Научная статья на тему 'Развитие индустрии туризма и гостеприимства в странах финно-угорской группы'

Развитие индустрии туризма и гостеприимства в странах финно-угорской группы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / HISTORICAL VALUE / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / HEALTH TOURISM / ПРИРОДНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ / NATURAL UNIQUENESS / СТРАНЫ ФИННО-УГОРСКОЙ ГРУППЫ / FINNO-UGRIC COUNTRIES / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM INFRASTRUCTURE / УГРОЗЫ / THREATS / ФАКТОРЫ / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колчина Наталья Олеговна

В статье проанализирована индустрия развития гостеприимства стран финно-угорской группы. Оценка сильных и слабых сторон исследуемой проблемы позволила выявить возможности и угрозы отставания данной отрасли от других европейских стран-конкурентов. Разграничены и конкретизированы внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие туристической отрасли зарубежных стран финно-угорской группы. Внешние факторы представлены как индикаторы состояния развития отрасли, внутренние как механизм реализации туристической услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Tourism and Hospitality Industry in the Finno-Ugric Countries

The paper analyzes the industry of development of hospitality in the Finno-Ugric countries. It gives an assessment of strengths and weaknesses of the studied issue, which allowed to identify opportunities and threats of the industry's lag from other European competitor countries. The author delineates and specifies the internal and external factors affecting development of the tourism industry in foreign Finno-Ugric countries. The external factors are presented as indicators of the state of development of the industry, and the internal ones as a mechanism of implementation of tourist services.

Текст научной работы на тему «Развитие индустрии туризма и гостеприимства в странах финно-угорской группы»

H. О. КОЛЧИНА

Key words: historical value, health tourism, natural uniqueness, Finno-Ugric countries, tourism, tourism infrastructure, threats, factors

РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В СТРАНАХ ФИННО-УГОРСКОЙ ГРУППЫ

Ключевые слова: историческая ценность, оздоровительный туризм, природная уникальность, страны финно-угорской группы, туризм, туристическая инфраструктура, угрозы, факторы

В статье проанализирована индустрия развития гостеприимства стран финно-угорской группы. Оценка сильных и слабых сторон исследуемой проблемы позволила выявить возможности и угрозы отставания данной отрасли от других европейских стран-конкурентов. Разграничены и конкретизированы внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие туристической отрасли зарубежных стран финно-угорской группы. Внешние факторы представлены как индикаторы состояния развития отрасли, внутренние — как механизм реализации туристической услуги.

The paper analyzes the industry of development of hospitality in the Finno-Ugric countries. It gives an assessment of strengths and weaknesses of the studied issue, which allowed to identify opportunities and threats of the industry's lag from other European competitor countries. The author delineates and specifies the internal and external factors affecting development of the tourism industry in foreign Finno-Ugric countries. The external factors are presented as indicators of the state of development of the industry, and the internal ones — as a mechanism of implementation of tourist services.

Развитие индустрии гостеприимства и туризма любой страны финно-угорской группы, обладающей каким-либо историческим или природным наследием, является одним из инструментов формирования не только ее бюджета, но

КОЛЧИНА Наталья Олеговна, доцент кафедры маркетинга Мордовского государственного университета, кандидат социологических наук.

KOLCHINA Natalia Olegovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Marketing, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

© Колчина Н. О., 2015

и становления ее как известного туристического бренда в мировом контексте. Оценка потенциала развития этой отрасли базируется на выявлении перспективных и проблемных аспектов, присущих каждой территории. Целесообразно выделить общие критерии оценки развития индустрии гостеприимства зарубежных стран финно-угорской группы.

Можно выделить сильные и слабые стороны развития индустрии туризма и гостеприимства стран рассматриваемой группы (Эстония, Венгрия, Финляндия), определить возможности и угрозы. К сильным сторонам следует отнести: вступление в Европейский союз (ЕС), выгодное геополитическое положение, благоприятные природные условия, достаточно большой ресурсно-сырьевой потенциал регионов и наличие собственных энергоресурсов, доступность всех транспортных путей (автомобильных, железнодорожных, речных, морских) и хорошую связь с международными морскими портами, аэропортами, удобное воздушное движение и умеренный уровень цен на авиаперевозки, наличие рекреационных зон, лечебно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в качестве базы для развития международного туризма, значительные запасы высокоминерализованных термальных вод, единство языка общения, этнических и культурных традиций, наличие квалифицированной рабочей силы и активно развивающейся системы подготовки и переподготовки кадров, большой промышленный потенциал и наличие предприятий-экспортеров, создание благоприятного инвестиционного климата и прогрессивной законодательной базы по привлечению инвестиций.

