РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ
Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева
Авторы статьи проводят комплексный экономический анализ современного состояния качества жизни населения Тамбовской области. На этой основе осуществляется интегральная оценка данного показателя в сравнении с областями Центрально-Черноземного региона, позволяющая выявить первоочередные потребности и установить социально-значимые варианты экономической стратегии. Результатом исследований, которым посвящена данная статья, является определение уровня качества жизни, которое предлагается авторами для оценки эффективности региональной программы качества жизни.
Ключевые слова: качество жизни, система управления, региональная программа.
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, механизма реализации программ качества и др.
В современной литературе существуют различные трактовки этого понятия, что связано с многоаспектностью категории качества [1-2]. В философском смысле качество -это непосредственная характеристика непосредственного бытия. Наиболее известные ученые так трактуют это понятие. Дж. Джу-ран: качество - пригодность для определенной цели и использования. Э. Деминг: качество нацелено на требования потребителя, настоящее и будущее. А. Фейгенбаум: качество - обобщенные комплексные характеристики рыночного исследования, проектирования, производства и обслуживания, в результате которых определяется степень соответствия произведенной продукции или услуги ожиданиям потребителя.
В международных стандартах серии ИСО 9000:1994 качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В новых международных стандартах серии ИСО 9000:2000 качество определяется как степень соответствия присущих продукции (услуге) характеристик установленным требованиям [3-4]. Вместе с тем качество следует рассматривать как динамичную категорию. С этой точки зрения, интересно концептуальное определе-
ние качества, сформулированное Российской Академией проблем качества, в соответствии с которым качество - одна из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка определяет ее социальноэкономическую направленность, определяющую значимость для деятельности по совершенствованию уровня и качества жизни.
В настоящее время существует множество концептуальных подходов к определению качества жизни. Качество жизни, как и качество продукции, должно рассматриваться как постоянно эволюционирующая категория, которая наполняется различным содержанием в зависимости от социальных идеалов того или иного сообщества, исторического периода времени и т. д. Можно выделить три подхода к характеристике категории «качество жизни». Первый подход основывается на объективных показателях, не являющихся отражением жизненного опыта индивида и полученных на основе статистической отчетности, объективной информации: состояние здравоохранения, уровень и структура образования населения, темпы экономического развития и др. Второй подход основан на попытках дать определение понятию «качество жизни» через субъективные оценки: уровень самореализации человека, степень удовлетворения его потребностей и др. Третий подход представляет собой синтез первых двух, что позволяет перейти к интегральной оценке качества жизни через конкретный набор качественных характеристик населения: здоровье, образование, культуру и т. д.
Таким образом, качество жизни определяется тем:
1) в какой мере реализуются различные потребности человека в соотношении с социальными стандартами и ресурсами общества;
2) какова функциональная составляющая государственных институтов, обеспечивающих условия жизнедеятельности, степень удовлетворения потребностей человека.
Следовательно, качество жизни - это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования человека в процессе его жизнедеятельности, связанной с удовлетворением его потребностей, реализацией ценностей, основанная на оценке объективных показателей уровня жизни, условий жизнедеятельности и их субъективного восприятия человеком.
Исходя из вышеизложенного, представляется очевидным перечень задач повышения качества жизни в обществе:
- создание условий удовлетворения потребностей индивида в соответствии с социальными стандартами, с одной стороны, и ресурсными возможностями общества - с другой;
- защита прав потребителей на качественные изделия и услуги как неотъемлемых прав личности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, повышение качества трудовой жизни.
Основной государственной политикой большинства промышленно развитых стран является повышение качества жизни, из которой логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг. Например, такая политика воплощена в гармонизированной концепции, разработанной комиссией ЕС. Концепция базируется на принципе взаимного увязывания правовых норм и предписаний государств - членов ЕС к установлению требований к здоровью и безопасности, которые должны войти в законодательство каждой из стран-членов и с учетом которых изготовленное в любой из стран изделие может находиться в свободном обращении в ЕС.
