Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PIRLS'

РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PIRLS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PIRLS / МОНИТОРИНГ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исманова М. А.

Качество читательской грамотности и понимания текста в процессе обучения родного языка имеет важное значение. PIRLS обеспечивает сравнимости результатов, полученных в разные периоды времени на разных выборках испытуемых с использованием отличающегося инструментария. оценке качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN BASED ON INTERNATIONAL PIRLS RESEARCH

The quality of reading literacy and understanding of the text in the process of learning the native language is essential. PIRLS provides comparability of results obtained at different periods of time on different samples of subjects using different instrumentation. assessing the quality of general education in general education institutions based on the practice of international research on the quality of training students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PIRLS»

Исманова М.А. преподаватель

Чирчикский государственный педагогический институт

РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PIRLS

Аннотация: Качество читательской грамотности и понимания текста в процессе обучения родного языка имеет важное значение. PIRLS обеспечивает сравнимости результатов, полученных в разные периоды времени на разных выборках испытуемых с использованием отличающегося инструментария. оценке качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Ключевые слова: PIRLS, мониторинг, инструментарий, интерпретация.

Ismanova M.A. lecturer

Chirchik State Pedagogical Institute

DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN BASED ON INTERNATIONAL PIRLS

RESEARCH

Annotation: The quality of reading literacy and understanding of the text in the process of learning the native language is essential. PIRLS provides comparability of results obtained at different periods of time on different samples of subjects using different instrumentation. assessing the quality of general education in general education institutions based on the practice of international research on the quality of training students.

Key words: PIRLS, monitoring, instrumentation, interpretation.

Международное исследование качества чтения и понимания текста (The Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) - это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций читательской грамотности в странах с различными системами образования. Позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания письменного текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования. Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA) в консорциуме с ведущими

международными научными организациями, при участии национальных центров.

В рамках исследования изучается уровень и качество чтения и понимания прочитанного текста учащимися, заканчивающими четвёртый класс начальной школы, в странах с различными системами образования. Выбор учащихся четвёртого класса начальной школы объясняется тем, что именно к четвёртому году обучения учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения и способности приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Главным требованием, предъявляемым к мониторинговым исследованиям качества образования, таким, как исследование PIRLS, является обеспечение сравнимости результатов, полученных в разные периоды времени на разных выборках испытуемых с использованием отличающегося инструментария. Для реализации этого требования предпринимаются специальные действия. Например, при написании тестов и анкет для построения сопоставимых шкал и сравнения полученных результатов включаются группы заданий и вопросов, которые использовались в предыдущие годы.

В процессе исследования изучаются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.

2. Чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских навыков:

1. Нахождение информации, заданной в явном виде.

2. Формулирование выводов.

3. Интерпретация и обобщение информации.

4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

5. Пример задания:

ПРИМЕР 1.

Текст «Открой для себя удовольствия однодневного пешего похода». Воп/юсы Лг95 и №6 относятся к среднему уровню трудности.

Посмотри на раздел с названием «Список необходимого». Используй его для ответов на вопросы 5 и 6.

Вопрос № 5. Зачем в походе нужны запасные носки?

A. ноги могут промокнуть

B. может быть холодная погода

C. могут появиться мозоли [). для друга

Вопрос № 6. Что надо делать, если во время похода понадобится помощь?

A. поесть для подкрепления сил

B. свистнуть в свисток три раза

C. нанести на себя побольше средства для отпугивания насекомых

О. закричать изо всех сил: «Па помощь!»

Список необходимого

□ Вода: нужно запастись водой, чтобы не1 испытывать жажды.

□ Еда: нужно взять еду, которая быстро утоляет голод, или всё для пикника.

□ Аптечка первой помощи: на случай появления волдырей, ссадин или царапин.

□ Средство для отпугивания насекомых: чтобы избежать укусов насекомых (например, клещей, пчёл, комаров и мух).

□ Запасные носки: ноги могут промокнуть.

□ Свисток: необходим, если ты отправляешься в поход один. Три коротких свистка означают, что ты в беде и тебе нужна помощь.

□ Карта и компас: очень важные вещи в походах повышенной сложности.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе обучения, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные модели, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников. Поэтому важнейшей задачей в развитии мастерства современного учителя является формирование его функциональной компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных моделей на уроке, готовность к гибкости, адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и временных потребностей.

Использованные источники:

1. www.lex.uz/kitobxonlik madaniyatini osЫrish bo'yicha farmoyish

2. www.lex.uz/beshta tashabbus

3. https://nces.ed.gov/surveys/pirls/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.