Научная статья на тему 'Развитие индустрии делового туризма в Екатеринбурге в рамках стратегического плана развития города'

Развитие индустрии делового туризма в Екатеринбурге в рамках стратегического плана развития города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6977
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / КОНФЕРЕНЦИЯ / КОНГРЕСС / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / MICE-ИНДУСТРИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ИНФРАСТРУКТУРА / EXHIBITION / CONFERENCE / CONGRESS / BUSINESS TOURISM / MICE INDUSTRY / STRATEGIC PLAN / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Селезнева Татьяна Алексеевна

Екатеринбург имеет все предпосылки для развития индустрии MICE, которая в последние годы активно набирает обороты. Развитие сферы деловых встреч и выставок является частью Стратегического плана развития города до 2020 г. Автором был проанализирован данный план и дана оценка основным результатам его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business tourism development in Ekaterinburg as a part of the city development strategic plan

Ekaterinburg has all conditions for the development of the MICE industry which is growing rapidly nowadays. Moreover business tourism and exhibitions are considered to be an important part of the City Development Strategic Plan. In the article the author analyzes this plan and assesses the main results of its implementation.

Текст научной работы на тему «Развитие индустрии делового туризма в Екатеринбурге в рамках стратегического плана развития города»

Развитие индустрии делового туризма в Екатеринбурге в рамках стратегического плана развития города

Ґ

В современной экономике индустрия делового туризма, или, как на Западе ее называют, индустрия MICE (Meetings - встречи, Incentives -поощрительный туризм, Conferences -конференции, Exhibitions - выставки), активно набирает обороты и занимает все более существенное место не только в структуре отрасли туризма, но и в экономике страны в целом, оказывая положительное воздействие на бюджеты городов, развитие бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности территорий, создание рабочих мест, социально-культурное развитие общества. Значение этого сегмента рынка подтверждают следующие показатели: 60% мирового туризма приходится именно на деловые поездки, 55-60% мест в отелях по всему миру заполняется за счет индустрии встреч и выставок.

В последние годы объем рынка делового туризма в России составляет более 1,5 млрд долл. Традиционными лидерами этого рынка в России являются Москва и Санкт-Петербург. Но в последние годы данная отрасль широко шагнула в региональные центры.

Екатеринбург имеет все предпосылки для развития в качестве конгрессно-го центра национального и даже международного масштаба.

Современные тенденции развития Екатеринбурга позволяют говорить об изменении его роли в региональной и национальной экономике. Долгое время город воспринимался как индустриальный центр России. Но на протяжении последнего десятилетия наиболее интенсивно развиваются сферы деятельности, которые выполняют коммуникативные и обслуживающие функции: образование, банковско-финансовые учреждения и страховые компании, телевидение и телекоммуникации, печатные средства массовой информации, реклама, продюсерские, торговые, посреднические и снабженческо-сбытовые организации, индустрия досуга, отдыха и развлечений, гости-

ничное дело, производство ноу-хау, перевозки всеми видами транспорта, складское хозяйство и т.д. Фактически уже сейчас Екатеринбург приобретает статус одного из крупнейших коммуникационных центров России, пропускающего через себя потоки идей, информации, событий, людей, финансов и грузов. Одна из наиболее важных характеристик Екатеринбурга заключается в том, что он расположен практически в центре страны, на границе Европы и Азии. Город разделяет территории с различными природно-географическими условиями и одновременно соединяет пять различных экономических районов. Уникальность положения города заключается в том, что он выступает в качестве связующего звена между западными, северными, восточными, юговосточными и южными регионами страны. К западу от Екатеринбурга находятся районы развитого машиностроения и химической промышленности, с севера и востока - районы с дешевым углеводородным сырьем и топливом, с юга -районы с минерально-сырьевыми и топливными ресурсами, а также развитое сельское хозяйство. На окружающие Екатеринбург территории приходится более 60% от общего объема ввозимых и 40% вывозимых грузов.

Вследствие этого вокруг города быстро формируется новая система связей, и не только в виде сети нефте-и газопроводов, но и линий электропередач, автомобильных и железных дорог, авиаперевозок. Екатеринбург логично становится центральным связующим звеном, через которое проходит большая часть информационных потоков.