Слабые стороны — это недостаточный ассортимент предоставляемых туристических услуг, высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках, сезонность туристических услуг, связанная с климатическими условиями, низкая загруженность гостиничного фонда в сезон спада туристической активности, нехватка номерного фонда во время туристического сезона, недостаточный брендинг турпродуктов, отсутствие реконструкции объектов туризма, отсутствие информационной базы о туристической деятельности, недостаток стимулирующих факторов для развития въездного и внутреннего туризма, отсутствие министерства туризма в странах финно-угорской группы, низкий уровень развития инфраструктуры в отдельных регионах.

Слабые стороны и угрозы имеют пролонгированный эффект, т. е. бездействие и их игнорирование могут привести в будущем к увеличению негативных эффектов и еще большему отставанию в развитии отрасли от стран-конкурентов.

Учет сильных и слабых сторон развития индустрии туризма и гостеприимства стран финно-угорской группы открывает перед ними ряд возможностей: растущий интерес к бизнес-возможностям приграничных регионов ЕС и России, использование системного подхода в оказании услуг организациями, поддерживающими развитие туризма, упрощение таможенных формальностей, снижение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест, развитие международного туризма, активное использование передовых 1Т-технологий, использование возможностей международных, национальных, региональных и местных программ развития туризма, привлечение инвестиций для софинансирования совместных бизнес-проектов, выравнивание уровней жизни в разных регионах, развитие курортного и бальнеологического направления туризма, развитие сети тематических этнических парков развлечений и водных парков, развитие конгрессного туризма, строительство новых крупных конференц-центров, проведение активной информационно-рекламной деятельности за рубежом. Реализация предоставленных туристическим рынком возможностей приведет к нарастанию экономического эффекта от разработанных и реализованных мероприятий в рамках развития туристической отрасли по каждой позиции.

К угрозам следует отнести: несовершенство нормативно-правовой базы; жесткую конкуренцию со стороны других стран; плохо разработанную программу поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом; появление новых сильных конкурентов; появление продуктов-заменителей по более низкой цене; использование конкурентами новых технологий, позволяющих снизить себестоимость услуг; нестабильность национальной валюты; климатические сложности (значительные территории, расположенные вдоль Дуная и Тисы, подвергаются наводнению).

Туристы рассматривают страны финно-угорской группы как экономичный вариант отдыха, не связанный только с природной уникальностью территории и исторической ценностью ее архитектуры. Иностранные туристы (в основном немцы и австрийцы) отдают предпочтение отдыху в этих

странах в связи с невысокой стоимостью проживания и демократичными ценами на услуги. Исключение по некоторым позициям составляет Финляндия.

Природная уникальность рассматриваемых стран финно-угорской группы привлекает туристов наряду с другими составляющими: национальными традициями, обычаями, кухней народностей финно-угорской группы. Однако развиваются туристическая инфраструктура и оздоровительный туризм в этих странах по-разному. Венгрия среди них является аутсайдером и обладает слабыми конкурентными преимуществами, за исключением ценового фактора. Инфраструктура местных городов и коттеджных поселков в своем развитии уступает странам Западной Европы, но цена жилья в среднем на 30—40 % ниже стоимости недвижимого имущества в Чехии, Германии, Австрии и Финляндии.

Выявление проблем в развитии туристической отрасли стран финно-угорской группы является основанием для формирования алгоритма развития индустрии туризма в этих странах на основе использования уникального природного ландшафта и исторического наследия. На развитие индустрии гостеприимства стран финно-угорской группы воздействует совокупность внешних факторов. Их анализ построен на интеграции индикаторов развития той или иной отрасли и расстановке их по приоритетности с точки зрения общества и индивида1. Группировка индикаторов, характеризующих состояние индустрии гостеприимства, предполагает использование комплексного подхода, объединяющего статистические данные комфортности среды существования человека, «сканирование» его поведения и удовлетворенности в ответ на изменение параметров развития гостиничной услуги. Совокупность внешних факторов определяется воздействием окружающей среды независимо от уровня развития индустрии гостеприимства: правовые факторы, безопасность путешествий, экономические, культурные, инфраструктурно-коммуникационные, социально-демографические, технологические факторы и др.

