Педагогика
УДК:37.042
кандидат педагогических наук, профессор Аслаев Сагит Тухватович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат социологических наук Матвеев Станислав Станиславович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат социологических наук, профессор Матвеева Людмила Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)
РАЗВИТИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ С ПОМОЩЬЮ
КИНЕЗИОТРЕНИНГА
Аннотация. Статья посвящена разработанной методике, направленной на восстановление и укрепление мышечной мускулатуры с использованием реабилитационного тренажёра с внешним сопротивлением и преодолением тяжести собственного тела, было выявлено, что самостоятельные занятия в дальнейшей жизни послужит юношам залогом для осуществления самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и физического самосовершенствования. В статье отражены результаты оценки уровня физической подготовленности. При проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями повышается двигательная активность. Особенностью разработанной методики явилось, то, что выполняются упражнения самостоятельно, ведутся дневники самоконтроля. Эффективность разработанной методики для персональных и самостоятельных занятий с помощью кинезиотренинга юношей была подтверждена результатами проведенного контрольного испытания.
Ключевые слова: кинезиотренинг, восстановление и укрепление мышц, средства и методы физической реабилитации мышц.
Annotation. The article is devoted to the developed technique aimed at restoring and strengthening muscular muscles using a rehabilitation simulator with external resistance and overcoming the severity of one's own body. It was revealed that independent studies in later life will serve as a pledge for young people to exercise self-education, self-education, promote health and physical self-improvement. The article reflects the results of assessing the level of physical preparedness. When conducting independent physical exercises, motor activity increases. The peculiarity of the developed methodology was that the exercises are carried out independently, self-monitoring diaries are maintained. The effectiveness of the developed methodology for personal and independent studies with the help of kinesic training for young men was confirmed by the results of the control test.
Keywords: kinesiotherapy, restoration and strengthening of muscles, means and methods of physical rehabilitation of muscles.
Введение. Кинезиотренинг - является одной из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определённые упражнения лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат [1].
Мышечная группа - это анатомический комплекс, состоящий из нескольких мышц, выполняющих одну и ту же двигательную функцию или движение. В силовых упражнениях при одном и том же движении, как правило, участвуют почти все мышцы из одной мышечной группы, поэтому в бодибилдинге и фитнесе часто оперируют наименованиями мышечных групп, а не отдельных мышц.
Установлено, что школьники по 18 часов в сутки и более находятся в состоянии полной или относительной малоподвижности. Около 85,0 %. времени своего бодрствования ребенок школьного возраста проводит сидя. Дети живут в состоянии хронической гиподинамии со всеми вытекающим из этого последствиями [5].
Укрепление и восстановление мышц правильными движениями предполагает адаптированные, постепенно возрастающие силовые воздействия, определённые строго индивидуально для каждого занимающегося, с учётом его возраста, сведений, физических и других особенностей. Постепенное обучение правильным движениям приводит к их нейрорефлекторному укреплению и восстановлению трофики и обмена веществ в мышечном скелете человека. Восстановление осуществляется, с помощью специальных тренажёров и других снарядов [3].
Формулировка цели статьи и задач. Цель нашего исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность применения разработанной методики для укрепления и восстановления мышечной мускулатуры с помощью кинезиотренинга.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- разработать методику для персональных и самостоятельных занятий юношей 17-18 лет, направленные на укрепления и восстановления мышечной мускулатуры с помощью кинезиотренинга;
- проверить эффективность разработанной методики, направленной на укрепления и восстановления мышечной мускулатуры с помощью кинезиотренинга.
Изложение основного материала статьи. Кинезиотренинг избавляет от болей и восстанавливает трудоспособность без фармацевтики и хирургических операций [2].
Лечебные движения использовал в своей практике еще Гиппократ. В восточной медицине есть такие практики, как йога и цигун, которые также используют различные движения и позы для сохранения и восстановления здоровья. В настоящее время существуют стандартные лечебные и реабилитационные методики, которые включают движения с нагрузками, лечебную гимнастику и лечебную физкультуру (ЛФК). Но йога и цигун помогают в самосовершенствовании только здоровому человеку, а стандартные методики ЛФК, к сожалению, не позволяют использовать их в качестве полноценных лечебных средств при
дегенеративных заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Таким образом, в настоящее время восстанавливать мышцы может только кинезиотренинг.
Именно упражнения - силовые, типа приседаний, при условии целостности суставов ног могут недостаточность преобразовать в достаточность. Конечно, не сразу. Поэтому терпение - первое и главное требование. Практика показывает, что, к сожалению, среди пожилых людей на терпение способны единицы [3].