Нельзя не заметить, что у города уже есть история проведения крупных выставочных и конгрессных мероприятий регионального, федерального и даже международного масштаба. Наиболее яркими примерами являются ежегодный Уральский экономический форум с общим количеством участников более 1000 чел., успешно проведенные в

Селезнева Татьяна Алексеевна

Коммерческий представитель ГК«Люфтганза» по Уралу

Люфтганза АГ

РФ, Екатеринбург Аэропорт Кольцово, терминал «А», оф. 303

Ключевые слова

ВЫСТАВКА

КОНФЕРЕНЦИЯ

КОНГРЕСС

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

MICE-ИНДУСТРИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация

Екатеринбург имеет все предпосылки для развития индустрии MICE, которая в последние годы активно набирает обороты. Развитие сферы деловых встреч и выставок является частью Стратегического плана развития города до 2020 г. Автором был проанализирован данный план и дана оценка основным результатам его реализации.

CPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

^ Tatyana A. Selezneva

Key Account Manager, Ural Region

Lufthansa AG

RF, Ekaterinburg, Koltzovo Airport,

terminal «A», of. 303

E-mail: selezneva.tatyana@gmail.com

Business tourism development in Ekaterinburg as a part of the city development strategic plan

EXHIBITION CONFERENCE CONGRESS BUSINESS TOURISM MICE INDUSTRY STRATEGIC PLAN INFRASTRUCTURE

Ekaterinburg has all conditions for the development of the MICE industry which is growing rapidly nowadays. Moreover business tourism and exhibitions are considered to be an important part of the City Development Strategic Plan. In the article the author analyzes this plan and assesses the main results of its implementation.

Екатеринбурге в 2009 г. Саммиты БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).

В Екатеринбурге также проводятся следующие крупные мероприятия на регулярной основе:

• раз в 2 года - Уральский машиностроительный форум;

• ежегодный Российский экономический форум с количеством участников более 1000 чел. из России, СНГ и стран дальнего зарубежья;

• раз в 4 года - Урало-Сибирская научно-промышленной выставка, которая сопровождается крупными конференциями, количество участников которых превышает 1000 чел.

С 2005 г. бурное развитие индустрии MICE в Екатеринбурге обеспечивает также увеличение числа корпоративных мероприятий (у некоторых предприятий до 50 в год). С годами эта тенденция только усиливается, а сами мероприятия становятся более массовыми и масштабными.

В 2001-2002 гг. Программным советом стратегического развития Администрации города был разработан и 10.06.2003 г. решением Екатеринбургской городской Думы утвержден Стратегический план развития Екатеринбурга, в котором обозначены основные направления развития города до 2020 г., среди которых можно выделить следующие:

• формирование нового имиджа города («трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансовоинформационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей»);

• рост значения сервисных отраслей экономики, особенно сектора деловых услуг;

• развитие материально-технической базы для развития бизнеса (в частности, деловая недвижимость);

• быстрый рост использования компьютерных технологий;

• высокий уровень подготовки специалистов в сфере управления и информационных технологий на базе высшего образования;

• наличие и постоянное появление новых культурных, деловых, информационных проектов;

• формирование туристической карты города и области;

• развитие СМИ и др.

Данные направления, которые намерены развивать городские власти, свидетельствуют о том, что Екатеринбург перестает быть промышленным центром и переходит в новый формат современного мирового города, обладающего развитой коммуникационной и информационной средой.

Приоритетность развития делового туризма определяют также следующие особенности развития столицы Урала:

• Екатеринбург является не только деловым центром региона, но и одним из крупнейших деловых центров России;

• Екатеринбург имеет широкие возможности формирования туристической программы, сопутствующей деловой программе, которых в то же время недостаточно для утверждения города как центра познавательного, исторического, культурного туризма;

• различными проектами предусматривается серьезное развитие деловой инфраструктуры города.

По данным проведенного SWOT-анализа возможностей развития индустрии встреч в Екатеринбурге, можно выделить следующие сильные стороны и преимущества города:

• признание города столицей Уральского региона: концентрация административных и финансовых структур;

• высокий научный потенциал, что имеет весомое значение при выборе места проведения встреч международных ассоциаций;

• высокий уровень развития банковского сектора и сектора страховых услуг, что важно для развития делового сотрудничества, в том числе с зарубежными партнерами;

• развитие выставочной деятельности, выделение приоритетных направлений ее развития, развитие выставочной инфраструктуры;

• строительство специализированных конгрессных площадок;

• реализация различных стратегических проектов, затрагивающих в том числе развитие инфраструктуры кон-грессной деятельности;

• возросший интерес к проблемам делового и конгрессного туризма в городе.

В рамках развития города и согласно Стратегическому плану Администрации Екатеринбурга принята программа развития деловой инфраструктуры, в том числе конгрессно-выставочной сферы. Целью данной программы является удовлетворение растущего спроса предприятий и организаций, государственных органов власти на услуги деловой инфраструктуры (бизнес-центры, выставочно-конгрессные комплексы), а также повышение значимости города Екатеринбурга как крупного делового, финансового и производственного центра путем активизации внешнеэкономической деятельности, привлечения в город российских и зарубежных компаний для ведения бизнеса.

