Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / STATE DEFENSE ORDER / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / NATIONAL SECURITY / DEFENSE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Братухина Е.А.

В статье рассматриваются современные проблемы и направления развития, реализации правовой политики в области государственного оборонного заказа. Отмечается, что в настоящее время возник ряд острых проблем функционирования промышленных предприятий, порождающих опасность остановки деятельности данных предприятий в части исполнения договоров по государственному оборонному заказу. Ситуация связана с задержкой финансирования и невыполнением договорных условий, влекущих предъявление штрафных санкций, в некоторых случаях по сумме превышающих сумму контракта. Поэтому без глубокого изучения причин невыполнения государственного оборонного заказа невозможно определить меры развития и реализации правовой политики в данной области. В результате выполнение государственного оборонного заказа становится невозможным: не закупаются материалы и оборудование; несвоевременно производится выплата заработной платы работникам; медленно идет процесс модернизации производственных мощностей. Эти и другие причины в ряде случаев ведут к предбанкротному состоянию предприятий. Автором предлагаются изменения действующего законодательства, касающиеся исполнения государственного оборонного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Братухина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF LEGAL POLITICS

The article deals with modern problems and directions of development, the implementation of the legal policy of the state defense order. It is noted that currently there was a number of acute problems of functioning of industrial enterprises, generating a risk of these enterprises stop activities of the execution of contracts for the state defense order. This situation is associated with a delay of funding and the failure of contractual conditions, involving the presentation of penalties, in some cases the sum is greater than the sum of the contract. Therefore, without a thorough study of the causes of failure of the state defense order is impossible to determine the measures of development and implementation of legal policy in this area. As a result, it becomes impossible to fulfill the state defense order not purchased materials and equipment; not make timely payment of wages to employees; slow the process of modernization of production facilities. These and other reasons in some cases lead to the verge of bankruptcy enterprises. The article describes the reasons for non-matched state is about order and determined the development and implementation of legal policy in this area. The proposed changes to the existing legislation relating to the execution of the state defense order.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

4’ 2016 I Кэ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

Е.А. Братухина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета

E.A. Bratukhina,

Candidate of Economic,

Associate Professor, Department of Economics and Management Syzran Branch of Samara State University of Economics Ly-79@rambler. ru

Развитие и реализация правовой политики в области государственного оборонного заказа

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы и направления развития, реализации правовой политики в области государственного оборонного заказа. Отмечается, что в настоящее время возник ряд острых проблем функционирования промышленных предприятий, порождающих опасность остановки деятельности данных предприятий в части исполнения договоров по государственному оборонному заказу. Ситуация связана с задержкой финансирования и невыполнением договорных условий, влекущих предъявление штрафных санкций, в некоторых случаях по сумме превышающих сумму контракта. Поэтому без глубокого изучения причин невыполнения государственного оборонного заказа невозможно определить меры развития и реализации правовой политики в данной области. В результате выполнение государственного оборонного заказа становится невозможным: не закупаются материалы и оборудование; несвоевременно производится выплата заработной платы работникам; медленно идет процесс модернизации производственных мощностей. Эти и другие причины в ряде случаев ведут к предбанкротному состоянию предприятий. Автором предлагаются изменения действующего законодательства, касающиеся исполнения государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, правовая политика, безопасность страны.

The development and implementation of legal politics

Abstract: the article deals with modern problems and directions of development, the implementation of the legal policy of the state defense order. It is noted that currently there was a number of acute problems of functioning of industrial enterprises, generating a risk of these enterprises stop activities of the execution of contracts for the state defense order. This situation is associated with a delay of funding and the failure of contractual conditions, involving the presentation of penalties, in some cases the sum is greater than the sum of the contract. Therefore, without a thorough study of the causes of failure of the state defense order is impossible to determine the measures of development and implementation of legal policy in this area. As a result, it becomes impossible to fulfill the state defense order not purchased materials and equipment; not make timely payment of wages to employees; slow the process of modernization of production facilities. These and other reasons in some cases lead to the verge of bankruptcy enterprises. The article describes the reasons for non-matched state is about order and determined the development and implementation of legal policy in this area. The proposed changes to the existing legislation relating to the execution of the state defense order.

Keywords: state defense order, defense industry, legal policy, national security.

Предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ страны, принадлежит одна из ведущих ролей в развитии государства, обеспечении его безопасности, поддержании социальной стабильности в обществе. Поэтому к важнейшим задачам современного государства относится формирование и развитие правовой политики в области государственного оборонного заказа, а основной его целью является формирование условий стабильности функционирования и развития оборонной промышленности, обеспечения безопасности страны.