Что касается России, для нее ни качество жизни, ни качество трудовой жизни, ни качество товаров и услуг пока не стали основой государственной социально-экономической
политики. Вместе с тем, разработан проект Концепции национальной политики в России в области качества продукции и услуг, в котором представлена система официальных взглядов на роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов, цели и основные направления национальной политики России в этой области. Но реализация этого документа пока остается только на бумаге.
Факты свидетельствуют, что наша страна обладает богатым, невостребованным потенциалом. В XIX - начале XX вв. в Западной Европе широко использовался термин «русский товар», означавший высшее качество товара, который был доступен немногим избранным.
В нашей стране исследования и разработки в области управления качеством по отдельным направлениям значительно опережали мировой уровень. Комплексное управление качеством получило свое развитие в России в 50-70-х гг. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в:
- Саратовской системе бездефектного изготовления продукции (БИП), 1955 г. создания;
- Горьковской системе «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КА-НАРСПИ), 1958 г.;
- Ярославской системе научной организации работ по повышению моторесурса (НОРМ), 1962 г.;
- Львовской системе бездефектного труда (СБТ), 1967 г.;
- Львовской комплексной системе управления качеством продукции на базе стандартизации (КСУКП), 1972 г.;
- Краснодарской комплексной системе повышения эффективности производства (КСПЭП), 1975 г.; Комплексная система повышения эффективности производства и качества работы (КСПЭП и КР), 1979 г.;
- системе управления производственным объединением и промышленным предприятием на базе стандартизации (СУ ПП и УО), 1980 г. создания.
В 70-80-е гг. XX в. к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов управления качеством, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности, в том числе для государственных органов управления, вне зависимости
от того, в какой стране они находятся. Было положено начало развитию универсальных подходов к управлению качеством - UQM (Universal Quality Management - Универсальный менеджмент качества). Именно этот период характеризуется переходом от управления качеством к всеобщему менеджменту качества (TQM).
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества. Основная философия TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Концепция стандартов ИСО отвечает на вопрос, что делать для обеспечения качества, тогда как концепция TQM - как это делать. В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Опираясь на общие подходы к сущности и направленности TQM, определим роль и место качества жизни в системе менеджмента качества, для чего выявим особенности понятия «системы качества».
Система качества - совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов и ресурсов для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Более широко система качества определяется как совокупность взаимосвязанных элементов (управляемой подсистемы и управляющей
подсистемы качества), взаимодействие которых обеспечивает достижение поставленной цели наиболее оптимальным путем. Эффективная, хорошо структурированная система качества позволяет добиваться создания продукции определенного уровня качества, а также реализации более глобальных целей.
Исходя из сущности концепции всеобщего управления качеством, можно определить фундаментальные цели, на которые должны быть направлены системы TQM (рис. 1).
В настоящее время TQM становится интегральной концепцией общего менеджмента. Она позволяет объединить отдельные функции и направления управления в организации с позиций обеспечения качества, причем, как показано на рисунке 1, не только качества продукции, но и качества трудовых ресурсов, уровня и качества жизни.
Наибольшее распространение система качества получила в промышленно развитых странах - США, Великобритании, Швеции, Японии, Южной Корее, Тайване. Вместе с тем в каждой стране она трактовалась по-своему, исходя из особенностей ее исторического развития и работ по менеджменту качества. Так, в США и Европе основной упор в TQM делался на культуру производства, а в восточных государствах - на статистические методы и групповую деятельность в области качества.
Удовлетворенность
потребителей
Рис. 1. Цели системы менеджмента качества
В России концепция TQM стала востребованной специалистами в середине 1990-х гг. В отличие от зарубежной практики, когда применение TQM началось еще до применения стандартов ИСО, в нашей стране внедрение этих стандартов дало толчок изучению концепции TQM.
