Жукова Ирина Анатольевна,
Аграрный колледж Мичуринского государственного аграрного университета, заместитель директора по научно-методической работе
Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студента на уроках биологии
Система подготовки специалистов, как и вся система образования России, находится в состоянии модернизации. На современном этапе необходимо формирование творческих возможностей человека, создание реальных условий для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности. Основным результатом современного образования должны стать перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру.
Все это поставило перед учебными заведениями профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Успешная реализация этих задач возможна при условии высокого уровня постановки учебного процесса, высокого профессионального уровня педагогических кадров [4, с. 3].
В классической триаде целей преподавателя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. Содержание учебных дисциплин получает новую роль как средство запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика [1, с. 3].
Сегодня приоритетами педагогического процесса становятся процессуальность, полилог, диалог, общение, мыследеятельность, смыслотворчество [3, с. 3]. У педагогов появились большие возможности для проявления инициативы, педагогического творчества, эффективного использования передового педагогического опыта, педагогических экспериментов [4, с. 3].
При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностноориентированному возникает потребность в перестройке методической работы преподавателя. Эта перестройка основана на критериях «от ученика» [1, с. 4]. Необходимо учитывать механизмы, задействованные студентами при освоении учебных дисциплин, способ представления учебного знания, наличие у студента таких личностных механизмов, которые бы отвечали учебному материалу и формам учебной деятельности.
Одной из технологий личностно-ориентированного обучения является технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности), созданная Н.Л. Галеевой, и апробированная ею вместе с проблемно-творческой группой в школах №№ 196, 1178, 1272 г. Москвы [1, с. 7].
Вслед за Н.Л. Галеевой автор статьи применила технологию ИСУД в процессе преподавания биологических дисциплин в Мичуринском аграрном колледже. Использовалась матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, отражающая структуру учебного успеха и состоящая из десяти параметров: обученность, внимание, память, модальность, функциональная асимметрия полушарий головного мозга, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные общеучебные умения и навыки, уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Для проведения занятий разрабатывались тесты, анкеты, задания контрольно-методических срезов.
Для определения уровня самостоятельности в учебной деятельности студента использовался такой параметр, как «обучаемость». Для этого в каждой группе были проведены контрольно-методические срезы: в начале и в конце первого семестра, а также в конце учебного года. Алгоритм проведения срезов следующий. Выбирался небольшой по объему учебный материал, изложение которого занимало не более 20-ти минут. Проводился этап первичного закрепления новой информации (5-7 минут). Далее организовывалась самостоятельная работа студентов, в ходе которой они отвечали на пять вопросов:
1. Напишите, что вы узнали нового на занятии.
2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
3. Выполните задание по образцу.
4. Выполните задания в измененной ситуации.
5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными дисциплинами [1, с. 17].
Уровень развития внимания, памяти студентов, организационные, коммуникативные, информационные общеучебные умения и навыки, ведущая модальность определялись методами педагогического наблюдения и эксперимента. Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий использовался метод И.П. Павлова.
Главным критерием педагогической деятельности является ее результативность. Именно результат, достигнутый в педагогическом взаимодействии, является мерилом его оценки [2, с. 81]. После проведения контрольно-методических срезов в конце учебного года были получены сведения об изменении уровней обученности и обучаемости студентов. В целом применяемая методика изучения и использования данных по индивидуальному стилю учебной деятельности позволила повысить уровень обучаемости 45% и уровень обученности 24% студентов.
Литература
1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: 5 за знания, 2006. 144 с.
2. Громкова М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании. -М.: НПЦ Профессионал-Ф, 2001. 115 с.
3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.: Высш. шк., 2002. 95 с.
4. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Форум: Инфра-М, 2008. 208с.