Задачи программы включают развитие: условий для проведения выставок и конгрессов, отвечающих мировым стандартам; офисных комплексов; условий для размещения в городе иностранных дипломатических, коммерческих и культурных представительств; инфраструктуры качественного делового обслуживания иностранных граждан, проживающих и ведущих бизнес в Екатеринбурге.

В рамках программы повышения деловой привлекательности Екатеринбурга планируются мероприятия по развитию:

• выставочно-ярмарочной деятельности (разработка программ развития выставочно-ярмарочной деятельности в г. Екатеринбурге до 2015 г.; повыше-

ние сервиса экспонентов путем вне- ^ дрения сертификации мероприятий; проведение исследований потребности рынка Екатеринбурга в конкретных выставочных мероприятиях; повышение квалификации кадров, занятых в выставочной отрасли, организация стажировок; строительство нескольких крупных выставочных центров и др.);

• дипломатических связей города (установление дипломатических контактов с зарубежными странами; выявление потребности открытия консульств; привлечение иностранных дипломатических представительств в г. Екатеринбург; выделение земли для строительства дипломатических представительств);

• деловой инфраструктуры (строительство офисных комплексов, ^ конгресс-холла; разработка мероприятий по привлечению международных компаний в Екатеринбург для открытия представительств; разработка стандартов офисных помещений в соответствии с мировым опытом; разработка программы конгрессных мероприятий

до 2015 г.).

Ожидаемые результаты от проводимой программы:

• формирование в Екатеринбурге развитой международной инфраструктуры, включающей офисные комплексы, выставочно-конгрессные центры;

• создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности и предпринимательской активности предприятий и населения города;

• создание дополнительных рабочих мест;

• увеличение бюджетных отчислений;

• повышение статуса Екатеринбурга в мировом экономическом сообществе;

• развитие международной торговли, международных и межрегиональных отношений, культурных связей, расширение контактов деловых кругов Екатеринбурга и зарубежных стран;

• продвижение иностранных технологий, компаний, их товаров, услуг в Екатеринбурге;

• привлечение в город крупных отечественных и зарубежных компаний для ведения бизнеса;

• привлечение производителей международного и российского значения к участию в выставках и ярмарках в Екатеринбурге;

• укрепление положения Екатеринбурга как регионального центра

Источники

1. Официальный портал Екатеринбурга (электронная версия 2004-2011 гг.). // Режим доступа: www. ekburg.ru/officially/strategy_plan.

2. Официальный сайт Конгресс-бюро Екатеринбурга (электронная версия 2004-2011 гг.) // Режим доступа: www.ekaterinburg-convention.com.

3. Электронная версия журнала «Экспо Ведомости» (электронная версия 2004-2011 гг.) // Режим доступа: www.informexpo.ru.

4. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. проф. А.Д. Чуднов-ского. М.: ЭМО, 2000.

5. Официальный сайт международного союза ярмарок (иП). // Режим доступа: www.ufinet.org.

References

1. Ekaterinburg website. URL: www. ekburg.ru/officially/strategy_plan.

2. Congress-Bureau of Ekaterinburg. URL: www.ekaterinburg-convention.com.

3. "ExpoNews" Journal. URL: www.in-formexpo.ru.

4. Cheudnovsky. Tourism and Hotel Business. Moscow: Ekmos, 2000.

5. International Association of the Exhibition Industry (UFI). URL: www.ufinet. org.

UPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

международного значения и привлекательного города с конкурентоспособной экономикой для эффективного ведения бизнеса и комфортного проживания населения.

Для реализации Стратегического плана города в сфере MICE и для координации индустрии MICE Администрацией города была создана некоммерческая организация - Конгресс-бюро Екатеринбурга. В него входят ведущие компании города, представляющие наиболее важные сферы делового туризма: Администрация Екатеринбурга, конгрессные и выставочные площадки, организаторы мероприятий, туристические компании, гостиницы и др.

Основными отличительными признаками деятельности конгресс-бюро являются: некоммерческий характер деятельности, что обеспечивает беспристрастность при выборе того или иного поставщика услуг для планировщика международных встреч, официальный статус и признание со стороны администрации города и региона как официального представительства на рынке международных встреч и безвозмездность услуг, оказываемых планировщикам международных встреч.

Основная цель Конгресс-бюро - позиционирование и продвижение города на международном рынке встреч, повышение качества услуг компаний - участников конгрессной деятельности до уровня, соответствующего высоким мировым стандартам.

