УДК 141.7
DOI: 10.24412/2308-7196-2024-2-25-38
Амелькина Оксана Васильевна
аспирант
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Пермь, Россия
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИДЕИ РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИОЛОГИИ
Oksana V. Amelkina
Postgraduate Student of PGGPU
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, 24, Sibirskaya, e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE IDEA OF REGULATION OF SOCIAL INTERACTION IN SOCIOLOGY
Аннотация. Идея регулирования социального взаимодействия в социологии развивалась на протяжении всей ее истории. От ранних основополагающих теорий основателей социологии до современных перспектив, рассматривающих динамику власти, неравенство и цифровое влияние, эта концепция остается центральной для понимания человеческого поведения в социальных контекстах. Нами рассматриваются историческая эволюция и различные теоретические подходы к регулированию социального взаимодействия, выделяются ключевые вклады и современные приложения.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, регуляторы социального взаимодействия.
Abstract. The idea of regulating social interaction in Sociology has developed throughout its history. From the early foundational theories of sociology's founders to contemporary perspectives looking at power dynamics, inequality and digital influence, the concept remains central to understanding human behaviour in social contexts. This article reviews the historical evolution and various theoretical approaches to the regulation of social interaction, highlighting key contributions and contemporary applications.
Key words: social interaction, regulators of social interaction.
© Амелькина О.В., 2024
Развитие идеи регулирования социального взаимодействия в социологии глубоко укоренилось в работах различных социологических теоретиков на протяжении всей истории. Эта концепция вращается вокруг механизмов и норм, которые регулируют взаимодействие индивидов в обществе.
Концепция регулирования социального взаимодействия в социологии развивалась с течением времени, ученые пытались понять механизмы и динамику, управляющие поведением людей в социальных контекстах.
Понятие «взаимодействие» является философской категорией и по-разному раскрывается различными исследователями.
В.П. Кохановский полагает, что взаимодействие - это философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход.
Н.И. Кондаков определяет взаимодействие как «всеобщую форму связи предметов, явлений объективной действительности» [4, с. 314].
Необходимо провести разграничение понятий «взаимодействие» и «социальное взаимодействие». «Взаимодействие» - «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь» [3, с. 8].
Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [10].
«Социальное взаимодействие» - специфический образ взаимодействия в условиях общественной жизни. «Социальное взаимодействие» - это способы, с помощью которых люди взаимодействуют, общаются и ведут себя в социальной среде. Оно включает в себя широкий спектр видов деятельности и поведения, от случайных разговоров с друзьями до сложной групповой динамики в профессиональной или общественной среде. Социальное взаимодействие играет важнейшую роль в развитии человека, поскольку помогает ему усвоить социальные нормы, развить навыки межличностного общения и установить отношения.
Оно может происходить лицом к лицу, посредством письменного общения или через цифровые платформы, такие как социальные сети. В целом социальное взаимодействие является основополагающим для человеческого общества, способствуя сотрудничеству, взаимодействию и обмену идеями и информацией.
Вместе с тем в основе категории социального взаимодействия лежит представление о том, что субъект, индивид или определенное общество всегда находятся в среде социальных субъектов, и ведут они себя соответственно социальной ситуации.
Регуляция социального взаимодействия - это процессы, с помощью которых люди контролируют и направляют свое взаимодействие с другими людьми. Эта регуляция может происходить на различных уровнях, включая физиологический, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Можно рассматривать различные аспекты регуляции. Так, например, люди регулируют свои эмоции, чтобы правильно адаптироваться к социальным ситуациям. Для этого необходимо понимать и управлять своими эмоциями, а также реагировать на эмоции других людей.
На следующем уровне люди регулируют свои мысли и психические процессы во время социального взаимодействия. Это может включать в себя оценку перспектив, эмпатию и когнитивную гибкость, чтобы понять различные точки зрения и скорректировать свое поведение соответствующим образом.
Коррекция поведения происходит для того, чтобы соответствовать социальным нормам, ожиданиям и культурным обычаям. Это включает в себя соблюдение правил общения, уважение личного пространства и следование общественным стандартам поведения.
Наряду с вербальным (словесным) общением большое количество информации мы передаем друг другу с помощью языка тела и жестов (невербальное общение). Иногда невербальное общение является более информативным и показательным для партнера, тогда для поддержания позитивного взаимодействия происходит корректировка тона голоса, языка тела и речевых моделей в соответствии с контекстом и предпочтениями партнеров по взаимодействию.