Следующее требование - последовательность. Это значит, что упражнения, которые можно выполнить в домашних условиях - приседания в разных вариантах и отжимания (от пола, стола, стены), которые в первые дни занятий вызывают не только мышечные боли (а боли бывают в основном только мышечными), но и общее функциональное обострение надо продолжать, надо преодолеть эти неприятные симптомы, контролируя пульс, который и предупредит о перегрузке, если вдруг такая возникнет. Но в большинстве случаев это не перегрузка, это привыкание сосудов пропускать через себя больше крови [2].
Один из главных феноменов организма человека тот, что мышцы восстанавливаются в любом возрасте, из любого состояния, если им создать необходимые условия. Герберт Шелтон, крупный американский специалист в этой области, назвал данный феномен «сокращение-расслабление». Иными словами, при выполнении физических упражнений, восстанавливающих «насосную» функцию мышц, последние восстанавливают свои свойства. Восстанавливаются сосуды, капилляры, транспортирующие кровь (а значит, питание), снимается воспаление, устраняется атрофия, снимаются проблемы, связанные с остеохондрозом [1].
Физическая реабилитация мышц - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по укреплению и восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами кинезиотренинга и физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмитриев). Или по-другому: физическая реабилитация мышц - это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы [4].
Занятие физическими упражнениями и кинезиотренингом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.
Физические упражнения из кинезиотренинга дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям занимающегося или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой - развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, гибкость, координация и скорость.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения кинезиотренинга. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность занимающегося, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах [3].
Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ) важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).
Тем не менее можно сказать, что РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно - сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии [6].
Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.
Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будет различным, т.е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ. Современная реабилитация тесно связана с принципом активного соучастия больного, поэтому пассивные методы, используемые в восстановительном лечении, все более утрачивают свои позиции.
Процесс реабилитации может быть подразделен еще и следующим образом: 1-й этап -восстановительная терапия, 2-й этап - реадаптация, 3-й этап - реабилитация (в прямом смысле).
В экспериментальной группе на персональных тренировках и самостоятельных занятий использовалась разработанная методика. Для восстановления и укрепления мышц использовался реабилитационный тренажёр с внешним сопротивлением и преодолением тяжести собственного тела. По мере освоения техники выполнения упражнения нагрузка усложнялась.
Для решения третьей задачи данной выпускной квалификационной работы были поставлены следующие частные задачи:
В начале эксперимента с целью определения уровня развития мышечной мускулатуры было проведено педагогическое тестирование у представителей экспериментальной и контрольной групп по тестам: «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «подъём прямых ног, лёжа на спине», «подъём одной ноги лёжа, на многофункциональном тренажёре (МТ)», «подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху».
1. В КГ нами выявлены внутригрупповые достоверные различия между показателями тестов -«сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «подъём прямых ног, лёжа на спине», «подъём одной ноги лёжа, на МТ», и «подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху» (р<0,05).
Так средне групповые результаты КГ теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» повысились на 42,7 раза и теста «подъём прямых ног, лёжа на спине» на 39,9 раз. В тесте показатели «подъём одной ноги лёжа, на МТ» улучшились на 65,7 раз и теста «подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху» улучшились на 10,2 раз.
2. В ходе эксперимента в экспериментальной группе были определены значимые внутригрупповые различия до и после эксперимента между показателями всех четырёх тестовых упражнений (р<0,05): «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «подъём прямых ног, лёжа на спине», «подъём одной ноги лёжа, на МТ», «подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху».
3. Показатель теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» улучшился на 48,7 раз, а «подъём прямых ног, лёжа на спине» на 45,3 раз. В тестах показатели «подъём одной ноги, лёжа, на МТ» и «подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху» улучшились на 81,6 и на 12,4 раз соответственно.
4. Для определения эффективности разработанной нами методики был проведен межгрупповой анализ исследуемых показателей до и после педагогического эксперимента.
Таблица 1
Показатели уровня физической подготовленности КГ и ЭГ до эксперимента (M±m)
Контрольное тестирование КГ ЭГ р
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 13,9+0,20 14,1±0,6 >0,05
Подъём прямых ног, лёжа на спине (раз) 18,9+0,13 18,8±0,6 >0,05
Подъём одной ноги, лёжа, на МТ (раз) 16,8+0,51 16,6±0,8 >0,05
Подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху (раз) 4,1 +1,7 3,9±0,9 >0,05
Примечание: р - статистические различия между группами (по икритерию Стьюдента); М - среднее арифметическое значение признака; т - ошибка средней арифметической; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа
Результаты проведенного анализа между группами до и после эксперимента представлены в таблице 1-2. Как видно из таблицы 2, исходный уровень физической подготовленности у испытуемых обеих групп был примерно одинаковым, по всем контрольным тестам различия были статистически не значимы (р>0,05).
