Научная статья на тему 'Развитие индикативного подхода к региональному стратегированию в целях наращивания потенциала импортозамещения'

Развитие индикативного подхода к региональному стратегированию в целях наращивания потенциала импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИРОВАНИЕ / REGIONAL STRATEGING / ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / INDICATIVE APPROACH / НЕСЫРЬЕВОЕ РАЗВИТИЕ / NON-OIL DEVELOPMENT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COGNITIVE MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доргушаова Асият Каплановна

В статье с позиции наращивания и эффективного использования потенциала несырьевого импортозамещения в системе региональной экономики предлагается использование индикативного подхода и когнитивного моделирования в механизме поддержки принятия решений в процессе регионального стратегирования, основной идеей которого является скоординированная реализация социального и экономического сценариев сбалансированного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доргушаова Асият Каплановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDICATIVE APPROACH TO REGIONAL STRATEGIROVANY FOR IMPORT SUBSTITUTION CAPACITY-BUILDING

In article from a position of building and effective use of potential of non-oil import substitution in system of regional economy use of indicative approach and cognitive modeling in the mechanism of support of decision-making in the course of a regional strategirovaniye which main idea is the coordinated implementation of social and economic scenarios of the balanced development of the region is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие индикативного подхода к региональному стратегированию в целях наращивания потенциала импортозамещения»

УДК 332.146.2

Доргушаова Асият Каплановна

Доцент, Майкопский государственный технологический университет

Майкоп, Республика Адыгея

РАЗВИТИЕ ИНДИКАТИВНОГО ПОДХОДА К РЕГИОНАЛЬНОМУ СТРАТЕГИРОВАНИЮ В ЦЕЛЯХ НАРАЩИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В статье с позиции наращивания и эффективного использования потенциала несырьевого импортозамещения в системе региональной экономики предлагается использование индикативного подхода и когнитивного моделирования в механизме поддержки принятия решений в процессе регионального стратегирования, основной идеей которого является скоординированная реализация социального и экономического сценариев сбалансированного развития региона.

Ключевые слова: региональное стратегирование, индикативный подход, несырьевое развитие, импортозамещение, когнитивное моделирование.

JEL code: L 510, R 230, R 380

Asiyat Dorgushaova

Ph.D. (economics)

Assistant professor, Maikop state technological university

Maikop, Republic of Adygea

DEVELOPMENT OF INDICATIVE APPROACH TO REGIONAL

STRATEGIROVANY FOR IMPORT SUBSTITUTION CAPACITY-

BUILDING

In article from a position of building and effective use of potential of non-oil import substitution in system of regional economy use of indicative approach and cognitive modeling in the mechanism of support of decision-making in the course of a regional strategirovaniye which main idea is the coordinated implementation of social and economic scenarios of the balanced development of the region is offered.

Keywords: regional strateging, indicative approach, non-oil development, import substitution, cognitive modeling.

JEL code: L 510, R 230, R 380

Динамично изменяющиеся под воздействием факторов внешнего окружения условия, в которых вынуждены формироваться и/или существенно корректироваться стратегические программы и планы развития российских регионов, определяют важность совершенствования механизмов и инструментов поддержки принятия и реализации управленческих решений в регионах для максимально полного учета новых императивов. В числе последних — приоритет несырьевого импортозамещения, в соответствии с которым региональные органы управления призваны выявлять и поддерживать те предприятия и сферы регионального производства, которые уже фактически работают по этой модели или готовы к скорейшему переходу на нее. При этом речь должна идти о так называемом «разумном» или «рациональном» импортозамещении, под которым понимается стимулирование развития импортозамещающих производств в реальном секторе региональной экономики. Следует в этой связи отметить, что действовавшие успешно ранее в условиях относительно стабильного макроэкономического фона и иных общегосударственных стратегий административные и институциональные механизмы управления региональным развитием в настоящее время во многом утратили свою эффективность. В частности, представляется, что использование, например, инструментов государственной политики выравнивания социально-экономических уровней территорий России и ее макрорегионов в самое ближайшее время достигнет предела эффективности с точки зрения осуществления политики импортозамещения в несырьевых секторах региональных экономик и, в силу этого, по-новому трактуемой сбалансированности регионального развития.

В данном контексте следует учитывать, что политика выравнивания социально-экономического развития регионов (характерная для эпохи первичной индустриализации и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы), которая затем была заменена на политику выравнивания последствий становления внутреннего

рынка, в существенно изменившихся геополитических и геоэкономических условиях в большей степени смещается в сторону капитализации ресурсного потенциала регионов в рамках проектов импортозамещения. При этом речь идет как о внутри региональных, так и межрегиональных (имеющих общенациональное значение) стратегических альянсах экономических субъектов, готовых к наращиванию потенциала производства отечественной продукции, способной конкурировать с импортной на внутреннем, а, возможно, и на внешних рынках.

