Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование интегрированной системы менеджмента'

Развитие и совершенствование интегрированной системы менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION SAFETY / ОХРАНА ТРУДА / LABOR PROTECTION / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукманова Инесса Галеевна, Нежникова Екатерина Владимировна

Интегрированная система менеджмента строительства рассмотрена как способ, преобразующий с помощью бизнес-процессов информацию и ресурсы в готовую строительную продукцию. Автономные системы менеджмента качества, экологии, охраны здоровья и безопасности труда нередко приводят к накоплению дублирующих документов, возрастанию временных затрат на их обработку и анализ, а также к увеличению финансовых затрат на поддержание функционирования каждой из них в отдельности. Интеграция систем позволит сократить эти затраты и даст очевидный экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукманова Инесса Галеевна, Нежникова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and improvement of the integrated system of management

Integrated management system construction can be considered a way that transforms using business processes and information resources into final construction products. Autonomous system of quality management, environmental, health and safety organizations introduction usually lead to the accumulation of duplicate documents, which increase the time spent on processing and analysis as well as increase the financial costs of maintaining the operation of each of them separately. System integration allows reducing these costs and entailing the most obvious benefits: reduced volumes of documents; reduction of time spent on analysis; reducing the cost of audit and certification; involvement of all the employees of the organization; productivity growth; increasing the attractiveness for consumers; reducing the burden on administrative and executive devices; ensuring a high level of flexibility in the organization's management system in case of internal and external changes. Integration of quality management systems, environmental management and safety management systems, production and safety led to the possibility to establish such integrated management system in developing building companies, which allows establishing a unified management system, as an element of management of organization. The main drawback of the currently used standards and specifications is the lack of flexibility of their application, as well as the basic principles and approaches to their implementation. Thus, knowing about what the system should be, but not knowing how to create it, many organizations have to operate without methodological support. Absence of mandatory standards concerning integration of management systems creates opportunities for the existence of multiple options for interaction systems. Economic effects on the integrated management system is formed from three sources: the reduction of production costs by improving product quality and reducing defects and inconsistencies; reducing the cost of paying for sick leave, sanatorium treatment of employees, etc.; reduction of fines by environmental services, increase of sales and labour volumes by strengthening the competitiveness and sustainability of the products; possible increase in the price of manufactured products.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование интегрированной системы менеджмента»

УДК 005:69

И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Интегрированная система менеджмента строительства рассмотрена как способ, преобразующий с помощью бизнес-процессов информацию и ресурсы в готовую строительную продукцию. Автономные системы менеджмента качества, экологии, охраны здоровья и безопасности труда нередко приводят к накоплению дублирующих документов, возрастанию временных затрат на их обработку и анализ, а также к увеличению финансовых затрат на поддержание функционирования каждой из них в отдельности. Интеграция систем позволит сократить эти затраты и даст очевидный экономический эффект.

Ключевые слова: менеджмент качества, экологический менеджмент, безопасность производства, охрана труда, интегрированная система менеджмента.

Проблемы, которые выявил анализ функционирования трех отдельных систем менеджмента — качества (СМК) [1], экологического (СЭМ) и безопасности производства и охраны труда (СМБиОТ), обусловили целесообразность разработки на предприятиях строительной отрасли интегрированной системы менеджмента (ИСМ) [2, 3].

Необходимость интегрированного подхода подтверждается также и тем, что международные стандарты качества, экологичности и безопасности (ИСО 9000, ИСО 14000 и ОХСАС 18000) разработаны организациями по стандартизации на единой базе, отвечают общим принципам, положениям и требованиям [4].

Как показывает опыт, создание ИСМ резко сокращает трудоемкость работ, уменьшает документооборот и время на адаптацию систем, их аудит и сертификацию. Функционирование единой ИСМ обеспечивает получение си-нергетического эффекта за счет снижения издержек производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, уменьшения количества производственного травматизма и несчастных случаев, а также своевременного выполнения требований по охране окружающей среды [5, 6].

Создание ИСМ осуществляется в соответствии с разработанной концептуальной моделью ИСМ (рис. 1).

Как видно из рисунка модель состоит из пяти основных блоков. В блоке 1 представлена нормативно-правовая база, на основе которой создается ИСМ, а также результаты НИР и инновационной деятельности предприятий как источник совершенствования системы. Блок 2 — это собственно система, состоящая из субъекта и объекта управления. В блоке 3 представлены результаты функционирования системы, в блоке 4 производится планирование мероприятий по изменению функций управления и улучшению бизнес-процессов, а в блоке 5 определяется ожидаемый экономический эффект и утверждается к внедрению соответствующий план мероприятий.