Несмотря на наличие особенностей применения рассматриваемой системы качества в разных странах, можно выделить следующие фундаментальные ее характеристики:
- ориентация всей деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех предприятия в рыночной экономике;
- непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
- комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех этапах деятельности;
- смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;
- непрерывное повышение компетентности персонала, вовлеченного в процесс повышения качества;
- отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда качество объекта на конечном этапе - следствие достижения качества на всех предшествующих этапах;
- оптимизация соотношения «качество
- затраты - время»;
- обеспечение достоверности данных о качестве за счет применения статистических методов;
- непрерывное улучшение качества.
TQM на уровне организации преследует
следующие цели:
- ориентация на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;
- возведение качества в ранг цели организации и корпоративной культуры;
- оптимальное использование всех ресурсов организации.
Все эти характеристики можно объединить под общим определением, которое приводится в международном стандарте ИСО 8402:94: «TQM - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».
Таким образом, концепция TQM выдвигает качество как основной критерий оценки работы организации, трактует качество в его широком экономическом и социальном смысле, что позволяет считать систему TQM важнейшим элементом в формировании концепции управления экономикой.
По мнению экономистов-аналитиков, экономические, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Однако, как свидетельствует мировой опыт, такая роль управления может быть реализована лишь при благоприятных внешних и внутренних условиях. Определяющим внутренним условием является ориентация общества на качество жизни. Управление экономикой, являясь частью системы макроуправления, должно осуществляться в соответствии с принципами:
- экономика главным образом ориентируется на социальные нужды людей;
- экономическая политика приспосабливается к человеку, а не наоборот;
- рынок - средство обеспечения достойной жизни населения страны;
- основной критерий рыночной эффективности - не прибыльность, степень удовлетворенности интересов конкретных людей.
Таким образом, TQM должна рассматриваться как неотъемлемая часть управления социально-экономическими процессами на основе создания программы качества. Удовлетворение разнообразных потребностей населения базируется на обеспечении качества трудовой жизни, производственных отношений, культуры бизнеса, высокого уровня образования, качества технологий, продукции, услуг. Следовательно, TQM - важнейший инструмент формирования всех составляющих качества жизни.
Механизм разработки и реализации программы качества представляет собой последовательность процессов, направленных на достижение оптимальных параметров, характеризующих качество жизни. Последовательность работ по подготовке программы включает следующие этапы:
- проведение анализа социально-экономического положения региона, выявление факторов, оказывающих значительное влияние на уровень качества жизни;
- определение целей и задач программы, что позволит сориентировать региональное развитие на эффективное использование собственных ресурсов;
- разработка концепции программы,
основными принципами которой являются: а) переход от политики выживания к такому экономическому развитию, которое направлено на существенное улучшение благосостояния населения; б) максимальное использование возможностей, предоставляемых законодательством РФ о местном самоуправлении, способствующем развитию
среднего и малого бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности области -как средства увеличения совокупного потенциала региона и необходимое условие его развития; в) реформирование структуры и методов работы исполнительного органа местного самоуправления, обеспечивающее ликвидацию бюрократических барьеров, оптимизацию бюджетного процесса;
- оценка инвестиционных потребностей, которая основывается на результатах анализа экономики региона и позволяет выделить приоритетные направления;
- обоснование эффективности принятых направлений и проектов, позволяющее установить социально-значимые варианты экономической стратегии;
- корректировка целей, осуществляющаяся на основе определения интегрального показателя качества жизни по результатам текущего экономического анализа;
- оценка эффективности привлеченных финансовых ресурсов и контроль за реализацией программы;
- оценка эффективности программы с использованием интегрального показателя качества жизни (ИКЖ), позволяющая контролировать проводимые мероприятия, направленные на обеспечение и улучшение качества жизни.
Оценка эффективности реализации региональной программы управления качеством жизни, основанной на системном комплексном подходе, осуществляется по уровню индекса качества жизни как определяющего показателя рейтинга программ, а также по дополнительным показателям: индекс
ожидаемой продолжительности жизни, индекс достигнутого уровня образования, индекс скорректированного ВВП на душу населения.
