УДК 930
РАЗВИТИЕ И МУЗЕЕФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЛОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЕГО ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
Храмова Т.Ю.
kvmukfu@mail.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г Казань, Россия
Аннотация: Статья посвящается вопросу развития и формирования института музее-фикации современного и актуального локального (регионального) искусства в России и осмыслению авторского права в области защиты локального искусства от несправедливой и неофициальной эксплуатации. В работе выяснены особенности функционирования художественной организации, исследован практический опыт музеефикации объектов регионального современного российского искусства на примере деятельности самоорганизаций из Нижнего Новгорода (Арсенал), Казани(Смена), и выявлены проблемы правовой защиты.
Ключевые слова: современное искусство, кураторство, авторское право, музеология, художественные самоорганизации.
DEVELOPMENT AND MUSEUM OF MODERN LOCAL ART, ITS LEGAL PROTECTION
T. Khramova
kvmukfu@mail.ru
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
Annotation: The article is devoted to the development and formation of the institute of the museum-fikatsii modern and relevant local (regional) art in Russia and the understanding of copyright in the field of protection of local art from unfair and unofficial exploitation. The work clarified the features of the functioning of artistic organization, explored the practical experience of the museumi-fication of objects of regional modern Russian art on the example of the activities of self-organizations from Nizhny Novgorod (Arsenal), Kazan (Smena), and identified problems of legal protection.
Keywords: contemporary art, curator, copyright, museology, artistic self-organization.
Эпоха глобальной коммуникации на современном этапе дает возможности развития для художественной организации, не только в культурных центрах городов федерального значения и наибольшего экономического развития, но и в институциях региональных городов, отдаленных от эпицентров.
Изучая культурный процесс и рынок искусства в Нижнем Новгороде и Казани, определив задачи государственных центров современного искусства и центров современной культуры в области музеефикации и трансляции современного и актуального искусства, в данной работе мы определили основную роль современного искусства в регионах, значение экспозиционно - вы-
Храмова Т.Ю. РАЗВИТИЕ И МУЗЕЕФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЛОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЕГО ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
ставочной и институциональной деятельности и практическую значимость авторского права на произведения. Сравнительный анализ ГЦСИ Арсенал (Нижний Новгород) и ЦСК Смена (Казань) важен в организации (государственной и индивидуальной), деятельности, в показателях территориального и культурного отличия регионов. Анализ был проведен на материале сайтов институций и в сравнении с заимствованным объемом научных статей по данной теме. А именно, мы рассмотрели: научную работу Здоровенко В. В. «Анализ функциональных возможностей современного искусства», выявив в материале основу деятельности современной художественной организации, конкретнее, автор рассматривает и локальное современное искусство; статью Салтановой М.В. «Музей как культурный центр», чтобы выявить роль современного музея и приобщить понятие культурного центра к музейной институции; работу Логиновой Л.С. «Методологические принципы и основные направления галерейной деятельности...», в которой автор изучает проблему на примере частных художественных галерей Южного Урала; а также, исследование Черняевой И.В. «Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка».
Рассмотрим две институции, выявим данные особенности в значимых для исследования сферах и определим цели организаций в области музеефи-кации и защиты авторского права.
Современное искусство в пространстве галереи представляет собой сложный многоуровневый процесс, отличающийся многообразием и изменчивостью художественных подходов. Экспозиционная деятельность в процессе музеефикации современного искусства в эпоху медиальности для институций (галерея, центр культуры) значительно отличается от экспозицио-нирования в двадцатом веке. Кураторская способность и насыщенный понятийный потенциал штата институции обретает наиважнейшее значение. Сложнее заполучить паттерны современного, развивающегося экспозиционного пространства и эпицентра просвещения для галерей и центров современного искусства, расположенных вне городов федерального значения.
В региональной России (как и в столице) галерея - это не только коммерческая институция, но и организация, занимающаяся просветительской деятельностью, которая заключается в покровительстве художников, в осуществлении выставочной деятельности как элемента культурного процесса, влияющего на развитие художественного вкуса общественности, в популяризации искусства, в участии в разного вида проектах. Просветительскую функцию выполняют все художественные институции, но мы рассмотрим две.