Говоря о политико-правовых факторах следует отметить, что туристический бизнес стран финно-угорской группы активно поддерживается государством при помощи законодательной базы и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма и гостиничного хозяйства.

Инвесторам в течение первых 12 месяцев их деятельности предоставляется финансовая помощь в размере от 25 до 60 % от стоимости инвестиционного проекта, направленного на укрепление предприятий туризма и сетей, поддерживающих рост и развитие предприятий, а также улучшение инфраструктуры зон отдыха внутреннего и выездного туризма. Поддержка предпринимательства в туристическом бизнесе способствует росту внутреннего и въездного туризма в странах финно-угорской группы. Например, в Эстонии увеличился внутренний туризм в 2013 г. на 6,1 %, а выездной — на 1,9 %. Однако этот показатель отнюдь не сильно отразился на соотношении внутреннего и выездного туризма в целом. Соотношение внутреннего и выездного туризма в Эстонии, Венгрии и Финляндии составило 1 к 22. Таким образом, влияние политико-правового фактора на развитие внутреннего туризма является приоритетным, требующим дальнейшего вмешательства и целенаправленного регулирования отрасли для достижения европейских показателей развития.

Экономико-финансовые факторы включают макроэкономические и микроэкономические показатели, являющиеся определяющими и влияющие на развитие индустрии гостеприимства. Экономическое состояние стран финно-угорской группы находится на среднем уровне, кроме Финляндии. Например, в Венгрии наблюдается низкий уровень внешнего долга, высокий уровень инфляции; ВВП на душу населения не было стабильным за 2010—2014 гг. (таблица). В 2011 г. Финляндия была названа самой конкурентоспособной из малых стран.

Таблица

Состояние экономики стран финно-угорской группы в 2010—2014 гг.

Ключевой индикатор Эстония Вен грия Финл яндия

2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г.

Население по состо-

янию на 1 января,

млн чел. 1,35 1,29 10,1 9,8 4,9 5,1

ВВП в текущих це-

нах, млрд евро 16,1 17,0 76,0 98,0 140,0 151,0

ВВП на душу на-

селения в текущих ценах, евро 11 977 13 172 11 000 15 000 31 000 38 000

Инфляция _ _ 4,2 5,7 3,4 2,0

Уровень безработицы 5,9 10,2 10,5 9,2 9,4 9,0

В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеют уровень цен, валютный курс, простота и доступность валютного обмена. Для промышленности характерен динамизм и высокий уровень экспорта, опережающий рост машиностроительной продукции и оценивающийся в ЕС как средний. Современная политика направлена на углубление участия этих стран в евро-атлантическом и общеевропейском интеграционных процессах. Макроэкономическая нестабильность, проявляющаяся в росте безработицы, инфляции и диспропорции других конъюнктурных изменений, оказывает неблагоприятное воздействие на туристическую активность, что приводит к сокращению туристских поездок.

Говоря о культурных факторах, следует отметить, что культурная среда оказывает огромное влияние на генерирование массовых туристических потоков. Туристы посещают прежде всего те места, которые имеют мировую культурную ценность. Туристов интересует жизнь и быт других народов, поэтому для них важны программы, ориентированные на соприкосновение с культурным наследием стран финно-угорской группы, которое проявляется также в сувенирной продукции. Наибольшей популярностью пользуются сувениры из Венгрии: паприка, марципановые фигурки, фарфор и хрусталь, керамика, текстиль с вышивкой. Эстония славится

" 3

изделиями из льна и дерева, янтарем, керамикой3.

Традиция, которая появилась в Венгрии и Эстонии около 2 тыс. лет назад, — культура бань. Территория этих стран представляет собой комфортабельный бальнеологический курорт. Еще в эпоху Римской империи культура бань достигла в Венгрии небывалого расцвета, это было подтверждено раскопками на территории Аквинкума — древнего римского города, находящегося на территории Будапешта. Финские бани — народная традиция, несколько отличная от традиций Венгрии и Эстонии. Баню считают исконно финским явлением, но она не финское изобретение и принадлежит не только финнам.