Саморегуляция, включающая самоконтроль, самоанализ и самодисциплину для управления импульсами и реакциями во время социальных взаимодействий, - это очень важный элемент регуляции, необходимый для управления своим поведением для достижения социальных целей и поддержания межличностных отношений.
Нормы и правила, установленные в обществе, регулируют социальное взаимодействие. Люди регулируют свое поведение в соответствии с этими нормами, чтобы способствовать гладкому и гармоничному взаимодействию в своих социальных группах.
Эффективная регуляция социального взаимодействия часто предполагает получение обратной связи от других людей и внесение корректировок на основе этой обратной связи. Этот процесс позволяет людям адаптировать свое поведение в режиме реального времени и улучшать качество взаимодействия с течением времени.
Мы понимаем, что для того, чтобы поддерживать позитивные отношения в обществе, ориентироваться в социальных ситуациях и функционировать в обществе, необходимо раскрыть тему регулирования социального взаимодействия.
Эмиль Дюркгейм, новатор в области социологии, широко изучал роль норм и ценностей в обществе, в частности, в своих основополагающих работах «Разделение труда в обществе» (1893) [5] и «Самоубийство: Исследование в социологии» (1897) [2] он обращал внимание на важность норм и ценностей в формировании общественного порядка и индивидуального поведения.
Эмиль Дюркгейм ставил перед собой цель, которая заключается в следующем - «не выявить нравственность из науки, а создать науку о нравственности, что совсем другое».
Дюркгейм считал, что нормы и ценности играют ключевую роль в поддержании социальной координации и предотвращении дезинтеграции общества. Нормы представляют собой правила и ожидания, которые регулируют поведение людей в социуме. Они формируются на основе общественных ценностей и представлений о правильном и неправильном, принимаемом и неприемлемом.
Ценности, согласно Дюркгейму, являются основными убеждениями общества, определяющими его идеалы и цели. Они оказывают влияние на формирование норм и вливаются в общественные институты, такие как семья, религия и образование.
Дюркгейм подчеркивал важность норм и ценностей для поддержания социального порядка и регулирования поведения в обществе. Нормы - это общественные правила, которые направляют поведение, а ценности - это глубоко укоренившиеся убеждения о том, что желательно и важно. Дюркгейм утверждал, что общие нормы и ценности важны для содействия социальной интеграции и предотвращения аномии - состояния ненормальности или моральной растерянности.
Дюркгейм различал два типа социальной солидарности: механическую солидарность и органическую солидарность. Механическая солидарность относится к сплоченности традиционных доиндустриальных обществ, где люди разделяют схожие ценности, убеждения и образ жизни. Органическая солидарность, напротив, характеризует современные индустриальные общества, где социальная сплоченность возникает благодаря взаимозависимости индивидов с различными ролями и функциями.
Дюркгейм проанализировал, как разделение труда формирует социальную сплоченность и моральную ткань общества. В традиционных обществах с механической солидарностью разделение труда минимально и люди выполняют одинаковые задачи. Напротив, в современных обществах, характеризующихся органической солидарностью, разделение труда носит комплексный характер и люди специализируются на различных ролях и профессиях.
Социальную интеграцию Дюркгейм рассматривал как важнейшее условие стабильности и сплоченности общества. Он утверждал, что люди чувствуют себя связанными с обществом благодаря приверженности общим нормам и ценностям, которые создают чувство принадлежности и солидарности. Когда социаль-
ная интеграция ослабевает, как это бывает в периоды быстрых социальных изменений или потрясений, люди могут испытывать чувство отчуждения и разобщенности.
В своем исследовании «Самоубийство» Дюркгейм показал социальные причины, лежащие в основе этого индивидуального поступка. Он обнаружил, что уровень самоубийств варьируется в различных социальных контекстах и что социальные факторы, такие как социальная интеграция и регуляция, играют важную роль. Общества с сильными социальными связями и четко определенными ценностями имеют более низкие показатели самоубийств, поскольку они обеспечивают индивидуальное чувство принадлежности и целостности.
Э. Дюркгейм ввел понятие коллективного сознания, под которым понимаются общие убеждения, ценности и моральные установки, связывающие людей в обществе. Коллективное сознание обеспечивает чувство солидарности и формирует социальное поведение, определяя, что считается морально приемлемым или неприемлемым в данном обществе.