Выявление особенностей формирования региональной программы качества жизни позволило разработать классификацию данных программ по рейтингу для оценки их эффективности (табл. 1).
Таблица 1
Классификация региональных программ качества жизни по рейтингу оценки эффективности их реализации
Индекс качества жизни Уровень качества жизни населения региона Уровень региональной программы управления качеством жизни
0,690-0,700 Низкий уровень качества жизни Программа «Качество» в регионе не реализуется. Причины воздействия на качество жизни не анализируются. Совершенствуются отдельные направления программы социально-экономического развития региона
0,700-0,710 Уровень качества жизни ниже среднего Применяются новые подходы к формированию программы социально-экономического развития, наблюдается улучшение отдельных показателей экономики региона, достижение подчиненных, а не конечной цели - качество жизни
0,710-0,720 Средний уровень качества жизни Применение новых подходов и методов в управлении регионом при формировании и реализации программы социальноэкономического развития, в т. ч. на основе привлечения инвестиций в здравоохранение, в образование и др., т. е. в качество населения
0,720-0,730 Уровень качества жизни выше среднего Применение системного и комплексного подхода к проблеме обеспечения и улучшения качества жизни. Использование научно-обоснованных методов создания программы управления качеством жизни. Четкая реализация и систематический контроль выполнения программы на каждом этапе. Пример для других регионов. Возможности совершенствования механизма формирования программы качества
Наличие комплексной программы, основанной на системном подходе, должно обеспечить региону дополнительные конкурентные преимущества, позволить концентрировать ресурсы на четко определенных направлениях развития, объединить усилия различных групп населения на решении первоочередных задач в области улучшения качества жизни.
1. Ильенкова С.Д. и др. Инновационный менеджмент. М., 2003.
2. Менеджмент систем качества / М.Г. Круглов и др. М., 1997.
3. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. СПб., 2005.
4. ГОСТ ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2001.
Поступила в редакцию 3.10.2007 г.
Gerasimov B.I., Drobysheva V.V. Development and estimation of efficiency of quality of life control system. The authors carry out complex economic analysis of a modern condition of quality of life of the population of the Tambov Region. On this basis they estimate the given parameter in comparison with other areas of the Central Black-soil Region allowing to reveal prime needs and to establish socially important variants of economic strategy. The result of researches, that the paper is devoted to, is definition of a level of quality of life, which is offered by the authors for estimation of efficiency of quality of life regional program.
Key words: quality of life, control system, regional program.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
В.И. Абдукаримов, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин
В статье рассмотрены региональные проблемы повышения качества жизни населения посредством оценки влияния официальных институциональных резервов и построения на их основе дерева целей региональной программы улучшения качества жизни.
Ключевые слова: экономический анализ, региональная программа.
За последние 10-20 лет понятие «качество» претерпело эволюцию: содержание проблемы «качество товаров и труда» преобразовалось в проблемы «качество человека», «качество культуры», «качество образования». Определяющим является переход от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающего такие основные составляющие, как качество среды обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития и др. Сложившаяся в России сложная экономическая и политическая ситуация требует выработки согласованных действий как со стороны федеральных, так и региональных органов власти, направленных на повышение уровня качества жизни, создания программ обеспечения качества жизни.
Проблемы повышения качества жизни являются важнейшими задачами государственных органов управления всех стран. В
связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления в России встала задача разработки нового эффективного механизма управления качеством жизни, и особенно, на региональном уровне, где вопросы обеспечения качества жизни не всегда рассматриваются системно. Эффективное управление качеством жизни предусматривает системную оценку важнейших его составляющих, оценку факторов роста и использование современных методов при разработке алгоритма программы качества. Эти вопросы, несмотря на их фундаментальное значение для реализации целей регионального управления, изучены недостаточно.
«Качество жизни» пока не имеет однозначного определения. Согласно программе развития ООН, основными показателями, характеризующими качество жизни, являются ожидаемая продолжительность жизни,