Народные обычаи отражаются также во многих ремеслах. Особенно характерны для народов Венгрии и Эстонии

ремесла, связанные с древним скотоводческим бытом. Распространены ткачество и гончарство. В Финляндии широко представлен рыболовный промысел.

Влияние социально-демографических факторов связано с различиями в возрастном составе путешествующих. Учет этого фактора способствует появлению клиентоориентиро-ванных средств размещения. Например, эстонцев отличает большая доля путешествующей молодежи (до 30 лет) (63 %). В Венгрии и Эстонии для них имеется множество отелей эконом класса — около 50, 63 % от общей численности го-стиниц4. В Финляндии иная ситуация. Гостиничный бизнес здесь рассчитан на более платежеспособного потребителя исходя из внутреннего спроса на туристические услуги и высокого уровня платежеспособности туристов.

К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции. Для развития индустрии гостеприимства большое значение имеет возрастной, семейный и социальный состав населения. Социальный статус туристов приводит к появлению гостиниц различных ценовых категорий, ориентированных на людей разного достатка. Важным фактором является и семейный отдых, что вызвало появление отелей для семей с детьми, гибкой системы скидок для туристов, путешествующих семьями, и т. д.5

Инфраструктурно-коммуникационный фактор отражает состояние инфраструктуры, транспорта, средств размещения и питания. Туристическая инфраструктура стран финно-угорской группы ориентирована на исключение коммуникационных барьеров при налаживании контактов с персоналом отелей и получении необходимой для туристов информации. Попасть в страны финно-угорской группы можно несколькими способами, но самым удобным и быстрым является перелет. Большую часть путешественников принимают международные аэропорты Венгрии, Эстонии и Финляндии. Железные дороги, управляемые национальными предприятиями, соединяют финно-угорские страны с 25 европейскими столицами и открывают доступ из Будапешта, Хельсинки и Таллина во все крупные города. В Эстонии и

Финляндии действует разветвленная сеть железных дорог, соединяющая крупные города и другие страны.

Фактор сезонности неоднозначно влияет на функционирование любого предприятия размещения. Зарубежные страны финно-угорской группы обладают уникальным природным и историческим наследием, что позволяет принимать и обслуживать туристов круглогодично. Например, познавательный туризм в Венгрии и Эстонии ориентирован на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, а также с традициями и обычаями страны и не подвержен сезонности.

Оздоровительный туризм также обеспечивает постоянный приток туристов в страны финно-угорской группы. Однако термальные источники, озера и уникальные природные условия есть в ряде европейских стран: Италии, Австрии, Чехии. Это связано с географической широтой, на которой расположены эти территории, и природным ландшафтом. Но туристическая инфраструктура и оздоровительный туризм развиваются здесь по-разному. Венгрия в данном случае является аутсайдером и обладает слабыми конкурентными преимуществами, за исключением ценового фактора.

Технологические факторы, т. е. достижения научно-технического прогресса, широко используются в индустрии гостеприимства, в частности в таких областях, как транспортные перевозки, системы дистрибуции и потребительская информация. Развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, которые позволяют резервировать места в средствах размещения в режиме онлайн. Глобальные системы дистрибуции предоставляют миллионам пользователей интересные возможности: теперь потребитель сам может составить тур-пакет, провести необходимое бронирование и отправиться в путешествие по разработанному им самим маршруту.

Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Особое место в туристской деятельности занимает индустрия размещения и питания, подверженная колебаниям спроса в течение года, что приводит к увеличению затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг.

Помимо внешних факторов, определяющих развитие международного туризма стран финно-угорской группы, необходимо конкретизировать группу внутриотраслевых факторов, рассматриваемую нами как «возможности», к которым относятся: совершенствование гостиничного продукта, развитие сферы гостиничных услуг, создание гостиничных цепей и ассоциаций, развитие систем дистрибуции, развитие тематических этнических парков и т. д.6

Качество гостиничного продукта во многом зависит от состояния окружающей среды и инфраструктуры. В этом отношении велика роль туристских организаций: региональных туристских администраций, правительственных структур, профессиональных ассоциаций, которые могут объединить усилия для создания атмосферы гостеприимства, привлечь необходимые инвестиции.