Исследования Э. Дюркгейма подчеркивают важность норм и ценностей в формировании структуры общества и обеспечении его стабильности. Эти концепции продолжают оставаться актуальными и в настоящее время, помогая понять динамику и функционирование современных обществ.
По мнению Талькотта Парсонса, «социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами» [8, с. 270]. Таким образом, социальное взаимодействие является интегрирующим процессом, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип социальной целостности.
Т. Парсонс рассматривал «социальные подсистемы как составную часть более общей системы действия, другими составляющими которой являются культурные подсистемы, личностные подсистемы и поведенческие организмы, - все эти абстракции, аналитически вычленяемые из реального потока социального взаимодействия» [7, с. 18].
В социальных системах на первом месте стоят проблемы социального взаимодействия, обладающие зонами взаимопроникновения, благодаря чему может
30
осуществляться процесс взаимообмена. Социальные системы представляют собой открытые системы, характеризующиеся состоянием постоянного взаимообмена на входах и выходах в окружающую среду, и дополнительно они разделены на различные подсистемы, в которых тоже происходит взаимообмен.
Для анализа социальных систем могут быть применены четыре независимые переменные: ценности, нормы, коллективы и роли.
Ценности играют главную роль в исполнении социальными системами задачи по сохранению и воспроизведению образца. Основная функция норм - интегрировать социальные системы. Целедостиженческая функция характерна для коллективов. Роль является структурным компонентом, выполняющим в первую очередь адаптивную функцию по определению классов индивидов, которые посредством взаимных ожиданий включаются в тот или иной коллектив.
Парсонс подчеркивал роль социальных норм и ролей в регулировании поведения в обществе. Нормы - это правила и ожидания, которые определяют поведение, а роли - это позиции, которые индивиды занимают в социальных институтах. Парсонс утверждал, что индивиды усваивают общественные нормы и роли, которые служат ориентирами для их поведения в различных социальных контекстах. Регулирование социального взаимодействия происходит через следование этим нормам и ролям, способствующим поддержанию социального порядка и стабильности.
В 1937 г. Т. Парсонс ввел понятие «эмерджентные свойства». Под эмер-джентными свойствами понимаются характеристики или особенности социальной системы, которые возникают в результате взаимодействия и взаимозависимости ее компонентов, но не сводятся к характеристикам только этих компонентов.
В контексте теории социальных систем Парсонса эмерджентные свойства рассматриваются как результат сложных взаимодействий между социальными институтами, ролями, нормами и индивидами в обществе. Эти свойства возникают в результате динамических отношений и процессов, происходящих внутри
социальной системы, и не могут быть полностью объяснены путем анализа ее частей в отдельности.
Например, в обществе стабильность и упорядоченность социальных взаимодействий, поддержание социальных норм и координация различных социальных институтов считаются эмерджентными свойствами социальной системы. Эти свойства возникают в результате взаимодействия между индивидами, группами и институтами, а также на основе общих ценностей и норм, которыми они руководствуются в своем поведении.
Парсонс утверждал, что понимание этих эмерджентных свойств имеет решающее значение для понимания функционирования и стабильности общества в целом. Изучая, как различные компоненты социальной системы взаимодействуют и способствуют возникновению определенных свойств, социологи могут получить представление о механизмах, регулирующих социальное поведение, поддерживающих социальный порядок и обеспечивающих бесперебойное функционирование общества.
Понятие «эмерджентные свойства» было сформулировано при анализе социальных систем, и были рассмотрены три условия, связанные между собой.
1. Социальные системы имеют структуру, которая возникает в результате социального взаимодействия.
2. Эмерджентные свойства нельзя представить как сумму каких-либо характеристик (биологических или психологических). Один из самых ярких примеров - это то, что особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры.
3. Понимание социального действия необходимо рассматривать в контексте той социальной системы, в рамках которой оно проявляется, кроме того, необходимо учитывать мотивы людей.
Согласно Парсонсу, общество функционирует как сложная система, характеризующаяся стабильностью, порядком и равновесием. В рамках этой концепции регулирование социального взаимодействия необходимо для поддержания нормального функционирования общества.