Кроме того, принципиально важным является достижение сбалансированности регионального развития, понимаемое в обозначенном контексте как вовлечение потенциала периферии в региональные проекты, осуществляемые в несырьевой сфере [1]. Очевидно, что для решения такой сложной задачи необходима консолидация различных финансовых источников планируемых к реализации проектов, поскольку, как показывает практика последних лет, бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к новым условиям регионов оказалось малопродуктивным. Последнее объясняется тем, что осуществлялось за счет перераспределения финансовых средств регионов-лидеров, которые, в свою очередь, сами плохо справлялись с региональной конкуренцией в глобальной экономике. С другой стороны, выравнивание, рассматриваемое как приоритетное финансирование депрессивных регионов и концентрация в них бюджетных средств, стало препятствовать появлению на территории России инновационных центров и снижать общую конкурентоспособность страны. Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.

Для управления региональным развитием в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные условия требуют основательной модернизации инструментария поддержки приятия стратегических решений на региональном уровне, прежде всего, в формате их

максимальной адаптации к внешним вызовам. В данном контексте само представление процесса управления реализуемых в регионе проектов целесообразно осуществлять с кибернетических позиций, когда значимая роль отводится контуру обратной связи. Для уточнения траектории управления обратная связь может проводиться не только на конечном этапе жизненного цикла проекта, но и на промежуточных этапах процесса управления проектом, что связано с оценкой и дополнительным уточнением, во-первых, принципиальной целесообразности, во-вторых, комплексной эффективности проекта как объекта управления [2].

Значимость этого усиливается тем обстоятельством, что сложившаяся административно-территориальная форма регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий, определяемых, как и страна в целом, глобальными тенденциями в новой геополитической и геоэкономической логике. Иными словами, адаптивное региональное стратегирование должно осуществляться на новой методологической основе, чтобы обеспечивать конкурентоспособность и безопасность России и ее отдельных территорий.

Отметим, что среди успешно работающих инструментов, могущих быть эффективными и в новых условиях, является аппарат индикативного планирования, однако ключевую роль здесь играет правильный подбор механизмов и способов достижения целей индикативного плана. Изучение опыта реализации региональных систем индикативного планирования позволяет выделить в качестве наиболее значимых следующие механизмы, возможные к применению в разработке региональных стратегий [3].

Прежде всего, это базовое инструментарное обеспечение, основанное на методах когнитивного анализа и моделирования, реализация которых обеспечивается использованием современных информационных технологий поддержки принятия стратегических решений. Для решения проблем

управления в слабоструктурированных системах, к которым относится и региональная экономика, необходимы интуиция, опыт, ассоциативность мышления. В процессе регионального стратегирования необходимы инструментарий и технология, учитывающие быструю изменчивость внешней среды и позволяющие прогнозировать наступление проблемной ситуации. Технология когнитивного анализа синтезирует системный и когнитивный подходы и позволяет проводить анализ проблемных ситуаций, включающий, во-первых, построение модели проблемной ситуации, в структуре которой отражены статические взаимосвязи существенных факторов исследуемой ситуации; во-вторых, анализ структурных свойств модели проблемной ситуации.

Результатом такого анализа являются знания:

- о непротиворечивости намечаемых целей (совокупности проблем, требующих решения);

- о наличии возможных управляющих воздействий (мероприятий), реализация которых позволяет в принципе достичь всех намеченных целей.

Технологическую схему когнитивного анализа и моделирования региональной социально-экономической системы можно представить следующим образом (рис. 1).

При корректно заданной цели регионального стратегирования и при наличии управляющих воздействий, согласованных с этой целью, решение задачи управления не вызывает особых трудностей. В общем же случае при постановке стратегических целей региона не всегда удается отследить, что определяемые цели могут оказаться противоречивыми, т.е. достижение одних целей может негативно сказаться на достижимости других. На согласованность целей также могут влиять и выбираемые средства их достижения (управления). Это обусловлено:

- во-первых, тем, что при постановке целей затрагиваются интересы и ожидания участников, вовлеченных в разрешение возникающих проблемных ситуаций. Реальные стратегии развития — это результат согласования

долгосрочных интересов различных участников;

- во-вторых, тем, что трудно учесть все взаимосвязи факторов, влияющих на достижение стратегической цели регионального развития.

