата различными событиями, о которых напоминают различные памятники, храмы и другие достопримечательности, расположенные на всей территории страны. Посетив многие из исторически важных мест можно проникнуться историей государства, узнать ее, стать ближе к самому народу.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что Республика Корея, идет в ногу со временем, и даже быстрее. Она активно развивает сектор туризма и путешествий, составляя различные планы по привлечению туристов в страну, которые южнокорейское правительство успешно выполняет. Исходя из приведенных ранее данных, можно также сделать вывод о том, что страна беспрерывно развивается, несмотря на некоторые трудности, как, например, касающиеся отношений с другими странами.
Южная Корея является страной, где абсолютно любой вид туризма развит на высоком уровне. Начиная с познавательного и культурного, и, заканчивая активными видами спорта.
Помимо сферы туризма приходится развиваться и некоторым другим сферам и здесь это гостиничное дело и отели, которые сегодня конкурируют между собой на высоком уровне.
Данный регион посещают не только для того, чтобы хорошо провести время, отдохнуть, сблизиться с культурой и народом страны. Многие прибивают себя, чтобы обратиться к высококвалифицированным врачам.
Анализ, проводимый в работе туристской индустрии Кореи, объясняет причины успехов страны и почему она добилась таких высоких показателей. В качестве основных факторов роста можно выделить:
1. Государство оказывает финансовую поддержку различным сферам туризма, развивает их.
2. В Корее произведено четкое разделение видов туризма, которые развиваются вне зависимости друг от друга, а также обеспечивают международную конкурентоспособность индустрии на мировом рынке на высоком уровне, так как страна привлекательна для огромного потока туристов, который ежегодно растет.
3. Активная позиция страны в международных туристских организациях.
4. Южная Корея задействовала для привлечения туристов инструменты маркетинга, создавая различные планы по привлечению туристов в страну, а также грамотно расценивает свои возможности заработка в данной сфере.
Литература
1. Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cfin.ru/press/practical/2012-12/05.shtml (Дата обращения 17.11.19) [3] [7]
2. Expats Bets: Casinos in Korea. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.expatbets.com/korea/casino/ (Дата обращения 17.11.19) [13]
3. South Korea Hotel Market Overview. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://str.com/article/south-korea-hotel-market-overview (Дата обращения 17.11.19) [8]
4. Imagine your Korea: Фестивали и представления [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russian.visitkorea.or.kr/rus/ATT/3_5_list.jsp (Дата обращения 18.11.19)
5. Statista: Туристическая индустрия Южной Кореи: статистика и факты. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.statista.com/topics/4810/travel-and-tourism-industry-in-south-korea/ (Дата обращения 16.11.19) [1-2] [4-6] [9-12] [19]
6. International Medical Travel Journal: South Korea. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.imtj.com/country/KR/ (Дата обращения: 19.11.19) [14-18]
7. NONEWS: Рейтинг стран по развитию сектора туризма и путешествий. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/travel-tourism-competitiveness (Дата обращения: 18.11.19)
TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN SOUTH KOREA AT THE PRESENT STAGE
K. Nabieva Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract. South Korea is one of the countries where the tourism industry is well developed, attracting a huge number of foreign tourists annually. The South Korean government is doing everything possible to create a welcoming atmosphere within the country by welcoming travelers from all over the world. The tourism sector was developing at the same time as the country raised the level of the economy after the difficult period that the South Korean people experienced. Many different factors attract the attention ofpeople from all over the world. This includes the history of Korea, the history of the country's culture, holidays and festivals that are held annually, nature and picturesque landscapes, islands and mountains, beaches and parks, world-class events, such as the Olympic Games, as well as the "Korean wave" , which includes Korean music, TV shows and films that attract many fans around the world.
Seoul is one of the main tourist destinations for visitors to the country. In addition to the capital of the country, there are islands that are very popular among all, both foreign tourists and indigenous people.
Thanks to the development of tourism in the country, other industries are developing that are part of the service sector, for example, the hotel industry, casinos, medical tourism, etc.
The work provides data that prove the fact that South Korea is a country with a highly developed economy and tourism. In addition, despite various obstacles that stand in the way of the South Korean government, the country is still rapidly continuing to increase its level of economic development.
Keywords: Tourism in South Korea, service industry in South Korea, medical tourism in South Korea, Korean festivals, tourism statistics in South Korea, tourism development in South Korea.
Сведения об авторе
Набиева Кристина Маратовна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]
Author of the publication
Kristina Nabieva, student, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Дата поступления 27.12.2019