Рис. 1. Модель ИСМ в строительной отрасли

Результаты функционирования системы, сосредоточенные в блоке 3, являются основанием для проведения системного анализа результатов, оценки существующих уровней качества Р экологичности Рэ и безопасности Р а также определения резервов повышения этих уровней и, соответственно, улучшения экономических показателей предприятий [7]. Для реализации выявленных резервов повышения эффективности, на основе результатов НИР и инновационной деятельности предприятий, необходимо составить экономически обоснованный план мероприятий по совершенствованию интегрированной системы [8, 9]. Блок-схема алгоритма планирования и внедрения мероприятий представлена на рис. 2.

На первом этапе происходит сбор всей необходимой информации для проведения дальнейших этапов.

На втором этапе производится оценка фактических уровней Р Рэ и Рб по следующим формулам:

Р = 1 -

К.,

Кр+Кв

100

где Кн — количество несоответствий, установленных в документации; Кр — количество рекламаций на бракованную продукцию; Кв — количество возвратов продукции;

К~н - (Квт+ Кшэ)

Р =

100

где Ктрн — количество нормативных требований по экологии производства; К — количество выполненных требований; К — количество штрафов эко-

вт А 7 шэ А т

логических служб;

6/2014

Рис. 2. Алгоритм планирования мероприятий по совершенствованию ИСМ

р =1 _ у1Кнс+ У2Ктс+ у3Ктм б 100 ' где у1, у2, у3 — весомость показателей; Кнс — количество несчастных случаев; К — количество травм средней тяжести; К — количество мелких травм.

Показатели уровней Рк, Рэ, Рб могут изменяться в пределах от 0 до 1, чем больше показатель, тем выше соответствующий уровень. Следовательно резервы повышения каждого уровня О оцениваются (этап 3) разницей между 1 и фактическими значениями каждого показателя:

Ок= 1-Рк; Оэ = 1-Рэ; О6 = 1-Р6, где Ок, Оэ, Об — соответственно, резервы роста уровней качества, экологич-ности и безопасности.

На этапе 4 с учетом результатов НИР и инноваций определяется перечень возможных изменений или мероприятий по совершенствованию управления и бизнес-процессов для повышения показателей Рк, Рэ и Рб. Производится ранжирование мероприятий по приоритетности [10].

Внедрение запланированных мероприятий требует соответствующих затрат, которые покрываются из фонда предприятия на совершенствование его деятельности [11]. На этапе 5 определяется достаточность выделенных средств на реализацию изменений. Если «нет», то этап 6 предусматривает изыскание дополнительных средств, либо сокращений запланированного перечня. Если «да», то на этапе 7 утверждается план мероприятий. На этапе 8 производится расчет ожидаемого экономического эффекта, часть которого будет направлена в фонд развития предприятия [12, 13].

Экономический эффект от функционирования ИСМ формируется из трех источников:

1) снижения производственных затрат за счет улучшения качества продукции и уменьшения брака и несоответствий [14], сокращения затрат на оплату больничных листов, санаторное лечение работников и т.п., снижения штрафов экологических служб;

2) увеличения объемов работ и продаж за счет повышения конкурентоспособности и экологичности выпускаемой продукции;

3) возможного повышения цены на выпускаемую конкурентоспособную продукцию в условиях функционирования интегрированной системы [15].

Для расчета экономического эффекта в виде прироста прибыли за год ДП предлагается следующая формула

ДП = [(ДЗК + ДЗбл +ДЗЭШ) + (Д+ (ДбДВк)] - Зк,

где ДЗк — снижение расходов из-за сокращения брака и несоответствия, тыс. р.; ДЗ6л — снижение расходов на оплату больничных листов, тыс. р.; ДЗэш — снижение расходов на покрытие экологических штрафов, тыс. р.; Рп — годовая рентабельность предприятия, доли единицы; ДQ — годовой прирост объемов работ, млн р.; ДВк — увеличение цены за единицу продукции, тыс. р.; Зк — единовременные затраты на создание и внедрение ИСМ, тыс. р.

Ввиду отсутствия в строительной отрасли репрезентативных данных по результатам функционирования ИСМ, при предварительной оценке экономического эффекта можно опираться на экспертный опрос российских специалистов и зарубежный опыт. Данные по крупным строительным фирмам скандинавских стран позволяют прогнозировать прирост годовой прибыли предприятий от функционирования ИСМ в границах 20...25 %. Данные по фирмам США и Японии еще выше, до 28.30 %.

Библиографический список

1. Адлер Ю.П., Хунузиди Е.И., Шпер В.Л. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта — Деминга // Методы менеджмента качества. 2005. № 3. С. 29—36.

2. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования : пер. с англ. М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. 280 с.

3. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В. Менеджмент систем безопасности и качества в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2010. № 10. С. 52—53.

4. Лукманова И.Г. Концептуальная модель системы управления качеством на предприятиях стройиндустрии // Промышленное и гражданское строительство. 2001. № 4. С. 41—50.

5. Проблемы оценок и управления экологическими рисками на предприятиях ТЭК / А.П. Хаустов, М.М. Редина, П.Ю. Недоступ, А.В. Силаев // Энергобезопасность в документах и фактах. 2005. № 6. Режим доступа: http://www.endf.ru/06_1.php. Дата обращения: 15.03.2014.

6. Нежникова Е.В. Проблемы создания и функционирования систем менеджмента качества // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. Ч. 4. С. 958—962.

7. Нежникова Е.В., Аксёнова А.А. О потребности строительной отрасли в системах менеджмента качества, экологичности и безопасности труда и возможностях их реализации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11 (40). С. 626—632.

8. Дмитрук В.И. Методика оценки производственных рисков // Справочник специалиста по охране труда. 2008. № 4. С. 53—57.

9. Качалов В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 и ILO-OSH 2001. Конспект системного менеджера; в 2-х т. М. : ИздАТ, 2009. Т. 1. 688 с.

10. Качалов В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 и ILO-OSH 2001. Конспект системного менеджера; в 2-х т. М. : ИздАТ, 2009. Т. 2. 472 с.

11. Rallabandi Srinivasu, G. Satyanarayana Reddy, Srikanth Reddy Rikkula. Utility of quality control tools and statistical process control to improve the productivity and quality in an industry // International Journal of Reviews in Computing. 2011. Vol. 5. Pp. 15—20.

12. David Muchemu. How to design a world-class corrective action preventive action system for FDA-regulated industries: A handbook for quality engineers and quality managers. AuthorHouse, 2006. 104 p.

13. Smith Ricky, Keeter Bill. FRACAS; Failure Reporting, Analysis, Corrective Action System. Reliabilityweb.com Press, 2010. 123 p.

14. Duke Okes. Root Cause Analysis: The Core of Problem Solving and Corrective Action. ASQ Quality Press, 2009. 200 p.

15. Business Process Management / Ericsson Quality Institute. Gothenburg, Sweden : Ericsson, 1993. 134 p.

Поступила в редакцию в апреле 2014 г.

Об авторах: Лукманова Инесса Галеевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в строительстве, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (495) 287-49-19, lukmanova@mgsu.ru;

Нежникова Екатерина Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (495) 287-49-19, enezhnikova@mgsu.ru.

Для цитирования: Лукманова И.Г., Нежникова Е.В. Развитие и совершенствование интегрированной системы менеджмента // Вестник МГСУ 2014. N° 6. С. 158—164.

I.G. Lukmanova, E.V. Nezhnikova

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE INTEGRATED SYSTEM OF MANAGEMENT

Integrated management system construction can be considered a way that transforms using business processes and information resources into final construction products. Autonomous system of quality management, environmental, health and safety organizations introduction usually lead to the accumulation of duplicate documents, which increase the time spent on processing and analysis as well as increase the financial costs of maintaining the operation of each of them separately. System integration allows reducing these costs and entailing the most obvious benefits: reduced volumes of documents; reduction of time spent on analysis; reducing the cost of audit and certification; involvement of all the employees of the organization; productivity growth; increasing the attractiveness for consumers; reducing the burden on administrative and executive devices; ensuring a high level of flexibility in the organization's management system in case of internal and external changes. Integration of quality management systems, environmental management and safety management systems, production and safety led to the possibility to establish such integrated management system in developing building companies, which allows establishing a unified management system, as an element of management of organization. The main drawback of the currently used standards and specifications is the lack of flexibility of their application, as well as the basic principles and approaches to their implementation. Thus, knowing about what the system should be, but not knowing how to create it, many organizations have to operate without methodological support. Absence of mandatory standards concerning integration of management systems creates opportunities for the existence of multiple options for interaction systems. Economic effects on the integrated management system is formed from three sources: the reduction of production costs by improving product quality and reducing defects and inconsistencies; reducing the cost of paying for sick leave, sanatorium treatment of employees, etc.; reduction of fines by environmental services, increase of sales and labour volumes by strengthening the competitiveness and sustainability of the products; possible increase in the price of manufactured products.

Key words: quality management, environmental management, production safety, labor protection, integrated management system.