Поскольку из года в год количество туристов, приезжающих в Екатеринбург, растет, а среди них около 87% посещают столицу Урала с деловыми целями, можно сделать вывод, что индустрия MICE будет развиваться активными темпами. Для более динамичного качественного развития этого сектора необходима планомерная скоординированная работа со стороны муниципалитета и профессионального сообщества по продвижению Екатеринбурга в качестве конгрессно-выставочной площадки на федеральном и международном уровне. Но принятый Администрацией города стратегический проект «Международный конгресс-центр» с программой мероприятий до 2015 г. уже не отвечает многим требованиям рынка.

Нет единой стратегической цели развития рынка, которую бы разделяли все участники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве объектов для проведения выставок и конгрессов используются непрофильные площадки (концертные

залы, дворцы культуры, туристические базы, логистические помещения и др.). Следовательно, и уровень организации подобных мероприятий не соответствует международным требованиям. На сегодняшний день в Екатеринбурге имеется только один выставочный зал, отвечающий техническим требованиям Союза международных выставок (иП) - Государственный региональный выставочный центр «Инэкспо» (общая площадь 6000 кв. м, в т.ч. выставочная -4636 кв. м). А город масштаба Екатеринбурга, основываясь на опыте зарубежных и российских городов такого же масштаба, должен иметь от 40 000 до 260 000 кв. м выставочных площадей.

Нет крупного конгрессно-выста-вочного центра, отвечающего всем международным требованиям (соответствующие размеры, технические возможности, инфраструктура). По плану Администрации ООО «Холдинговая компания «Лидер» должна была осуществить строительство проекта «Международный выставочный центр» в Екатеринбурге в районе улиц Ткачей - Машинная. В соответствии с проектом, в городе должен был появиться выставочный центр с общей выставочной площадью 100 000 кв. м. Первую очередь объекта (40 000 кв. м) должны были запустить в конце 2008 г., вторую очередь - к 2010 г., но из-за финансовых трудностей компания-подрядчик остановила стройку на стадии подготовки площадки.

Из-за отсутствия специализированной площадки больших размеров новую крупную выставку федерального масштаба «Иннопром» в 2010 г. пришлось проводить на площадях складского помещения. К «Иннопром-2011» власти области решили подойти более серьезно и инициировали строительство рядом с магистралью, соединяющей Екатеринбург и аэропорт Кольцово, МВЦ «Екатеринбург-Экспо», который, по мнению экспертов, станет ведущей в России выставочной площадкой для проведения выставок и форумов. Общая площадь центра составит более 150 тыс. кв. м.

На данный момент идет строительство первой очереди центра «Екатеринбург-Экспо», куда войдут 50 тыс. кв. м выставочных площадей и объекты инфраструктуры. Строительство первой очереди будет завершено к июлю 2011 г., когда новый выставочный центр примет свою первую выставку - «Иннопром-2011». Уже

в 2012 г. будет сдана вторая очередь строительства, включая самый современный в России конгресс-холл. В разработке проекта выставочного центра принимало участие всемирно известное архитектурное бюро Wulf&Partner, являющееся автором архитектурного проекта одного из крупнейших выставочных комплексов в Европе - Stuttgart Messe.

Еще одной проблемой индустрии MICE в Екатеринбурге является отсутствие международных мероприятий и мероприятий, организованных международными организаторами. Проведенный в 2009 г. Саммит ШОС показал, что Екатеринбург еще не готов принимать делегации такого уровня: инфраструктура не соответствует международным требованиям, уровень безопасности в городе не достаточно высокий, нет квалифицированного персонала. Только привлечение крупных международных выставочных операторов сможет исправить ситуацию, подстегнуть конкуренцию, а значит, и повлиять на повышение качества оказываемых услуг. Появление «Екатеринбург-Экспо», по мнению аналитиков, приведет к качественному и объемному росту рынка. Данный проект способен привлечь в Екатеринбург профессиональных операторов федерального и международного уровня, а наличие таких операторов является одной из главных составляющих успешного развития выставочного направления в городе.

С появлением качественных выставочных площадей проводимые выставки неизбежно будут укрупняться, а рынок будет более четко дифференцирован и структурирован как по размеру, участникам, так и операторам.

Вместе с тем необходимо отметить, что Екатеринбург находится на стадии завершения создания минимально необходимой выставочной и конгрессной инфраструктуры, достаточной для проведения мероприятий и привлечения в эту сферу международных участников. Тем не менее современная инфраструктура ограничивает масштаб и тематику организуемых мероприятий.

Развитие экономики и промышленности региона обгоняет темпы создания современной и качественной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.