Государственный центр современного искусства Арсенал - это пространство художественной коммуникации для развития человека и территории. В настоящее время Арсенал в Нижнем Новгороде является центром актуальной культуры с современной инфраструктурой, где в ежедневном режиме нижегородский зритель знакомится с главными трендами и лучшими именами
Казанский вестник молодых ученых
современного искусства. Пространство Арсенала включает в себя выставочный зал, киноконцертный зал, медиатеку. Медиатека - это книжный фонд, насчитывающий более 4000 изданий, а также материалы на мультимедийных носителях, посвященные различным аспектам современной культуры и гуманитарного знания. Genius Loci (холл второго этажа) Постоянная экспозиция "GENIUS LOCI" создана на материале археологических раскопок, которые в течение трех сезонов проводились на территории здания Арсенала и рядом с ним. Книжная лавка (первый этаж) - уникальное для Нижнего Новгорода место, где можно приобрести литературу, посвящённую современному искусству. Бюджет ГЦСИ Арсенал государственный, центр широко наполнен академически, региональная идея самосознания наблюдается неявно, отличительно национальной идеи не преследуется, институция сохраняет отношение светского представления о просвещении. Одно из активно развивающихся направлений - создание собственных проектов, основанных на кураторских исследованиях и музейном сотрудничестве, а также на изучении и презентации искусства нового поколения. Кроме того, выставочный отдел развивает удачный опыт международного институционального обмена путем создания совместных выставочных проектов с зарубежными партнерами. Отдел специальных событий осуществляет развитие одного из самых перспективных направлений нашей деятельности, - междисциплинарные и синтетические проекты, основанные на синтезе различных форм современной культуры: современное искусство, современная музыка, современный театр, современный танец.
Для сравнения рассмотрим центр современной культуры в Казани, Смена - это независимый проект, начавший свою работу в 2013 году. «Смена» включает в себя галерею, лекторий и книжный магазин. Здесь регулярно проходят выставки современного искусства, лекции известных деятелей науки и искусства, показы программ международных кинофестивалей, концерты и крупные городские фестивали. Бюджет ЦСК Смена частично государственный, но в большей мере - спонсорский, Смена использует также некоторую площадь своего здания коммерчески. Центр современной культуры занимается также издательской деятельностью, поддерживает инициативы городских самоорганизаций (KMSA - музей стрит - арта, ГСИ от ГМИИ в Татарстане), сотрудничает с общественными организациями, региональными центрами культуры, столичными музеями и научно - популярными издательствами. Организует городские фестивали (Книжный фестиваль). В отличие от ГЦСИ Арсенал, Смена представляет незначительную государственную национальную идею, что обусловлено общим самосознанием в республике и общественным значением национальной культуры. Издательство выпускает сборники о татарской мифологии, проводятся лекции на тему краеведения, принимаются национальные мероприятия.
Две региональные институции схожи в направленности своей просветительской деятельности. Музеефикация регионального искусства в свою очередь происходит с опорой на временное экспонирование, выявление ху-
Храмова Т.Ю. РАЗВИТИЕ И МУЗЕЕФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЛОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЕГО ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
дожественных организаций и художников, не преследуется организация фондового хранения. Происходит своего рода сбор существующего актуального искусства, его рассмотрение и выявление общего интереса, то есть, соблюдается необходимая инициатива для вхождения локального современного искусства в общегосударственный и общемировой масштаб. Такого вида функция просвещения важна не только для регионального искусства и художественных организаций, но и для увеличения известного поля мирового современного искусства и расширения существующих границ.
Распространение художественного авторского права в кураторской деятельности и формирование просветительской деятельности касательно художников и художественных саморганизаций в региональных институциях на данном этапе происходит посредством общей организации и совместной работы. Интерес к изменению авторского права на произведения отсутствует в среде.
Самостоятельное сохранение авторского права в кибер среде сейчас является ответственностью художника/художественной организации, т. к. данная проблема малоизучена и практически не имеет юридического основания. Для защиты собственных произведений в Интернете и обеспечении своего авторского права используются некоторые методы: защита от скачивания файлов, создание водяных знаков на изображении, лицензирование.
Литература
1. Здоровенко В.В. Анализ функциональных возможностей современного искусства. European scince review. 2014.
2. Салтанов М.В. Музей как культурный центр. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013.
3. Логинова ЕС. Методологические принципы и основные направления галерейной деятельности (на примере частных художественных галерей Южного Урала). Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. 2010.
4. Сайт ГЦСИ Арсенал: www.ncca.ru
5. Сайт ЦСК Смена: smenagallery.ru
6. Черняева И.В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка. Вестник Томского государственного университета, культурология и искусствоведение. 2012.
Сведения об авторе
Храмова Т.Ю., студент, Казанский (Приволжский) федеральный унивверситет, г. Казань, Россия.
Дата поступления 11.01.2019