References

1. Adler Yu.P., Hunuzidi E.I., Spehr V.L. Metody postoyannogo sovershenstvovaniya skvoz' prizmu tsikla Shukharta — Deminga [Methods of Continuous Improvement through the Prism of the Cycle Shewhart-Deming]. Metody menedzhmenta kachestva [Methods of Quality Management]. 2005, no. 3, pp. 29—36.

2. Andersen B. Biznes-protsessy. Instrumenty dlya sovershenstvovaniya [Business processes. Tools for improving]. Moscow, RIA «Standarty i kachestvo» Publ., 2004, 280 p.

3. Lukmanova I.G., Nezhnikova E.V. Menedzhment sistem bezopasnosti i kachestva v stroitel'stve [Management of Safety and Quality Systems in Construction]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2010, no. 10, pp. 52—53.

4. Lukmanova I.G. Kontseptual'naya model' sistemy upravleniya kachestvom na predpri-yatiyakh stroyindustrii [Conceptual Model of the Quality Management System at Enterprises of the Construction Industry]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2001, no. 4, pp. 41—50.

5. Khaustov A.P., Redina M.M., Nedostup P.Yu., Silaev A.V. Problemy otsenok i uprav-leniya ekologicheskimi riskami na predpriyatiyakh TEK [Estimation and Management Problems of Ecological Risks on Fuel-and-energy Complexes]. Energobezopasnost' v dokumen-takh i faktakh [Energy Efficiency in Documents and Facts]. 2005, no. 6. Availab;e at: http:// www.endf.ru/06_1.php. Date of access: 15.03.2014.

6. Nezhnikova E.V. Problemy sozdaniya i funktsionirovaniya sistem menedzhmen-ta kachestva [Problems of Creation and Functioning of Quality Management Systems]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2013, no. 6, part 4, pp. 958—962.

7. Nezhnikova E.V., Aksenova A.A. O potrebnosti stroitel'noy otrasli v sistemakh menedzhmenta kachestva, ekologichnosti i bezopasnosti truda i vozmozhnostyakh ikh re-alizatsii [On the Necessity of the Construction Industry in Quality, Environmental Friendliness and Safety Management Systems and Opportunities of their Realization]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2013, no. 11 (40), pp. 626—632.

8. Dmitruk V.I. Metodika otsenki proizvodstvennykh riskov [Methods of Estimating Production Risk]. Spravochnik spetsialista po okhrane truda [Guidebook of Labour Protection Specialist]. 2008, no. 4, pp. 53—57.

9. Kachalov V.A. Sistemy menedzhmenta na osnove ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 i ILO-OSH 2001 [Management system based on ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 and ILO-OSH 2001]. Konspekt sistemnogo menedzhera [Notes of a System Manager]. In 2 volumes. Moscow, IzdAT Publ., 2009, vol. 1, 688 p.

10. Kachalov V.A. Sistemy menedzhmenta na osnove ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 i ILO-OSH 2001 [Management System Based on ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 and ILO-OSH 2001]. Konspekt sistemnogo menedzhera [Notes of a System Manager]. In 2 volumes. Moscow, IzdAT Publ., 2009, vol. 2, 472 p.

11. Rallabandi Srinivasu G. Satyanarayana Reddy, Srikanth Reddy Rikkula. Utility of Quality Control Tools and Statistical Process Control to Improve the Productivity and Quality in an Industry. International Journal of Reviews in Computing. 2011, vol. 5, pp. 15—20.

12. David Muchemu. How to Design a World-class Corrective Action Preventive Action System for FDA-regulated Industries: A Handbook for Quality Engineers and Quality Managers. AuthorHouse, 2006, 104 p.

13. Smith Ricky, Keeter Bill. FRACAS; Failure Reporting, Analysis, Corrective Action System. Reliabilityweb.com Press, 2010, 123 p.

14. Duke Okes. Root Cause Analysis: The Core of Problem Solving and Corrective Action. ASQ Quality Press, 2009, 200 p.

15. Business Process Management. Ericsson Quality Institute. Gothenburg, Sweden, Ericsson, 1993, 134 p.

About the authors: Lukmanova Inessa Galeevna — Doctor of Economic Sciences, Professor, chair, Department of Economy and Management in Construction, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; lukmanova@mgsu.ru; +7 (495) 287-49-19;

Nezhnikova Ekaterina Vladimirovna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economy and Management in Construction, Moscow state University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; enezhnikova@mgsu.ru; +7 (495) 287-49-19.

For citation: Lukmanova I.G., Nezhnikova E.V. Razvitie i sovershenstvovanie integ-rirovannoy sistemy menedzhmenta [Improving the Production Quality of Road Paving Elements Basing on Expert Opinion]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 6, pp. 158—164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.