Таблица 2
Показатели уровня физической подготовленности КГ и ЭГ после эксперимента (M±m)
Контрольное тестирование КГ ЭГ р
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 56,6+0,21 62,8±0,3 <0,05
Подъём прямых ног, лёжа на спине (раз) 58,8+0,12 64,1±0,3 <0,05
Подъём одной ноги, лёжа, на МТ (раз) 82,5 + 0,48 98,2±0,2 <0,05
Подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху (раз) 14,3 +1,04 16,3±0,4 <0,05
Примечание: р - статистические различия между группами (по икритерию Стьюдента); М - среднее арифметическое значение признака; т - ошибка средней арифметической; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа
Из представленной таблицы 2 видно, что во всех четырёх контрольных тестах имеются статистически значимые различия между группами после эксперимента (р<0,05): «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)», «Подъём прямых ног, лёжа на спине (раз)», «Подъём одной ноги, лёжа, на МТ (раз)», «Подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху (раз)».
В ЭГ значения тестов «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)» было выше на 48,7 раз, а «Подъём прямых ног, лёжа на спине (раз)» на 45,3 раз по сравнению с контрольной группой. В тестах «Подъём одной ноги лёжа, на МТ (раз)» и «Подтягивание на высокой перекладине, вис хватом сверху (раз)». Показатели улучшились на 81,6 и на 12,4 раз соответственно по сравнению с контрольной группы.
Это свидетельствует об эффективности примененной нами разработанной методики, включающие упражнения с использованием сопротивления упругих предметов и направленного на повышение уровня физической подготовленности экспериментальной группы.
Выводы. Таким образом, применяемая нами разработанная методика, направленная на укрепление и восстановление мышц с помощью кинезиотренинга, на что указывают статистически значимое улучшение показателей всех контрольных испытаний по сравнению с контрольной. Анализ результатов первого тестирования между контрольной и экспериментальной группами показал, что достоверных различий не
выявлено. При повторном тестировании были выявлены достоверно значимые различия в тестах на силовые способности и силовую выносливость. Следовательно, можно предположить, что разработанная методика для самостоятельных занятий юношей экспериментальной группы эффективны как для воспитания физических способностей, так и для улучшения функционального состояния, выявленного на основе самооценки.
Литература:
1. Бубновский С.М. Практическое руководство по кинзиотерапии - М. 1998. - С. 42.
2. Бубновский С.М. Методика Бубновского: краткий путеводитель. «Эксмо». - М. - 2017. - С. 19-21.
3. Бубновский С.М. Азбука здоровья. Все о позвоночнике и суставах от А до Я. «Эксмо». - М. 2017. - С. 5-7.
4. Каптелин И.О., Лебедева И.П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. - М., 1995. - 452 с.
5. Матвеева Л. М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - 165 с.
6. Фищенко В.Я., Лазарев И.А., Рой И.В. Кинезиотерапия поясничного остеохондроза. М.: 2007. - 96 с.
Педагогика
УДК373.51
кандидат педагогических наук профессор Аслаев Сагит Тухватович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); доцент Аслаев Тимур Сагитович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший преподаватель Петров Алексей Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена ведущим мотивам школьников младших и средних возрастов. По данным опроса младших школьников выявилось, что мотив к удовлетворению потребностей к движениям занимает высокий уровень. На среднем уровне преобладает мотив в получении положительной оценки и мотив в улучшении состояния здоровья.
По данным опроса средних школьников выявилось, что мотив в получении оценки занимает самый высший уровень. Это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Ключевые слова: мотив, мотивация, школьный возраст, физическая культура, физическое развитие, здоровье, двигательная активность, здоровый образ жизни.
Annotation. The article is devoted to the leading motives of primary and secondary school children. According to a survey of younger students revealed that the motive to meet the needs of the movements is high. At the average level, the motive in obtaining a positive assessment and the motive in improving health prevails.
According to a survey of secondary school students revealed that the motive in obtaining the highest level of assessment. This is not due to the child's performance or intellectual abilities, and with a sharp drop in interest in learning, reduced learning motivation.
Keywords: motivation, motivation, school age, physical education, physical development, health, motor activity, healthy lifestyle.
Введение. Современное состояние здоровья и физическое развитие населения свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системах здравоохранения и физического воспитания. Разработка и осуществление неотложных мер по модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности, реконструкции организационных основ и управления здравоохранением и системой физического воспитания стали важнейшими социальными задачами [6, с. 120].
Создание условий для гармонически развитой личности, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и развитие способностей, которые дала ему природа, все это и является результатом его деятельности [1, с. 268].
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность -деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой [8, с. 108].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду. Продолжается активный рост развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное - нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов -человеческим организмом [11, с. 148].
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Средний школьный возраст (10-15 лет) - это переход от детства к юности, который можно охарактеризовать