Однако в настоящее время возник ряд острых проблем функционирования промышленных предприятий, порождающих опасность остановки их деятельности в части исполнения договоров по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ), что связано с задержкой финансирования на срок более трех месяцев, невыполнением договорных условий, влекущих предъявление штрафных санкций, в некоторых случаях по сумме превышающих сумму контракта. Поэтому без глубокого изучения причин невыполнения государственного оборонного заказа невозможно определить меры развития и реализации правовой политики в данной сфере.

В результате выполнение ГОЗ становится невозможным: не закупаются материалы и оборудование; несвоевременно производится выплата заработной платы работникам; медленно идет процесс модернизации производственных мощностей. Эти и другие причины в ряде случаев ведут к предбанкротному состоянию предприятий.

Проведенный нами анализ показал, что причины невыполнения ГОЗ состоят в следующем:

— наличие трудностей по оплате материалов и комплектующих. Так, при наличии большой номенклатуры производимых комплектующих они используются сразу в нескольких головных изделиях по разным государственным контрактам. При новом механизме оплаты с отдельного счета в банке только за изделие по конкретному заказу возникли трудности по оплате материалов и комплектующих из-за малых норм применения и больших партий отгрузок поставщиком, что приводит к замораживанию оборотных средств и увеличению складских запасов;

— в договорах по государственному оборонному заказу головной исполнитель прописывает условие, что отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения поставщиком обязанностей по договору. При этом, учитывая то, что ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют уровень кооперации с долей ГОЗ в общем объеме реализации до 90 %, в данной ситуации у них нет возможности обеспечить выполнение договоров по ГОЗ за счет собственных оборотных средств, поскольку они отсутствуют из-за несвоевременного авансирования и увеличения сроков окончательного расчета. Выход для предприятий по обеспечению своевременных поставок своей продукции видится в привлечении заемных средств;

— не определен механизм оплаты с отдельных счетов по статьям большей части общепроизводственных, общехозяйственных расходов, приобретения оборудования, проведения ремонтов оборудования, зданий и сооружений.

Отсутствие авансирования государственных контрактов, отсутствие у предприятий собственных оборотных средств приводит к неисполнению в срок государственных заказов, что влечет наложение штрафных санкций. Это может привести к банкротству предприятий, сокращению работников и, соответственно, к социальной дестабилизации региона. Более того, это повлечет за собой невозможность исполнения предприятиями государственных производственных программ.

ті

а

(D

0)

г! w о »

'ё "і

SD я

О о о\ ^ о s "О ч о s

103

ь

§

&)

!

4’ 2016 I К ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

На основании Федерального закона «О государственном оборонном заказе» [1] и других законодательных актов Российской Федерации создана межведомственная система контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых по ГОЗ. Данная система направлена на обеспечение прозрачности финансовых операций по всей цепочке кооперации, участвующей в государственном оборонном заказе предприятий, а также недопущение злоупотребления и нецелевого использования полученных предприятиями бюджетных средств.

Поддерживая в целом создание такой системы, отмечаем, что отдельные положения Закона в значительной мере усложняют порядок участия предприятий и организаций в реализации ГОЗ. Поэтому в целях обеспечения реализации правовой политики в области государственного оборонного заказа, совершенствования механизмов финансового контроля и разрешения вышеуказанных проблем представляется обоснованным уточнить отдельные нормы закона, предусматривающие:

— открытие головными исполнителями единого счета по ГОЗ в уполномоченных банках с увязкой в единой информационно-аналитической системе ГОЗ расходов по нему по идентификатору государственного контракта;

— наделение организаций правом и обязанностью реинвестирования с иных счетов на единый счет по ГОЗ собственных и заемных средств с целью полного учета движения денежных средств по каждому государственному контракту, что позволит привести в соответствие раздельный учет затрат по государственному контракту и движение средств по единому счету по ГОЗ (в разрезе субсчетов);

— оптимизацию состава производственной кооперации, ограничив ее организациями, осуществляющими изготовление составных частей изделий по документации заказчика и имеющими лицензию на разработку и производство вооружения, военной и специальной техники и их составных частей. При этом при расчетах с иными контрагентами (с предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности, поставщиками продукции общепромышленного назначения, выбираемыми по результатам конкурентных процедур, иностранными поставщиками, аудиторскими организациями, организациями, оказывающими услуги по поддержанию производственной инфраструктуры, по сертификации продукции, взрывопожароопасных производств и рабочих мест и т. п.) сохранять признак принадлежности средств к бюджетным, путем применения идентификатора контракта.