Системное исследование региональной социально-экономической системы как

объекта стратегирования

Построение когнитивной модели региональной социально-экономической системы, вершинами которой являются опорные точки экономического каркаса

региона

Структурный анализ когнитивной модели- выявление наиболее существенных

факторов, характеризующих "пограничный" слой взаимодействия объекта и внешней среды,

и установление качественных (причинно-следственных) связей между ними

Моделирование, основанное на сценарном подходе — построение когнитивной карты (модели), которая представляет собой взвешенный ориентированный граф

Предметная интерпретация результатов моделирования, в том числе выявление лимитирующих и стимулирующих факторов внутреннего и внешнего окружения

Рисунок 1.

Технология когнитивного анализа и моделирования в региональном

стратегировании

Несмотря на это, в целом когнитивное моделирование позволяет:

- исследовать проблемы, описываемые нечеткими факторами и взаимосвязями;

- учитывать изменения внешней среды;

- планировать будущее с учетом имеющихся в настоящем перспектив, ресурсов, средств;

- использовать объективно сложившиеся тенденции развития региональной экономики для достижения стратегических целей и др.

Результатом ситуационного (когнитивного) моделирования является определение эффективных точек приложения усилий (управляющих факторов) для достижения поставленных целей (целевых факторов).

Реализация инструментария когнитивного подхода наглядно продемонстрирована в работе Сапунова А.В. [4]. Автор предлагает в целях ссовершенствования процесса стратегического планирования двухуровневую модель кластера региональной экономики, которая отражает взаимосвязи элементов, входящих в кластер в социально-экономической среде региона (Республики Адыгея).

При исследовании процесса распространения возмущений в когнитивной модели были определены целевые (физический объем производства, валовой региональный продукт и финансовые ресурсы региона) и управляющие факторы (инвестиции в основной капитал Республики Адыгея). В работе рассмотрено несколько наиболее характерных для исследуемого регионального кластера сценариев стратегического развития, которые определяют эффективность региональной экономики в целом. Однако автор использует ограниченное число индикаторов развития региональной экономики, основным из которых он выделяет валовой региональный продукт. Представляется возможным дополнение применяемой системы индикаторов за счет тех, влияние которых на различные подсистемы региональной экономики можно определить на основе соответствующих когнитивных моделей.

Отметим, что система индикаторов формируется в каждом конкретном случае в зависимости от ориентиров и предпочтений в стратегических направлениях социального и экономического развития региона (рис. 2). Как видно, представленный на рисунке 2 механизм корреспондируется с реализуемыми национальными проектами, основное направление которых — улучшение качества жизни населения, в том числе за счет сокращения диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов страны,

а также государственная поддержка социальных программ, в том числе и на региональном уровне. Основные элементы данного механизма можно агрегировать в несколько блоков.

Основные цели развития экономики региона в рамках стратегии несырьевого импортозамещения (выбор)

Блок целей

социальных

Блок экономических целей

Социальные индикаторы (выбор)

Экономические индикаторы (выбор)

Индикатор достигает порога

Построение когнитивной модели

взаимозависимости индикаторов и

факторных показателей экономики региона

Анализ распространения возмущений в

когнитивной модели

Индикатор достигает порога

Уточнение общей системы индикаторов и основных регуляторов на основе анализа когнитивной модели

Сценарное моделирование

Социальный сценарий регионального стратегирования

Экономический сценарий регионального стратегирования

Задание желаемых значений

индикаторов

1

Оценка влияния регуляторов н, 1

индикаторы

1

конечная система социальных

индикаторов

к

Задание желаемых значений

индикаторов

1

Оценка влияния регуляторов на индикаторы

1

Конечная система экономических индикаторов

Мониторинговая система индикаторов стратегии социально-экономического развития региона

Рисунок 2.

Механизм разработки мониторинговой системы индикаторов

регионального стратегирования

1. Блок целеполагания.

Разделение целей на экономические и социальные в рамках стратегии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития региона по модели импортозамещения имеет существенное значение при определении индикаторов их достижения. Выделение социальных целей в отдельную группу и формирование соответствующей системы индикаторов позволит более эффективно оценивать степень их достижения, особенно на промежуточных этапах.

При формировании вектора приоритетных региональных целей следует учитывать, что в условиях объективной ограниченности бюджетных источников финансирования инновационной деятельности предприятий региона важным условием их устойчивости и экономической стабильности является внутренняя организация, предполагающая способность оперативно и четко реагировать на изменения внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию к целям регионального развития. В том числе и за счет инновационной политики, становясь тем самым привлекательными для инвесторов.