В настоящее время гостиничные услуги все чаще предстают в виде комплексного гостиничного продукта, предоставляющего туристу максимальное количество удобств, помноженное на гостеприимство и радушие персонала. Автономное существование гостиничных предприятий давно сменилось процессом интеграции отелей с предприятиями транспорта, связи, туроператорами и турагентами, экскурсионными и анимационно-досуговыми организациями.

Возникновение и развитие информационных технологий и коммуникаций способствовало созданию гостиничных цепей и ассоциаций: крупнейшие гостиничные предприятия стали объединяться для регулирования развития бизнеса, а также для роста и более равномерного распределения доходов. Широкое распространение получили и гостиничные ассоциации. Наиболее авторитетной является Международная гостиничная ассоциация.

Таким образом, выделенные внешние факторы являются индикаторами, характеризующими состояние индустрии туризма и гостеприимства стран финно-угорской группы. Внутренние факторы способствуют предоставлению качественного туристического продукта, следовательно, выступают в качестве механизма реализации туристической услуги.

Совокупность внутренних и внешних факторов влияет на укрепление сильных позиций и реализацию предоставленных рынком возможностей. Выявление проблемных точек в

развитии туристической отрасли является основанием для формирования дальнейшего алгоритма развития индустрии гостеприимства и туризма стран финно-угорской группы на основе использования не только уникального природного ландшафта и исторического наследия, но и ряда программных мероприятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Колчина Н.О. Факторы качества жизни регионального социума // Регионология. 2010. № 1. С. 155—161.

2 См.: Стратегия и программа развития предпринимательской деятельности между компаниями Северо-Востока Эстонии и Северо-Запада России: Междунар. конф. по приграничному сотрудничеству «Бизнес без границ». Нарва, Эстония, 23 июня 2006 г. URL: http://www.myshared.ru/slide/743696 (дата обращения: 23.04.2015).

3 См.: Сакс К. Положение финно-угорских и самодийских народов. URL: http://www.fennougria.ee/index.php7id (дата обращения: 23.02.2015).

4 См.: Внешняя и внутренняя политика Финляндии. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 23.01.2015).

5 См.: Туризм и гостиничное хозяйство / под ред. А.Д. Чудновского. М.: Юркнига, 2003.

6 См.: Завьялов В.И., Розанова Л.С., Терехова Н.Н. История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья: к проблеме этнокультурных взаимодействий. М.: Книга по Требованию, 2011. 264 с.

Поступила 10.07.2015.

N. O. Kolchina. Development of the Tourism and Hospitality Industry in the Finno-Ugric Countries

Despite the diverse ethnic composition, hospitality is one of the fundamental notions of the Finno-Ugric people. It has always been difficult for the human being as a biological entity to survive on our planet. In order to live, they need to leave home, the place of permanent residence. Sometimes a man is out for several days, weeks, or months. He needs support and help of "strangers" in exchange for a guarantee of the same treatment when they come to his territory. This is nothing but hospitality.

The hospitality industry is driven by several factors, which can be divided into two groups — the external and internal ones. This paper specifies their influence. Assessment of the strengths and weaknesses of the research object resulted in identification of the opportunities and threats of the industry's lag from other European competitor countries.

The hotel product is the core element of the tourism industry. The quality of the hotel product is largely dependent on the environment and

infrastructure, in this respect, great is the role of tourism organizations: regional tourist administrations, governmental agencies, and professional associations which can combine efforts to create an atmosphere of hospitality, to attract the necessary investments.

The level of hotel and restaurant service plays an important role in servicing foreign tourists. But the tourism industry, and especially accommodation and catering industry, is subject to fluctuations of demand for tourist services during the year. This increases the cost of accommodation and catering and makes prices for their services higher.

Hotel services often appear in the form of a complex hotel product providing the maximum number of tourist amenities, coupled with the hospitality and kindness of the staff. Autonomous existence of hotel companies was changed by the process of hotels integration.

with enterprises of transport, communications, tour operators and travel agents, sightseeing, entertainment and leisure organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.