На основании изложенного считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»:

Статью 3. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнить п. 7, изложив его в следующей редакции:

«7) контракт — договор, заключенный в письменной форме... и предусматривающий, в том числе, этапы и сроки исполнения контракта, обязательства сторон и их ответственность».

Пункт 1 статьи 6.1 «Идентификатор государственного контракта» изложить в следующей редакции:

«1. Каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется... содержит следующую информацию:

1) идентификационный код государственного заказчика;

2) способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) год заключения государственного контракта;

4) этапы выполнения государственного контракта;

5) год окончания срока действия государственного контракта;

6) порядковый номер государственного контракта, присваиваемый последовательно...».

Пункт 6 ст. 7 «Основные обязанности государственного заказчика» изложить в следующей редакции:

«6) включает в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту, с учетом этапов его выполнения, только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, за исключением государственных контрактов в сфере закупок товаров, работ...».

Подпункт «е» п. 2 ст. 8.3 изложить в следующей редакции:

«е) перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта... для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после поэтапного (частичного) и полного исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг)».

Подпункт 9 ст. 8.2. «Основные права и обязанности уполномоченного банка. Банковское сопровождение» изложить в следующей редакции: «уведомлять головного исполнителя о получении уведомления от государственного заказчика о частичном (этапе) и полном исполнении государственного контракта».

Пункт 2 ст. 8.5 «Осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу» изложить в следующей редакции:

«2. Головной исполнитель, исполнитель обязаны представлять в уполномоченный банк документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений. К документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся:

<...>

2) акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг) или частичного выполнения (этапа), определенного контрактом, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)».

Таким образом, развитие и реализация правовой политики в области государственного оборонного заказа является одним из условий обеспечения безопасности страны, а совершенствование законодательной политики

ті

а

(D

0)

г! w о »

'ё "і

SD я

О о о\ ^ о s "О ч о s

105

ь

§

&)

!

4’ 20 16 I О? ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

в данной сфере — необходимым условием минимизации рисков для предприятий по выполнению государственных контрактов.

Практика наложения штрафных санкций на предприятия, выполняющие государственные контракты ГОЗ, без анализа и устранения вышеизложенных причин приведет к сокращению выпуска продукции, прекращению деятельности предприятий, результатом чего станет обострение социальных проблем в регионах. Поэтому сложившаяся ситуация требует немедленного вмешательства со стороны государства.

Список литературы:

1. О государственном оборонном заказе : федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 275-Фз (в ред. от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

С.А. Кожевникова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета

S.A. Kozhevnikova,

Candidate of Economic, Associate professor, department of civil disciplines Syzran branch of the Samara state economic university ksa_sf@mail. ru

Концепции формирования стандартов исполнения государственных функций и оказания услуг

Аннотация: в статье выделяются стандарты результата (материальные стандарты) и стандарты процесса (процессуальные стандарты). Стандарт результата (материальный стандарт) может и должен устанавливать единые по всей территории страны нормативные требования к результату деятельности. Стандарты процесса, они же «стандарты исполнения государственных функций» содержат требования к общей процедуре взаимодействия субъектов процесса оказания публичных услуг, т. е. необходимые требования к качеству (порядку, содержанию и показателям) совершаемых действий и процедуре, обеспечивающей эффективную деятельность в пределах компетенции уполномоченных лиц и организаций. Стандарты описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить организации, при этом не навязывают рамки единообразия в организации деятельности. Стандарты содержат элементы, которые необходимы для обеспечения системы управления государственной организацией, а не механизмы введения данных элементов в деятельность конкретной организации (структуры).

Ключевые слова: правовые стандарты деятельности, административная реформа, стандарты исполнения государственных функций; стандарты оказания государственных услуг.

Concept of formation of standards of performance of public functions and services

Abstract: the article highlighted the standards result (material standards) and process standards (procedural standards to the requirements on the content of the material standards include. The standards process (procedural standards), also known as «standards of performance of public functions» include requirements to the general procedure of interaction of subjects in the delivery of public services, ie the necessary quality requirements (order , content and performance) committed actions and procedures ensure effective work within the competence of the authorized persons and organizations. The standards describe only the minimum requirements that must be completed organization, it does not impose uniformity in the scope of organization. The standards contain elements that are necessary to ensure public organization management system, rather than the introduction of mechanisms for the data elements in the activities of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.