Парсонс подчеркивал важность механизмов социализации и социального контроля в регулировании социального взаимодействия. Социализация - это процесс, в ходе которого индивиды усваивают общественные нормы, ценности и роли, а социальный контроль - это механизмы, поддерживающие соответствие этим нормам и ценностям. Благодаря социализации и социальному контролю индивиды усваивают ожидания общества и соответствующим образом регулируют свое поведение в социальном взаимодействии.
В целом структурно-функциональный подход Талькотта Парсонса способствовал пониманию того, как социальное взаимодействие регулируется в обществе посредством интернализации норм и ролей, координации социальных институтов, а также механизмов социализации и социального контроля. Его работа заложила основу для последующих исследований динамики социального порядка и стабильности.
Диспозиционная концепция Владимира Александровича Ядова относится к теоретическим рамкам социологии, которые фокусируются на диспозицион-ных характеристиках или тенденциях индивидов и их влиянии на социальное поведение и взаимодействие.
По утверждению В.А. Ядова, «имеется богатая литература, посвященная регулятивным функциям разнообразных состояний готовности личности к определенному способу действий. Их называют по-разному - жизненная позиция, направленность интересов, ценностная ориентация, социальная установка, доминирующая мотивация и т. д. Все это не что иное, как диспозиции личности - фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом, тем самым реализуя свои потребности разного уровня» [9, 4-я стр. обложки].
В основе разработанной В.А. Ядовым теории лежат научные разработки советских психологов. Б.Г. Ананьев обратил внимание на то, что имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов, и этим общим центром является ценностная ориентация групп
и личности, общность целей и деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей [1, с. 299]. Действительно, интересы разных отраслей наук изучают мотивацию поведения человека и поиск его социальных детерминант.
Саморегуляция поведения, т. е. внутренняя регуляция, основана на представлении о «действующем субъекте», его целостности, структуре и механизмах функционирования. Принцип целостности субъекта был воплощен в концепции отношений, предложенной В.Н. Мясищевым и развитой пермским ученым, основателем пермской психологической школы В.С. Мерлиным.
Концепция личности Мерлина основывается на его подходе к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. во взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.
«Интегральная индивидуальность - это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» [6].
Точно так же и в рамках диспозиционной концепции Ядов выделяет несколько уровней анализа, которые помогают прояснить роль диспозиционных характеристик в формировании индивидуального поведения и социальных взаимодействий. Эти уровни обеспечивают основу для понимания того, как диспози-ционные факторы взаимодействуют с социальными структурами и влияют на различные аспекты поведения человека. Вот ключевые уровни диспозицион-ной теории Ядова:
1-й уровень - элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе потребностей физического существования и в простейших ситуациях фокусируются на врожденных диспозиционных характеристиках индивидов, включая их темперамент, личностные особенности, когнитивные стили и эмоциональные склонности. Эти диспозиционные черты варьируются между людьми
и определяют, как они воспринимают, интерпретируют и реагируют на социальные стимулы. Ядов подчеркивает важность признания и понимания этих индивидуальных различий для объяснения моделей поведения и социального взаимодействия.
2-й уровень диспозиционной структуры - система социальных установок. В данном контексте социальная установка обладает сложной структурой и содержит эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий аспекты. Социальную установку, с одной стороны, формируют предметные потребности социального существования (включение индивида в контактные группы, в том числе первичные), а с другой - социальные ситуации (ат-титюд). Индивиды привносят в социальные взаимодействия свои уникальные диспозиции, которые влияют на их поведение, стили общения и межличностную динамику. Этот уровень подчеркивает взаимную природу социальных взаимодействий, когда диспозиционные черты одного индивида могут влиять на поведение и реакции других, создавая динамичное взаимодействие диспозиций в социальных встречах.
3-й уровень - общая (доминирующая) направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности. Направленность обладает свойствам когнитивного, эмоционального и поведенческого характера, но образования этого уровня намного сложнее и устойчивее. Социальные структуры обеспечивают контекст, в котором индивиды развивают и выражают свои диспози-ционные черты. Нормы, ценности и роли в обществе формируют диспозиции индивидов, предоставляя ориентиры для приемлемого поведения и определяя социальные ожидания. Ядов признает взаимозависимость между индивидуальными диспозициями и социальными структурами, подчеркивая и утверждая, что они взаимно влияют друг на друга и формируют друг друга.