Поэтому механизмы взаимодействия разномасштабных предприятий для достижения поставленных целей, в том числе с финансово-кредитными структурами региона как потенциальными источниками финансирования совместных инновационных проектов, нужно рассматривать с позиции его максимально полной интеграции в систему регионального управления.

Это предполагает учет всего спектра экономических факторов, обусловливающих определение эффективных форм сотрудничества, с целью согласования интересов взаимодействующих сторон.

Несмотря на очевидную необходимость самостоятельной активной деятельности предприятий в поиске источников устойчивости и роста, в регулировании и стимулировании процессов взаимодействия не последняя роль отводится органам власти территории, которые призваны формировать в регионе соответствующую институциональную инфраструктуру повышения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эффективности формирующихся связей исходя из приоритетов регионального развития [5], представленных на рис.2.

2. Блок когнитивного моделирования.

Подготовку и принятие решений в задачах управления слабоструктурированными системами следует рассматривать как сложный интеллектуальный процесс разрешения проблем, несводимый исключительно к рациональному выбору. Анализ когнитивной модели позволяет выявить структуру проблемы (системы), найти наиболее значимые факторы, влияющие на нее, оценить воздействие факторов (концептов) друг на друга. Если в когнитивной модели выделены целевые и входные концепты, на которые можно воздействовать, то круг решаемых задач включает оценку достижимости целей, разработку сценариев и стратегий управления, поиск управленческих решений.

3. Блок сценарного моделирования.

Используя построенную когнитивную модель, можно оценить каким образом будут меняться индикаторы, выбранные для оценки при воздействии и изменении соответствующих регуляторов. При этом необходимо определить, как изменяться социальные индикаторы в отдельности. На основе этого формируется конечная мониторинговая система индикаторов социально-экономического развития региона.

Используемые в разрабатываемых сценариях механизмы должны быть направлены на сбалансированность, то есть пространственное распределение социально-трудового потенциала всех, в том числе периферийных территорий, и способствовать такой направленности миграционных потоков, чтобы обеспечить развитие отсталых территорий региона, создавая условия для наиболее полного и эффективного использования трудового потенциала. Данные механизмы должны обеспечивать диффузию инноваций от полюсов роста на периферию, создавая условия для закрепления инновационно активного населения в регионе.

Таким образом, процесс стратегического управления региональным развитием целесообразно базировать на мониторинге факторных показателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор),

прогнозе возможных изменений регуляторов, условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективного из них.

Литература

1. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода// Terra Economicus. 2007.Т. 5. №4.

2. Управление проектами. Учебник /Л.Г.Матвеева [и др.]; Южный федеральный университет. Г.Ростов-на-Дону, 2009. Сер. Высшее образование.

3. Доргушаова А.К. Формирование региональной системы индикативного планирования. Монография. Майкоп: Изд-во ООО «Качество», 2007.

4. Сапунов А.В. Стратегическое управление экономикой региона: механизмы и технологии//Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Майкоп, 2006. -155с.

5. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Потенциал малого бизнеса в несырьевом развитии промышленности России: модели оценки и инструменты управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2014.

6. Агузарова Л.А. Методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах СКФО// Региональная экономика. №8. 2013.

References

1. Matveeva L.G., Nikitaeva A.Ju. Stimulirovanie regional'nogo razvitija: instrumentarij sistemnogo podhoda// Terra Economicus. 2007.T. 5. №4. (in Russian)

2. Upravlenie proektami. Uchebnik /L.G.Matveeva [i dr.]; Juzhnyj federal'nyj universitet. G.Rostov-na-Donu, 2009. Ser. Vysshee obrazovanie. (in Russian)

3. Dorgushaova A.K. Formirovanie regional'noj sistemy indikativnogo planirovanija. Monografija. Majkop: Izd-vo OOO «Kachestvo», 2007. (in Russian)

4. Sapunov A.V. Strategicheskoe upravlenie jekonomikoj regiona: mehanizmy i tehnologii//Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni k.je.n. Majkop, 2006. -155s. (in

Russian)

5. Matveeva L.G., Chernova O.A. Potencial malogo biznesa v nesyr'evom razvitii promyshlennosti Rossii: modeli ocenki i instrumenty upravlenija. Taganrog: Izd-vo TTI JuFU, 2014. (in Russian)

6. Aguzarova L.A. Metody gosudarstvennogo regulirovanija processov vosproizvodstva social'no-trudovogo potenciala v depressivnyh regionah SKFO// Regional'naja jekonomika. №8. 2013. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.