4-й уровень - это система ценностных ориентаций, направленная на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Формирование ценностных ори-ентаций - это высший уровень социальных потребностей личности в саморазвитии и самовыражении. Этот уровень может включать: общественные тенденции,
исторический контекст, экономические условия и политические системы, формирующие общую социокультурную среду, в которой индивиды развивают и выражают свои диспозиции. Влияние этого уровня играет решающую роль, так как обеспечивает широкий социальный контекст, который определяет индивидуальную и интерактивную динамику и влияет на распределение и выражение диспозиционных черт в популяции.
Через рассмотрение представленных уровней анализа диспозиционная теория В.А. Ядова обеспечивает комплексную основу для понимания сложного взаимодействия между: индивидуальными диспозициями, социальными взаимодействиями и общественными влияниями. Описанный подход позволяет понять, как диспозиционные характеристики способствуют динамике человеческого поведения и социальной жизни в различных контекстах и масштабах анализа.
Диспозиционная концепция подчеркивает идею о том, что люди обладают врожденными склонностями или предрасположенностями, которые влияют на их установки, убеждения, ценности и поведение. Эти диспозиционные характеристики рассматриваются как устойчивые черты, которые помогают определять, как люди воспринимают социальные ситуации и реагируют на них, взаимодействуют с другими людьми и вносят свой вклад в общую динамику общества.
Меняется время, технологии становятся все совершеннее, поэтому и в современных подходах к изучению регуляции социального взаимодействия можно увидеть отражение развития технологий, междисциплинарные подходы к изменениям в динамике общества.
Повсеместное распространение цифровых коммуникационных платформ, перенос взаимодействия индивидов из офлайна в онлайн направляет взгляд ученых на социальные медиа и онлайн-взаимодействие, на то, как и при помощи каких механизмов они формируют социальное поведение и регулируют социальное взаимодействие. В том числе изучается, как люди управляют своими онлайн-личностями, ориентируются в цифровом пространстве и поддерживают отношения в виртуальной среде.
Смешение культур, религий и национальностей в современном обществе ставит перед учеными задачу понять, как на регулирование социального взаимодействия в различных обществах и культурных контекстах влияют культурные нормы, ценности и практики. Это включает изучение культурных различий в стилях общения, социальных нормах и межличностной динамике, а также влияния глобализации на культурный обмен и регулирование взаимодействия.
Растет тенденция к междисциплинарным исследованиям, происходит стыковка таких наук, как социология, психология, антропология, нейронауки, ком-муникативистика и другие дисциплины, изучающие регуляцию социального взаимодействия. Исследователи сочетают качественные и количественные методы для обеспечения понимания сложной динамики, связанной с регулированием социального взаимодействия.
Современные исследования подчеркивают важность социальной справедливости и равенства в изучении регуляции социального взаимодействия. Ученые изучают, как системное неравенство и дискриминация влияют на регуляцию социального взаимодействия. Исследуются стратегии поощрения инклюзивности, разнообразия и социальных изменений в межличностных отношениях и более широких общественных структурах.
В целом современные тенденции в изучении регуляции социального взаимодействия отражают разнообразный междисциплинарный подход, который включает в себя идеи из различных областей для изучения сложной динамики взаимодействия людей в современном обществе. Эти тенденции способствуют более глубокому пониманию того, как социальное взаимодействие регулируется, обсуждается и трансформируется в ответ на технологические, культурные и социальные изменения.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 299-300.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. - М. : Мысль, 1994. - 399 с. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://socioline.ru/book/emil-dyurkgeim-samoubiistvo-sotsiologicheskii-etyud (дата обращения: 10.05.2024).
3. Жбанкова И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк). -Минск, 1971. - С. 8-50.
4. Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспекты) : монография. - М. : Социальное страхование, 2004. - С. 314-416.
5. О разделении общественного труда. Этюд об орг. высш. о-в Эмиля Дюркгейма, Одесса, тип. Г.М. Левинсона, 1900 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003692202?page=58&rotate= 0&theme=white (дата обращения: 10.05.2024).
6. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. : Педагогика, 1986 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/ 000199_000009_001318599/ (дата обращения: 10.05.2024).
7. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Бе-лановского. - М. : Академический проект, 2002. - 832 с.
8. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / под ред. В.А. Ядова. - 2-е расшир. изд. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
10. Фролов С. Взаимодействие социальное. Архивная копия от 17 августа 2012 Г. на Wayback Machine // Словарь ключевых социологических терминов. -М., 1999.